Г. Соликамска за 2011 -2012 учебный год дети по возрастам
|
|
|
|

Анализируя статистические данные за 2009-2012 годы, отмечается увеличение охвата детей дошкольного возраста различными диагностическими процедурами (ранняя диагностика, скрининг- диагностика, экспресс- диагностика, углублённая диагностика, массовая логопедическая диагностика).
Всего за 2011-2012 учебный год принято и обследовано 5534 человек. Из них в условиях дифференциальной диагностики 397 человек, что составляет 7% от общего количества. В 2010-2011 году- 5058 человек, из них в условиях дифференциальной диагностики обследовано- 324 человека, что составляет 6 % от общего количества детей. Всем детям подобран адекватный образовательный маршрут.
Количество детей школьного и дошкольного возраста с трудностями в воспитании и обучении, с проблемами в развитии различной этиологии происхождения, принятых ПМПК за последние три года, остаётся стабильно высоким. Это свидетельствует о неуклонной тенденции к росту числа детей с проблемами в развитии, об отлаженности таких форм работы, как использование различных форм диагностических процедур, психологом- медиком- педагогическом сопровождении, о повышении компетентности участников психолого-медико-педагогических служб
Основными причинами обращений на ПМПК явились:
· трудности в воспитании и обучении различного характера;
· трудности в общении;
· трудности в речевом развитии;
· нарушения поведения;
· обращение на МСЭ для установления инвалидности или продления сроков инвалидности;
· устройство в психоневрологический дом-интернат типа г.Оса или п..Рудничный.
За проверяемый период дети обследовались в ПМПК по направлениям:
· ПМП консилиумов- 80% ( от общего количества заявленных);
· детского психиатра
· по инициативе семьи
· по результатам скрининга в дошкольных образовательных учреждениях
· учреждений социальной защиты, здравоохранения.
Таким образом, инициаторами направления детей в ПМПК в большинстве случаев являются консилиумы школьных и дошкольных образовательных учреждений и семья.
Организация работы в режиме предварительного осмотра и заключительной диагностики позволила классифицировать детей по структуре дефекта.
Основной контингент составляют дети с речевыми нарушениями, дети с задержкой психического развития. Самую многочисленную группу – 41% от всех детей дошкольного возраста, сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии. В ходе массовой логопедической диагностики выявлено 1622 ребёнка с речевыми нарушениями различной степени выраженности, из них с медицинским диагнозом 117 человек. Детей с тяжёлыми нарушениями речи выявлено 277 человек, в 2011году – 307 человек.
На логопедические пунктах ДОУ 887 детей с речевыми нарушениями получают помощь со стороны логопеда (785 детей в 2010-2011уч.г.), что составляет 55 % от числа детей, нуждающихся в логопедической помощи, 63 ребёнка с ТНР обеспечены коррекционным обучением и воспитанием в условиях логопедических групп при ДОУ№ 13, 32, 30. Из них 42% детей логопедических групп имеют медицинские диагнозы:дизартрия, алалия.
