Утверждаю

Первый проректор учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет»

_______________________ В.В.Садовский «____» _______________________2012 г.

Регистрационный УД ________________/ р

Интегрированный модуль «философия»

Учебная программа для специальностей:

1-25 01 07 «Экономика и управление на предприятии»

1-25 01 12 «Экономическая информатика»

1-31 03 06 02 01 «Экономическая кибернетика»

1-26 01 01 «Государственное управление»

1-26 02 03 «Маркетинг»

1-26 02 05 «Логистика»

1-25 01 13 «Экономика и управление туристской индустрией»

1-25 01 04 «Финансы и кредит»

1-25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

1-25 01 05 «Статистика»

1-25 01 01 «Экономическая теория»

1-25 01 03 «Мировая экономика»

1-25 01 02 «Экономика»

1-26 02 01 «Бизнес-администрирование»

1-23 01 02 «Лингвистическое обеспечение межкультурных коммуникаций»

1-24 01 02 «Правоведение»

1 25 01 09 «Товароведение и экспертиза товаров»

1-25 01 10 «Коммерческая деятельность»

1-23 01 05 «Социология»

1-23 01 04 «Психология»

1-23 01 06 «Политология»

Факультеты: менеджмента, маркетинга, высшей школы туризма, финансов и банковского дела, учетно-экономический, международных экономических отношений, права, экономики и управления торговлей, международных бизнес-коммуникаций, институт социально-гуманитарного образования

Кафедра_____философии______________________________________________________

Курс ________1-2______________________________________________________________

Семестр ____1-й; 2-й, 3-й, 4-й___________________________________________________

Лекций _____40________ часов Экзамен _1- 4 семестр

Практических (семинарских)

занятий _____36________ часов

Всего аудиторных часов

по дисциплине ____76________

Всего часов Форма получения высшего

по дисциплине __180__________ образования дневная_

Учебная программа составлена на основе ________________________________________ _______________________________________

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры философии

(Протокол № ___ от __________ 2012 г.)

Заведующий кафедрой __________________ /В.К.Лукашевич/

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры педагогики и психологии (Протокол № ___ от __________ 2012 г.)

Заведующий кафедрой __________________ /Г.В.Бороздина/

Одобрена и рекомендована к утверждению Советом факультета менеджмента

(Протокол № ___ от __________ 2012 г.)

Председатель ________________ В.А.Симхович

Одобрена и рекомендована к утверждению Советом факультета маркетинга

(Протокол № ___ от __________ 2012 г.)

Председатель________________ В.А. Бороденя

Одобрена и рекомендована к утверждению Советом факультета «Высшая школа туризма»

(Протокол № ___ от __________ 2012 г.)

Председатель________________ Н.И.Кабушкин

Одобрена и рекомендована к утверждению Советом факультета финансов и банковского дела (Протокол № ___ от __________ 2012 г.)

Председатель________________ Н.А.Лесневская

Одобрена и рекомендована к утверждению Советом учетно-экономического факультета

(Протокол № ___ от __________ 2012 г.)

Председатель________________ В.В.Березовский

Одобрена и рекомендована к утверждению Советом факультета международных экономических отношений (Протокол № ___ от __________ 2012 г.)

Председатель________________ Г.А.Шмарловская

Одобрена и рекомендована к утверждению Советом факультета экономики и управления торговлей (Протокол № ___ от __________ 2012 г.)

Председатель________________ А.И.Ярцев

Одобрена и рекомендована к утверждению Советом факультета права

(Протокол № ___ от __________ 2012 г.)

Председатель________________ Шкляревский А.Н.

Одобрена и рекомендована к утверждению Советом факультета международных бизнес-коммуникаций (Протокол № ___ от __________ 2012 г.)

Председатель________________ Н.В.Попок

Одобрена и рекомендована к утверждению Советом Института социально-гуманитарного образования (Протокол № ___ от __________ 2012 г.)

Председатель ________________ Я.С.Яскевич

Цели и задачи учебных дисциплин интегрированного модуля «Философия»

Основные цели изучения учебной дисциплины «Философия», связанные с формированием общих философских компетенций:

  • формирование у выпускника современного интегрального видения мира, базирующегося на гуманистических идеалах и научных принципах деятельности;
  • овладение основами мировой и отечественной философской культуры;
  • формирование способности к креативному и критическому научно-практическому, рационально-ориентированному мышлению, обеспечивающему конструктивное участие в социально-преобразовательной и профессиональной деятельности.

