Особенности опьянения стимуляторами состоят в следующем

Длительность наркотического опьянения, т.е. интоксикации, присущей первой и второй фазам, колеблется в пределах 1-6 ч в зависимости от стажа потребления наркотика и способа его введения.

Эйфория, возникающая независимо от способа приема стимуляторов, выражается в любви ко всем людям, приятных ощущениях и легкости во всем теле, концентрации внимания на этих ощущениях, обездвиженности.

Объективные симптомы: бледность кожи, сохраняющаяся на протяжении всех фаз наркотизации; широкие зрачки; сухие, постоянно облизываемые губы; огрубение голоса; блестящий, словно лакированный язык ярко-малинового цвета; повышенное давление, частый пульс; повышенные сухожильные рефлексы.

С наступлением третьей фазы интоксикации обостряется ясность сознания и четкость восприятия событий и окружающего; характерно быстрое переключение с одной мысли на другую; наряду с еще продолжающейся эйфорией иногда возникают чувства тревоги и страха; возрастает действие различных раздражителей, в частности, музыка усиливает восприятие цвета.

Объективные признаки третьей фазы интоксикации: необычайная подвижность, не имеющая смысла суетливость, резкие движения, выдающие нарушение их координации; следы инъекций на венах. Все это должно насторожить и родителей, и педагогов, даже не имеющих опыта диагностики наркоманий.

В случае если описанное состояние подростка наблюдается неоднократно, а родители на это не реагируют, необходимо обратиться в отдел по борьбе с наркоманиями или непосредственно к районному наркологу с просьбой диагностировать наркотическое опьянение. В запущенных и спорных случаях наиболее точный диагноз может установить стационарная наркологическая экспертиза.

Прием подростками психостимуляторов часто сопровождается активизацией различных видов творчества. Некоторые на стадии опьянения проявляют желание рисовать, сочинять стихи, писать к ним музыку и играть на музыкальных инструментах. В этот момент подростки объяты гордостью, оттого что могут продемонстрировать свои «таланты». На самом деле — это лишь жалкая имитация творчества, поэтому сам факт завышенной самооценки должен насторожить и родителей, и педагогов. Ведь если тому же ребенку, но находящемуся в неопьяненном состоянии, предложить продемонстрировать свои творческие способности, то легко, без колебаний, можно убедиться, что воображаемых им способностей не только не существует, но у него даже нет желания их иметь.

Одним из признаков вовлеченности подростка в потребление наркотика являются его частые отлучки из дома без сообщения о месте нахождения и времени возвращения. Дело в том, что при использовании психостимуляторов кустарного приготовления подросткам нужны такие уединенные места, где можно не только довести прекурсоры до состояния наркотического средства, т.е. «до кондиции», но и принять его в компании сверстников, употребляющих тот же наркотик. В качестве такого убежища чаще всего используются чердаки, подвалы, заброшенные полуразрушенные дома. Иногда подростки попадают в уже готовые притоны наркоманов, где есть и плита, и посуда, и «опытный инструктору владеющий рецептами и технологией кустарного приготовления зелья. Он готовит его на всю компанию, а главное, передает новообращенным свой преступный опыт.

В четвертой фазе опьянения стимуляторами (в фазе выхода) вместо эйфории подросток ощущает подавленность, раздражительность, стремление к одиночеству. Характерны боли в области сердца, перебои в сердечной деятельности, учащение пульса, сопровождающиеся чувством опустошенности, слабостью, сонливостью, вялостью, бессилием, обездвиженностью, присущими состоянию прострации. Такие признаки (если они не отражают реакции подростка на какие-либо другие, известные родителям события) должны обеспокоить родителей и побудить их отвести ребенка к психиатру для обследования.

Этот шаг особенно важен на первом этапе наркотизации подростка, когда потребление им стимуляторов еще носит эпизодический характер и есть возможность предотвратить систематическое потребление наркотиков.

6. Галлюциногены (психоделики, психотомиметические средства) — химические вещества естественного или искусственного происхождения, вызывающие состояния измененного сознания — галлюцинации (акустические и снеговые эффекты, абарактные образы, грезоподобные видения сложных геометрических построений, потеря чувства реальности и способности ориентироваться в пространстве, нарушение мышления и привычных ощущений). Особенно характерны состояния «растворения в пространстве», исчезновение перспективы.

Галлюциногены растительного происхождения в течение многих веков использовались во время проведения религиозных ритуалов с целью вхождения в состояние транса для общения с «иными реальностями». Новый всплеск интереса к галлюциногенам произошел в послевоенные годы в США в связи с получением искусственных (синтетических) галлюциногенов, прежде всего ЛСД — диэтиламида лизергиновой кислоты.

К галлюциногенам относят более 100 натуральных и синтезированных наркотических средств. Натуральные психоделики содержатся во многих растениях. Самые известные из них — алкалоид мескалин, получаемый из мексиканского кактуса пейотла; псилоцибин — алкалоид мексиканского гриба теонанакатла; алкалоид гармин, содержащийся в сирийской руте, семена которой древние греки применяли для опьянения; алкалоид атропин, добываемый из растений семейства пасленовых и др. Народы российского Севера (чукчи, эвенки и др.) используют в качестве галлюциногена отваренные грибы мухоморы.

Из синтетических психоделиков наибольшее распространение получили ЛСД (галлюциногенная активность которого в сотни раз превышает действие психоделиков растительного происхождения), затем — дипропилтриптамин (ДПТ), а также фенциклидин и заменители амфетаминов.

