Выполните самостоятельную работу.

Задания к самостоятельной работе

1. Прочитайте выразительно текст.

2. Какие стилистические фигуры используются здесь, какова их роль?

3. Объясните расстановку знаков препинания.

4. Найдите в тексте тропы. Какова цель их использования?

5. Объясните значение устаревших слов, если есть.

6. Какова роль в тексте выразительных фонетических средств?

Текст к варианту № 1

Зимнее утро

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный-

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела –

А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель, сквозь иней, зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском

Озарена. Веселым треском

Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня.

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

(А.С.Пушкин)

Текст к варианту № 2

Лишь только ночь своим покровом

Верхи Кавказа осенит,

Лишь только мир, волшебным словом

Завороженный, замолчит,

Лишь только ветер над скалою

Увядшей шевельнет травою,

И птичка, спрятанная в ней,

Порхнет во мраке веселей,

И под лозою виноградной,

Росу небес глотая жадно,

Цветок распустится ночной,

Лишь только месяц золотой

Из-за горы тихонько встанет

И на тебя украдкой взглянет, -

К тебе я стану прилетать,

Гостить я буду до денницы

И на шелковые ресницы

Сны золотые навевать.

(М.Ю.Лермонтов)

Понятие речевого этикета

1. Прочтите текст, ответьте на вопросы.

Какие наиболее общие черты речевого этикета выделяют авторы?

Приведите примеры этикетных формул.

Какие функции выполняет речевой этикет?

Меняются ли правила речевого этикета с течением времени?

Каковы основные правила речевого этикета?

Существует достаточно много определений понятия речевой этикет. Так, М.Н. Кожина в «Стилистическом энциклопедическом словаре русского языка» (2003) приводит следующее толкование: «Речевой этикет— совокупность принятых обществом правил речевого поведения в соответствующих сферах и ситуациях общения. Речевое поведение регулируется социальной иерархией, национальной культурой и этикетом, ритуалом, воспитанностью языковой личности, постоянной практикой, контролируемой сознанием» [Кожина 2003: 354].

Т.В. Матвеева в «Учебном словаре: русский язык, культура речи, стилистика, риторика» (2003) отмечает: «Речевой этикет — часть этикета как совокупности правил цивилизованного поведения людей, а именно система речевых актов и соответствующих им устойчивых выражений, в которой сосредоточены правила вежливости, общепринятый порядок культурного речевого общения. Смысл речевого этикета в целом сводится к поддержанию гармонии общения в соответствии с требованиями речевой ситуации и национально-культурной традицией установления, поддержания и прерывания контакта речевых партнёров» [Матвеева 2003: 288].

Н.И. Формановская в словаре «Культура русской речи: энциклопедическом словарь-справочник» (2003) пишет: «Речевой этикет — социально заданные и национально специфичные правила поведения, реализующиеся в системе устойчивых формул и выражений (стерео­типных высказываний), применяемых в ситуациях установления, поддержания и размыкания контакта с собеседником, в системе Ты-Вы-форм общения, в выборе социостилистической тональности обще­ния при ориентации на адресата и ситуации общения в целом [Формановская 2003:575].

А.Г. Балакай в «Словаре русского речевого этикета» (2001) дает следующее определение: «Речевой этикетпонимается как системаязыковых знаков и правил их употребления, принятых в данном обществе в данное время с целью установления речевого контакта между собеседниками и поддержания общения в эмоционально положительной тональности в соответствии с речевой ситуацией..Речевой этикет – универсальное языковое явление, присущее всем народам мира. Вместе с тем каждый язык обладает своим запасом слов и выражений, отражающих национальную специфику речевой вежливости» [Балакай 2001: 3].

Проанализировав определения речевого этикета, данные разными исследователями, можем выделить общие признаки этого понятия. Все исследователи указывают на то, что речевой этикет – это правила поведения людей в обществе и соответствующие им устойчивые выражения и формы, называемые этикетными формулами. Кроме того, речевой этикет – явление национально-культурное, историческое, имеющее определенную традицию употребления, определяемое правилами вежливости, или этикетными ситуациями общения.

