Практический подход к социально-культурной деятельности

На основании общенаучного подхода к СКД можно прийти к выводу о том, что она, прежде всего, осуществляется в сфере материального производства – производственная деятельность. Второй сферой реализации СКД является сфера духовного производства, которую до недавнего времени называли «непроизводственной сферой» и которая включает в себя религиозную, нравственную, научную, художественную деятельность. Сфера духовного производства характеризуется наличием различных религиозных, научных учреждений, учреждений искусства, образования и культуры, где собственно и происходит реализация СКД.

В последние десятилетия XX в. термин «непроизводственная сфера» заменяется термином «социально-культурная сфера», как специфической области приложения труда, блока национальной экономики, деятельность которого направлена на человека – удовлетворение и развитие его разнообразных потребностей.

В научном обороте термин «социально-культурная сфера» начал утверждаться с начала 1980-х гг. Распространение данного термина являлось закономерным процессом, так как материальное производство, выполнив свою историческую роль, уступило лидерство сфере услуг. В условиях постиндустриального (информационного) общества товаропроизводящая экономика уступает место товарообслуживающей, где основной сферой занятости становится не только и не столько промышленность, сколько гуманитарные отрасли и сфера услуг. Наука, технологии, информация и культура начинают играть ведущую роль в общественном развитии. Производимые в СКС блага – это, в первую очередь, интеллектуальные продукты и услуги.

В СКС создаются услуги, которые по функциональному назначению подразделяются на материальные и нематериальные.

Материальная услуга направлена на удовлетворение материально-бытовых потребностей потребителя услуг. Она обеспечивает восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств изделия или изготовление новых изделий по заказам граждан, а также перемещение грузов и людей, создание условий для потребления. Так, материальными услугами являются бытовые услуги, жилищно-коммунальные услуги, услуги общественного питания, услуги транспорта и т. д.

Нематериальные услуги характеризуются тем, что они не воплощены в непосредственно осязаемые материальные результаты. Нематериальные услуги оказывают влияние на духовное состояние и развитие человека. К нематериальным услугам могут быть отнесены медицинские услуги, услуги здравоохранения, культуры, туризма, образования, физкультуры и спорта.

Следует отметить, что деление услуг на материальные и нематериальные достаточно условно. Так, например, жилищно-коммунальные услуги, услуги общественного питания, безусловно, влияют и на духовное развитие человека. Медицинское обслуживание включает в себя как материальные, так и нематериальные услуги – лечение пациента с помощью медицинской аппаратуры и т. д.

Итак, СКД осуществляется в сферах, создающих материальные и нематериальные услуги по удовлетворению и развитию бытовых, физических, интеллектуальных и духовных потребностей людей. Но не следует забывать о том, что СКС, как и сфера материального производства, является только одной из частей реализации СКД.

Специалисты вузов культуры и искусств, взгляды которых рассматривались выше, связывают понятие «СКД» с СКС, тем самым, суживая само понятие «СКД», так как за его рамками оставляется сфера материального производства. К тому же, и СКС ограничивается ими такими сферами, как образование, туризм, культура, физкультуры и спорт. В этой связи, опять же возникает вопрос о правомерности применения термина «СКД» к названию специальности выпускников вузов культуры и искусств. Очевидно, что «Менеджеры СКД» не могут выступать в роли организаторов СКД в целом.

В то же время, можно согласиться с взглядами авторов, когда речь идет о тесном взаимодействии СКД в сфере образования, культуры, туризма, физкультуры и спорта. Данное взаимодействие обусловлено тем, что услуги создаваемые ими, напрямую связаны с формированием культуры личности, удовлетворением и развитием духовных потребностей человека.

К образовательным услугам, в соответствии с положениями Закона Российской Федерации «Об образовании» относятся учреждения следующих типов: общеобразовательные; учреждения начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования; учреждения дополнительного образования взрослых; специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; учреждения дополнительного образования детей; другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс[32].

Физкультура и спорт как сфера СКД представляет собой совокупность видов спорта. В статье 2 Федерального закона «О физической культуре и спорте Российской Федерации» физическая культура определяется как «часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития»[33]. В настоящее время физическая культура и спорт являются крупнейшей отраслью социально-культурной сферы, включающей стадионы, спортивные залы, плавательные бассейны, спортивные клубы и центры, туристские лагеря и т. д.