Однако 179 детей не получают логопедическую помощь. Как правило, логопед, в первую очередь, оказывает помощь детям старших и подготовительных групп, поэтому дети среднего возраста остаются без логопедической помощи. И в ходе массовой логопедической диагностики данные дети не охвачены массовым логопедическим скринингом. Однако в соответствии с нормативными документами логопедическое обследование детей необходимо проводить с 3 лет. Вместе с тем вовремя начатое и правильно организованное коррекционное обучение и воспитание ребёнка позволяет предотвращать или смягчать вторичные по своему характеру нарушения. Следует акцентировать, что в последнее время приоритетом является ранняя диагностика и ранняя логопедическая помощь, но логопед, работающий на одну ставку, просто не в силах охватить такое количество детей с речевыми нарушениями
В течение последних двух месяцев учебного года проведено комплексное обследование детей 4-х летнего возраста со сложными речевыми нарушениями. По результатам психолого-педагогического и логопедического обследования с 01 сентября 2012 года 18 детям рекомендовано обучение и воспитание по программе ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями речи, логопедические ( старшая, средняя) группы. Всего заявлено 26 человек. В ходе комплексного обследования выявлены дети с умственными нарушениями первичного характера, а речь страдает вторично, или дети с лёгкими речевыми нарушениями, в связи с этим данную рекомендацию не получили. В текущем учебном году работа по формированию логопедических групп проводилась без особого напряжения, в плановом режиме. ДОУ целенаправленно направляли своих воспитанников на обследование в ПМПК, при этом пакет подготовленных документов на ребёнка соответствовал требованиям. Активность проявляли сами родители. Этому способствовала проведённая консультативная, информационно – просветительская деятельность в ДОУ, в ПМПК, информация, размещённая в средствах массовой информации, по формированию позитивного отношения к деятельности ДОУ №13, о необходимости своевременной коррекционной помощи ребёнку со сложной речевой патологией.
В период с 20 мая по 30 мая 2012 года проведено комплексное психолого-медико-педагогическое обследование детей логопедических подготовительных групп ДОУ № 13,30, 32.
Полученные результаты работы:
Логопедическая группа в ДОУ №13 функционирует с 01.09. 2011 года. Группа сформирована на 1 год из детей с логопедическим диагнозом «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи».
Количество детей в группе – 11, осмотрено на выходе 11 детей
Логопед – Бурага Галина Ивановна, I квалификационная категория.
Воспитатели группы –
Зебзеева Елена Николаевна, вторая квалификационная категория
Татаркина Людмила Николаевна, первая квалификационная категория
В результате психолого-педагогического и логопедического обследования отмечается стойкая положительная динамика, хорошие результаты в развитии речи всех детей логопедической группы в соответствии с речевым диагнозом каждого ребенка, отмечаются хорошие результаты по коррекции звукопроизношения. Прослеживается четкая системная работа логопеда с детьми данной группы, взаимодействие в работе с воспитателями и психологом ДОУ, администрацией ДОУ, родителями. В течение учебного года дети были обеспечены медицинским сопровождением со стороны невропатолога, детского врача психиатра. 10 детей получили рекомендацию по обучению в 1-ом классе по основной образовательной программе.
Логопедическая группа в ДОУ№ 32 функционирует с 01.09. 2010г.
Группа сформирована на 2 года из детей с логопедическим диагнозом «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи».
Количество детей в группе – 8 человек, осмотрено 8 детей.
Логопед – Яшкина Полина Васильевна, вторая квалификационная категория, нагрузка - 1 ставка логопеда.
По итогам заключительной диагностики ПМПК отмечается стойкая положительная динамика в развитии речи всех детей логопедической группы, высокая результативность и эффективность работы логогруппы, четкое взаимодействие логопеда, психолога, воспитателей и администрации ДОУ. Все дети получили рекомендацию по обучению в 1-ом классе основной образовательной программе. Из них 3 детям рекомендовано в школе продолжить занятия с логопедом.
Логопедическая группа в ДОУ№ 30 функционирует с 01.09. 2009 г.
Группа сформирована на 3 года из детей с логопедическим диагнозом «Общее недоразвитие речи».
Количество детей в группе – 11, осмотрено 11 детей
Логопед – Ряпосова Елена Борисовна, высшая квалификационная категория.
По итогам заключительной комплексной диагностики отмечается положительная динамика, хорошие результаты в развитии речи всех детей логопедической группы в соответствии с речевым диагнозом каждого ребенка. Хорошо прослеживается работа воспитателей группы по формированию элементарных математических представлений,четкое взаимодействие логопеда, воспитателей и администрации ДОУ. Всем детям рекомендовано обучение в 1-ом классе по основной образовательной программе. Из них 1 ребёнку рекомендовано обучение в 1-ом классе с динамическим наблюдением. При нарастании трудностей в обучении повторный осмотр, 4 детям рекомендованы в школе занятия с логопедом по автоматизации сонорных звуков в речи, что обусловлено нарушением функций ЦНС.
