Нравоучительность как отличительная черта литературы для детей: басни.

Лекция 5

Русская детская литература первой половины 19 века

1. Нравоучительность как отличительная черта литературы для детей: басни.

2. Классика детской литературы: сказки В.А.Жуковского, А.С. Пушкина, А.А.Ершова, А.В.Кольцова.

3. Проза в детском чтении: А. Погорельский, В.Ф. Одоевский

4. Возникновение теории и критики детской литературы и их дальнейшее развитие в XIX в.

5. Детские журналы и детские писатели.

6. Учебная и познавательная литература для детей.

Самыми значительными событиями первой четверти 19 в. были Отечественная война 1812 г. и движение декабристов. Война пробудила национальное самосознание русского народа, вызвала патриотический подъем. Как следствие в народных массах окрепли антикрепостнические настроения и крестьянские волнения. Идеи свободы, равенства и братства нашли горячий отклик в среде передовой дворянской молодежи, декабристов.

Литература же развивалась в борьбе различных направлений. Классицизм, как господствующее направление 18 в. сдает свои позиции ( Державин). Возникает Сентиментализм (18 в.), выразившийся в творчестве Карамзина. В первую же четверть столетия возникает и достигает расцвета Романтизм, параллельно с которым быстрыми темпами развивается Реализм.

Более заметное влияние, чем в предыдущие эпохи, оказывают на литературу просвещение и наука. Реформа в системе народного образования: организовано Министерство народно просвещения, открыты Казанский и Харьковский университеты. Усиливается политическая реакция. Детская книга попадает под цензуру.

Значительно увеличивается кол-во изданий - 485 детских книг.

На первое место выступает проза.

Издаются сборники, хрестоматии.

Начало творческого пути писателей, для которых детская литература становится делом всей жизни.

Т.о., в первый период 19 в. детская литература приобретает ярко выраженный национальный и художественный характер. И выделяется в самостоятельную область культуры с определенными педагогическими задачами.

Нравоучительность как отличительная черта литературы для детей: басни.

Творчество И.А. Крылова можно рассматривать в составе литературы 18 в., но как детский поэт Крылов принадлежит к 19 в. Богатый жизненный опыт и острая наблюдательность легли в основу творчества Крылова-баснописца. Первая басня «Дуб и трость» (1806).Басня относится к сатирическому жанру, истоки которого уходят в глубокую древность. Обычно басню связывают с именем Эзопа: фригийский раб, безобразный горбун, сочинитель ядовитых историй. Эзоповы басни носили фольклорный характер. Из Древней Греции басни попали в Древний Рим. Здесь их сюжеты оживали в творчестве Федра. Поэтическую переработку сюжетов эзоповых басен совершил во Франции Жан Лафонтен. Он использовал классические сюжеты для выражения своего отношения к актуальным проблемам его времени. У Лафонтена брали сюжеты русские поэты: Тредиаковский, Сумароков, Кантемир, Крылов.

Басни Крылова содержат целый нравственный кодекс, на котором дети воспитывались поколение за поколением. В основном это те из них, в чеканных строчках которых содержатся простые, но важные житейские истины. «А вы, друзья, как ни садитесь, / Всё в музыканты не годитесь» — о чем это? Да, конечно, о незадачливых людях, дела не знающих, под­меняющих его суетой и болтовней. Ребятишкам в науку — без на­зойливых нравоучений и весело.

У современников особенным успехом пользовались басни, где Крылов вскрывал общественные язвы. Демократизм пронизывал всю систему его взглядов и определял объекты и проблематику его сатиры.

Немало произведений посвятил баснописец взяточничеству, поскольку оно было характерным явлением его времени — эпохи всевластия чиновничества. В их числе — «Крестьяне и Река». Развивая традиционные признаки жанра (аллегоризм персона­жей, смысловую двуплановость повествования, конфликтность ситуации, моральную сентенцию), Крылов превращал свои бас­ни в маленькие художественные шедевры с гибким ритмом, жи­вым разговорным языком, юмором. К тому же в них иносказа­тельно, но остро изображались конкретные пороки действитель­ности, что делало их художественной публицистикой. Каждая бас­ня Крылова была откликом на современные ему события. Именно в этом состояла ее новая эстетическая функция.

Мно­гие меткие фразы и выражения из крыловских басен вошли в раз­говорный обиход наравне с пословицами: «Услужливый дурак опаснее врага», «А Васька слушает да ест», «Худые песни Соло­вью в когтях у Кошки» и пр. При этом подлинно народный язык — точный, гибкий, яр­кий — отлично воплощался в стихотворном размере, которым писал Крылов. Он в совершенстве владел ямбом — этим основ­ным размером русского стихосложения XIX века — и сделал его основой своих басен.

По форме большинство басен Крылова представляют собой миниатюрные пьесы со всеми чертами драматического дей­ствия. Вспомним хотя бы басни «Волк и Ягненок» или «Демьянова уха». В них — точная обрисовка характеров, живой и остроумный диалог, быстрое развитие действия, а слова от автора напоминают сценические ремарки, поясняющие ход действия.

Детское сознание легко усваивает нравственные нормы и ис­тины, изложенные языком басен. Дети бессознательно и непосредственно напитываются из них русским духом, овладевают русским языком.(Белинский)

Наши рекомендации