Предпринимательская деятельность в сфере физкультуры и спорта осуществляется: индивидуальными предпринимателями; спортивными клубами, лигами, федерациями; предприятиями, специализирующимися на производстве спортивных товаров, услуг и информации (предприятия, производящие спортивную одежду, обувь, снаряжение и атрибутику; специализированные телевизионные и радиокомпании и каналы; спортивные печатные издания и т. д.).

Туристская деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», где понятие «туризм» определено как «временные выезды (путешествие) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без оплачиваемой деятельности в стране (месте) временного пребывания[34].

Оказание услуг в сфере туризма осуществляется по следующим направлениям: оздоровительное; познавательное; просветительное; коммуникабельное; удовлетворение потребностей в смене впечатлений; удовлетворение потребностей в смене места пребывания; предоставление экономических благ и услуг в соответствии с требованиями туриста и др.

Функции туризма порождают многообразие его видов, например, таких как культурно-познавательный; рекреационный; лечебно-оздоровительный; спортивный; событийный; религиозный; экологический; учебный и т. д.

В Основах законодательства Российской Федерации о культуре дается следующее определение культурной деятельности: «культурная деятельность-это деятельность по выявлению, сохранению, формированию, распространению и освоению культурных ценностей»[35].

В данном документе также определены основные направления культурной деятельности:

– выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры;

– художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства;

– художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы;

– самодеятельное (любительское) художественное творчество;

– музейное дело и коллекционирование;

– книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распространением и использованием, архивное дело;

– телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей;

– эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области;

– научные исследования культуры;

– международные культурные обмены;

– производство материалов, оборудования и других средств, необходимых для сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей;

– иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности[36].

Данные направления определяют и структуру СКД в сфере культуры, которая осуществляется в различных организациях и учреждениях, создающих прежде всего нематериальные услуги по удовлетворению и развитию духовных, художественных и интеллектуальных потребностей – это и театрально-зрелищные учреждения (театры, филармонии, кинотеатры, цирки, концертные залы); и научно-просветительные (музеи, арт-центры, выставочные залы, библиотеки, планетарии, зоопарки); масс-медиа (телевидение, радио, кино); издательства, редакции газет и журналов; учреждения книжной торговли; информационные и рекламные агентства; культурно-досуговые (клубы, дома и дворцы культуры, парки культуры, кинотеатры, центры досуга, дома творчества) и учреждения развлекательно-коммерческого досуга (ночные клубы, дискотеки, агентства по организации корпоративного, семейного досуга, торгово-развлекательные центры, рестораны и кафе и т. д.); Также к сфере культуры следует отнести высшие и средние учебные заведения (консерватории, университеты культуры и искусств, институты кинематографии, хореографические училища, колледжи культуры и искусств).

В сфере культуры создаются и материальные услуги – специализированные реставрационные предприятия и мастерские; предприятия по производству киноаппаратуры, музыкальных инструментов, свето-и звукотехники, аттракционов, специализированного технологического оборудования для оснащения учреждений культуры, досуга, средств массовой информации.

Приведенный перечень культурных услуг носит ярко выраженный относительный характер, так как в настоящее время наблюдается тенденция к интеграции различных социально-культурных услуг. Так, образование, туризм, физкультура и спорт, входящие в структуру СКС создают свои специфические услуги. Тем не менее, туристские и спортивные услуги можно рассматривать и в качестве культурных услуг, а учреждения дополнительного образования (дома и дворцы творчества юных, художественные и музыкальные школы, хореографические студии, центры эстетического развития) тесно взаимосвязаны с культурно-досуговыми учреждениями.

Направления культурной деятельности, обозначенные в Законе, обуславливают и наличие различных средних и высших учебных заведений по подготовке специалистов в сфере культуры. Так, для сферы искусства осуществляется подготовка специалистов в таких высших учебных заведениях, как академии художеств, консерватории, институты кинематографии и т. д. Есть четкое представление о предметном поле профессиональной деятельности актера, искусствоведа, музыканта, журналиста, дизайнера и т. д.

