Сочетание показа и рассказа в экскурсии

Любая экскурсия основана на сочетании двух главных элементов — показа экскурсионных объектов и рассказа о них.

Показ и рассказ на экскурсии не являются величинами одинаковыми для всех видов и тем экскурсий. Соотношение рассказа и показа может и должно изменяться. Показ объек­тов на одной экскурсии отличается от показа на другой по той же теме и по времени, затрачиваемому на него, и по методике проведения Такие же изменения происходят с рассказом. Он может быть более или менее подробным, более или менее образным

Основные причины этих различий — меняющееся со­держание экскурсий в зависимости от: особенностей ауди­тории; обеспеченности данной темы объектами; характера демонстрируемых объектов; степени их сохранности; объема фактического материала, которым располагает экскурсовод; сложностей наблюдения и понимания объектов экскурсан­тами.

Экскурсия за более чем вековой путь своего существова­ния изменялась, обогащалась, особенно в области методики ведения. При этом оставалось неизменным соотношение ее главных элементов.

Процесс становления экскурсии можно проследить при рассмотрении элементов, ее составляющих — показа (П) и рассказа (Р). Здесь следует выделить пять уровней, при кото­рых происходит возрастание роли показа, его выдвижение на первое и главенствующее место в раскрытии темы, в воспри­ятии экскурсантами материала. Помещаемая ниже схема построена на анализе автобусной экскурсии, поэтому рекомен­дуемые суждения не могут быть полностью отнесены к экс­курсии пешеходной.

Первый уровень— простейшая экскурсия, когда показа практически нет.Происходит осмотр объектов, который в виде наглядных фрагментов сопровождает рассказ экскурсо­вода. На этом уровне широко используются наглядные по­собия из «портфеля экскурсовода». Подобный уровень зна­комства с объектами и историческими местами характерен для путевой экскурсионной информации. Экскурсионная методика не используется.

При втором уровне преобладает рассказ,который носит лекционный характер, наглядность используется в незначи­тельной степени. Экскурсовод иллюстрирует свое выступле­ние учебно-наглядными пособиями, которые способствуют раскрытию темы — репродукциями с картин, чертежами, гербарием и т. п.

Показ подчинен рассказу и используется в качестве ил­люстраций, подкрепляющих выдвигаемые положения. Рас­сказ по своему значению и воздействию на аудиторию больше показа, экскурсовод использует методические прие­мы рассказа.

Третий уровень— такое сочетание элементов экскурсии, когда рассказ равен показу.На этом уровне значительно воз­растает удельный вес предметной наглядности (показа объ­ектов). Экскурсионный процесс углубляется: экскурсовод начинает использовать элементы показа, уравнивать значе­ние и воздействие на экскурсантов и показа, и рассказа. Меняется роль участников экскурсии: теперь они не только слушатели, но и зрители. Это повышает эффективность восприятия экскурсионного материала и активизирует роль экскурсовода. С помощью методических указаний он осу­ществляет руководство группой, активизирует наблюдение объектов экскурсантами.

На этой ступени становления экскурсии происходит де­ление объектов на основные и дополнительные,обозначаются выходы группы из автобуса для непосредственного ознаком­ления с объектами. Делается попытка создать постоянный текст рассказа, который пока еще называется по-разному: конспект, развернутый план изложения материала, тезисы и т. п. Выделяются подтемы. Начинают использоваться от­дельные методические приемы показа. Подбираются логи­ческие переходы (словесные мостики) между подтемами, которые раскрываются на объектах.

Первый уровень— простейшая экскурсия, когда показа практически нет.Происходит осмотр объектов, который в виде наглядных фрагментов сопровождает рассказ экскурсо­вода. На этом уровне широко используются наглядные по­собия из «портфеля экскурсовода». Подобный уровень зна­комства с объектами и историческими местами характерен для путевой экскурсионной информации. Экскурсионная методика не используется.

При втором уровне преобладает рассказ,который носит лекционный характер, наглядность используется в незначи­тельной степени. Экскурсовод иллюстрирует свое выступле­ние учебно-наглядными пособиями, которые способствуют раскрытию темы — репродукциями с картин, чертежами, гербарием и т. п.

Показ подчинен рассказу и используется в качестве ил­люстраций, подкрепляющих выдвигаемые положения. Рас­сказ по своему значению и воздействию на аудиторию больше показа, экскурсовод использует методические прие­мы рассказа.