ДОУ № | Рекомендации ПМПК | ||
Обучение в 1 классе по основной образовательной программе | Обучение в 1 классе по программе С(К)ОУ 7 вида | Посещение д/с компенсирующего вида для детей с речевыми нарушениями | |
Таким образом, необходимость оказания комплексной помощи детям в преодолении сложных речевых расстройств бесспорна, т.к доказывает свою эффективность.
Для улучшения логопедической помощи детям с нарушениями речи различной степени тяжести необходимо:
- перевод ДОУ№13 в статус логопедического детского сада, что позволит увеличить количество логопедических групп для детей с тяжёлыми нарушениями речи;
- формирование логопедических групп осуществлять из числа детей со сложной речевой структурой дефекта с 3,5 лет сроком на три года обучения.
-увеличение количества ставок специалистов-логопедов в ДОУ, что послужит оказанию помощи детям с речевыми нарушениями с 3-х летнего возраста.
В МОУ СОШ логопедическая массовая диагностика проводилась в период с 30 сентября по 07 октября 2011 г. детей младшего школьного возраста с целью ежегодного мониторинга количества детей 1-4 классов с проблемами речевого развития.
Результаты диагностики предоставили 10 школ, нет результатов школ № 10 в связи с отсутствием в образовательном учреждении логопеда.
По итогам диагностики получены следующие результаты:
Всего обследовано – 2248 человек (2091 – в 2010-2011уч.г.)
Выявлено всего с нарушениями речи – 1058 (1073 человек в2010-2011уч.г.) .), что составляет 47 % от числа обследованных детей, 31 % от количества детей в начальных классах.
Количество детей с устными речевыми нарушениями:
Фонетическое недоразвитие речи – 263 (300)
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – 356 (397)
Общее недоразвитие речи – 208 (296)
Заикание – 14 (27)
Дизартрия – 10 (10)
Алалия – 0 (0)
Ринолалия – 1 (2)
Количество детей с нарушениями письменной речи:
Дисграфия – 389 (376)
Дислексия – 184 (87)
На логопедические пункты зачислено 370 (396) детей, что составляет 35 % от числа детей, нуждающихся в логопедической помощи.
47 % детей младшего школьного возраста нуждаются в специализированной логопедической помощи, наблюдается тенденция к снижению (на 5%) количества детей 1-4 классов с речевыми проблемами в сравнении с данными за 2010-2011 учебный год.
В целом отмечается тенденция к снижению детей дошкольного возраста с речевой патологией в сравнении с предыдущим учебным годом на 4%, по детям младшего школьного возраста на 5 %, этому послужила проведённая логопедами образовательных учреждений своевременная коррекционная работа.
С 2006 года в ДОУ внедрены ранняя диагностика и скрининговое обследование детей старшего дошкольного возраста, с целью своевременного выявления детей с проблемами в развитии и оказания им коррекционной помощи. За последние три года скринингом было охвачено 4953 человека, из них детей с низким уровнем развития 1517 человек. В 2011-2012 учебном году по итогам психодиагностического обследования готовности к школьному обучению детей подготовительных групп всего обследовано 830 детей. Из них выявлено 97 (12%) детей с низким уровнем развития попавших в «группу риска». На ПМПК обследовано комплексно 30 детей.
9 детям рекомендовано детям обучение в 1 классе по основной образовательной программе, обучение по программе С(К)ОУ-7 вида рекомендовано 11 детям, обучение по программе С(К)ОУ- 8 вида рекомендовано 3 детям, по программе ДОУ компенсирующего и комбинированного вида для детей с нарушениями когнитивного развития 2 детям. У 40 детей отмечается положительная динамика и эти дети идут в 1-ые классы без рекомендации ПМПК, 8 родителей отказались от заключительной диагностики ПМПК, в перспективе данные дети представляют группу «риска» по неуспевающим первоклассникам.