Несмотря на идеологическую подоплеку, вузы культуры и искусств на протяжении всего советского периода готовили специалистов для сферы досуга. Название «культурно-досуговая деятельность», пришедшее на смену «культурно-просветительной работы», наиболее точно отражает специфику этой деятельности и ее принадлежность к сфере культуры. В вузах культуры и искусств с самого начала их существования шла активная подготовка специалистов по организации досуга различных категорий населения, организации деятельности самодеятельных кружков и объединений. Данные учебные заведения всегда наиболее сильно испытывали на себе воздействие политической и социально-культурной ситуации в стране, о чем свидетельствует постоянная смена названий – от института внешкольного образования, педагогического института, института культуры до университета культуры и искусств.

Отказ вузов культуры и искусств от сферы своей профессиональной деятельности не поддается объяснению, поскольку современная социокультурная ситуация, связанная с развитием информационного общества, свидетельствует о приоритетном значении сферы досуга по отношению к другим сферам жизнедеятельности человека.

В концепциях постиндустриального общества особое место отводится досугу. Не случайно, такие исследователи, как Ж.-Р. Дюмазедье и Ж. Фурастье зафиксировали коренные изменения в образе жизни и назвали современное общество «цивилизацией досуга»[37].

Эмпирические исследования и их теоретический анализ привели Ж.-Р. Дюмазедье к мысли о том, что досуг, или свободное время, в жизни общества развитых стран незначительно уступает рабочему времени и имеет тенденцию возрастать. Ж.-Р. Дюмазедье также делает акцент на то, что многие люди предпочитают меньше зарабатывать, но иметь больше свободного времени, что говорит о возрастающей привлекательности и ценности досуга по отношению к труду.

Действительно, современная «цивилизация досуга» предполагает опережающее развитие «непроизводственной сферы», где сосредотачивается огромный рыночный потенциал. К культуре начинают относиться как к ресурсу новой экономики, ведущими институтами которой становятся университеты, информационные, научные, культурные, досуговые учреждения, которые активно взаимодействуют с промышленными организациями, что позволяет улучшить городскую среду, развивать туризм, привлекать инвестиции и, тем самым, инициировать создание новых рабочих мест, помогать решению социально-экономических проблем и способствовать разрешению конфликтных ситуаций. В этих условиях наиболее актуальной становится «гедонистическая концепция культуры», согласно которой организации культуры и досуга, в условиях переизбытка информации и постоянных стрессов, перегрузки человека на работе, усталости от бытовых проблем, должны дать возможность людям отдохнуть, отвлечься от проблем, даже обучаться «играючи». В этой связи, особую значимость приобретают компенсаторная и креативная функции досуга, поскольку главное в досуге – раскрепощение творческой энергии, никто не хочет быть в роли «пассивного просвещаемого». Изменения социальной мотивации и потребительского поведения в сфере культуры приводят к выводу о том, что в настоящее время происходит формирование аудитории «нового типа», интересы которой фокусируются на пересечении границ. У «новых культурных потребителей» нет строго зафиксированных предпочтений, они выбирают национальную и мировую, популярную и «высокую», культуру: в один из вечеров они слушают оперу, а в следующий – идут на рок-концерт или лазерное шоу; посещают традиционные музеи и популярные эстрадные представления, выставки современных художников и фольклорные праздники.

Для аудитории «нового типа» характерна ориентация не только на потребление досуговых услуг, но и на творчество, на раскрепощение творческой энергии. Именно поэтому поиск новых досуговых форм связан с тенденцией, так называемого, «смешения» элементов элитарной и массовой, традиционной и мировой культуры, элементов различных жанров (кино, театра, фотографии, живописи, скульптуры, танца и т. д.).

Яркой иллюстрацией к выводам, сделанным Ж. -Р. Дюмазедье, является современная практика культурно-досуговой деятельности за рубежом.

Особо следует остановиться на деятельности Центра исполнительских искусств им. Джона Кеннеди, которая нацелена на удовлетворение и развитие интересов и потребностей аудитории «нового типа»[38]. Разнообразие и «смешение» жанров – театра и мюзикла, танца и балета, оркестровых выступлений, джаза, популярной и народной , музыки, мультимедийных спектаклей, свидетельствуют о снятии границ между «высокой» и «массовой» культурой. Реализация таких эпизодических и стабильных форм культурно-досуговой деятельности, как фестивали мировых премьер и праздники, посвященные городам и странам, мастер-классы, конкурсы молодых актеров и музыкантов, лекции, семинары, музыкальные студии, семейный театр, позволяют многочисленной аудитории удовлетворить свои потребности в получении информации, неформальном общении, проявлении творческой активности, отдыхе и развлечении.

