Элементы литературно-обработанного синтаксиса

§ 318. Литературно-обработанный синтаксис характеризуется особой заботой об упорядочении, приведении к равновесию, симметрии разных синтаксических единиц.

Наиболее ярко подчиненность содержания известным синтаксическим формам сказывается в стихотворной речи с отчетливым делением на строфы. Строфа и представляет законченное по значению целое, отлитое в определенную синтаксическо-ритмическую форму, в которой ритм особо подчеркивает упорядоченность и соразмерность синтаксических слагаемых.

Приведу несколько общеизвестных примеров.

1. Все стихотворение представляет собой одно предложение, чем особенно подчеркивается единство и спаянность отдельных частей развернутой мысли. Таково стихотворение Пушкина "К портрету Жуковского":

Его стихов пленительная сладость Пройдет веков завистливую даль, И, внемля им, вздохнет о славе младость, Утешится безмолвная печаль, И резвая задумается радость.

В этом целом, спаянном ритмом и рифмами (рифмуются 1, 3, 5-я строки; рифмуется 2-я с 4-й), наблюдается замечательная соразмерность предложений. Первое предложение, основное по содержанию, занимает две строки, при этом первая из них заключает состав подлежащего, вторая — сказуемого, три остальных — предложения, параллельные по содержанию и сочиненные по форме, — занимают по одной строке. В целом в этих пяти строках дана меткая и своеобразно выраженная характеристика Жуковского.

Также из одного предложения, уложенного в одну строфу, состоит, например, стихотворение Тютчева "Среди громов, среди огней", дающее его понимание поэзии.

2. В других случаях развернутая тема объединена одним предложением, захватывающим несколько строф, причем каждая из них соответствует отдельным частям сложного предложения. Таково стихотворение Лермонтова "Когда волнуется желтеющая нива", первые три строфы которого представляют три развернутых придаточных предложения времени, каждое из них составляет строфу, а последняя строфа включает расчлененное главное предложение.

3. Исключительно стройны стихотворения, распадающиеся на две контрастирующие или сопоставляемые части, каждая из которых занимает строфу. Таково стихотворение Лермонтова "На севере диком" или стихотворение Майкова:

Голубенький, чистый подснежник-цветок, И подле сквозистый, последний снежок... Последние слезы о горе былом, И первые грезы о счастье ином...

4. Подчеркнуто-упорядоченный синтаксис представляют стихотворения, каждая строфа которых оканчивается рефреном, например:

Слыхали ль вы за рощей глас ночной Певца любви, певца своей печали, Когда поля в час утренний молчали, Свирели звук унылый и простой Слыхали ль вы? (Пушкин.)

§ 319. Синтаксическая упорядоченность в прозе носит гораздо более свободный характер, но и в ней нередко организованность синтаксических элементов выступает как намеренно проводимый прием. Обычно это наблюдается в эмоционально окрашенных произведениях. Особенно заметно такое упорядочение выступает в ритмической прозе.

Рассмотрим несколько таких приемов. По большей части будем приводить примеры из статей И. Эренбурга и Л. Леонова эпохи Великой Отечественной войны, где они особенно широко применяются. Все эти приемы, как указывалось, получили названия еще в античных риториках.

§ 320. 1) Анафора (единоначатие) сводится к тому, что несколько предложений или их частей начинаются одним повторяющимся словом. Это создаёт параллелизм предложений и подчеркивает повторяющееся слово: Чудом была Истра. Чудом был Можайск. Чудом была Лозовая (Эренбург); Ждет Украина. Ждет Белоруссия. Ждет Крым (Эренбург).

Но на этот раз Весь вестибюль глазел на нас. Глазел на нас, вывертывая головы, Глазел, сигар до рта не дотащив, Глазел, как вдруг на улице на голого, Как на возникший перед носом взрыв. (Симонов, Красное и белое.)

Не та стала Россия, перешагнувшая историческую пропасть, не та Москва, не те стали мы с вами (Л.Леонов, Судьба поэта).

§ 321. 2) Эпифора (концовка) состоит, в противоположность анафоре, в том, что соседние предложения оканчиваются одним словом. Это также усиливает значение повторяющегося конечного слова.