Третий уровень— такое сочетание элементов экскурсии, когда рассказ равен показу.На этом уровне значительно воз­растает удельный вес предметной наглядности (показа объ­ектов). Экскурсионный процесс углубляется: экскурсовод начинает использовать элементы показа, уравнивать значе­ние и воздействие на экскурсантов и показа, и рассказа. Меняется роль участников экскурсии: теперь они не только слушатели, но и зрители. Это повышает эффективность восприятия экскурсионного материала и активизирует роль экскурсовода. С помощью методических указаний он осу­ществляет руководство группой, активизирует наблюдение объектов экскурсантами.

На этой ступени становления экскурсии происходит де­ление объектов на основные и дополнительные,обозначаются выходы группы из автобуса для непосредственного ознаком­ления с объектами. Делается попытка создать постоянный текст рассказа, который пока еще называется по-разному: конспект, развернутый план изложения материала, тезисы и т. п. Выделяются подтемы. Начинают использоваться от­дельные методические приемы показа. Подбираются логи­ческие переходы (словесные мостики) между подтемами, которые раскрываются на объектах.

Четвертый уровень.Сочетание показа и рассказа приобре­тает более экскурсионный характер. Показ занимает ведущее местов экскурсии, рассказ — второстепенное.Активно ис­пользуются методические приемы показа и рассказа, а так­же отдельные виды экскурсионного анализа. Логические переходы превращаются в словесно-зрительные мостики между подтемами Экскурсия становится единым целым. Активизируется деятельность экскурсантов, они глубже изу­чают памятники истории и культуры, достопримечательные места.

Вступительное слово и заключение становятся самостоя­тельными частями экскурсии, место недостающих звеньев восполняют экспонаты «портфеля экскурсовода». Меро­приятие становится экскурсией.

Таблица 12 Уровни возрастания роли показа

I   II   III   IV   V  
Р(п)   Р>П   Р=П   Р<П   П(р)  
Практически методика показа отсутствует, мето­дика рассказа развивается   Усиление методики показа, методика рассказа замораживается (т е ее ак­тивность перестает возрастать)  
Экскурсант пассивен наблюдение   Активность экскурсанта нарастает, появляются способы усвоения мате­риала изучение исследование  
Показа нет, имеют ме­сто элемен­ты осмотра, неуправ­ляемый осмотр   Показ объ­ектов на обычной скорости автобуса 40-60 км (осмотр)   Показ объектов на мед­ленной скорости автобуса   Показ объектов на оста­новке из окон авто­буса, без выхода группы   Показ объ­ектов на остановке с выходом группы из автобуса  
Происходит возрастание эффективности экскурсии, экскурсанты воспринимают и запоминают экскурсионный материал (в процентах)  
20 %   30 %   40%   50%   60 % и более  
               

Пятый уровень.Достигается оптимальное сочетание показа и рассказа.Показ, увеличившись в объеме, занимает главенстроена на анализе автобусной экскурсии, поэтому рекомен­дуемые суждения не могут быть полностью отнесены к экс­курсии пешеходной.

Важную роль в рассказе играет анализ зрительно восприни­маемых объектов. Рассказ ведется в экскурсионных формах: в виде комментария, справки, объяснения, вводного слова к показу объектов или заключительной части после их показа. Методика и техника проведения экскурсии достигают со­вершенства, максимально используются различные виды экскурсионного анализа. Наибольшей активности достигает методика показа объектов. Возрастает роль экскурсовода в руководстве процессом восприятия материала.

Практически происходит превращение в единое целое показа и рассказа, когда они начинают активно взаимодей­ствовать, определенным образом дозироваться, сливаться, когда один элемент уже не может заменить другой. Более того, один составной элемент (рассказ) не может существо­вать без другого (показа), оба они взаимообусловлены и, до­полняя друг друга, создают нечто целостное — экскурсию. Кратко это можно сформулировать следующим образом: экс­курсия — та золотая середина, где удается достигнуть опти­мального сочетания между показом объектов и рассказом о них и событиях, с ними связанных.

Практика показывает, что достигнутое методистами и экскурсоводами в ряде случаев легко утрачивается. Стоит ослабить внимание к качеству проведения экскурсии, как сразу же меняется соотношение между показом и рассказом, нарушается сочетание между ними, а также изменяется со­отношение межДля методики является важным не только правильное сочетание показа и рассказа, но и последовательность в ис­пользовании их на экскурсии. Рассказ не может существо­вать без показа не в смысле их одновременного протекания, а в смысле их взаимодействия и взаимообусловленности в рамках одной экскурсии. Вот как это может выглядеть на практике:

Рассказ => показ =э показ => рассказ => показ => рассказ => показ :=> рассказ => показ => показ => рассказ => рассказ и т. д.

Наши рекомендации