Утверждаю
Первый проректор учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет»
_______________________ В.В.Садовский «____» _______________________2012 г.
Регистрационный УД ________________/ р
Интегрированный модуль «философия»
Учебная программа для специальностей:
1-25 01 07 «Экономика и управление на предприятии»
1-25 01 12 «Экономическая информатика»
1-31 03 06 02 01 «Экономическая кибернетика»
1-26 01 01 «Государственное управление»
1-26 02 03 «Маркетинг»
1-26 02 05 «Логистика»
1-25 01 13 «Экономика и управление туристской индустрией»
1-25 01 04 «Финансы и кредит»
1-25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
1-25 01 05 «Статистика»
1-25 01 01 «Экономическая теория»
1-25 01 03 «Мировая экономика»
1-25 01 02 «Экономика»
1-26 02 01 «Бизнес-администрирование»
1-23 01 02 «Лингвистическое обеспечение межкультурных коммуникаций»
1-24 01 02 «Правоведение»
1 25 01 09 «Товароведение и экспертиза товаров»
1-25 01 10 «Коммерческая деятельность»
1-23 01 05 «Социология»
1-23 01 04 «Психология»
1-23 01 06 «Политология»
Факультеты: менеджмента, маркетинга, высшей школы туризма, финансов и банковского дела, учетно-экономический, международных экономических отношений, права, экономики и управления торговлей, международных бизнес-коммуникаций, институт социально-гуманитарного образования
Кафедра_____философии______________________________________________________
Курс ________1-2______________________________________________________________
Семестр ____1-й; 2-й, 3-й, 4-й___________________________________________________
Лекций _____40________ часов Экзамен _1- 4 семестр
Практических (семинарских)
занятий _____36________ часов
Всего аудиторных часов
по дисциплине ____76________
Всего часов Форма получения высшего
по дисциплине __180__________ образования дневная_
Учебная программа составлена на основе ________________________________________ _______________________________________
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры философии
(Протокол № ___ от __________ 2012 г.)
Заведующий кафедрой __________________ /В.К.Лукашевич/
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры педагогики и психологии (Протокол № ___ от __________ 2012 г.)
Заведующий кафедрой __________________ /Г.В.Бороздина/
Одобрена и рекомендована к утверждению Советом факультета менеджмента
(Протокол № ___ от __________ 2012 г.)
Председатель ________________ В.А.Симхович
Одобрена и рекомендована к утверждению Советом факультета маркетинга
(Протокол № ___ от __________ 2012 г.)
Председатель________________ В.А. Бороденя
Одобрена и рекомендована к утверждению Советом факультета «Высшая школа туризма»
(Протокол № ___ от __________ 2012 г.)
Председатель________________ Н.И.Кабушкин
Одобрена и рекомендована к утверждению Советом факультета финансов и банковского дела (Протокол № ___ от __________ 2012 г.)
Председатель________________ Н.А.Лесневская
Одобрена и рекомендована к утверждению Советом учетно-экономического факультета
(Протокол № ___ от __________ 2012 г.)
Председатель________________ В.В.Березовский
Одобрена и рекомендована к утверждению Советом факультета международных экономических отношений (Протокол № ___ от __________ 2012 г.)
Председатель________________ Г.А.Шмарловская
Одобрена и рекомендована к утверждению Советом факультета экономики и управления торговлей (Протокол № ___ от __________ 2012 г.)
Председатель________________ А.И.Ярцев
Одобрена и рекомендована к утверждению Советом факультета права
(Протокол № ___ от __________ 2012 г.)
Председатель________________ Шкляревский А.Н.
Одобрена и рекомендована к утверждению Советом факультета международных бизнес-коммуникаций (Протокол № ___ от __________ 2012 г.)
Председатель________________ Н.В.Попок
Одобрена и рекомендована к утверждению Советом Института социально-гуманитарного образования (Протокол № ___ от __________ 2012 г.)
Председатель ________________ Я.С.Яскевич
Цели и задачи учебных дисциплин интегрированного модуля «Философия»
Основные цели изучения учебной дисциплины «Философия», связанные с формированием общих философских компетенций:
- формирование у выпускника современного интегрального видения мира, базирующегося на гуманистических идеалах и научных принципах деятельности;
- овладение основами мировой и отечественной философской культуры;
- формирование способности к креативному и критическому научно-практическому, рационально-ориентированному мышлению, обеспечивающему конструктивное участие в социально-преобразовательной и профессиональной деятельности.
Задачей изучения философии как учебной дисциплины является формирование у студента предметных и операциональных философских компетенций.