В Центре Дж. Кеннеди создаются условия для участия в инновационных образовательных программах по арт-менеджменту для руководителей искусства будущего, а также осуществляется поддержка национального симфонического оркестра, некоммерческих театральных и концертных организаций.

Национальный Центр искусств им. Ж. Помпиду одновременно является и музеем и творческой мастерской, где пластические искусства соседствуют с музыкой, кино, библиотекой, аудиовизуальными исследованиями[39]. Инфраструктура Центра – концертные и выставочные залы, библиотека, технически оснащенные помещения для обучающей и исследовательской деятельности, а также книжные магазины, рестораны и кафе, свидетельствуют о его возможности эффективной реализации развлекательной и развивающей функций культурно-досуговой деятельности.

Подобного рода тенденции имеют место и в российском обществе. Активное распространение коммерческих фирм по организации досуга, выставочных центров, центров досуга и искусств, ивент-агенств, торгово-развлекательных центров, свидетельствует о наступлении «цивилизации досуга» и в нашей стране.

В настоящее время торгово-развлекательные центры постоянно расширяют свои функции, становясь полноценными центрами досуга. Помимо магазинов и бутиков посетителям предлагаются такие услуги, как развлекательные программы с участием актеров и аниматоров, аттракционы, мини-кинотеатры 3D формата, мини-боулинги, кафе и рестораны. Реализация функций культурно-досуговой деятельности осуществляется через такие формы, как выставки, презентации, концерты, праздники, дефиле, перформансы и хеппенинги.

Показательна в этом отношении и деятельность Центра современного искусства им. С. Курехина, основанного в 2004 г. при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга. По целевому назначению своей деятельности Центр не ограничивается только поддержкой и развитием современного искусства и перспективных музыкантов и художников, так как активно осуществляет театральную, концертную, выставочную и просветительную деятельность[40].

Приоритетное положение сферы досуга в современном обществе подтверждается и ее ярко выраженным интегрированным характером по отношению к ведущим сферам формирования культуры личности – семья, сфера образования и профессионально-трудовая сфера, и к учреждениям культуры – театр, филармония, музей, библиотека.

На первом этапе социализации – в семье, ребенок через родителей взаимодействует с обществом, приобщается к социуму. Именно в семье закладываются основы нравственности ребенка, формируются нормы поведения, происходит овладение им социальными ролями. Поэтому, совершенно очевидно, что от социального, образовательного и культурного уровня родителей зависит эффективность воспитательного процесса. При целенаправленном формировании культуры личности ребенка родители стремятся овладеть педагогическими знаниями, помогающими им раскрыть его индивидуальность и направить процесс воспитания в нужное русло. Очень важно и понимание родителями значимости совместной досуговой деятельности, которая наиболее благоприятно влияет на стимулирование социальной, творческой активности ребенка, а также способствует укреплению психологического климата в семье, взаимопониманию, любви и уважению. Если в повседневной жизни ребенок выступает в качестве объекта воспитания, то в досуговой среде складываются субъект-субъектные отношения, позволяющие ребенку увидеть родителей совершенно с другой стороны. В настоящее время существует разветвленная инфраструктура учреждений по организации семейного досуга – Дворцы культуры, Дома детского и юношеского творчества, Центры эстетического развития и т. д. Концептуальное обоснование социально-культурных технологий по укреплению внутрисемейных связей, эстетическому развитию ребенка, развитию его творческих способностей, патриотическому воспитанию и т. д., и поэтапная их реализация, безусловно, будет способствовать раскрытию внутреннего мира и индивидуальных качеств ребенка, реализации его творческого потенциала. Одним из этапов социально-культурных технологий является выбор методик культурно-досуговой деятельности – информационно-просветительных, художественно-зрелищных, игровых. Данные методики также являются и инструментом реализации социально-культурных технологий. Включение детей и родителей в такие эпизодические (беседы, утренники, праздники, конкурсы, дни семейного отдыха) и стабильные (семейный клуб, клуб выходного дня, кружок мягкой игрушки) формы поможет решению проблем, концептуально обоснованных в рамках социально-культурных технологий.

