Нужно помнить о правилах гигиены

- Чаще мыть руки.

- Неспать с кошкой или собакой. Если животное заболело,

обращаться за помощью к ветеринару.

Подводя итог занятия, предложите детям запомнить главные правила по профилактике заболеваний:

- воду и пищу охранять от загрязнения. Уничтожать мух;

- мыть руки до еды и после посещения туалета;

- закрывать рот при кашле. Не грызть ногти;

- делать прививки, Следить за чистотой тела и белья;

- заниматься закаливанием, употреблять больше овощей и

фруктов.

Практическая деятельность

Для профилактики простудных заболеваний можно дать детям самостоятельно при готовить из корня солодки, ягод и листьев малины, листьев мать-и-мачехи витаминизированные отвары.

Дети собирают в свои стаканы нужные компоненты трав, заливают кипятком, закрывают полотенцем и дают настоять­ся. Когда раствор станет теплым, добавляют сок лимона и не­много сахара.

В ходе приготовления отваров дети рассуждают о том, что лекарственные травы называют «зеленой аптекой», но с каждым годом их становится все меньше, а некоторые совсем исче­зают. Происходит это потому, что люди небрежно обращаются с природой: вырубают леса, загрязняют землю и водоемы отхода­ми промышленности, нарушают правила сбора лекарственных трав, вырывая их с Корнем. Все это ведет к истощению запасов «зеленой аптеки» природы.

А что из «зеленой аптеки» у нас под рукой?

Загадки об овощах (отгадки лежат в вазе, дети подходят и показывают.

1.Не корень, а в земле,

Не хлеб, а на столе.

И к пище при права,

И на болезни управа.

(Чеснок)

Витамин С, В1, В2 - для роста, для развития мыши.

2.Расту в земле, на грядке—

­Красная, Длинная, сладкая. (Морковь)

Содержит витамин А - для роста, зрения.

3.Неказиста, Шишковата,

А придет на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна!»

(Картофель)

Содержит Калий - для нервной и сердечно-сосудистой си­стемы.

4. Кругла, а не месяц,

Желта, а не масло,

С хвостом, а не мышь. (Репа)

Улучшает пищеварение.

5.Рослые ребятки

Улеглись на грядке

Все ребятки, молодцы

И зовут их ...

(Огурцы)

Улучшает работу почек.

6. Над землей - трава

Под землей - алая трава.

Салат от ожирения,

А сок - от воспаления. (Свекла)

Помогает очистке организма.

7.Одевалась, одевалась

А как осень подошла,

Сто одежек отдала. (Капуста)

Витамин С от простудных заболеваний, снятия утомляе­мости.

8. Листья просто кружева

Украшения стола.

Повышают аппетит,

Придают здоровый вид.

Круглый год лечение-

­И все от воспаления.

(Укроп)

Витамин С.

9.Овощ этот очень крут,

Убивает всех вокруг.

Помогут фитонциды от оспы и чумы.

И вылечить простуду

Им тоже сможем мы. (Лук)

От насморка - сок лука с сахаром и маслом.

От кашля - сок лука с медом.

Не забывай в числе других продуктов,

Побольше кушать овощей и фруктов.

Овощи и фрукты любят все на свете,

Взрослые и дети секреты знают эти.

Виноград и вишня лечат все сосуды,

Абрикос - для сердца, груша от простуды.

Апельсин, как витамин.

Знают все, не заменим.

Пейте сок и здоровейте!

Ешьте фрукты, не болейте!

Дополнительный материал

Фототерапия - лечение людей лекарственными растени­ями. Это древнейшая отрасль медицины, требующая специаль­ных знаний. При лечении травами необходимо советоваться с врачом и придерживаться его назначений.

Лекарственные травы могут использоваться и с целью профилактики, так как травяные сборы, чаи и сиропы содер­жат в себе большое количество полезных веществ.

Ромашка обладает дезинфицирующим и противовоспали­тельным действием.

Одуванчик. Его корни применяют для улучшения пищева­рения.

Дуб. С лечебной целью используются его кора и ветви мо­лодых деревьев. Отвар коры применяют для полоскания рта и горла при воспалении дыхательных путей. Отвар также пьют при расстройстве желудка.

Лук и чеснок обладают антимикробным действием и воз­буждают аппетит. Их необходимо употреблять во время эпи­демии гриппа.

Мать-и-мачеха - лучшее средство против кашля. Широко применяется при лечении заболеваний дыхательных путей.

Крапива. Отвар из листьев крапивы необходимо пить при авитаминозе и малокровии.

Рябина - богатое поливитаминное средство, ее ягоды соби­рают после первых заморозков, и из ягод рябины готовят витаминные сиропы.

Солодка. Ее сладкие корешки можно жевать, когда болит

горло. Отвар из корней пьют при кашле. Из солодки готовят

витаминные отвары.

Родина алоэ - Южная Америка. У нас это растение разводят только в комнатных условиях. Оно применяется как сред­ство для заживления ран. При насморке сок алоэ, смешанный с медом, закапывают в нос.

