Взаимосвязь звуков русского языка 5 страница

губы — раскрыты, занимают нейтральное положение или же положение, необходимое для произнесения предшествующего (последующего) звука;

зубы — разомкнуты;

язык — кончик языка поднимается и упирается в верхние резцы или их десны, передняя и средняя части спинки языка опущены, боковые края языка тоже опущены (иногда с одной стороны, чаще с двух сторон), между ними и коренными зубами остаются щели, через которые выходит воздушная струя, зад­няя часть спинки языка поднята к мягкому нёбу и несколько оттянута назад. Форма языка напоминает седло: кончик языка и задняя часть спинки подняты, передняя и средняя части спинки вместе с краями опущены;

мягкое нёбо — поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость;

голосовые связки — напряжены, сближены, вибрируют, давая голос;

воздушная струя — при выходе попадает в ротовую полость и выходит по бокам языка, поэтому звук л и называют боковым.

Мягкий звукл отличается по артикуляции от парного твер­дого следующим: губы растянуты в стороны, как при улыбке» кончик языка поднят несколько выше и упирается в альвео­лы, средняя и задняя части спинки языка подняты и продвинуты вперед к концу твердого и началу мягкого нёба, что и дает смяг­чение.

Исправление звуков л, л при различных видах нарушений

Поскольку артикуляция твердого звука л сложнее артикуляции л мягкого, то и нарушается он наиболее часто. Дефекты л много­образны, но здесь мы остановимся на наиболее характерных.

Предрасполагающими факторами, ведущими к неправильному произношению звукал, могут быть следующие:

укороченная подъязычная связка, ограничивающая движе­ния кончика языка вверх;

слабость мышц языка;

нарушения фонематического слуха.

Отсутствие звуков л, л

Речь ребенка, пропускающего звукл, будет звучать так:

«Мышка весео жиа, на пуху в угу спаа. Мышка еа сыр и сао, но все мышке быо мао».

Звук л

Подготовительный этап. Для правильного произ­ношения звука л надо выработать: подъем кончика языка вверх (см. упражнения на с. 105); подъем задней части спинки языка вверх, которого можно добиться, отрабатывая звукио, у, а также ы, умение опускать боковые края языка и выдыхать воздушную струю в щель между боковыми краями языка и коренными зубами. Решению последней задачи служит упражнение «Охотник идет по болоту». Воспитатель говорит: «У охотника большие резиновые сапоги, он идет по болоту. Под ногами у него хлюпает вот так». Зажав широкий кончик языка передними зубами, выдыхает воз­дух через щеки, во время выдоха равномерно указательными паль­цами обеих рук слегка ударяет себя по щекам, в результате че­го слышится хлюпающий звук.

Постановка звука. Показывая ребенку, как прикусы­вать широкий кончик языка, ему объясняют: «Сделай свой язык похожим на блинчик. Покажи, как ты прикусишь его зубами. Делай это легко, чтобы не было больно, и смотри, как язык будет неподвижно лежать внизу на зубах, как блинчик на тарелке. Те­перь открой рот, а язык пусть лежит по-прежнему. Сделай так несколько раз подряд». (Ребенок упражняется перед зеркалом.) Подражая взрослому, ребенок скоро научится слегка закусывать широкий язык передними резцами, затем, открывая рот, оставлять язык в прежнем положении.

Когда ребенок освоит это упражнение, приступают к по­становке звука л при межзубном положении языка (так называе­мого л межзубного). Предложите ребенку произносить звук а в тот момент, когда он отпускает язык после прикусывания. Пусть он повторит это упражнение перед зеркалом 5—6 раз, крепче зажимая язык зубами и все чаще чередуя это движение с

произнесением звука а. Постепенно темп выполнения упражнения убыстряется, и мы услышим сначала слогиал, ал, ал, затем — ла, ла, ла. Воспитатель выполняет упражнение одновременно с ребенком, но беззвучно, чтобы тот не слышал звук л, а только видел правильную артикуляцию и держал нужный темп.