Формирование предметных философских компетенций студентов осуществляется в соответствии с требованиями образовательного стандарта «Высшее образование. Первая ступень. Цикл социально-гуманитарных дисциплин» РД РБ 02100.5.227-2006, который предусматривает, что в результате изучения учебной дисциплины выпускник должен знать:
· основные проблемы философии и сущность важнейших философских учений;
· ключевые идеи и категории философского анализа;
· основные подходы к философской интерпретации бытия;
· фундаментальные компоненты философской теории человека;
· базовые ценности современной культуры;
· философско-мировоззренческие основания человеческой деятельности (в том числе профессиональной);
· основные характеристики познавательной деятельности, важнейшие философские методы и регулятивы научного исследования;
· основные концепции функционирования и развития общества;
· смысл и содержание глобальных проблем современности, основные стратегии и перспективы их разрешения.
Операциональныефилософские компетенции студента предполагают, что он должен уметь:
· формулировать и аргументировать основные идеи и ценности своего мировоззрения;
· применять философские идеи и категории в ходе анализа социокультурных и профессиональных проблем и ситуаций;
· характеризовать ведущие философские идеи современной научной картины мира, транслировать и популяризировать их;
· уметь обосновывать различные версии ответов на фундаментальные вопросы о смысле человеческого бытия;
· осуществлять осмысленный ценностный выбор, формулировать и аргументировать аксиологические регулятивы своей жизни и профессиональной деятельности;
· определять смысл, цели, задачи и гуманистические параметры своей общественной и профессиональной деятельности.
Основной целью изучения учебной дисциплины «Основы психологии и педагогики» является формирование у будущих специалистов универсальных психолого-педагогических компетенций, обеспечивающих эффективное решение широкого круга социально-личностных и профессиональных задач в сфере любой профессии. Такие универсальные психолого-педагогические компетенции включают:
- компетенции в области теоретических основ образования, определяющих его функции и целевые установки, условия и механизмы его функционирования и развития;
- компетенции межличностного взаимодействия и коммуникации специалиста как субъекта социальной, гражданской, профессиональной сфер;
- компетенции решения социально-воспитательных задач в коллективе;
- компетенции в области повышения квалификации и переподготовки персонала;
- компетенции управления коллективом;
- компетенции непрерывного самообразования и профессионального самосовершенствования;
- компетенции в области семейной жизни, воспитания и развития детей.
Задачи освоения учебной дисциплины«Основы психологии и педагогики» определяются требованиями к овладению студентами обобщенными психолого-педагогическими знаниями и умениями, лежащими в основе представленных выше универсальных психолого-педагогических компетенций.
В результате изучения учебной дисциплины «Основы психологии и педагогики» студент должен знать:
· понятия и категории, общекультурное значение и место психологии и педагогики в системе наук о человеке и обществе;
· положения современных концепций образования и развития личности, педагогические методы и технологии личностного и профессионального развития и самосовершенствования;
· индивидуально-психологические качества и особенности личности, способы мотивации и регуляции поведения и деятельности;
· социально-психологические механизмы и закономерности поведения личности и группы;
· образовательные тенденции, функции и модели образования;
· структуру и направления развития национальной системы образования;
· подходы и принципы применения психолого-педагогических знаний для решения личных, социальных, профессиональных задач;
· основы семейной педагогики.
В результате изучения учебной дисциплины «Основы психологии и педагогики» студент должен уметь:
· учитывать социокультурные тенденции, закономерности и принципы обучения и воспитания при анализе социально-образовательной практики;
· организовывать продуктивное межличностное и профессиональное взаимодействие и общение, в том числе в условиях поликультурной среды;
· определять и учитывать при взаимодействии и коммуникации в социальной и профессиональной сферах индивидуально-психологические и личностные особенности людей с учетом возрастных и гендерных различий;
· использовать психолого-педагогические знания, методы и технологии обучения и воспитания в профессиональной деятельности, при проведении обучающих занятий с персоналом;
· осуществлять адекватную самооценку, разрабатывать и реализовывать проекты самообразования, самовоспитания и профессионального самосовершенствования;
· обеспечивать полноценное развитие и воспитание детей в семье, взаимосвязь поколений.
Учебная дисциплина «Основы психологии и педагогики» представлена двумя курсами: «Основы психологии» и «Основы педагогики». Цель и задачи названной учебной дисциплины конкретизируются далее для каждой ее составляющей.
Цель курса «Основы психологии»: повышение уровня психологической компетентности, психосоциальной адаптивности и психолого-педагогической и управленческой культуры студентов.