Задачей изучения философии как учебной дисциплины является формирование у студента предметных и операциональных философских компетенций.

Формирование предметных философских компетенций студентов осуществляется в соответствии с требованиями образовательного стандарта «Высшее образование. Первая ступень. Цикл социально-гуманитарных дисциплин» РД РБ 02100.5.227-2006, который предусматривает, что в результате изучения учебной дисциплины выпускник должен знать:

· основные проблемы философии и сущность важнейших философских учений;

· ключевые идеи и категории философского анализа;

· основные подходы к философской интерпретации бытия;

· фундаментальные компоненты философской теории человека;

· базовые ценности современной культуры;

· философско-мировоззренческие основания человеческой деятельности (в том числе профессиональной);

· основные характеристики познавательной деятельности, важнейшие философские методы и регулятивы научного исследования;

· основные концепции функционирования и развития общества;

· смысл и содержание глобальных проблем современности, основные стратегии и перспективы их разрешения.

Операциональныефилософские компетенции студента предполагают, что он должен уметь:

· формулировать и аргументировать основные идеи и ценности своего мировоззрения;

· применять философские идеи и категории в ходе анализа социокультурных и профессиональных проблем и ситуаций;

· характеризовать ведущие философские идеи современной научной картины мира, транслировать и популяризировать их;

· уметь обосновывать различные версии ответов на фундаментальные вопросы о смысле человеческого бытия;

· осуществлять осмысленный ценностный выбор, формулировать и аргументировать аксиологические регулятивы своей жизни и профессиональной деятельности;

· определять смысл, цели, задачи и гуманистические параметры своей общественной и профессиональной деятельности.

Основной целью изучения учебной дисциплины «Основы психологии и педагогики» является формирование у будущих специалистов универсальных психолого-педагогических компетенций, обеспечивающих эффективное решение широкого круга социально-личностных и профессиональных задач в сфере любой профессии. Такие универсальные психолого-педагогические компетенции включают:

  • компетенции в области теоретических основ образования, определяющих его функции и целевые установки, условия и механизмы его функционирования и развития;
  • компетенции межличностного взаимодействия и коммуникации специалиста как субъекта социальной, гражданской, профессиональной сфер;
  • компетенции решения социально-воспитательных задач в коллективе;
  • компетенции в области повышения квалификации и переподготовки персонала;
  • компетенции управления коллективом;
  • компетенции непрерывного самообразования и профессионального самосовершенствования;
  • компетенции в области семейной жизни, воспитания и развития детей.

Задачи освоения учебной дисциплины«Основы психологии и педагогики» определяются требованиями к овладению студентами обобщенными психолого-педагогическими знаниями и умениями, лежащими в основе представленных выше универсальных психолого-педагогических компетенций.

В результате изучения учебной дисциплины «Основы психологии и педагогики» студент должен знать:

· понятия и категории, общекультурное значение и место психологии и педагогики в системе наук о человеке и обществе;

· положения современных концепций образования и развития личности, педагогические методы и технологии личностного и профессионального развития и самосовершенствования;

· индивидуально-психологические качества и особенности личности, способы мотивации и регуляции поведения и деятельности;

· социально-психологические механизмы и закономерности поведения личности и группы;

· образовательные тенденции, функции и модели образования;

· структуру и направления развития национальной системы образования;

· подходы и принципы применения психолого-педагогических знаний для решения личных, социальных, профессиональных задач;

· основы семейной педагогики.

В результате изучения учебной дисциплины «Основы психологии и педагогики» студент должен уметь:

· учитывать социокультурные тенденции, закономерности и принципы обучения и воспитания при анализе социально-образовательной практики;

· организовывать продуктивное межличностное и профессиональное взаимодействие и общение, в том числе в условиях поликультурной среды;

· определять и учитывать при взаимодействии и коммуникации в социальной и профессиональной сферах индивидуально-психологические и личностные особенности людей с учетом возрастных и гендерных различий;

· использовать психолого-педагогические знания, методы и технологии обучения и воспитания в профессиональной деятельности, при проведении обучающих занятий с персоналом;

· осуществлять адекватную самооценку, разрабатывать и реализовывать проекты самообразования, самовоспитания и профессионального самосовершенствования;

· обеспечивать полноценное развитие и воспитание детей в семье, взаимосвязь поколений.

Учебная дисциплина «Основы психологии и педагогики» представлена двумя курсами: «Основы психологии» и «Основы педагогики». Цель и задачи названной учебной дисциплины конкретизируются далее для каждой ее составляющей.

