Дневник по копийной практике
Студента III курса факультета живописи
Маслов Олег Сергеевич
1 июня 1977 г.
Подготовка для копии.
Взял подрамник почти в натуральную величину работы Тициана «Даная» (1,15 / 75 см.). Увеличил ее по большей стороне на 2 см.
Работа Тициана «Даная», да и все, которые висят в «Тициановском» зале Эрмитажа, выполнены на крупнозернистых холстах. Это позволяет длительную живопись, не забивая фактуру. Так сделал и я.
Холст масляный. (Ред. – Имеется ввиду масляный грунт). Первая проклейка – желатином, очень жидко, в горячем виде. (Ред. – Первую проклейку очень сложно сделать теплым клеем, так как клей может пропитать холст насквозь. Обычно (особенно первую проклейку) рекомендуют делать холодным, студенистым клеем, нанося его шпателем). Избыток клея впоследствии приводит к грунтовым кракелюрам, почти не поддающимся реставрации. Поэтому клей не должен быть крепким, то есть не более 3%). Через два дня он просох окончательно, и я очистил его от узлов. Затем смесью свинцовых белил и масла нанес второй слой на холст, с таким расчетом, чтобы он был тонким и не забивал фактуру холста. Да, чтобы он имел некоторую эластичность, то во второй слой я добавлял (…). (Ред. – Обычно для более быстрого и равномерного просыхания масляного грунта в отжатую от масла (на бумаге) краску добавляют уплотненное масло и (или) лак).
Затем нанес имприматуру, в состав которой входила умбра, охра красная и белила. Нанес это тончайшим слоем. Имприматура имела теплый цвет. На все это у меня ушло две недели, то есть – до 16-го июня.
3 июня.
Начал делать фрагмент на нашем эмульсионном грунте. Что следует отметить: связь наслоенной живописи с грунтом более сильная и прочная, но жухнет, что в общем не очень страшно. (Ред. – Прожухание – это уход масла из краски в грунт, это явление одновременно обеспечивает (в разумных пределах) связь краски с грунтом, то есть проникающую адгезию. В масляный грунт масло из краски не проникает, и поэтому здесь нужна склеивающая адгезия, то есть межслойная обработка. Самыми тянущими являются клеевые грунты. Самые непроницаемые, не тянущие грунты – это масляные и полумасляные грунты. Эмульсионные грунты, это нечто среднее между клеевыми и масляными, так как в их составе есть масло, которое вместе с клеем образует эмульсию. По этой причине эмульсионные грунты тоже нуждаются в межслойной обработке перед нанесением красок).
Перед подмалевком и имприматурой протирал холст льняным маслом обильно, после чего его вытирал (после впитывания). (Ред. – Вероятнее всего использовалось уплотненное масло, которое обладает большей склеивающей способностью, чем обычное масло). Межслойную обработку делал ретушным лаком с добавлением масла (перед этим в больших местах и объемах работы опять же протирал льняным маслом). (Ред. – Может быть студенты использовали обычное масло в силу того, что ленились готовить уплотненное масло).
5 июня.
Работаю с 6. 30 до 6 вечера. Выходные дни дают больше результатов. Можно делать спокойно и обдумывать.
Писал тело, белое и красное. Вначале писал жидко маслом. Пользовался даммарным лаком в примеси масла льняного и пинена. Краски выбрал в минимальном количестве: кадмий красный темный, кость жженая, охра светлая, сиена натуральная, изредка применял ультрамарин светлый. Старался вообще свести к трем краскам, но это очень сложно, но в некоторых местах получается органично и настрой цвета сдержанный. После чего можно судить о преимуществе малого количества красок на палитре. Это позволяет раскрыть содержание сюжета, не отвлекать его цветовой насыщенностью и пестротой.
10 июня.
Все эти прошедшие дни писал тонким слоем красок, на даммарном лаке с пиненом. Фактура не забивается при тонкослойной и многослойной живописи, можно долго работать и делать много лессировок.
16 июня.
Приступил к копии. Жидко прописал холст. До этого, дома перевел рисунок с фотографии по клеткам.
Для красного сделал подкладку сиеной с костью и белилами. Складки на свету писал почти белилами, с примесью натуральной сиены.
18 июня.
Писал белые простыни и подмалевок для тела. Искал отношения между телом, белым и красным. Тело в свету писал почти в упор. Ничего не получается. Краски жухнут и темнеют, садятся. Сегодня все снял.
19 июня.
Пишу тело. Делаю подмалевок почти мертвыми красками (белила с костью жженой). Светосилу брал как можно сильнее. Тело получилось очень холодное. Сверху буду писать лессировками.
21 июня.
Эти два дня писал белое и красное, чуть тронул фон (умброй натуральной, костью, кое-где ультрамарин – горы с костью). Одежду старухи – костью с сиеной натуральной. Белое писал костью и белилами с примесью сиены натуральной.
24 июня.
Подсохло тело. Начал лессировать сиеной, костью, кое-где кадмием красным. Перед каждым сеансом протираю льняным маслом. (Ред. – Гораздо более результативен межслойный лак, состоящий из уплотненного масла (имеющего гораздо большую склеивающую способность, чем масло обычное) и спирта, который «размолаживает» поверхность, а также лака (скипидарного), который дает необходимый художнику отлип. Некоторые художники используют один лак как межслойную обработку, так как он имеет свойство липнуть, но многие специалисты считают, что лак дает временный эффект и предпочитают уплотненное масло, и лак используют лишь как дополнительную составляющую межслойного лака. Нет сомнения в том, что масляные лаки гораздо более стойкие и прочные, чем смоляные (скипидарные) лаки).
