Безопасный» участник транспортного процесса – это человек безопасного типа участия в транспортной среде
Безопасность дорожного движения – это такое состояние дорожно-транспортного процесса, представляющего собой динамичную, энерговооруженную, постоянно изменяющуюся социотехническую систему, при котором ни один из его участников, а также ни одно транспортное (транспортирующее) средство не получает (и не будет получать) какого-либо повреждения.
Обеспечить безопасность дорожного движения– это значит не допустить возникновения такой ситуации, при которой хотя бы один из участников дорожно-транспортного процесса или хотя бы одно транспортное (транспортирующее) средство получит какого-либо повреждение.
Культура–это совокупность системных взаимоотношений человека, социальных групп, общества и человечества в целом, как с окружающим миром, так и между собой и самими с собой (внутри себя), состояний и результатов этих взаимоотношений, направленных на постоянное и непрерывное совершенствование своего бытия, т.е. достижение максимально полного и качественного удовлетворения во времени и пространстве жизненно необходимых (витальных) и духовных потребностей в условиях непрерывно изменяющейся среды обитания, в т.ч. в результате деятельности самого человека, социальных групп, общества и человечества в целом, сопряженных с повышением уровней безопасности своей жизнедеятельности и своего гармоничного развития.
Уровень культуры –это степень освоенности данных отношений, выраженных оценкой достижений человека, социальной группой (или группами) и (или) обществом в процессе их реализации.
Культура безопасности жизнедеятельности – это специфическое системное отношение и взаимодействие человека, социальной группы и общества в целом, как между собой, так и внутри себя и с окружающей средой, определяемое необходимым уровнем их специальной подготовленности и осуществляемое целенаправленной, постоянной и непрерывной практической деятельностью, которая гарантированно обеспечивает организацию безопасной жизни и деятельности людей в целом, и тем самым способствует максимальному удовлетворению их витальных, материальных и духовных потребностей.
Культура транспортировки –это специфический способ (форма, стиль, образ и т.п.) деятельности человека, выраженный в организации и осуществлении процесса транспортировки предметов, энергии, информации и самого себя с целью обеспечения безопасной и комфортной как собственной жизни, так и будущих поколений.
Культуратранспортная – это специфическая форма (способ, стиль, образ и т.п.) жизнедеятельности человека, социальных групп, общества и человечества по удовлетворению их потребностей в организации и осуществлении вещественного, энергетического, информационного и социального обмена, осуществляемого в условиях необходимого и максимально возможного уровня безопасности транспортных процессов и всех его участников, а также безопасных и гуманных взаимоотношений с окружающей средой и ее людьми и другими обитателями как в процессе подготовки и удовлетворения этих потребностей, так и по завершению данной деятельности.Транспортная культура являетсяотносительно самостоятельной ветвью общей культуры.
Транспортная культура – это самобытная культура, как самобытна и общая культура любого общества или государства. Создание различных транспортирующих систем и транспорта в целом в каждой стране с учетом многих, присущих только этой стране факторов (например, географического) – яркое подтверждение сказанному.
Культура транспортная школьника – это специфические системные взаимоотношения учащегося с окружающей средой и ее обитателями и специфическая форма его жизнедеятельности в транспортной среде по удовлетворению своих целевых потребностей в организации и осуществлении вещественного, энергетического, информационного и социального обмена при обязательном обеспечении максимального уровня собственной безопасности и безопасности окружающих его участников транспортных процессов.
Транспортная культура школьника – это часть общей культуры учащегося, определяемая системными и безопасными взаимоотношениями и объектами и субъектами транспортной среды и процессами в ней по удовлетворению своих витальных и духовных потребностей.
Формирование транспортной культуры школьника –это непрерывный педагогический процесс, осуществляемый его субъектами, направленный на формирование учащегося личностью безопасного типа поведения в транспортной среде, воспитание у него правопослушного и культурного поведения, его подготовку к безопасной жизнедеятельности в этой среде и к безопасному участию в транспортных процессах, происходящих в ней.