Интеграция социально-культурных технологий и методик культурно-досуговой деятельности в сферу образования и профессионально-трудовую сферу также необходима для полноценного формирования культуры личности.

Так, внешкольная работа направлена на дополнение, углубление знаний и информации, полученных на уроках, она компенсирует недостаток индивидуального подхода и в результате способствует выявлению и развитию творческих способностей учащихся. Разработка и реализация социально-культурных технологий по формированию коммуникативной культуры, медиакультуры, здорового образа жизни школьников и применение методик культурно-досуговой деятельности, в конечном счете, приведут к стимулированию и оптимизации воспитательного процесса в сфере образования.

В профессионально-трудовой сфере применение социально-культурных технологий и методик культурно-досуговой деятельности связано с решением проблем формирования корпоративной культуры. Корпоративный досуг способствует формированию и развитию ценностей, традиций в трудовом коллективе, от которых зависит сплоченность сотрудников, единство взглядов и действий. В рамках досуговой деятельности создаются условия для формирования коммуникативной культуры, корпоративной идентичности сотрудников, стимулирования мотивации к труду.

Взаимодействие сферы досуга с учреждениями культуры и искусств также основано на интеграции методик культурно-досуговой деятельности. Так, театрально-зрелищные учреждения в процессе работы с аудиторией активно используют информационно-просветительные, художественно-зрелищные и игровые методики, а также приемы активизации зрителей. В залах музея, в настоящее время, наряду с экскурсиями происходят явления театрализованного зрелища, проводятся презентации, различные акции, перформансы. На базе музеев, библиотек функционируют стабильные формы культурно-досуговой деятельности – клубные объединения, кружки, студии.

Таким образом, культурно-досуговая деятельность – это деятельность по организации свободного времени различных категорий населения, удовлетворения и развития потребности человека в неформальном общении, развлечении, проявлении социально-культурной активности и реализации творческого потенциала; это деятельность по интеграции досуговых методик в ведущие сферы и учреждения формирования культуры личности.

В данном определении предпринята попытка обозначить не только сферу профессиональной деятельности, так называемых, «Менеджеров СКД», но и предметное поле этой деятельности. Из определения также вытекает и более конкретное название специальности – «Менеджеры культурно-досуговой деятельности» или «Менеджеры СКД в сфере досуга». Такое название соответствует и специализациям, которые уже в течение многих лет существуют на кафедре СКД СПбГУКИ – менеджеры туристского досуга; менеджмент организации детского и молодежного досуга; масс-медиа социально-культурных технологий; социально-культурное проектирование;

В зарубежных странах специалистов сферы досуга называют по-разному. Так, в Италии, Испании, Франции данных специалистов называют социокультурными аниматорами, в США – терапевтами-рекреаторами. В Германии, начиная с 70-х гг. XX столетия, осуществляется специальная подготовка педагогов свободного времени в высших учебных заведениях и на курсах педагогики, свободного времени и туризма. Например, в США в Аризонском государственном университете осуществляется подготовка специалистов на факультете рекреационного менеджмента[41], в Калифорнийском университете – на факультете рекреационного администрирования и досуга[42], в Государственном университете в Сан-Франциско – на факультете рекреации и досуга[43], во Флоридском международном университете – на факультете досугового обслуживания[44]. Несмотря на различия в названиях специалистов сферы досуга, можно выделить общие требования, которые предъявляются при их подготовке.

Прежде всего, данные специалисты должны знать и ориентироваться в социальной политике, знать законодательную базу, основы юриспруденции и экономики, психолого-педагогические законы развития личности. Профессиональную компетенцию специалистов сферы досуга составляют такие умения и навыки, как коммуникабельность, креативность, организаторские способности, владение технологиями и методиками изучения, удовлетворения и развития досуговых потребностей различных категорий населения, включения их в различные виды социально-культурного творчества, способность разработать и реализовать социально-культурные проекты, координировать социально-культурные инициативы, осуществлять стратегию досуга.