Описание речевого этикета увязывается с набором речевых ситуаций проявления вежливости, или этикетных ситуаций: обращение и привлечение внимания, знакомство, прощание,приветствие, извинение, благодарность, совет, просьба и др.

Обращения: прямые обращения: Дамы и господа! Гражданин! Господин! — офиц.; Товарищ! — офиц. (арм.); Братья и сестры! — возвыш.;

Друзья! — торж.; Павел Антонович! Коллега! Уважаемый! Молодой человек! — общеупотреб.; Сударыня! — ирон.; Девушка! Ребята! — разг.; Старик!— фамильярн. — Мужчина! Женщина! Парни! Мамаша! Мать! Отец! Кузьмич! Ивановна! — простор.; контактоустанавливающие формулы: Не откажите в любезности... Будьте любезны! — офиц.; Простите..., Простите за беспокойство...., Извините...; Скажите, пожалуйста...; Будьте добры! Не скажете ли Вы?— общеупотреб.; Скажите... — разг.; Послушайте...; Не подскажете ли вы...? — простор.

Приветствия: Приветствую вас! Разрешите (позвольте) приветствовать вас! Рад вас приветствовать (видеть)! — офиц., церемон.; Здравия желаю! — офиц. (арм.); Здравствуйте! Добрый день (утро, вечер)! С добрым утром! Добро пожаловать! Как поживаете? — общеупотреб.; Милости просим! Привет! Что нового? Как дела? Давно не виделись! — разг.; Мое почтение! Приветик! Наше вам! — иронич., шутл.; Хелло! — жарг.

Знакомство без посредника: Позвольте представиться! Разрешите (позвольте) (с вами) познакомиться! Рад познакомиться! — офиц.; Меня зовут ...; Будем знакомы! — нейтр.;через посредника: Позвольте (разрешите) вас познакомить! Разрешите вам представить! Познакомьтесь, пожалуйста! — офиц.; Знакомьтесь! — общеупотреб. Давайте познакомимся! Давай знакомиться! — разг.

Извинения: Я должен извиниться! — офиц.; Убедительно прошу простить меня! Приношу (вам свои) (глубокие) извинения. — церемон.; Извините! Простите! Прошу прощения! Простите за беспокойство! Извините, пожалуйста! Извините за... — общеупотреб.

Выше приведены примеры общих современных формул речевого этикета. Но есть этикетные обороты речи, которые утратили свое первоначальное значение

(например, спасибо — спаси тебя бог; пожалуйста — пожалуй, приди, войди в мой дом; благодарю — дарю тебе благо). Многие формулы иносказательны, метафоричны (приношу вам свои извинения; разрешите откланяться; не знаю как отблагодарить вас; не судите меня строго).

Средства речевого этикета устойчивы (близки к фразеологизмам, например: С легким паром / Добро пожаловать! Прошу любить и жаловать! Милости прошу к нашему шалашу). Несмотря на такую устойчивость, стандартность, они гибки, легко поддаются варьированию. При этом они образуют синонимические ряды, члены которых используются в конкретных ситуациях (официально, неофициально), характеризуют социальные группы и слои (общеупотребительно, широкоупотребительно (разговорно), узкоупотребительно, т.е. просторечно, жаргонно), отличаются экспрессивно-эмоциональными оттенками (нейтрально, возвышенно, торжественно, церемонно, шутливо, иронично).

Сохраняя «этикетную рамку» текстов разных функциональных стилей, автор должен сознательно выбирать из синонимического ряда лишь те средства, которые обусловлены целями, задачами и условиями общения. Действительно, шутливые, дружеские обращения, уместные в частной переписке, совершенно не соответствуют стилю официально-деловых писем. В научной сфере в целях необходимого здесь сохранения объективности изложения не принято категорично выражать несогласие с точкой зрения оппонента (отрицательная оценка смягчается, опосредованно выражается с помощью эвфемизмов). В общественно-политической сфере нейтрализация оценки в речи невозможна в принципе, потому что общение здесь предполагает открытое выражение своей позиции.