Если ребенок услышал, что у него получается правильный звукл, а затем вернулся к привычному для себя произношению, надо остановить его и предложить выполнять упражнение медлен­нее. При этом следует обратить внимание ребенка на положение языка: «Следи за своим языком, прикажи ему, чтобы он не убе­гал от тебя в рот, держи его зубами». В медленном темпе он сможет, не прерывая протяжного произношения звукаа, попе­ременно прикусывать и отпускать язык. Таким образом у него получатся слогила, ла, ла.

Далее следует перевести язык в зазубное, нормальное для этого звука, положение. Ребенку предлагают поднять язык за верхние резцы и, крепко прижимая его к альвеолам, произно­сить слогилы, лы, лы. В сочетании со звуком ы звук л приоб­ретает большую четкость.

Автоматизация звука л начинается с закрепления его в слогах. При этом используются различные игровые приемы, например: подражая игре на балалайке, или напевая песенки на простые знакомые мелодии, или воспроизводя звучание коло­кольчика и т. п., ребенок многократно произносит то слоги ла, ла, ла, толы, лы, лы, толо, ло, ло, толу, лу, лу.

Затем воспитатель рисует в индивидуальной тетради ре­бенка картинки, в названиях которых звук л находится в разной позиции: в начале слова: лапа, лампа, лавка, ладья, ладонь, лопата, лото, локон, лопух, лодка, лом, лук, луна, лупа, луч, лазейка, ландыш, ложка, лужа; в середине: пила, молоко, коло­бок, полотенце, палатка, яблоко, мыло, колодец, одеяло, со­лома, юла, халат, балалайка, булавка, палка, булка, платье, платок, иголка, кукла, вилка, клубника, глаза, колпак, облако, молния, блокнот, елка, клубок, клоун', в конце: стол, стул, пол,

овал, дятел, мел, узел, ствол, угол, кол, канал, самосвал, факел, купол, пенал.

Воспитатель или ребенок придумывает предложения с отрабо­танными словами. Например: У Лайки была белая лапа. Мила поставила лампу на стол. Алла дала Володе пилу и молоток. Клава пила молоко и ела булку. Клубок упал со стула на пол. Павел плыл в лодке по волнам.

Звук л'

После автоматизации л твердого мягкий звук легко ставится по подражанию. Показывая артикуляцию перед зеркалом, воспи­татель произносит слогили, ли, ли и обращает внимание ребенка на то, что губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны, а кончик языка стучит в бугорки за верхними зубами. Добившись правиль­ного произношения слогали, последовательно переходят к сочетаниям

л с е,я, ё, ю. Для закрепления л подбирают слова, в которых этот звук стоит в начале слова: лебедь, ленивый, лебеда, леденец, лед, лайка, лезвие, лента, лепестки, леска, лепешка, лесенка, лещ, ливень, лимон, линейка, лиса, лицо; в середине: альбом, апельсин, билет, блин, блюдце, валенки, василек, вафли, галеты, гантели, земляника, калитка, клеенка, клюква, колесо, котлета, малина, мотылек, пальто, плита, полено; в конце: бинокль, кисель, метель, медаль, моль, ноль, стебель, соль, тополь, туннель, уголь, фасоль, цель, щель, щавель, шаль, шинель, пыль, постель, мебель, ковыль,

китель.

С усвоенными словами составляются предложения, например:

Леня и Лена увидели летящих над лесом лебедей. Илья и Лева попали под сильный ливень. Лиля лепила из пластилина апель­син. У Люси на блюдце лежит земляника и малина. Люба полива­ла левкои из лейки.

(Дополнительный материал для автоматизации звуковл, л*

см. на с. 223.) Искажения звуков л, л*

Межзубное произношение звука л. При этом виде произно­шения слышится правильный звук, только артикуляция его немно­го изменена: кончик языка, вместо того чтобы подниматься за верхние резцы, выходит наружу между зубами. Межзубным про­изношением л пользуются как переходным этапом при постановке звука л (см. выше). Поэтому исправление данного дефекта осу­ществляется так же, как при отсутствии звука л. Однако надо учитывать, что для автоматизации л потребуется больше време­ни тем детям, которые произносят межзубно не только этот звук, но и другие, например:г, д, н, с, з, ц.