Мы не оглядываемся назад. Нас движет одно слово: вперед... Слышишь, друг, это как плеск крыльев — это летит над Россией простое бодрое слово: вперед! (Эренбург).

Такая концовка широко применяется в стихотворениях, например, в стихотворении "Талисман" Пушкина строфы оканчиваются такими фразами:

1. Мне вручила талисман. 2. Не спасет мой талисман. 3. Не умчит мой талисман. 4. Сохранит мой талисман.

Сюда же относится рефрен, повторяющийся в конце каждой строфы, например, в стихотворении Пушкина "Моя родословная": Я просто русский мещанин.

§ 322. 3) Кольцо строфы заключается в том, что предложение начинается и кончается одним словом или словосочетанием. Этот прием особенно распространен в ряде стихотворных форм, например в приведенном выше стихотворении Пушкина "Слыхали ль вы?". Но и в прозе он также находит место:

Этой сказкой гордимся мы все, это сказка о людях, которые находятся на границах нашей великой страны, о молодых людях, которые тоже любят песни, стихи и девушек, которые умеют хорошо повиноваться, храня при этом человеческое достоинство, которые спаяны истинным чувством товарищества, которые так же не похожи на прежних солдат, как не похожи живые люди на заводную игрушку, — это сказка о Красной Армии (Эренбург, Откровенный разговор).

§ 323. 4) Композиционный стык состоит в повторении в начале нового предложения (или его части) слов, заканчивающих предыдущее предложение:

В длинные декабрьские ночи среди сугробов шли немцы. Они шли на запад. Мир увидел необычное зрелище: немцы убегали. Они убегали, теряя танки и орудия (Эренбург).

То же в песне:

Вниз по матушке по Волге По широкому раздолью, По широкому раздолью Разгулялася погода.

§ 324. 5) Повторение слов в середине предложения для их усиления:

Мы не отворачиваемся от карты: мы видим Украину, захваченную врагом; немцев под Ленинградом, немцев под Москвой, немцев под Ростовом (Эренбург); У нас еще много земли, много нив, много станков (Эренбург); Стать хозяином страны мог только победитель на трех фронтах. Это были фронт военный, фронт хлебный, фронт денежный (Федин, Необыкновенное лето).

§ 325. 6) Полный параллелизм построения нескольких предложений, когда в одной последовательности в них расположены члены предложения, выраженные одинаковыми формами; это создает синтаксическую симметрию:

Нашу верность проверили каленым железом. Нашу гордость испытали танками и бомбами (Эренбург).

Мы выкорчевали из сердец беспечность. Мы выжгли малодушие (Эренбург).

Конечно, параллелизм может быть и не таким полным: Есть книги, которые читаются; есть книги, которые изучаются терпеливыми людьми; есть книги, что хранятся в сердце нации (Л.Леонов, Судьба поэта).

§ 326. 7) Антитеза, выражающаяся в сопоставлении противоположных понятий, подчеркивает контраст.

Рабочие Шкода или Крезо работают, как каторжники. Рабочие Урала работают как герои (Эренбург).

У нас она [комедия "Горе от ума"] вызывает смех, — в них [современниках Грибоедова] она будила ярость или совесть (Л.Леонов, Судьба поэта).

Мне надо писать добросовестно, с чувством, с толком, писать не по пяти листов в месяц, а один лист в пять месяцев (из письма Чехова).

Как видно из примеров, антитеза нередко связывается с параллелизмом. Вот еще несколько примеров: Враг в Донбассе, но у нас Кузнецк, Караганда. Враг захватил Кривой Рог, но у нас Магнитка, у нас мощные заводы Урала (Эренбург).

Ветер гасит слабый огонь. Ветер раздувает большой костер. Испытание не задавит русского сопротивления. Испытание его разожжет (Эренбург).

Ненавижу всяческую мертвечину! Обожаю всяческую жизнь. (Маяковский, Юбилейное.)

Комедию ["Горе от ума"] тем яростней терзали цензоры, чем громче рукоплескала ей прогрессивная часть обеих столиц... (Л.Леонов, Судьба поэта).