Культура правовая –составная часть культуры общества и личности. В широком понимании правовая культура – это система овеществленных элементов, относящихся к сфере действия права. В этом смысле она включает в себя право как систему норм, правоотношения, правовые убеждения и т.д. В узком, субъективном смысле правовая культура человека – это совокупность его правовых знаний, отношения к праву и правового поведения.
Культура экологическая – 1) этап и основная часть развития общемировой культуры; характеризуется острым, глубоким и всеобщим осознанием насущной важности экологических проблем в жизни и будущем развитии человечества; 2) совокупность знаний, социальных и жизненных норм, руководствуясь которыми человек осознает себя (и соответствующим образом действует) частью природной среды и субъектом, ответственным перед собой, живущими и последующими поколениями людей за ее содержание».
Культура поведения – совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, в общении с другими людьми), в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения. Если нравственные нормы определяют содержание поступков, предписывают, что именно люди должны делать, то культура поведения раскрывает, каким конкретно образом осуществляется в поведении требования нравственности, какой внешний облик поведения человека, в какой органично, естественно и непринужденно эти нормы слились сего образом жизни, стали повседневными жизненными правилами. Например, требование уважения к людям применительно к повседневному поведению выражается в виде правил вежливости, деликатности, в такте, предупредительности, в умении беречь чужое время и т.п. Верность принятых на себя обязательств с точки зрения культуры поведения означает аккуратность в выполнении обещаний и позаимствования, своевременность и точность в осуществлении договоренности и др. Честность по форме своего проявления совпадает с прямотой, искренностью, с умением недвусмысленно и открыто выразить свою мысль. В широком планев понятие «культура поведения» входят все области внешней и внутренней культуры человека: этикет, правила обхождения с людьми и поведения в общественных местах; культура быта, включающая характер личных потребностей и интересов, взаимоотношения людей вне работы, организация личного времени, гигиена, эстетические вкусы в выборе предметов потребления (умение одеваться, украсить жилище); эстетические свойства присущей человеку мимики и пантомимики, выражений лица и телодвижений (грация). Особо выделяют культуру речи, умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям.
Культура поведения в транспортной среде включает в себя следующее:
1) В понятие «культура поведения» в транспортной среде входят все области внешней и внутренней культуры человека: культура труда и быта, включающая характер личных потребностей и интересов; этикет, правила обхождения с людьми и поведения в транспортной среде; взаимоотношения людей в процессе работы по осуществлению транспортировки; организация личного времени, гигиена, эстетические вкусы в выборе предметов потребления, необходимых как для осуществления транспортировки, так и во время пребывания в транспортной среде (например, умение одеваться сообразно условиям транспортной среды, украсить рабочее место или места массового пребывания людей в структурах транспортных систем и т.д.).
2) Культура поведения в транспортной среде – это и совокупность форм повседневного поведения человека в транспортной среде вообще и трудовых процессах в том числе, происходящих в ней, а также в общении с другими людьми, участвующими в транспортных процессах как непосредственно (активные участники), так и опосредованно (пассивные участники, то есть, присутствующими в этой среде или через результаты предыдущей деятельности людей в проектировании, организации и осуществлении транспортировки), в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения. Здесь «…культура поведения того или иного человека в известной мере характеризует его духовный и морально-эстетический облик, показывает, насколько глубоко и органично он усвоил культурное достояние человечества, сделал его своим собственным достоянием».
3) Культура поведения в транспортной среде выступает и как культура специфического труда, основной (главенствующей) целью которого является транспортировка. Это, в свою очередь, выражается в способности «правильно организовать рабочее время и место, найти целесообразные приемы и операции для достижения максимально полезных результатов и получения высокого качества» процесса транспортировки как веществ, предметов, энергии и информации, так и самого человека или групп людей.
4) Культура поведения в транспортной среде раскрывает, каким конкретно образом осуществляются в поведении человека, находящегося в этой среде по роду своей деятельности или по любой другой причине, требования нравственности, «каков внешний облик поведения человека, в какой мере органично, естественно и непринужденно эти нормы слились с его образом жизни, стали повседневными жизненными правилами». Основой тому является то, что нравственные нормы определяют содержание поступков, предписывают, что именно люди должны делать, находясь в транспортной среде.