Среди детей с ограниченными возможностями здоровья дети с задержкой психического развития составляют самую представительную группу, характеризующуюся неоднородностью структуры дефекта. Дети различаются по своим актуальным и потенциальным образовательным потребностям и возможностям.
По результатам психолого-медико-педагогического и логопедического обследования получили рекомендацию с 01 сентября 2012 года по обучению по программе для детей с задержкой психического развития (ЗПР) 195 человек. Из них 22 детям рекомендовано посещение ДОУ компенсирующего и комбинированного вида, обучение в 1-4 классах 122 детям, в 5 – 6 классах 44 детям, в 7-9 классах 7 детям. В 2010-2011 учебном году данную рекомендацию получили 169 детей. Прирост 15 %.
|
|
|
|

Детей дошкольного возраста с лёгкой умственной отсталостью выявлено 8 человек, из них с 01 сентября 2012 года 5 детям рекомендовано обучение по программе С(К)ОУ- 8 вида. Всего 30 человек получил рекомендацию по обучению по программе С(К)ОУ- 8 вида. Из них проживают в неполных семьях 7 человек, из опекунских семей 2 человека, наследственность отягощена у 10 детей, в анамнезе у 15 детей отмечаются поражение ЦНС, 9 человек дублировали программы обучения. Из них обучение в 1 классе рекомендовано 7 детям, во 2 классе 3 детям, в 3 классе 8 детям, в 4 классе 4 детям, в 5-7классах 3 детям. В 2010-2011 учебном году рекомендовано обучение программе С(К)ОУ- 8 вида 27 детям. Прирост 11 %.
|
|

2 ребёнка дошкольного возраста с тяжёлой умственной отсталостью получили рекомендацию по устройству в психоневрологический интернат типа г. ОСА и п. Рудничный, 3 детям с глубокими нарушениями интеллекта рекомендована программа « Особый ребёнок». Детей с первичным дефектом- нарушение слуха на ПМПК обратилось 3 человека, из них 1 родителям рекомендовали рассмотреть вариант обучения и воспитания своих детей в условиях краевой школы-интерната для слабослышащих. 2 детей с нарушением зрения. Детей с ранними аутистическими расстройствами 3 человека. Это особая категория детей, которая требует комплексного подхода к структуре своего дефекта. со стороны всех участников службы сопровождения.
Специалистами ПМПК в течение последних двух месяцев учебного года проведено комплексное обследование детей, не достигших шести лет шести месяцев с целью определения готовности обучению. Всего обследовано 16 человек. В отношении всех детей следует отметить должную подготовку к школьному обучению. Вместе с тем у 8 детей отмечается несформированность фонетической стороны речи, при этом в ДОУ работают логопеды. И если мы готовим детей с 6,5 лет в школу наряду с общей подготовкой особое внимание должны уделять коррекции речевых нарушений.
№ ОУ | Количество учащихся | Обследованы консультативно | Рекомендовано обучение во 2 классе по программе | Рекомендовано дублирование 1 класса по программе | Что посещали до школы | ||||||
Трад. пр. | С(К)К VII вида | С(К)К VIII вида | «Особый ребенок» | С(К)К VII | С(К)К VIII | № ДОУ | Неорганизованные дети | Санаторный Д/С | |||
- | - | - | - | 7, 17, 43, 44 | - | ||||||
- | - | - | - | - | - | 7, 12, 43 | - | - | |||
- | - | - | - | - | 25, 47 | - | - | ||||
- | - | - | - | 1, 2, 5, 7, 43, 49 | - | - | |||||
- | - | - | - | - | 13, 36, 38, 46, 47 | - | - | ||||
- | - | - | - | - | 38, 41 | - | |||||
- | - | - | - | - | - | 4, 20, 28, 32 | - | - | |||
- | - | - | - | 7, 20, 30, 36, 46, 47, 48, | |||||||
ИТОГО | - | - | - |
Статистика показывает, что 40% детей дошкольного возраста приходят в первые классы с нарушением звукопроизношения, и при этом отмечается несформированность фонематического слуха, звукового анализа; как следствие, данные дети намного позже овладевают навыками письменной речи, а многие из них без помощи логопеда и не способны овладеть данными навыками в соответствии с программными требованиями.