Этикетным формулам, условиям и правилам их применения следует начинать обучать с раннего детства и учиться всю сознательную жизнь. Значительную роль в изучении слов и выражений русского этикета призван сыграть «Словарь русского речевого этикета» А. Г. Балакая. Это самое полное на сегодняшний день справочное пособие, словник которого содержит около 6000 слов и устойчивых речевых формул.

В статье «Новое в русском речевом этикете» О.В. Ивашкина называет наиболее важные функции речевого этикета:

1) контактоустанавливающая функция проявляется в таких речевых ситуациях, когда говорящий обращает на себя внимание собеседника, готовит его к сообщению информации;

2) конативная функция- функция ориентации на адресата: для одного партнера выбирается Привет, Валюш!, а для другого говорящего или для этого же, но со стороны иного говорящего, или в другой обстановке общения и при других взаимных отношениях Рад вас приветствовать, Валентин Сергеевич! [Ивашкина 2003: 57].

Несоблюдение правил, диктуемых этими важными функциями, приводит к нарушению норм речевого поведения, является демонстрацией невежливости: 1) человек не поздоровался, не поблагодарил и т.д.; 2) человек выбрал неверную этикетную форму общения с собеседником (сказал старшему по положению и возрасту Привет!, применил формулу ТЫ-общения при ожидаемом ВЫ и т.д.).

Все исследователи речевого этикета пишут о том, что речевой этикет – это определенный набор стандартных этикетных форм, применяемых в определенной ситуации общения. А.Г. Балакай предлагает такую типичную схему описания значимых признаков речевого этикета: «какое»-«что»-«в какой ситуации»-«кто говорит»-«по отношению к кому говорится»-«где»-«когда»-«каким способом»-«с какой целью»:

1) «какое» - почтительное, учтивое, ласковое, шутливое, фамильярное и т.п.;

2) «что» - тема события (форма обращения, приветствие, благодарности, поздравления, извинения, просьбы, прощания и т.п.);

3) «в какой ситуации» - определяется такими признаками, как

- адресант («кто говорит»): пол, возраст, социальное, профессионально-должностное положение, отношение к адресату (старший, равный, младший по возрасту и социальному положению), уровень образования, место постоянного проживания (город, село) и др.;

- адресат («по отношению к кому говорится»):знакомый, незнакомый, родственник, пол, возраст, отношение к адресанту, свой – чужой и др.;

- способ общения: контактный, дистантный (письмо, разговор по телефону);

- место общения («где»): за обедом, на свадьбе и т.д.;

- время общения («когда»): утром, вечером, на ночь, перед отправлением в путь и т.д.;

- цель и мотив общения («с какой целью»): привлечение внимания, установление или поддержание речевого контакта, желание сделать приятное собеседнику, проявить к нему внимание и т.д.;

- какие этикетные формулы используются («каким способом») [Балакай 2001: 9].

Каждая ситуация речевого этикета (вступление в общение, поддержание и прекращение общения) обслуживается определенным набором речевых этикетных формул, выбор которых будет зависеть от перечисленных выше значимых признаков речевого этикета.

Н.И. Формановская выделяет несколько основных правил речевого этикета, которые необходимо соблюдать при общении:

1. Определять парамет­ры собеседников в рамках: свой / чужой, близкий / далекий, приятный / неприятный и т.д.

  1. Соблюдать уважительность, вежли­вость по отношению к адресату, что способствует бла­гоприятным межличностным отношени­ям, в том числе и в коллективе.
  2. С помощью произнесения стереотипных формул речевого этикета осуществлять общение с положительным социальным и эмоционально-оценочным смыслом.

Все это делает речевой этикет необходимым элементом культуры народа [Формановская 2003:577].

2. Ответьте письменно на следующие вопросы:

1. Используете ли вы форму ТЫ в общении с людьми старше вас? Если да, то в каких случаях? _______

2. Общаясь со сверстниками, используете ли вы усеченную форму имени? (Например, Дим!, Даш!) Приведите примеры.________________________________________________________

3. Какую форму обращения вы используете чаще, полную или усеченную?_____

4. Обращаетесь ли к собеседнику, используя преобразование его имени, например, с помощью суффикса? (Колян, Людик, Толян) Приведите свои примеры._______

5.Сейчас напишите, пожалуйста, наиболее часто употребляемые вами этикетные формулы (если собеседник равный вам по возрасту и социальному статусу).