Лекарственные травы применяются не только с лечебными, но и с профилактическими целями. Как правило, использу­ются те части растений, в которых накапливается большее количество полезных веществ. Применяют лекарственные растения в виде сборов, настоев, чаев и сиропов.

Обобщение

• Чистота помогает предотвратить многие болезни.

· Природу нужно беречь.

Круг радости и общения

ВАЛЕОЛОГИЯ

Дата «___» __________ ______ ________________

Группа/класс

Занятие №15

Тема: ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ И ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ

Цель:сформировать представление о полезных и вредных привычках.

Задачи:закрепить у детей понятие «здоровый образ жизни»; вырабатывать негативное отношение к алкоголизму и

курению.

Ход занятия

Круг радости и общения

Педагог предлагает детям посмотреть на портрет доктора

ЗОЖ и еще раз описать его. Обобщив ответы детей, спрашива­ет, кто из детей хочет стать похожим на доктора ЗОЖ, что для этого нужно делать?

Дети подводят итоги, что необходимо ежедневно соблюдать

правила здорового образа жизни: закаляться, правильно питаться, соблюдать режим дня, жить в гармонии с природой и окружающим миром.

Работа в азбуке-тетради

Педагог просит детей рассказать об их хороших привычках, Он записывает ответы на отдельных листочках и выкладывает их вокруг центрального слова - валеологuя.

Далее педагог вместе с детьми приходит к выводу о том, что много хороших при вы чек у них уже выработано. Но в жизни есть не только хорошие, но и плохие привычки, которые опасны для здоровья.

Педагог предлагает детям рассказать, что они знают о куре­нии и курящих людях. Объясняет, что курение опасно не только для здоровья курильщиков, но и для тех, кто находится рядом с ними. Дело в том, что табак и табачный дым содержат вредное вещество (яд) - никотин, который разрушает легкие, желудок, сосуды и сердце, приводит к бронхиту. Каждая выкуренная си­гарета уносит 15 минут жизни человека.

Детям предлагается пофантазировать и описать, каким они представляют себе никотин и продемонстрировать его свойства (легкий, зубастый, прозрачный, злой, прожорливый и т.д.).

Педагог показывает детям рекламные буклеты винно-водочных изделий и обращает внимание на предупреждение Минздрава об опасности злоупотребления спиртными напит­ками. В некоторых семьях на праздниках взрослые не только сами употребляют спиртное, но и предлагают выпить детям. Это недопустимо, так как спиртное наносит огромный вред не­окрепшему организму ребенка. Страдают не только желудок, сердце, почки, но при этом у ребенка могут проявиться отстава­ние в росте, нервозность, раздражительность.

Большую роль в сохранении здоровья играет отказ от вред­ных привычек: курения, алкоголя.

Практическая деятельность

Дети выпускают коллективную газету или маленький плакат «Ал­коголю и никотину скажем - нет!»

Обобщение

·Необходимо ежедневно соблюдать правила здорового образа жизни, чтобы они вошли в привычку.

·Нужно помнить, что алкоголь и никотин очень опасны для

нашего здоровья.

Круг радости и общения

ВАЛЕОЛОГИЯ

Дата «___» __________ ______ ________________

Группа/класс

Занятие №16

Тема: ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

Цель: обобщить знания детей о понятии «валеология».

Задачи: закрепить знания о здоровом образе жизни, вспом­нить о правилах гигиены и правильного питания.

Педагог приветствует родителей и приглашенных гостей. Он поздравляет с благополучным завершением путеше­ствия по миру валеологии и говорит о том, что в течение года дети, путешествуя по стране «Валеология», узнали много инте­ресного о том, что такое здоровье, как его сохранить и укрепить, о здоровом образе жизни и других замечательных вещах.

Педагог торжественно объявляет об открытии интеллекту­ального шоу: «Здоровый образ жизни - это норма».

В зал под музыку входят две команды. Педагог представ­ляет жюри, объясняет правила игры. Ответы оцениваются по 5-балльной системе.

У казахского народа испокон веков основным видом спорта была игра - байга.

Тур - Байга

Педагог напоминает, что дети, которые знают ответы, поднимают сигнальную карточку.

Очки зачисляются команде.

- Что такое валеология?

- Сколько раз в день нужно чистить зубы?

- Назови части тела человека.

_ Назови известные тебе лекарственные травы.

_ Назови внутренние органы человека, которые ты знаешь.

- Что такое осанка?

- Что такое режим дня?

- Что было бы, если бы не было воздуха?

- Для чего нужно много есть овощей и фруктов?

- Значение воды в жизни человека.

- Назови фрукты и овощи, где есть витамин «С».

- Назови фрукты и овощи, где есть витамин «А».

- Что значит соблюдать личную гигиену?

- Как называют врача, который лечит зубы?

- Для чего человеку сердце?

- Имя доктора страны «Валеология».

По окончании каждого тура подводятся итоги.

Наши рекомендации