Как было отмечено выше, в нашей стране утверждена новая специальность и в вузах культуры открыты кафедры СКД. Проводилась и продолжает осуществляться огромная и трудоемкая работа по разработке образовательных программ, основанных на компетентностном подходе. Вероятно, данная работа будет продуктивной только при условии терминологической определенности. Правильное и четкое понимание структуры и содержания СКД, конкретизация данной категории, приведет к определению сферы деятельности выпускников кафедры СКД, а также к названию, которое должно отражать предметное поле специальности.

[1] Приказ Министерства образования Российской Федерации от 24 января 2002 г. №181.

[2] Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Социально-культурная деятельность: учеб. пособие. М.: МГУКИ, 2004. С. 49.

[3] Ариарский М. А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления. СПб., 2008. С. 79–80.

[4] Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (с изменениями и дополнениями). Разд. 1: Общие положения. Ст. 3 // Гарант: инф.-прав. портал. URL: http://www.garant.ru (дата обращения 11.11.2011).

[5] Ариарский М. А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления. С. 80.

[6] Там же.

[7] Там же. С. 83.

[8] Там же. С. 88.

[9] Там же. С. 258.

[10] Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Социально-культурная деятельность. С. 45–46.

[11] Там же. С. 74–75.

[12] Там же. С. 49.

[13] Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Основы социально-культурной деятельности. М., 1995.

[14] Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Социально-культурная деятельность.

[15] Там же. С. 8.

[16] Там же. С. 50.

[17] Туев В. В. Социально-культурная деятельность как понятие // Ученые записки. М.: МГУКИ, 2001. Вып. 23. С. 30.

[18] Там же. С. 31.

[19] Там же. С. 38.

[20] Ярошенко Н. Н. Социально-культурная деятельность в контексте формирования новых качеств социального взаимодействия // Ученые записки. М.: МГУКИ, 2001. Вып. 23. С. 46.

[21] Ярошенко Н. Н. Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология, теория. М., 2000. С. 51.

[22] Вебер М. «Объективность» познания в области социальных наук и социальной практики // Культурология: XX в.: антология. М., 1995. С. 557.

[23] Вебер М. Основные социологические понятия // Западноевропейская социология: XIX – начало XX вв. М., 1996. С. 455.

[24] Там же. С. 457.

[25] Там же. С. 481.

[26] Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

[27] Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб., 2002. С. 124–126.

[28] Каган М. С. Философия культуры. СПб., 1996. С. 100.

[29] Там же. С. 47.

[30] Каган М. С. Человеческая деятельность: опыт систем. анализа. М., 1974.

[31] Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996. С. 98.

[32] Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266–1 «Об образовании» (с изменениями). Гл. 2. Ст. 12 // Гарант: инф.-прав. портал. URL: http://www.garant.ru (дата обращения 11.11.2011).

[33] Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // Гарант: инф.-прав. портал. URL: http://www.garant.ru (дата обращения 11.11.2011).

[34] Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об основах туристской деятельности в Российской Федерации“» // Гарант: инф.-прав. портал. URL: http://www.garant.ru (дата обращения 11.11.2011).

[35] Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (с изменениями и дополнениями). Разд. I: Общие положения. Ст. 3 // Гарант: инф.-прав. портал. URL: http://www.garant.ru (дата обращения 11.11.2011).

[36] Там же. Ст. 4.

[37] Dumazedier J. Toward a Society of Leisure. New York: Free Press, 1967.

[38] URL: http: //www.kennedy-center.org (дата обращения 11.11.2011).

[39] URL: http: //www. centerpompidou.br (дата обращения 11.11.2011).

[40] Кастрицкая Л. В. Исследование деятельности ЦСИ им. С. Курехина по организации досуга молодежной аудитории // Перформанс в системе организации культурно-досуговой деятельности молодежи: диплом. исслед., выполн. под рук. Г. Ю. Литвинцевой. СПб., 2011.

[41] URL: http://scrd. asu. edu (дата обращения 11.11.2011).

[42] URL: http://www. csun. edu (дата обращения 11.11.2011).

[43] URL: http://www. sfsu. edu (дата обращения 11.11.2011).

[44] URL: http://appliedstudies. pc. fsu. edu (дата обращения 11.11.2011).

Наши рекомендации