Анализ обследованных на ПМПК детей в 2011-2012 учебном году показал, что специалистами ПМПК в данном году обследовано 58 неуспевающих первоклассников. Из них 51 ребёнок посещал ДОУ перед школой. В 2010-2011 учебном году - 69 первоклассников. Отмечается снижение на 11 единиц.(16%) Вместе с тем данная цифра (58человек),очень высокая. При этом внедрены диагностические скрининговые процедуры, позволяющие своевременно выявлять детей с проблемами в развитии и своевременно осуществлять подбор образовательной программы.
Как правило, дети с низким уровнем подготовки к школьному обучению начинают обучение в 1-ых классах по программам развивающего обучения, следовательно, такой ребёнок с первых дней обучения в школе попадает в разряд неуспешных. Из общего количества обследованных второклассников 90% детей показали стойкое не усвоение программного материала по чтению и письму, однако ранее были переведены из 1-го класса во второй. Причинами такой ситуации являются несвоевременное выявление детей с проблемами в развитии, отказ родителей от обращения их ребёнка на ПМПК, так и удержание контингента детей общеобразовательными учреждениями.
В период с 06 по 20 марта 2012 года муниципальной ПМПК проведено комплексное психолого-медико-педагогическое обследование учащихся 4-х С(к)К 7 вида из образовательных учреждений №№ 2, 7, 12, 13, общее количество которых составляет 46 человек. На заключительном этапе диагностики всего обследовано 46 учащихся, из них проживают в полных семьях 28 детей, в неполных – 14 детей, в замещающих семьях – 2 детей. Являются воспитанниками детского дома 2 детей.
Принято из школ:
№ 2 – 11 учащихся (общее количество в классе – 11). Учитель 2-ой квалифицированной категории Якутова В.А., прошла курсовую подготовку по коррекционной педагогике на базе СГПИ, педагогический стаж – 14 лет, из них 3-й год в коррекционном классе 7 вида.
№ 12 - 12 учащихся (общее количество - 12). Учитель 2-й квалификационной категории Семенова О.И., , имеет курсовую подготовку по теме «Педагогическая диагностика и коррекция трудностей в обучении у учащихся младших классов с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями в поведении» (2009 г.), педагогический стаж - 16,5 лет, из них 4 года в коррекционном классе 7 вида.
№ 7 – 13 учащихся (общее количество – 13). Учитель 2-й квалификационной категории Галстян Е.К., курсовую подготовку по коррекционной педагогике не имеет.
№ 13 – 10 учащихся (общее количество- 10 , в течение учебного года 2 учащихся выбыли за пределы города). Учитель 1-й квалификационной категории Вахрушева Л.Н., имеет курсовую подготовку по коррекционной педагогике , педагогический стаж 25 лет, из них 14-й год в коррекционных классах 7 вида.
Дублировали программу 25 учащихся, из них:
в СОШ №2 – 3 учащихся;
в СОШ № 7– 6 учащихся;
в СОШ №12 -9 учащихся;
в ООШ №13 – 7 учащихся;
Рекомендовано обучение по основной образовательной программе 7 учащимся (как и в прошлом учебном году), что составляет 15 % от общего количества обследованных учащихся:
СОШ №2 – 3 учащимся, из них двум – с динамическим наблюдением;
СОШ №7 - 1 учащемуся;
СОШ № 12 – 3 учащимся, одному из них – с попыткой.
СОШ № 13 – 0 человек.