Носовое произношение звука л резко отличается от правиль­ного и по артикуляции, и на слух. Язык прикасается задней частью к мягкому нёбу, а не кончиком к верхним резцам, как это происходит при правильном произношении звука л. Кроме того, воздушная струя частично или полностью проходит через нос, как при звуке н. Слышатся два нечетких звука: нг. Речь ребенка будет звучать так: «Мышка весенго жинга, на пуху в угнгу спанга. Мышка енга сыр и санго, но все мышке бынго манго».

При исправлении носового произношения прежде всего не­обходимо выработать правильное направление воздушной струи (см. с. 28): она должна идти через рот, а не через нос.

Постановка и автоматизация звука при носовом произноше­нии проводятся так же, как и при его отсутствии.

Замена звуков л, л' другими звуками (параламбдацизмы)

Замена звука л звуком /. При этом нарушении кончик языка остается внизу, вместо того чтобы подниматься за верхние резцы, а средняя часть спинки выгибается вверх дугой, вместо того чтобы

опускаться. Ребенок говорит так: «Мышка весеё жия, на пуху в угью спая. Мышка ея сыр и саё, но все мышке быё мае».

Замена звука л звуком у. При этом нарушении активное участие в образовании звука принимают губы, а не язык. Взрослые часто затрудняются сказать, как ребенок произносит звукл, пото­му что, вытягивая губы вперед, как при звукеу, он быстро переходит к следующему звуку в слове и слушающий не успевает заметить, как произносится звук. Но если предложить ребенку протянуть звукл, будет легче заметить движения его губ. Если придержать пальцами ребенка его губы в углах рта, чтобы они были неподвижными, можно легко убедиться в том, что он совсем не может произнести звук л. При этой замене речь ребенка звучит примерно так: «Мышка весеуо жиуа, на пуху в угуу спауа. Мышка еуа сыр и сауо, но все мышке быуо мауо». Этот недоста­ток, если его не исправлять, часто остается на всю жизнь.

Замена звука л звуком ы. При этом виде неправильного произ­ношения задняя часть спинки языка поднята, а кончик опущен. Дети не замечают, что заменяют звук, а взрослые нередко счи­тают, что звук л пропускается. Ребенок говорит: «Мышка весеыо жиыа, на пуху в угыу спаыа. Мышка еыа сыр и саыо, но все мышке быыо маыо».

Замена звука л звуком в. При такой замене язык не прини­мает участия, к верхним резцам двигается нижняя губа. Дети и взрослые часто считают, что это не недостаток речи, а лишь не­четкость произношения звука л. При этой замене мы слышим:

«Мышка весево жива, на пуху в угву спава. Мышка ева сыр и саво, но все мышке быво маво».

Замена звука л звуком г. В этом случае кончик языка не поднимается к верхним резцам, а опускается и оттягивается от нижних резцов, задняя часть спинки языка поднимается и упи­рается в мягкое нёбо, вместо того чтобы только приподниматься. Речь ребенка звучит так: «Мышка весего жига, на пуху в уггу спага. Мышка era сыр и саго, но все мышке быго маго».

Исправление параламбдацизмов на подготовительном этапе осуществляют сразу по нескольким направлениям: учат различать на слух звук л и его заменитель, осознавать разницу в их артикуляции, четко выполнять движения языком, необходи­мые для правильного произношения звука л. Но в отдельных слу­чаях упражнения для языка и губ имеют свои особенности:

при замене л на / ребенка учат удерживать кончик языка за зубами, крепко прижимая его к верхним резцам, опускать сред­нюю часть спинки языка, а заднюю поднимать. Чтобы язык принял такое положение, ребенка просят просунуть кончик языка между передними зубами и сказать протяжно ы или при открытом рте положить на среднюю часть языка круглую пластмассовую тру­бочку, а кончик языка поднять за верхние резцы;

при замене л на у нужно прежде всего довести до сознания ребенка, что губы не должны двигаться. Для этого ему предлагают

посмотреть в зеркало на свои губы при неоднократном произнесе­нии слогала. Затем взрослый сам произносит этот слог и обраща­ет внимание ребенка на то, что губы не вытягиваются вперед, язык все время виден — он опускается сверху вниз. Ребенку говорят:

«Твои губы непослушные. Ты хочешь, чтобы они не вытягивались вперед, а они делают по-своему. Давай научим их слушаться. Прикажем губам: вытягивайтесь трубочкой вперед! (Ребенок легко выполняет знакомое ему движение.) А теперь растяни губы, как будто ты улыбаешься (это тоже не затрудняет ребенка). Вот видишь, губы стали послушными, потому что ты сказал им, что они должны делать». Упражнение повторяют несколько раз, пока ребенок не научится легко переключаться с одного движения на другое в быстром темпе. «А теперь поработаем языком. По­смотри, что будет делать мой язык», (воспитатель поднимает язык за верхние зубы, крепко прижимает его кончик, потом опуска­ет. Губы все время находятся в положении улыбки). Сделай и ты так». Ребенок несколько раз повторяет упражнение, а воспитатель следит, чтобы он не загибал кончик языка внутрь;

при замене л на в необходимо затормозить движения ниж­ней губы. Для этого ребенка учат сначала опускать ее, обнажая зубы, и удерживать в таком положении под счет от 3 до 5, потом поднимать к верхним зубам. Эти движения повторяют несколько раз. Если у ребенка не получается, используют механическую помощь: опускают и поднимают нижнюю губу указательным паль­цем, поставленным под нее:

при замене л на г ребенку показывают, в чем ошибки его про­изношения и чем оно отличается от правильной артикуляции. Воспитатель говорит: «Скажила, ла, ла... (ребенок произносит «га», «га», «га»). Видишь, как далеко ушел твой язык? Посмотри, где он у меня. Он прижат к верхним зубам. Сделай и ты так. Скажиw, но не опускай язык, а подержи за зубами, вот так».

Постановка и автоматизация звука л прово­дятся, как и при его отсутствии (см. с. 65).

Если при ламбдацизмах исправление звука л заканчивается этапом автоматизации, то при параламбдацизмах необходимо провести полную дифференциацию (в изолированном положении, слогах, словах, фразовой речи) этого звука и его заменителя.

Вопросы и задания

1. Нарушения каких звуков называются ламбдацизмами?

2. В чем отличие ламбдацизмов от параламбдацизмов?

3. Какие виды ламбдацизмов вы знаете?

4. Какие виды параламбдацизмов вам известны?

5. Каким этапом заканчивается работа при ламбдацизмах и параламбда­цизмах и почему?

6. Какие основные приемы исправления звука л вы знаете?

7. Каковы особенности проявления межзубного произношения звука л и его

исправления?

8. Каковы особенности проявления носового произношения звука л и его исправления?

9. Составьте сравнительную таблицу артикуляции звуков л и j (по образцу таблицы на звук с). Продумайте наиболее рациональный способ коррекции л.

10. Подберите материал для дифференциации звуков л и /' в слогах, словах, предложениях и стихотворениях.

11. Составьте сравнительную таблицу артикуляции звуков л и у. Продумай­те наиболее рациональный способ коррекции л.

12. Подберите материал для дифференциации звуков л и у в слогах, словах, предложениях и стихотворениях.

13. Составьте сравнительную таблицу артикуляции звуков л и ы. Продумайте наиболее рациональный способ коррекции л.

14. Подберите материал для дифференциации звуков л и ы в слогах, словах, предложениях и стихотворениях.

15. Составьте сравнительную таблицу артикуляции звуков л и в. Продумай­те наиболее рациональный способ коррекции л.

16. Подберите материал для дифференциации звуков л и в слогах, словах, предложениях и стихотворениях.

17. Составьте сравнительную таблицу артикуляции звуков лиг. Продумайте наиболее рациональный способ коррекции л.

18. Подберите материал для дифференциации звуков л и г в слогах, словах, предложениях и стихотворениях.

РОТАЦИЗМЫ

Недостатки произношения звуковр ир называютсяротацизмами.

К ротацизмам относятся отсутствие звука р и его искажения (горловой или боковой звуки и др.).

Если фонема р заменяется другой фонемой, например д {рама— «дама»), такие нарушения называютсяпараротацизмами.