Личность – это человеческая индивидуальность, выступающая как субъект познания и преобразования мира. Личность – это социальное существо (человек), формирующееся и развивающееся в системе общественных отношений и активно преобразующее окружающую среду. Она всегда является продуктом конкретных общественно-исторических условий. Психологическую структуру личности составляют ее направленность, характер, способности, темперамент, особенности протекания познавательных процессов и чувств. Под направленностьюличности понимаются те цели и побуждения, которыми руководствуется человек в своей деятельности в своем отношении к окружающему миру.
Личность безопасного типа поведения – это характерологические особенности человека, которые выражаются в безопасной самореализации, соответствующих мотивационных установках, интеллекте, эмоциях и волевых качествах. Кроме того, личность безопасного типа поведения определяется компетентностью в вопросах обеспечения политической, экономической, правовой, социальной, физической и другими видами безопасности человека и гражданина.
Личность транспортнобезопасная (безопасного типа участия в транспортной среде) – это личность, обладающая высоким уровнем ценностных установок и нравственно-этических норм поведения в условиях транспортной среды, прошедшая специальную подготовку в области безопасности на транспорте, в совершенстве знающая и владеющая принципами и правилами организации и обеспечения безопасной жизни и деятельности в транспортной среде как личной, так и окружающих». При любых обстоятельствах соблюдает нормы и, безусловно, выполняет правила безопасного поведения в этой среде, в том числе при своем непосредственном участии в ее транспортных процессах не зависимо от видов транспорта их осуществляющих. Приобретенные специальные знания, умения и навыки обеспечения безопасного участия в транспортных процессах она осознанно, квалифицированно и бескорыстно применяет на практике адекватно складывающимся опасным ситуациям в этих процессах, в том числе в обстановках именуемых аварийными ситуациями или авариями на транспорте. Такая личность умеет и способна распознавать условия, при которых возможно появление аварийной ситуации, сама не допускает возникновения аварийных ситуаций, а также предотвращает в силу своих способностей и возможностей развитие и перехода таких ситуаций в транспортное происшествие. Кроме того, такой человек способен прогнозировать и предвидеть появление аварийных ситуаций в транспортной среде и квалифицировано принимать все необходимые меры по прекращению их развития до полного устранения условий, вызвавших появления этой ситуации или принимать необходимые меры по предотвращению транспортной аварии (например, ДТП).
Мотив (от лат. movere – приводить в движение, толкать) – 1) побуждение к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность; 2) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется; 3) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности. Как видно, мотив– это,во-первых, внутренние побуждения, во-вторых, внешние и внутренние условия, в-третьих, предмет деятельности, в-четвертых, причина выбора действий. И все эти четыре момента вызывают активность личности и определяют направленность деятельности.
Действие (в психологии) (англ. action. performance) – произвольный акт, акция, процесс, подчиненный представлению о результате, образу будущего, т.е. процесс, подчиненный осознаваемой (сознательной) цели.
Поступок – действие, совершенное кем-то. Поступок – клеточка нравственной деятельности; действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, намерений и дел, целей и средств. Структура поступка «…слагается из следующих элементов: мотива, намерения, цели, деяния, последствий, самооценки человеком своего поведения и отношения его к оценке окружающих.
Деятельность – это специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Деятельность человека предполагает определенное противопоставление субъекта и объекта деятельности: человек противополагает себе объект деятельности как материал, который должен получать новую форму и свойства, превратиться из материала в продукт деятельности. Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности и, следовательно, неотъемлемой характеристикой деятельности является ее осознанность. Деятельность является реальной движущей силой общественного прогресса и условием существования общества. Вместе с тем история культуры показывает, что деятельность как таковая не является учерпывающим основанием человеческого существования. Если основанием деятельности является сознательно формулируемая цель, то основание самой цели лежит вне деятельности, в сфере человеческих мотивов, идеалов и ценностей.