Цель курса «Основы психологии»: повышение уровня психологической компетентности, психосоциальной адаптивности и психолого-педагогической и управленческой культуры студентов.

Задачи:

· освоение студентами знаний о сущности, закономерностях, принципах психической жизни человека;

· формирование у студентов навыков самоанализа, психологического понимания и интерпретации поведения других людей, стимулирование процессов самопознания и самореализации;

· развитие у студентов умений адекватной психологической перцепции, оценки и рефлексии событий окружающего мира.

Цель курса «Основы педагогики»: усвоение сущности, закономерностей, принципов, условий и факторов формирования у человека качеств активного и компетентного социального субъекта культуры и труда, гражданской и семейной жизнедеятельности; подготовка личности к выполнению задач и функций в социальном контексте будущей профессиональной деятельности; формирование готовности к постоянному самообразованию, личностному и профессиональному саморазвитию.

Задачи:

· освоение студентами на основе междисциплинарного подхода системных знаний об образовании как социокультурном феномене; педагогических объектах, явлениях, процессах, системах, которые оказывают значительное влияние на обучение, воспитание, образование и развитие личности; формирование компетентности применять психолого-педагогические знания, принципы, методы для решения социально-личностных и профессиональных задач, обеспечения полноценного развития и гуманистического воспитания детей в семье;

· формирование у студентов отношения к образованию как общечеловеческой ценности, сознательного и ответственного отношения к социально-педагогической действительности, готовности будущих специалистов к участию в государственно-общественном управлении системой образования, культуры социального взаимодействия и коммуникации; развитие способности к постоянному самообразованию и самовоспитанию;

· освоение студентами способов системного и сравнительного анализа, форм продуктивного, критического мышления; развитие умений рефлексии собственной деятельности; формирование способности к непрерывному саморазвитию и эффективной самореализации в сфере профессии.

Структура содержания интегрированного модуля «Философия»

Структурирование содержания учебных дисциплин интегрированного модуля «Философия» осуществляется посредством выделения в нем укрупненных дидактических единиц (модуль, раздел).

Учебные программы по дисциплинам социально-гуманитарного цикла отражают специфику профиля учреждения высшего образования, специальности, собственных научно-методических наработок и профессионального опыта профессорско-преподавательского состава.

На изучение интегрированного модуля «Философия» выделяется 180 часов, в том числе 76 аудиторных часов и 104 часа самостоятельной работы студентов, включая время на подготовку к экзамену. Если в качестве формы контроля предполагается зачет, то, соответственно, 76 аудиторных часов и 76 часов самостоятельной работы студентов.

Эти часы распределяются между обязательными дисциплинами «Философия» и «Основы психологии и педагогики» следующим образом:

· изучение дисциплины «Философия» рассчитано на 84 учебных часа, из них 42 аудиторных часа и 42 часа самостоятельной работы студентов;

· изучение дисциплины «Основы психологии и педагогики» рассчитано на 68 часов, из них 34 аудиторных часа и 34 часа самостоятельной работы студентов;

· на подготовку к экзамену отводится 28 академических часов.

Примерный тематический план дисциплины «Философия»

Название тем, разделов, модулей Количество аудиторных часов
Всего Лекции Практические (семинарские) занятия
Раздел I. Философия в исторической динамике культуры      
Модуль 0. Введение в учебную дисциплину «Философия»  
Модуль 1.Философия как социокультурный феномен
Модуль 2. Исторические типы классической философии
Модуль 3. Становление и основные направления неклассической философии
Модуль 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль в Беларуси.
Раздел II. Основные проблемы современной философии      
Модуль 5. Философия бытия
Модуль 6. Философская антропология
Модуль 7. Теория познания и философия науки
Модуль 8. Социальная философия
Модуль-резюме  
Модуль контроля. Заключительная диагностика освоения учебной дисциплины «Философия».  
Всего:

Примерный тематический план дисциплины
«Основы психологии и педагогики»