Характеристика звуков р, р и их артикуляция

Правильная артикуляция звука р заключается в следующем:

губы — полураскрыты или же занимают положение, необходи­мое для произнесения предшествующего (последующего) звука;

зубы — разомкнуты;

язык — широкий кончик языка поднят вверх к альвеолам, напряжен, спинка языка приподнята, между нею и нёбом свобод­но проходит воздух, боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам;

мягкое нёбо — поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость;

голосовые связки — напряжены, сближены, вибрируют, давая голос;

воздушная струя — при выдохе попадает в ротовую полость на напряженный кончик языка и колеблет его.

Мягкий звук р' отличается по артикуляции от парного твердо­го дополнительным подъемом средней части спинки языка к нёбу и некоторым продвижением его вперед.

Исправление звуков р, р при различных видах нарушений

Поскольку звук р наиболее сложен по образованию, требует точных движений различных частей языка, то и нарушения его бывают многообразными. Некоторые исследователи выделяют их более 30. Мы остановимся на нарушениях, наиболее часто встре­чающихся у детей.

Предрасполагающими факторами неправильного произноше­ния звука р являются следующие:

укороченная подъязычная связка, ограничивающая движе­ние вверх кончика языка и передней части спинки языка;

слабость мышц языка;

неумение выполнять языком произвольные целенаправленные движения;

нарушения фонематического слуха.

Отсутствие звуков р, р'

Звук р

Звук р часто отсутствует у детей. Этот недостаток хорошо за­метен для окружающих и самого ребенка. Речь малыша звучит примерно так: «Ано, ано мы встаем, гомко стоожа зовем. Стоож, стоож, поскоей, выходи комить звеей».

Выработка р проторного (без вибрации кончика языка)

Подготовительный этап. Для правильного про­изношения звука р нужно, чтобы передний край языка стал широким. Некоторым детям это не удается: кончик языка все время суживается. Здесь могут помочь сравнения, например:

«Сделай язык блинчиком, пусть он полежит на тарелке» (взрос­лый показывает, как язык свободно лежит у него на нижней губе).

Если язык у ребенка продолжает оставаться напряженным, надо предложить пошлепать его губами, чтобы он стал ровным. Воспитатель сам произносит слогипя-пя-пя, положив язык на нижнюю губу. При этих звуках язык легко распластывается. Вни­мание ребенка обращают на то, что язык стал ровный и широкий. «Теперь блинчик готов, положим его на тарелку». (Следует пока­зать, как, пошлепывая язык губами, останавливать движение че­люсти при открытом рте. Широкий язык остается лежать на ниж-

ней губе.) «Вот теперь посмотри, твой язык стал совсем хороший, лежит спокойно, не двигаясь, ровно. Закрой рот, отдохни».

Когда ребенок научится распластывать язык, делать его мяг­ким, ненапряженным, ему предлагают поднять язык на верхнюю губу. Показывают это движение, сильно не открывая рот, чтобы ребенку не было трудно поднять широкий кончик языка вверх. Чем меньше будет расстояние между губами, тем легче сделать это движение.

Затем можно сказать: «Теперь отправим язычок за верхние зубы». Показывать, как язык отодвигается за верхние зубы, нуж­но медленно, плавным движением отодвигая его в глубь рта. Нуж­но обратить внимание ребенка на то, что язык остался таким же широким, каким был, когда лежал на верхней губе. Затем снова плавно выводят язык на верхнюю губу.

Удержав язык широким за верхними зубами, нужно подуть на его кончик. Необходимо следить, чтобы губы ребенка не за­крывали зубы, иначе это помешает ему видеть положение своего языка. Можно обратиться к нему с такими словами: «Улыбнись, чтобы твои зубы были видны! Держи язык широким наверху. Скажи 3...3...3... Чувствуешь ветерок? Подуй так еще раз. По­смотри теперь, как я подую!»

Выработкой воздушной струи, направленной на широкий, под­нятый кверху кончик языка, завершается подготовительная ра­бота по произношению звука р. Ребенок слышит звук, близкий к з (именно этот звук получается при данной артикуляции), и не связывает его со звуком р.