Ситуация приветствия:__________________________________________________________

Ситуация прощания:_____________________________________________________________

Форма извинения:________________________________________________________________

Просьба:________

Благодарность:__________________________________________________________________

Ответ на благодарность:_________________________________________________________

Согласие:_______

Переспросы:____

Поздравления:___________________________________________________________________

Сочувствие:_____

При знакомстве:_________________________________________________________________

6. Существуют ли в вашей семье традиционные этикетные формулы? Если да, то, какие? _______________

___________________________________________________________________

Материалы по технике речи

Упражнения для развития дыхания*

1. «Егорки»

После произнесения начала фразы «Как на горке, на пригорке сидят 33 Егорки…» - сделайте правильный вдох (живот распущен, ребра расширяются; закрепите вдох толчком живота, подтяните низ живота – как при кашле или желании откашляться, после этого начинайте выдох медленно и плавно) и на выдохе считайте: «раз Егорка, два Егорка…» (минимальный результат 33 Егорки, максимальный - 45 Егорок).

2. Читайте текст в ритме прыжка, подбирайте дыхание в конце строки.

Со скакалкой я скачу,

Научиться я хочу

Так владеть дыханьем, чтобы

Звук держать оно могло бы,

Глубоко, ритмично было

И меня не подводило.

Я скачу без передышки

И не чувствую отдышки,

Голос звучен, льется ровно,

И не прыгаю я словно.

Раз – два!

Раз – два!

Раз – два!

Раз!

Можно прыгать целый час.

3. Читайте текст, подбирая дыхание там, где это обозначено в круглых скобках.

В славном городе Радуйске (вдох),

В переулке Веселинском(вдох)

Жил да был певец чудесный –

Пан Тралислав Тралялинский (вдох).

У него жена Траляля,

Дочь-дочурка – Тралялюрка,

Сын-сыночек – Тралялечек

И собачка - Тралялячка (вдох).

Ну а кошка? (вдох). Есть и кошка (вдох).

Кошку звали Тралялешка (вдох),

Также был и попугайчик,

Развеселый Траляляйчик (вдох).

И кухарка – Трялялярка,

И пан дворник – Тралялерник,

И стекольщик – Тралялерщик (вдох).

И садовник – Тралялевник,

И аптекарь – Тралялекарь,

И пан доктор – Тралялектор (вдох).

Траля-траля-траляляля,

Траля-траля-траляляля,

И летит повсюду «браво»

В честь маэстро Тралислава (вдох).

( Ю. Тувим)

*Упражнения взяты из пособия: Михальская О.М. Педагогическая риторика. – М., 1998.

8. Материалы для викторины по русскому языку

Вопросы для разминки

1. В каком слове целых семь одинаковых букв?

2. В каких словах по сто букв?

3. Какое государство можно надеть на голову?

4. Какие местоимения самые чистые?

5. Какие местоимения предупреждают об опасности?

6. Какой полуостров рассказывает о своем размере?

7. Какую букву надо спрятать за местоимение, чтобы получилось название животного?

8. Чем кончаются день и ночь?

9. Что стоит посередине Волги?

10. Отгадацте загадки.

Я антоним к слову ЛЕТО,

В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я ….

Я антоним к слову СМЕХ,

Не от радости, утех –

Я бываю поневоле

От несчастья и от боли.

От обиды, неудач.

Догадались? это …

Занимательные задачи

1. Переведите с "языка ученых мужей" на разговорный литературный язык хорошо вам знакомые пословицы и поговорки.

Порция, равная приблизительно двадцати граммам продукта полукоксования твердых топлив, приводит в состояние непригодности к использованию деревянную емкость с продуктом переработки цветочной пыльцы представителем перепончатокрылых насекомых.

Наши рекомендации