До распада СССР абсолютное большинство российских потребителей наркотиков не было знакомо с синтетическими психоделиками. Но в последнее время интерес молодежи, ориентированной на западные ценности, в частности к ЛСД-культуре, заметно возрос. Мотивы: истинная, а чаще мнимая невозможность иными способами преодолеть личный духовный кризис, а также стремление путем искусственной стимуляции добиться повышения собственных творческих способностей. Однако некоторые из поклонников ЛСД уже успели убедиться, что использование психоделиков может привести только к обратным результатам.

Во время приема галлюциногенов наркоман чаще всего воспринимает как реальность фантастические картины, звуковые и вкусовые ощущения, испытывая одновременно и страх, и восторг. Из памяти освобождается информация, сохраняемая на бессознательном уровне. Может внезапно, как озарение, прийти понимание смысла сложных философских или религиозных проблем. Иногда в процессе интоксикации галлюциногенными препаратами у человека появляется мысль о том, что он сошел с ума, а через некоторое время ему кажется, что он полностью изменился как личность, что у него появилось новое самосознание, а его творческие возможности беспредельны. Очень часто систематический прием психоделиков заканчивается психозом.

Малые дозы некоторых препаратов, в частности кетамина, вызывают оцепенение, нарушение координации, оказывают угнетающее действие на центральную нервную систему. А в больших дозах тот же препарат оказывает возбуждающее действие. Наркоману чудится преследование, он становится агрессивным, его действия непредсказуемы и могут перейти в насилие. Поскольку психоделики оказывают на принявшего их человека обезболивающее действие, то в приступе агрессии он, не ощущая боли, может не только все крушить вокруг, но способен и себе нанести серьезные травмы. Некоторые галлюциногены могут вызвать не только стойкий бред, но и спровоцировать шизофрению по типу делирия.

Особенность наркотиков этой группы еще и в том, что при их приеме не возникает физической зависимости, а психическая формируется редко. В виде исключения проявляется эйфория. Быстро развивается и исчезает за 2-3 дня толерантность.

Объективные признаки интоксикации галлюциногенами: расширенные зрачки, «пелена перед глазами» — неотчетливое восприятие окружающего, высокое артериальное давление, частый пульс, сердцебиение, повышение температуры тела, потливость, дрожание рук, нарушение координации движений.

Осложнения при галлюциногенной наркомании: самоубийства, тяжелые депрессии, появление паники, долговременные психозы и обострение ранее имевшихся психических заболеваний.

Токсикомания ингалянтами (летучими органическими растворителями). Ингалянты — это летучие наркотически действующие вещества, содержащиеся в средствах технической и бытовой химии и используемые для опьянения.

К этой группе относят жидкость для заправки зажигалок, керосин, газолин, вяжущие вещества, изготовленные на основе пластика и резины, резиновый, самолетный и другие виды хозяйственного клея, растворители нитрокрасок, жидкость для снятия лака с ногтей, лаки, краски, эмали, пятновыводители, очистители, полироли, различные аэрозоли, амилнитрит, бутилнитрит, моющие жидкости.

В составе перечисленных ингалянтов содержатся следующие активные ингредиенты: бензин, ацетон, толуол, бензол, ксилолы, кетоны, этиловый и метиловый эфиры, метиленовый, а также изопропиловый спирты, ароматические и алифатические углеводороды, галогенизированные (трихлорэтилен) и фторированные (дифторметан и трифторметан) углеводороды.

Доступность и дешевизна этих токсических средств, возможность приобретения их в любом хозяйственном магазине способствовали вовлечению подростков и даже 6-8-летних детей в опыты по испытанию на себе «сказочного» действия интоксикантов. Как правило, в круг подростков-токсикоманов входят дети из неблагополучных семей, низкого уровня развития, у которых родители злоупотребляют алкоголем. Но бывают и исключения. Наркотизируются ингалянтами подростки, как правило, в группе. Способ введения интоксикантов в организм — нюхание, вдыхание. Отсюда и термин — «нюхальщик».

После нескольких вдыханий паров летучих органических растворителей наступает опьянение подростка, которое длится не более 15-30 мин. Повторное вдыхание увеличивает время опьянения до 1,5-2 ч. Количество вдыханий определяет сам нюхальщик: при возникновении тошноты, головной боли, затрудненного дыхания вдыхание обычно прекращается.

Опьянение ингалянтами на первой фазе их действия напоминает интоксикацию алкоголем: поднимается настроение, появляются легкое головокружение и приятный шум в голове, а также чувство тепла и расслабленности. В некоторых случаях на первой фазе опьянения подросток может испытывать страх. И тогда он прекращает вдыхание паров ингалянта. Но при многократном его вдыхании страх исчезает, что позволяет увеличить дозу ингалянта и продлить период интоксикации, чтобы достичь второй стадии опьянения. На этом этапе у подростков проявляется беспечность, сопровождаемая благодушным весельем. Они смеются и поют. В теле ощущается невесомость, а руки и ноги могут казаться то очень длинными, то укороченными. Несмотря на прилив сил, нарушается координация движений, поэтому возможны падения, вызывающие смех. Речь становится невнятной. Агрессивных действий, как правило, не наблюдается.

На следующей фазе опьянения появляются зрительные галлюцинации, иногда повторяющиеся по своему содержанию многократно (это так называемый «свой глюк»). Часто возникают неотчетливость зрения, двоение в глазах, а также слуховые галлюцинации, выражающиеся в изменении громкости звука, звоне колокольчиков, гудках, непривычном шуме и т.д. Исчезает привычное восприятие своего тела и самого себя в целом. Токсикоман может ощущать себя в полете, падении, состоянии «свободного парения». Он видит свое тело как бы изнутри, а иногда ему представляется, как от тела отделяются его части.

Наши рекомендации