Путем повторения звука з при поднятом кверху языке (губы ребенка все время находятся в положении улыбки) следует до­биться, чтобы эта артикуляция стала привычной, выполнялась быстро и свободно.

Постановка звука. Ребенок произносит с указан­ной выше артикуляцией звукз, .что напоминает звукл, но без вибрации кончика языка. Если же вместо р будет слышаться ж, надо попросить ребенка подвинуть язык ближе к резцам. Слегка усиливая воздушную струю, а потом присоединяя звука, мы слы­шим звукира. С другими гласными получаются звукосочетания ры, ро, ру.

Такая тщательная подготовка постепенно и прочно закреп­ляет у ребенка правильную артикуляцию, но без вибрации кон­чика языка. Полученный звук р называется проторным. Он воз­никает и в правильной речи в тех случаях, когда звучит коротко, например: рак,, круг, мотор.

Автоматизация звука. Далее р проторный вво­дят в слова, где он находится в начале слова: рама, рыба, ру­ка; в середине: барабан, корова, пароход; в конце: топор, поми­дор, мухомор. С отработанными словами составляют предложе­ния. При употреблении в словах и фразовой речи р проторного у ребенка иногда самостоятельно появляется раскатистое произ-

ношение звука р. В остальных случаях необходимо вырабатывать вибрацию кончика языка.

выработка р раскатистого

(c вибрацией кончика языка)

Подготовительный этап. У ребенка воспитывается умение, как и при р проторном, удерживать широкий передний край языка за верхними зубами. Для того, чтобы кончик языка напряженным поднимался вверх, можно попросить ребенка «побарабанить» кончиком языка за верхними зубами со звуком д (д... д... д...}. Полоска бумаги, поднесенная к его рту, должна колебаться при каждом ударе языка.

Постановка звука. Научить ребенка произносить звук р с вибрацией кончика языка (раскатистыйр) можно следующим образом. Ребенка просят поднять широкий язык за верхние зубы и длительно произносить звук з (ж) или много­кратно проговаривать звук д. В это время деревянным шпателем, плоской ручкой чайной ложки или прямым правым указатель­ным пальцем самого ребенка, подложенным под кончик языка, производят частые колебательные движения из стороны в сторо­ну, отчего слышится рокочущий звук. Когда рука у ребенка при­выкнет и язык не будет соскальзывать с пальца (шпателя), ма­лыш сможет самостоятельно вызывать колебания языка. Это уп­ражнение очень нравится детям, и они с удовольствием выполня­ют его.

Добившись вибрации кончика языка с механической помо­щью, продолжительность вибрации удлиняют и постепенно пе­реходят к тому, что ребенок начинает вибрацию с механической помощью, а продолжает без нее. Со временем бывает доста­точно того, чтобы ребенок подносил палец ко рту, как кончик языка начинал вибрировать; постепенно и в этом надобность от­падает. Если же самостоятельная вибрация кончика языка не вырабатывается очень долго, начинают автоматизацию звука р в слогах и в словах, добиваясь раската с механической по­мощью.

Автоматизация звука. Для автоматизации зву­ка р воспитатель рисует в тетради ребенка изображения объектов, в названиях которых р стоит в начале слова: радио, ракета, раковина, рама, радуга, .рыба, ранец, рыбак, роза, ро­га, рука, рукавицы, робот, рожок, рукав, ружье, рак, рот, рубаш­ка, ромашка, розетка, ракетка, распашонка, ручка: в середине:

барабан, баран, боровик, конура, корона, кукуруза, макароны, воробей, ворота, гитара, горох, муравей, парашют, пароход, перо, пирамида, пирог, сарафан, дорога, парус, фары, гора, Буратино, баранка, коробка, ведро, воронка, марка, горка, дро­ва, пробка, прутик, тропинка, урна, трава, труба, картина, ар­буз, морковь, фартук, круг, квадрат; в конце: забор, катер, сахар,

73

ковер, комар, топор, помидор, мухомор, зефир, кефир, пар, сыр, костер, светофор, трактор.