Таким образом, количество учащихся 4-х СКК 7 вида, интегрированных в общеобразовательные программы, за последние два года стабильно (в 2010- 2011 учебном году обследовано 33 учащихся 4 –х С(К)К 7 вида, из них также 6 учащимся рекомендована общеобразовательная программа).
На сегодняшний день этот результат можно считать низким, не соответствующим критериям политики специального (коррекционного) образования – интеграция 40-60% детей по итогам обучения в коррекционном режиме начальной школы в массовые программы обучения. Объясняется это, во - первых, нервно – психическими особенностями детей (80 % из них имеют отягощенный анамнез), во – вторых, дети не были охвачены необходимым для них комплексным психолого–медико-педагогическим сопровождением в своих образовательных учреждениях.
По результатам заключительной диагностики обучение по программе С(К)ОУ 7 вида рекомендовано 37 учащимся, что составляет 67,5 % от общего количества обследованных детей:
СОШ №7 – 9 учащимся, двоим из них - с динамическим наблюдением;
СОШ №2 – 6 учащимся, трём из них с попыткой, еще одному – с динамическим наблюдением;
СОШ №12 - 7 учащимся, четверым из них – с попыткой.
ООШ №13 - 7 учащимся, двоим из них – с попыткой.
Есть один случай отказа родителей от рекомендуемой программы по СОШ №12.
Обучение по программе С(К)ОУ 8 вида рекомендовано 2 учащимся ООШ №13, что составляет 5 % от общего количества обследованных учащихся.
Следует отметить, что обследование учащихся прошло в соответствии с утвержденным графиком. Документы на ПМПК предоставлены своевременно и в полном объеме.
Явка детей и их родителей на ПМПК обеспечена на должном уровне.
Вместе с тем имеют место негативные моменты:
· Не все родители готовы адекватно принять решение ПМПК. Отсюда вытекает вывод, что родители не были приглашены на заседания школьных ПМПк по итогам успеваемости 4-ых С(К)К 7 вида.
· Серьезно западает медицинское сопровождение учащихся коррекционного режима, о чем свидетельствуют отметки врача – психиатра «лечение не получал» в направлениях на ПМПК у 12 детей.
Следовательно, рекомендация ПМПК «наблюдение у врача - психиатра» в данных случаях проигнорирована как родителями, так и школьными консилиумами.
· Попустительский стиль воспитания в семьях 15 учащихся данных классов.
· Педагогические характеристики на учащихся недостаточно содержательны и полны: не отражают социальных условий жизни детей, статуса семьи, взаимоотношений родителей и детей.
· Имеет место необоснованное завышение оценок учащихся педагогами.
· Нет тесного сотрудничества педагогов 4-х С(к)К 7 вида со специалистами-кураторами ПМПК.
Специалисты-кураторы не приглашаются на заседания школьных консилиумов и на родительские школьные собрания
· Остается «больным» в выше указанных образовательных учреждениях вопрос дефицита специально подготовленных кадров, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение детей с ЗПР.
В период с 22 по 31.05.2012 г. (в соответствии с утвержденным графиком) проведена дифференциальная диагностика учащихся 5-8 классов общеобразовательных учреждений города Соликамска, имеющих стойкую неуспеваемость по учебным дисциплинам, многочисленные пропуски занятий, поведенческие проблемы, совершивших правонарушения и нуждающихся в особых условиях обучения и воспитания. В 2011-2012 учебном году с целью перевода в СОШОТ заявлено 60 подростков, из них на ПМПК явились 49( 81,7), по разным причинам не явились 11 человек( 23,3%).
МОУ | Количество детей | |||
заявлено | обследовано | Направлено в СОШОТ | Не получили рекомендацию в СОШОТ | |
СОШ №1 | - | |||
СОШ №2 | ||||
СОШ №4 | ||||
СОШ №7 | ||||
СОШ №9 | - | |||
СОШ №10 | - | |||
СОШ №12 | ||||
СОШ №13 | ||||
СОШ №14 | ||||
СОШ №15 | ||||
СОШ №16 | - | |||
СОШ №17 | - | - | - | - |
Гимназия №1 | - | |||
Гимназия №2 | - | |||
ИТОГ | ||||
Примечание: не заявила детей СОШ №17 |
По результатам психолого-педагогического и логопедического обследования с 01.09.2012г. продолжить обучение по основной образовательной программе в условиях СОШОТ рекомендовано 35 подросткам.
