Произношение звука [ш] в слогах. Анализ и синтез слова шум

— Зайчишка-трусишка бежал к нам и прислушивался. А лес шумел: «Аш-ош-уш-ши! (Зайчишка насторожился.)Шта-што-шту-шты! (Трусишка испугался.)» Но тут зашептались листья: «Шу-шу-шу». И Зайчишка-трусишка успокоился. Какие звуки вы услышали в шепоте листьев? (Звуки [ш], [у].) Дополните их звуком [м]. Какое слово получилось? (Шум.)«Разбросайте» звуки слова шум. Сколько звуков в нем?

Произношение звука [ш] в словах

— Зайчишка-трусишка выбежал из леса и к нам прибежал. Сейчас мы узнаем, кого и что он видел по дороге.

Выставляются картинки разнообразных цветов. На опушке росли ... (ромашки, ландыши, кашка), на речке ... (кувшинки, кубышки). Угадайте по звукам [ш], [м'], [э], [л'], кто сидел на ромашке? (Шмель.)На берегу речушки Зайчишка-трусишка увидел ... (камешки), на сосне — ... (шишки), на орешнике — ... (орешки). Под кустом росли ... (волнушки, сыроежки). Какую птицу увидел Зайчишка-трусишка на дереве? (Кукушку.)

Определение позиции звука [ш] в словах. Подбор рифм

— Зайчишка-трусишка хочет поиграть с вами в слова-рифмы. Подберите к его словам другие слова с похожими окончаниями: шина ... (машина), кошка ... (мошка), лягушка ... (подушка), мушка ... (пушка), мышка ... (мишка). Где слышится звук [ш] в этих словах? (В середине слов.)А вот и Мишка-шалунишка. Он будет читать вам «перепутанные» стихи, а вы слушайте и сразу же исправляйте ошибки.

С другом мы играли в чашки ... (в шашки).

Пили чай из белой шашки ... (чашки).

Вылезла из норки шишка ... (мышка).

На нее упала мышка ... (шишка).

Под кустом сидели шишки ... (мышки).

На сосне висели мышки ... (шишки).

В воздухе летала кошка ... (мошка).

Молоко лакала мошка ... (кошка).

На столе стояла кошка ... (плошка).

На полу сидела плошка ... (кошка).

Произношение звука [ш] в предложениях. Анализ состава предложения

— Мишка-шалунишка напридумывал «путаниц» не только в стихах, но и в предложениях. «Рельсы лежат на лапше». На чем лежат рельсы? (Рельсы лежат на шпалах.)Чем похожи слова шпала, лапша?А теперь исправим и остальные его предложения-путаницы. «Наташа носит шлюпку». (Наташа носит шляпку.)«Дедушка играет на машине». (Дедушка играет на гармошке.) «Мышка ловит кошку». (Кошка ловит мышку.)Придумайте сами предложения-путаницы. Покажите Мишке-шалунишке, чем мы обозначим предложение, слова.

Анализ предложения.

Практическое усвоение приставочных глаголов

— Послушайте рассказ Мишки-шалунишки о том, как он к нам шел.

Логопед говорит от имени Мишки-шалунишки, а дети помогают вести рассказ.

— Я по лесу шел и волнушку... (нашел). Дальше я в лес... (пошел), в чащу леса ... (зашел)и к избушке ... (подошел), потом в избушку ... (зашел), ничего там не ... (нашел), дальше ... (пошел). К дереву я ... (подошел), там я сладкий мед ... (нашел). По дорожке ... (пошел)и к вам на занятие ... (пришел).

Физминутка

— А теперь слушайте стихотворение и выполняйте действия.

Мы по лесу шли, шли, шли, только шишку нашли.

Дети дальше побежали и лягушку повстречали.

Лягушка-попрыгушка — глазки на макушке.

Прячьтесь от лягушки, комары да мушки!

Дети изображают прыгающую лягушку, улетающих напуганных комаров и мошек, а затем приглашают Лягушку-попрыгушку на занятие.

Произношение звука [ш] в стихотворениях

— Лягушка-попрыгушка решила рассказать нам о том, что недавно произошло с Мишкой-шалунишкой.

Белка с ветки в свой домишко.

Перетаскивала шишку.

Белка шишку уронила,

Прямо в Мишку угодила.

Застонал, заохал Мишка:

На носу вскочила шишка!

Дети повторяют стихотворение совместно с логопедом.

Чтение и преобразование слов. Звукобуквенный анализ слова мишка

— Какие похожие слова вы услышали? (Мишка, шишка.)Обозначьте слово мишка кружочками. Сколько в нем слогов, звуков? Составьте это слово из букв разрезной азбуки. А теперь составьте новые слова, заменяя буквы в слове мишка. (Мышка, мушка, мошка, кошка.)

Чтение сказки Г. Юдина «Как Мыша шалил»

— А вот и Мышка-норушка. С кем она? (С мышонком Мышей.) Она хочет рассказать сказку о своем непослушном мышонке. Слушайте внимательно и запоминайте слова со звуком [ш]. Чтение сказки.

Наши рекомендации