Затем воспитатель вместе с ребенком составляет предло­жения и записывает их под соответствующими картинками. На­пример: Рома красит раму краской. У барана крутые рога. Юра громко барабанит в барабан. Егор собирает крупные красные помидоры. У Раи в огороде растут морковь, помидоры, огурцы, картофель. Жора рубит дрова топором.

Звук р'

После автоматизациир, используя прием подражания, до­биваются правильного произнесенияр'. Длительный, раскатис­тый р последовательно соединяют с гласнымии, я, е, ё, ю, рас­тягивая при этом губы в улыбку. Добившись правильного про­изношенияр' в слогах, вводят слова, в которых он стоит в нача­ле: река, репа, рябина, ремень, редис, рисунок, решетка; в сере­дине: дерево, курица, черепаха, варенье, берет, корень, моряк, огурец, перец, табурет, орех, море, аквариум, веревка, череш­ня, береза, гребешок, мандарин, пряжка, пряник, три, матреш­ка, корзина, погремушка, персик, крючок, стрекоза, сирень, брюки, гриб, прищепка, скворец; в конце: пузырь, фонарь, якорь, су­харь, календарь, букварь, дверь. С отработанными словами сос­тавляют предложения, например: Рита варит рис. У Риммы си­реневый берет. На берегу реки растет кудрявая береза. У Сере­жи ремень с пряжкой. Рита дарит Боре фонарик.

(Материал для автоматизациир и р' в стихотворениях см. на с. 229)

Искажения звуков р, р'

Горловое произношение звука р обычно называют картавос­тью. Картавость встречается часто у детей и взрослых. В ред­ких случаях она устраняется без специального вмешательст­ва, и если ее не исправлять, может остаться на всю жизнь.

Отличие горлового р от правильного состоит в том, что виб­рация образуется колебаниями не кончика языка, а маленько­го язычка или мягкого нёба. Такое произношение звука р счи­тается правильным во французском, немецком и некоторых дру­гих языках.

Отличить горловое произношение от правильного нетрудно:

для этого можно предложить ребенку широко открыть рот и длительно произносить р. При этом сказать правильный р невоз­можно, а горловой произносится свободно. Исправление горло­вого р можно проводить следующим образом.

Подготовительный этап. Если у ребенка язык непо­воротливый, напряженный и в речи нет правильных звуков ш и ж (при которых также требуется подъем широкого языка вверх), следует прибегнуть к артикуляционной гимнастике, посредством которой будут выработаны нужные положения и движения языка.

Постановка звука. Если у ребенка имеются правильные звукиш и ж, надо сразу приступать к постановке р проторного и выработке вибрации кончика языка (как при отсутствии звука р). Р проторный необходимо получить для того, чтобы активизи­ровать кончик языка и снять вибрацию маленького язычка или мягкого нёба. Полученный звук закрепляют путем многократного повторения. Необходимо все время следить за тем. чтобы ребе­нок действовал кончиком языка за верхними зубами. Нужно также, чтобы он зрительно контролировал свои движения перед

зеркалом.

Автоматизация звука. Когда будет получен правиль­ный звукр, его очень осторожно вводят в слова. Привыкнув к горловому произношениюр, ребенок не всегда может уследить за своей артикуляцией. Поэтому длительное время необходимы само­контроль и контроль со стороны воспитателя. Количество слов и предложений со звуком р увеличивают постепенно. Сначала ре­бенок заучивает короткие стихи и потешки, затем короткие рас­сказы. Только тогда, когда у ребенка не будет ошибок в освоен­ном материале, можно требовать, чтобы он всегда правильно произносил звук р в самостоятельной речи.

Боковое произношение звука р. При боковом произношении р вместо правильного звука слышитсярль, это происходит от быст­рого соединения звуковр ил. Кончик языка при таком произноше­нии р не колеблется, язык весь повернут так, что одна его боко­вая сторона прижата к верхним зубам, а другая при прохождении воздушной струи свисает и создает своеобразный призвук, в ре­зультате чего получаетсярль. Такое произношение р часто со­четается с боковым произношением шипящих и свистящих зву­ков, но иногда является и самостоятельным нарушением.

Наши рекомендации