Тело пишу рукой – позволяет работать легче, и краски вплавляются одна в другую мягко и чисто.
30 июня.
Два воскресенья пропуски. Остальное время работаю с 6. 30. Бьюсь над касаниями. Это самое сложное. Выводил тело за границы рисунка. Рисунок возобновлял лессировками. Толщина контура доходит до пальца толщиной и иногда пропадает в валер. Это очень трудно достичь при живописной манере мастера. У него все мудро и тонко. Да, слишком мало мастерства, ничтожно мало. Но просто махать – еще большая глупость. Не стоит вообще копировать. Иногда вместо работы хожу и смотрю. Пробую цвета подобрать на палитре. Наносил их, смотрел при высыхании и наслоении, скоблил и вновь писал. Получается, но все туманно. Вся беда – отсутствие технологии и малое знание материалов.
1 июля.
Приступил серьезнее к касаниям и валеру. Взял отдельный кусок – руку, грудь и голову, подушку, как она мягко вписывается в фон и видна отчетливо и в глубине.
2 июля.
Писал руку с подушкой. Кое-где писал пастозно. Тело в светах писал пастозно. Только три краски – сиена натуральная, кость, кадмий красный (в малом количестве).
3 июля.
Сегодня работал целый день над фоном. Писал облако, золотой дождь, кое-где писал старуху и горы. Умбра натуральная – где облако, рядом с подушкой. Сиена натуральная, кость жженая – старуха. Кость, белила – горы.
5 июля.
Лессировал горы сиеной. Зазвучали холодными, голубыми красками. Кое-где применял ультрамарин.
6 июля.
Писал красную драпировку кадмием красным с костью жженой и сиеной натуральной. Писал касания. Лессировал белое, тело, красное. Искал теплоты и золотистого колорита. В общем этим занимался на протяжении всей копии. Но чем ближе к завершенности, тем больше искал одну гамму. Вернее, все цвета подчинил одному строю – золотистому. Хотя он не везде такой. Через золотистый просвечивал жемчужный тела и кое-где – белых простыней и подушек. (Ред. – При копировании необходимо учитывать пожелтевший лак. Пожелтевший лак и загрязнения копировать не нужно (см. Лекции и Статьи М. М. Девятова)).
К концу начал более яснее разбираться в трех красках: сиене натуральной, кости жженой, кадмии красном темном, кое-где ультрамарин.
7 июля.
Работы еще много. Касания до сих пор не написаны до конца, хотя кое-где уже намечены хорошо (по-моему). Но в складках, теле, пожалуй, во всем холсте много недоработок. Объем работы очень большой, и только к концу работы начинаешь понимать, какая сложная и большая работа. Думаю, что нужно начать еще одну работу, но не в теплый, а в холодный колорит. Все чаще и чаще думаю о Сезанне. Хочу начать «Курильщика». Преподаватель решил, что так можно сделать. «Данаю» продолжу после.
Поль Сезанн. «Курильщик». Франция. Между 1890 - 1892, холст, масло. 92,5x73,5 см. |
10 июля.
Приступил к работе над копией с картины Сезанна «Курильщик». Взял полумасляный грунт в основе. Размер по большей стороне на 2 см. увеличил. Переводил рисунок с фотографии.
11 июля.
Начал писать а ля прима. (Ред. – Живопись а ля прима – это живопись, написанная за один раз. Если работа предполагает новые слои краски, то это уже многослойная живопись). Главное – уловить характерную для Сезанна тепло-холодность. По всему холсту пишу, беру отношения. Пишу на масле, даммарном лаке.
12 июля.
Писал пиджак. Он рыжевато-серый. Но гамма в общем голубая, серовато-пепельная. Писал ультрамарином, костью, сине-зеленым кобальтом, охрой светлой и английской красной.
13 июля.
Пишу натюрморт со стеной и ковром, лицо, шляпу. В общем, пишу, как чувствую эту работу, как понимаю Сезанна. Стараюсь передать голубой колорит.
26 июля.
Все эти дни работал над завершением копии. Подошел к завершению и считаю, что работа окончена. То, что нужно было для меня, я понял, и в какой-то мере достиг в этой работе основных принципов и методов работы Сезанна. Но я не задавался целью скопировать мазок в мазок, иначе было бы бесцельным делать эту работу. (Ред. – основная цель копирования – научиться методу мастера).
***
Паоло Веронезе
Пволо Веронезе (Паоло Калиари). 1528-1588г. Венецианская школа. «Оплакивание Христа». Италия. Между 1576-1582 гг. Холст, масло. 147x111,5 см. «Веронез писал по светло-серым клеевым грунтам, подмалевывая темперой, подобно многим живописцам своего времени. Исследователи техники старой итальянской живописи пришли к заключению, что все старые венецианцы подмалевывали темперой, затем крыли ее лаком и заканчивали на масле.» (Д. И. Киплик «Техника живописи»). «Рафаэль, Корреджо, Тинторетто и Паоло Веронезе исполняли свои произведения на клеевых грунтах, покрытых тонким слоем масляно-лаковой имприматуры, преимущественно синевато-серого, серого и иногда светло-коричневого цвета» (А. В. Виннер, И. Э. Грабарь. «Материалы масляной живописи»). (Ред. – Как видно, среди исследователей нет единого мнения на счет химического состава грунта и слоев живописи Веронезе). |
Год