§ 327. 8) Градация дает перечень все более усиливающихся образов и создает впечатление нарастания выразительности:

Победа не упала с неба. Мы ее выстояли. Мы ее выковали. Мы ее оплатили горем и кровью. Мы ее заслужили стойкостью и отвагой (Эренбург).

Речь — музыка. Текст роли и пьесы — мелодия, опера или симфония. Произношение на сцене — искусство не менее трудное, чем пение, требующее большой подготовки и техники, доходящей до виртуозности. Когда артист с хорошо упражненным голосом, обладающий виртуозной техникой произношения, звучно говорит свою роль на сцене, он захватывает меня своим мастерством. Когда он ритмичен и, помимо воли, сам увлекается ритмом и фонетикой своей речи, он волнует меня. Когда артист проникает в душу букв, слов, фраз, мыслей, он ведет меня за собой в глубокие тайники произведения поэта и своей собственной души. Когда он ярко окрашивает звуком и очерчивает интонацией то, чем живет внутри, он заставляет меня видеть внутренним взором те образы и картины, о которых повествуют слова речи и которые создает его творческое воображение (Станиславский, Работа актера над собой).

§ 328. 9) Упорядоченное перечисление группирует (попарно) однородные члены:

О доблести Красной Армии теперь говорят в Австралии и в Канаде, в Китае и в Мексике (Эренбург).

Приподнятость речи допускает в перечислении объединение логически далеких понятий:

Поэт Николай Тихонов когда-то писал о наших людях: "Гвозди, бы делать из этих людей, в мире бы не было крепче гвоздей". Да, из таких людей можно делать все: гвозди и танки, стихи и победу (Эренбург); И потому все нынче в могучей руке твоей, советский воин; смех детей и мудрые дары наук, цветение садов и блистательные свершения искусств (Л.Леонов, Величавая слава).

§ 329. 10) Риторический вопрос используется для эмоционального выражения категорического утверждения:

Не в том ли была трагедия Гоголя, что, в лупу "Мертвых душ" рассмотрев тогдашнее общество, он не нашел в нем подтверждения своим надеждам? (Л.Леонов, Речь на открытии памятника Н. В. Гоголю в Москве 2 марта 1952 г.).

Не за то ли благодарны мы Толстому, что он дал нам силу и право презирать и отвергать Каренина; вместе с Наташей волноваться у постели раненого жениха; плакать от гордого восхищения перед подвигом тушинской батареи; возмущаться фальшью и преступным равнодушием сословного судилища над Масловой, их же безвинной жертвой; вместе с Левиным жадно испить сладкой усталости в знаменитой сцене покоса; навечно и благодарно запомнить зрительное и нравственное потрясение от той, на пределе мастерства исполненной разоблачительной встречи простертого на Аустерлицком поле Болконского со своим кумиром, осуществляющим истребление жизни? (Л.Леонов, Слово о Толстом).

§ 330. 11) Вопрос и ответ для сосредоточивания внимания и подчеркивания:

Что ж это за Луосаваара и Кируноваара? Да просто — две невысокие и неказистые горки, далеко от Стокгольма, на самом севере Лапландии (Эренбург, Север).

§ 331. 12) Период с ритмом одинаково построенных предложений придает стройность ряду объединяемых положений (подробнее о периоде § 670—677).

Леонид Леонов пишет о "Горе от ума": Значение гениального произведения проступает по мере того, как проверяется годами его обширная, в родной почве, корневая система. И если ни ленивое забвение потомков, ни бури века не могут заглушить его, и свежие отпрыски бегут от ствола, и молодость сбирается, как сегодня, под его старые ветви, — такое произведение само повышает уровень родного искусства, оно старым своим испытанным хмелем будоражит новые, еще не созревшие идеи, с его вершин открываются более широкие горизонты национального бытия (Л.Леонов, Судьба поэта).

§ 332. Следует отметить, что рассмотренные приемы выразительности требуют осторожного их применения: они уместны лишь тогда, когда само содержание оправдывает использование ярких художественных средств речи. Наоборот, когда они широко пускаются в ход без этого основного условия, они создают впечатление стилизованной, манерной речи, в которой форма не подчинена содержанию, а выдвинута в ущерб содержанию на первый план. Характерно, что в приведенных примерах широко используются другие приемы приподнятой речи.

Наши рекомендации