Название тем, разделов, модулей Количество аудиторных часов
Всего Лекции Практические (семинарские) занятия
Курс «Основы психологии»      
Раздел I. Психология личности      
Модуль 0. Введение в курс «Основы психологии»  
Модуль 1. Биологическая и психологическая подструктуры личности
Модуль 2.Социальная подструктура личности  
Модуль 3.Направленность личности  
Модуль 4.Эмоции и психические состояния личности  
Модуль 5.Свойства личности
Раздел II. Социальное поведение личности      
Модуль 6.Межличностные отношения и взаимодействие людей в малых группах
Модуль 7.Личность и группа как субъект и объект управления  
Модуль 8. Роль и психологические функции руководителя в системе управления  
Модуль-резюме. Психологическая компетентность студента как составляющая социально-профессиональной компетентности выпускника учреждения высшего образования  
Модуль контроля. Заключительная диагностика освоения курса «Основы психологии»  
Всего часов по курсу «Основы психологии»
Курс «Основы педагогики»      
Раздел I. Общие основы педагогики      
Модуль 0. Введение в курс «Основы педагогики». Педагогика в системе наук о человеке  
Модуль 1. Образование как социокультурный феномен и движущая сила социально-экономического развития  
Модуль 2. Система образования в Республике Беларусь: состояние и пути развития  
Раздел II. Развитие, воспитание и социализация личности      
Модуль 3. Развитие и воспитание личности
Модуль 4.Социализация личности. Семейное воспитание  
Раздел III. Акмеолого-педагогические основы личностного и профессионального развития      
Модуль 5.Самосовершенствование личности  
Модуль 6. Личность и творчество  
Модуль-резюме. Педагогическая компетентность студента как составляющая социально-профессиональной компетентности выпускника учреждения высшего образования  
Модуль контроля. Заключительная диагностика освоения курса «Основы педагогики»  
Всего часов по курсу «Основы педагогики»