Задачи:
· освоение студентами знаний о сущности, закономерностях, принципах психической жизни человека;
· формирование у студентов навыков самоанализа, психологического понимания и интерпретации поведения других людей, стимулирование процессов самопознания и самореализации;
· развитие у студентов умений адекватной психологической перцепции, оценки и рефлексии событий окружающего мира.
Цель курса «Основы педагогики»: усвоение сущности, закономерностей, принципов, условий и факторов формирования у человека качеств активного и компетентного социального субъекта культуры и труда, гражданской и семейной жизнедеятельности; подготовка личности к выполнению задач и функций в социальном контексте будущей профессиональной деятельности; формирование готовности к постоянному самообразованию, личностному и профессиональному саморазвитию.
Задачи:
· освоение студентами на основе междисциплинарного подхода системных знаний об образовании как социокультурном феномене; педагогических объектах, явлениях, процессах, системах, которые оказывают значительное влияние на обучение, воспитание, образование и развитие личности; формирование компетентности применять психолого-педагогические знания, принципы, методы для решения социально-личностных и профессиональных задач, обеспечения полноценного развития и гуманистического воспитания детей в семье;
· формирование у студентов отношения к образованию как общечеловеческой ценности, сознательного и ответственного отношения к социально-педагогической действительности, готовности будущих специалистов к участию в государственно-общественном управлении системой образования, культуры социального взаимодействия и коммуникации; развитие способности к постоянному самообразованию и самовоспитанию;
· освоение студентами способов системного и сравнительного анализа, форм продуктивного, критического мышления; развитие умений рефлексии собственной деятельности; формирование способности к непрерывному саморазвитию и эффективной самореализации в сфере профессии.
Структура содержания интегрированного модуля «Философия»
Структурирование содержания учебных дисциплин интегрированного модуля «Философия» осуществляется посредством выделения в нем укрупненных дидактических единиц (модуль, раздел).
Учебные программы по дисциплинам социально-гуманитарного цикла отражают специфику профиля учреждения высшего образования, специальности, собственных научно-методических наработок и профессионального опыта профессорско-преподавательского состава.
На изучение интегрированного модуля «Философия» выделяется 180 часов, в том числе 76 аудиторных часов и 104 часа самостоятельной работы студентов, включая время на подготовку к экзамену. Если в качестве формы контроля предполагается зачет, то, соответственно, 76 аудиторных часов и 76 часов самостоятельной работы студентов.
Эти часы распределяются между обязательными дисциплинами «Философия» и «Основы психологии и педагогики» следующим образом:
· изучение дисциплины «Философия» рассчитано на 84 учебных часа, из них 42 аудиторных часа и 42 часа самостоятельной работы студентов;
· изучение дисциплины «Основы психологии и педагогики» рассчитано на 68 часов, из них 34 аудиторных часа и 34 часа самостоятельной работы студентов;
· на подготовку к экзамену отводится 28 академических часов.
Примерный тематический план дисциплины «Философия»
Название тем, разделов, модулей | Количество аудиторных часов | ||
Всего | Лекции | Практические (семинарские) занятия | |
Раздел I. Философия в исторической динамике культуры | |||
Модуль 0. Введение в учебную дисциплину «Философия» | |||
Модуль 1.Философия как социокультурный феномен | |||
Модуль 2. Исторические типы классической философии | |||
Модуль 3. Становление и основные направления неклассической философии | |||
Модуль 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль в Беларуси. | |||
Раздел II. Основные проблемы современной философии | |||
Модуль 5. Философия бытия | |||
Модуль 6. Философская антропология | |||
Модуль 7. Теория познания и философия науки | |||
Модуль 8. Социальная философия | |||
Модуль-резюме | |||
Модуль контроля. Заключительная диагностика освоения учебной дисциплины «Философия». | |||
Всего: |
Примерный тематический план дисциплины
«Основы психологии и педагогики»
Название тем, разделов, модулей | Количество аудиторных часов | ||
Всего | Лекции | Практические (семинарские) занятия | |
Курс «Основы психологии» | |||
Раздел I. Психология личности | |||
Модуль 0. Введение в курс «Основы психологии» | |||
Модуль 1. Биологическая и психологическая подструктуры личности | |||
Модуль 2.Социальная подструктура личности | |||
Модуль 3.Направленность личности | |||
Модуль 4.Эмоции и психические состояния личности | |||
Модуль 5.Свойства личности | |||
Раздел II. Социальное поведение личности | |||
Модуль 6.Межличностные отношения и взаимодействие людей в малых группах | |||
Модуль 7.Личность и группа как субъект и объект управления | |||