Решением ПМПК не рекомендовано обучение в условиях СОШОТ 14 подросткам.
СОШ № 2 – 1
ООШ №4 – 4
СОШ №7 – 1
СОШ №12 – 4
ООШ №13 – 1
СОШ №14 – 1
СОШ №15 – 1
ООШ №16 – 1
Основная причина – низкий уровень интеллектуального развития учащихся и поставленный в связи с этим клинический диагноз врача-психиатра, что противоречит условиям приема детей в данное образовательное учреждение.
Все подростки (за исключением 1), получившие рекомендацию перевода в СОШОТ, состоят на внутри школьном учете или на учете в ОДН.
· У всех подростков отсутствует учебная мотивация.
· В большинстве случаев учащиеся имеют многочисленные пропуски занятий. По этой причине подростки не усваивают школьную программу и, как следствие, имеют неудовлетворительные четвертные и итоговые (годовые) оценки
· 23 учащихся на момент обследования дублируют (или дублировали ранее) программу того или иного класса.
· 28 человек имеют пагубную привычку – курение.
10 подростков замечены в употреблении алкогольных напитков (двое из них прошли курс лечения).
· В редких случаях подростки имеют хобби.
· 3 подростка имеют статус социальных сирот (воспитываются в детском доме).
· 3 подростка находятся под опекой.
· В биологических семьях проживают в ( полных) – 18 человек, в неполных – 12 детей.
В положительном плане следует отметить ООШ № 4,14,15 за качественную подготовку документов, четкую организацию родителей и детей на ПМПК.
Анализ взаимоотношений в семьях подростков показал, что лишь в 11 семьях между ребенком и родителями (законными представителями) имеются взаимопонимание и доверительные отношения. В остальных случаях, налицо попустительский стиль воспитания или педагогическая некомпетентность родителей (опекунов), которые привели к отчужденности во взаимоотношениях родителей и их детей, к отсутствию контроля за учебой и свободным времяпрепровождением.
Во всех случаях имеет место одна проблема – затянуты сроки диагностики школьных трудностей у детей. К примеру, в 3 случаях дети обучались перед переводом в СОШОТ по программе одного и того же класса по 2-3 года. При этом ОУ брали на себя ответственность в решении вопроса о повторном обучении в том же классе, вместо того, чтобы направить их на ПМПК с целью подбора дальнейшего образовательного маршрута, адекватного психофизическому развитию детей. В результате это привело к потере интереса у детей к обучению, многочисленным пропускам занятий, а во многих случаях и к полному отказу от обучения в школе, т.е. школьной дезадаптации.
.С целью предупреждения школьных проблем у детей в подростковом возрасте, образовательным учреждениям выявлять проблемы взаимоотношений родителей и детей, трудностей в обучении начиная с первых дней обучения детей в школе, своевременно консультировать их на ПМПК, оказывать качественную, своевременную психолого-медико-педагогическую помощь и поддержку.
Одним из приоритетных направлений деятельности Психолого –медико-педагогической комиссии является оказание консультативно-диагностической помощи детям – инвалидам. На начало 2012 года (по данным здравоохранения) в городе Соликамске зарегистрировано 295 детей -инвалидов, из них 125 детей дошкольного возраста, 170 детей школьного возраста. Из них 75 дошкольников- инвалидов не посещают ДОУ, из числа детей школьного возраста 40 детей не обучаются в связи с нервно-психическими состояниями. В образовательных учреждениях обучается 130 детей-инвалидов. Из них 34 человека обучаются на дому.