Содержание учебного материала

Название темы Содержание темы Количество часов
Стационар
лекции семинары
Раздел 1. Философия в исторической динамике культуры  
Модуль 0. Введение в учебную дисциплину «Философия» О понятии и задачах философии. Философия как способ самопознания человека. Образ философии в истории культуры.  
Модуль 1 Философия как социокультурный феномен.   Понятие мировоззрения. Структура и исторические типы мировоззрения. Генезис и специфика философии как рационально-теоретического мировоззрения. Проблемное поле философии. Взаимосвязь философии и науки, искусства, морали, религии. Язык философии.
Модуль 2 Исторические типы классической философии.  
  2.1. Философская мысль древнего Востока. Специфика философской традиции древней Индии: ее культурно-мировоззренческие основания. Рационально-прагматическая направленность философии древнего Китая.    
  2.2.Древнегреческая философия. Ранняя греческая философия: идея первоначала. Концепция атомизма и материалистические тенденции. Рационально-идеалистические учения Сократа, Платона, Аристотеля. Проблема человека в эллинистический период.    
  2.3. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре. Соотношение разума и веры в философской традиции средних веков. Исторические этапы развития средневековой философии. Полемика о природе универсалий (номинализм, реализм, концептуализм). Схоластика и ее систематизация в философии Фомы Аквинского.    
  2.4. Философские идеи эпохи Ренессанса. Социально-исторические и культурные основания Ренессанса. Антропоцентризм и гуманизм философии. Натурфилософия Возрождения. Социально-политическая мысль.    
  2.5. Проблема самоопределения философии в эпоху Нового времени. Развитие естествознания и проблема метода в философии. Эмпиризм (Бэкон) и рационализм (Декарт) как главные философские течения эпохи.    
  2.6. Социально-исторические и мировоззренческие основания эпохи Просвещения. Идея «естественных прав» человека и концепция «общественного договора» (Гоббс, Локк, Руссо). Материалистическая традиция.    
  2.7. Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской традиции. Основные идеи философии И.Канта. Идеалистическая диалектика Гегеля. Антропологизм Л. Фейербаха. Истоки и основные идеи философии К. Маркса.    
Модуль 3 Становление и основные направления неклассической философии.  
    Классика и современность – две эпохи в развитии европейской философии.    
  3.1. Становление иррационалистической традиции в неклассической философии. Экзистенциальная диалектика С. Кьеркегора. А.Шопенгауэр: мир как воля и представление. Переоценка культурных ценностей и идеалов в философии Ф.Ницше.    
  3.2. Исторические формы философии позитивизма.   Основные идеи классического позитивизма (О.Конт, Дж.Милль, Г.Спенсер). Содержательное ядро эмпириокритицизма (Р.Авенариус, Э.Мах). Неопозитивизм и его сущность: логический позитивизм (М.Шлик, Р.Карнап) и лингвистический позитивизм (Л.Витгенштейн, Дж.Мур). Постпозитивизм.    
  3.3. Экзистенциально-феноменологическая стратегия в современной философии. Феноменология Э.Гуссерля. Аналитика человеческого существования как предмет исследования в философии экзистенциализма. (К.Ясперс, Ж.-П. Сартр, М.Хайдеггер).    
  3.4. Религиозная философия в контексте современной европейской культуры. Философские идеи неотомизма. Философское содержание современного неопротестантизма.    
  3.5 Современная философская герменевтика. Философия постмодернизма. Философская герменевтика как методология гуманитарного познания. Основные идеи философии постмодернизма.    
Модуль 4 Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси Философия как форма осмысления национальных и культурных традиций. Основные этапы развития белорусской философии. Просветительская деятельность в период раннего Средневековья. Специфика философских проблем в эпоху Возрождения, Реформации и Просвещения. Философские воззрения белорусских демократов. Национальное самосознание и национальная идея белорусов.
Раздел II. Основные проблемы современной философии  
Модуль 5 Философия бытия   Онтология как философское учение о бытии. Бытие, небытие, сущее как фундаментальные категории онтологии. Бытие материальное и идеальное. Категория материи. Эволюция представлений о материи в философии и науке. Системная организация бытия. Основные структурные уровни организации материального бытия. Динамическая организация бытия. Движение и развитие как атрибуты бытия. Диалектика как философская теория развития, ее принципы, законы и категории. Исторические формы диалектики. Диалектика и синергетика. Пространственно-временная организация бытия. Основные концепции пространства и времени в развитии философии и науке. Понятие природы. Естественная и искусственная среда обитания. Глобальные проблемы в системе «человек-общество-природа» и сценарии возможного будущего.
Модуль 6 Философская антропология Учение о человеке в структуре философского знания. Основные стратегии осмысления природы человека в классической и неклассической философии. Концепции антропогенеза в философии и науке. Проблема биосоциальной природы человека в современной философии и науке. Деятельность как сущностная характеристика человека. Понятие и структура деятельности. Практика как материально-предметная деятельность. Духовная деятельность человека. Человеческая субъективность и экзистенциальные характеристики личности. Социализация, образование, коммуникация и их роль в становлении и развитии личности. Проблема смысла жизни. Проблема сознания и основные традиции ее анализа в классической и неклассической философии. Проблема генезиса сознания. Сознание и эволюция форм отражения. Структура индивидуального и общественного сознания. Сознание и бессознательное.      
Модуль 7 Теория познания и философия науки. Основные типы познания. Проблема познаваемости мира и ее интерпретации в различных философских традициях. Предмет и основные понятия теории познания. Субъект и объект познания. Основные формы чувственного и рационального познания. Роль воображения и интуиции в познавательном процессе. Знание и вера. Познание и практика. Познание как постижение истины. Истина и заблуждение. Истина и ценность. Критерии истины. Понятие науки. Функции науки в современном обществе. Специфика научного познания. Формы теоретического осмысления познавательных действий в науке (теория познания, методология и логика науки). Наука как система знания, специфическая деятельность и социальный институт. Структура научного исследования. Объект и предмет, проблема и вопрос как элементы научного исследования. Цели, задачи, средства и методы исследования. Выбор темы исследования. Способы накопления новой информации, концептуализации знания и аргументации выводов. Уровни научного исследования. Факт, проблема и гипотеза как формы научного знания. Генезис, структура и функции научной теории. Научные революции. Наука в системе современных социальных ценностей. Творческая свобода и социальная ответственность ученого. Этика науки и ее роль в становлении современного типа научной рациональности. Критерии государственных научно-технических приоритетов и экономика.
Модуль 8 Социальная философия  
    Понятие социальной реальности. Эволюция представлений об обществе в истории философской мысли. Общество как система. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Социальная структура общества. Типы социальных структур. Современные концепции социальной стратификации. Феномен власти в жизни общества. Политическая организация общества в цивилизационной динамике. Государство и гражданское общество. Духовная жизнь общества. Роль идеологии в обществе. Социальные отношения и социальные противоречия. Человек в системе общественных отношений. Проблема источников, движущих сил и субъектов социальной динамики. Эволюция и революция в общественной динамике. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Понятие цивилизации. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории. Типы цивилизаций (доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный) в истории общества. Техника и её роль в истории цивилизации. Техника и экономика. Система хозяйствования и её историческая динамика. Перспективы постиндустриальной цивилизации. Понятие культуры. Культура и духовная жизнь общества.    
Модуль-резюме   Философия и экологические императивы современной цивилизации. Перспективы устойчивого развития и современные стратегии социодинамики.  
Модуль контроля   Тест или контрольная работа  

Наши рекомендации