Модуль 8. Роль и психологические функции руководителя в системе управления | |||
Модуль-резюме. Психологическая компетентность студента как составляющая социально-профессиональной компетентности выпускника учреждения высшего образования | |||
Модуль контроля. Заключительная диагностика освоения курса «Основы психологии» | |||
Всего часов по курсу «Основы психологии» | |||
Курс «Основы педагогики» | |||
Раздел I. Общие основы педагогики | |||
Модуль 0. Введение в курс «Основы педагогики». Педагогика в системе наук о человеке | |||
Модуль 1. Образование как социокультурный феномен и движущая сила социально-экономического развития | |||
Модуль 2. Система образования в Республике Беларусь: состояние и пути развития | |||
Раздел II. Развитие, воспитание и социализация личности | |||
Модуль 3. Развитие и воспитание личности | |||
Модуль 4.Социализация личности. Семейное воспитание | |||
Раздел III. Акмеолого-педагогические основы личностного и профессионального развития | |||
Модуль 5.Самосовершенствование личности | |||
Модуль 6. Личность и творчество | |||
Модуль-резюме. Педагогическая компетентность студента как составляющая социально-профессиональной компетентности выпускника учреждения высшего образования | |||
Модуль контроля. Заключительная диагностика освоения курса «Основы педагогики» | |||
Всего часов по курсу «Основы педагогики» |
Содержание учебного материала
№ | Название темы | Содержание темы | Количество часов | |
Стационар | ||||
лекции | семинары | |||
Раздел 1. | Философия в исторической динамике культуры | |||
Модуль 0. | Введение в учебную дисциплину «Философия» | О понятии и задачах философии. Философия как способ самопознания человека. Образ философии в истории культуры. | ||
Модуль 1 | Философия как социокультурный феномен. | Понятие мировоззрения. Структура и исторические типы мировоззрения. Генезис и специфика философии как рационально-теоретического мировоззрения. Проблемное поле философии. Взаимосвязь философии и науки, искусства, морали, религии. Язык философии. | ||
Модуль 2 | Исторические типы классической философии. | |||
2.1. Философская мысль древнего Востока. | Специфика философской традиции древней Индии: ее культурно-мировоззренческие основания. Рационально-прагматическая направленность философии древнего Китая. | |||
2.2.Древнегреческая философия. | Ранняя греческая философия: идея первоначала. Концепция атомизма и материалистические тенденции. Рационально-идеалистические учения Сократа, Платона, Аристотеля. Проблема человека в эллинистический период. | |||
2.3. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре. | Соотношение разума и веры в философской традиции средних веков. Исторические этапы развития средневековой философии. Полемика о природе универсалий (номинализм, реализм, концептуализм). Схоластика и ее систематизация в философии Фомы Аквинского. | |||
2.4. Философские идеи эпохи Ренессанса. | Социально-исторические и культурные основания Ренессанса. Антропоцентризм и гуманизм философии. Натурфилософия Возрождения. Социально-политическая мысль. | |||
2.5. Проблема самоопределения философии в эпоху Нового времени. | Развитие естествознания и проблема метода в философии. Эмпиризм (Бэкон) и рационализм (Декарт) как главные философские течения эпохи. | |||
2.6. Социально-исторические и мировоззренческие основания эпохи Просвещения. | Идея «естественных прав» человека и концепция «общественного договора» (Гоббс, Локк, Руссо). Материалистическая традиция. | |||
2.7. Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской традиции. | Основные идеи философии И.Канта. Идеалистическая диалектика Гегеля. Антропологизм Л. Фейербаха. Истоки и основные идеи философии К. Маркса. | |||
Модуль 3 | Становление и основные направления неклассической философии. | |||
Классика и современность – две эпохи в развитии европейской философии. | ||||
3.1. Становление иррационалистической традиции в неклассической философии. | Экзистенциальная диалектика С. Кьеркегора. А.Шопенгауэр: мир как воля и представление. Переоценка культурных ценностей и идеалов в философии Ф.Ницше. | |||
3.2. Исторические формы философии позитивизма. | Основные идеи классического позитивизма (О.Конт, Дж.Милль, Г.Спенсер). Содержательное ядро эмпириокритицизма (Р.Авенариус, Э.Мах). Неопозитивизм и его сущность: логический позитивизм (М.Шлик, Р.Карнап) и лингвистический позитивизм (Л.Витгенштейн, Дж.Мур). Постпозитивизм. | |||
3.3. Экзистенциально-феноменологическая стратегия в современной философии. | Феноменология Э.Гуссерля. Аналитика человеческого существования как предмет исследования в философии экзистенциализма. (К.Ясперс, Ж.-П. Сартр, М.Хайдеггер). | |||
3.4. Религиозная философия в контексте современной европейской культуры. | Философские идеи неотомизма. Философское содержание современного неопротестантизма. | |||
3.5 Современная философская герменевтика. Философия постмодернизма. | Философская герменевтика как методология гуманитарного познания. Основные идеи философии постмодернизма. | |||
Модуль 4 | Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси | Философия как форма осмысления национальных и культурных традиций. Основные этапы развития белорусской философии. Просветительская деятельность в период раннего Средневековья. Специфика философских проблем в эпоху Возрождения, Реформации и Просвещения. Философские воззрения белорусских демократов. Национальное самосознание и национальная идея белорусов. | ||
Раздел II. | Основные проблемы современной философии | |||
Модуль 5 | Философия бытия | Онтология как философское учение о бытии. Бытие, небытие, сущее как фундаментальные категории онтологии. Бытие материальное и идеальное. Категория материи. Эволюция представлений о материи в философии и науке. Системная организация бытия. Основные структурные уровни организации материального бытия. Динамическая организация бытия. Движение и развитие как атрибуты бытия. Диалектика как философская теория развития, ее принципы, законы и категории. Исторические формы диалектики. Диалектика и синергетика. Пространственно-временная организация бытия. Основные концепции пространства и времени в развитии философии и науке. Понятие природы. Естественная и искусственная среда обитания. Глобальные проблемы в системе «человек-общество-природа» и сценарии возможного будущего. | ||
Модуль 6 | Философская антропология | Учение о человеке в структуре философского знания. Основные стратегии осмысления природы человека в классической и неклассической философии. Концепции антропогенеза в философии и науке. Проблема биосоциальной природы человека в современной философии и науке. Деятельность как сущностная характеристика человека. Понятие и структура деятельности. Практика как материально-предметная деятельность. Духовная деятельность человека. Человеческая субъективность и экзистенциальные характеристики личности. Социализация, образование, коммуникация и их роль в становлении и развитии личности. Проблема смысла жизни. Проблема сознания и основные традиции ее анализа в классической и неклассической философии. Проблема генезиса сознания. Сознание и эволюция форм отражения. Структура индивидуального и общественного сознания. Сознание и бессознательное. | ||
Модуль 7 | Теория познания и философия науки. | Основные типы познания. Проблема познаваемости мира и ее интерпретации в различных философских традициях. Предмет и основные понятия теории познания. Субъект и объект познания. Основные формы чувственного и рационального познания. Роль воображения и интуиции в познавательном процессе. Знание и вера. Познание и практика. Познание как постижение истины. Истина и заблуждение. Истина и ценность. Критерии истины. Понятие науки. Функции науки в современном обществе. Специфика научного познания. Формы теоретического осмысления познавательных действий в науке (теория познания, методология и логика науки). Наука как система знания, специфическая деятельность и социальный институт. Структура научного исследования. Объект и предмет, проблема и вопрос как элементы научного исследования. Цели, задачи, средства и методы исследования. Выбор темы исследования. Способы накопления новой информации, концептуализации знания и аргументации выводов. Уровни научного исследования. Факт, проблема и гипотеза как формы научного знания. Генезис, структура и функции научной теории. Научные революции. Наука в системе современных социальных ценностей. Творческая свобода и социальная ответственность ученого. Этика науки и ее роль в становлении современного типа научной рациональности. Критерии государственных научно-технических приоритетов и экономика. | ||
Модуль 8 | Социальная философия | |||
Понятие социальной реальности. Эволюция представлений об обществе в истории философской мысли. Общество как система. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Социальная структура общества. Типы социальных структур. Современные концепции социальной стратификации. Феномен власти в жизни общества. Политическая организация общества в цивилизационной динамике. Государство и гражданское общество. Духовная жизнь общества. Роль идеологии в обществе. Социальные отношения и социальные противоречия. Человек в системе общественных отношений. Проблема источников, движущих сил и субъектов социальной динамики. Эволюция и революция в общественной динамике. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Понятие цивилизации. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории. Типы цивилизаций (доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный) в истории общества. Техника и её роль в истории цивилизации. Техника и экономика. Система хозяйствования и её историческая динамика. Перспективы постиндустриальной цивилизации. Понятие культуры. Культура и духовная жизнь общества. | ||||
Модуль-резюме | Философия и экологические императивы современной цивилизации. Перспективы устойчивого развития и современные стратегии социодинамики. | |||
Модуль контроля | Тест или контрольная работа |