Аффект(от латин. affectus – душевное волнение, страсть) – сильное и относительное кратковременное эмоциональное переживание, сопровождаемое резко выраженными проявлениями. Аффект развивается в критических ситуациях при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, чаще всего неожиданно возникающих, ситуаций. Обладая свойствами доминанты аффект тормозит не связанные с ним психические процессы и навязывает тот или иной стереотипный способ «аварийного» разрешения ситуации (например, бегство, агрессию), сложившейся в биологической эволюции и поэтому оправдывающий себя лишь в типичных биологических условиях. Другая важная регулирующая функция аффекта состоит в образовании специфического опыта – так называемого аффективных следов(аффективных комплексов), актуализирующихся при столкновении с отдельными элементами породившей аффективной ситуации и предупреждающих о возможном ее повторении.
Поведение –совокупность поступков и действий, образ жизни и действий
Поведение(моральное)– совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Если понятие моральной деятельности характеризует только целенаправленные и нравственно мотивированные действия, то поведение охватывает все поступки человека целиком, поскольку они могут быть подвергнуты моральной оценке (независимо от того, являются они намеренными или ненамеренными, совершаются по нравственным или другим побуждениям). В отличии от обычая, который предполагает однородные поступки различных лиц, поведение охватывает разнородные поступки одного и того же лица (отдельного человека, а также коллектива, организации, большой массы людей), выявляющие различные стороны его морального характер. Понятие линии поведения указывает на относительную последовательность, согласованность отдельных поступков и отличительные особенности деятельности того или иного человека или коллектива.
Единицами поведения являются поступки. Именно в них формируются и в то же время выражаются позиции личности, ее моральные убеждения. Движущей же силой поведения человека, как известно, является мотивация, которая заключает в себя мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, установки, идеалы
Поведение человека – это в конечном счете единственный объективный показатель его нравственного облика, его моральных качеств и в том числе его мотивов.
Поведение культурное (культурное поведение) – это поведение человека в соответствии с теми нормами, которые выработало и которых придерживается данное общество. ...Можно сказать, что культурное поведение–это поведение в соответствии с теми или иными общепринятыми правилами. Оно отражает эти правила, является их внешним воплощением. Если эти правила будут меняться, то будут меняться и манеры поведения. Главное, что в понятии «культурное поведение» акцент делается на поведении, которое должно быть культурным. Человек знает правила культурного поведения и выполняет их.
Культурное поведение – это определенные манеры, способы общения, обращения к окружающим. Это понимание того, что прилично и что неприлично делать в данной обстановке (например, при поездке в транспортном средстве или движении в пешеходном или пассажирском потоках, при ожидании транспорта, при входе и выходе из него и т.п.). «И все-таки культурное поведение человека, по мнению ученых, – это только часть решения проблемы взаимоотношения людей. Главное, чтобы в этих взаимоотношениях встречались культурные люди. Только в таком случае мы можем говорить о поведении культурного человека. Здесь акцент мы делаем на человека – каков он? ...Культурный человек – это такой человек, у которого знание этических принципов, моральных норм общества превратилось во внутреннее убеждение, вылилось в нравственное чувство. Он поступает так не потому, что знает как надо поступить, а потому, что не может поступить иначе. ...Культурный, воспитанный человек ориентируется прежде всего не на необходимость соблюдать внешние правила, а на свою совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми и обществом
Правомерное поведение – поведение людей, которое соответствует предписаниям правовых норм или не противоречит нормам права. Такое поведение общественно необходимо и общественно полезно и считается объективной предпосылкой нормального функционирования гражданского общества. Противоправное поведение, в противоположность правомерному, связано с нарушением предписаний правовых норм, что формально свидетельствует об его общественной опасности. Поэтому такие поступки называются правонарушениями. Все правонарушения можно разделить на преступления (нарушение норм уголовного законодательства), административные проступки, гражданские правонарушения (т.н. деликты).
Правопослушное поведение – это такое поведение человека, которое осознано не позволяет ему совершать противоправные поступки, действия и выполнять какую-либо противоправную деятельность, т.е. связанные с нарушением предписаний правовых норм (Законов, Правил, Инструкций, предписаний и т.п., принятых в государстве, обществе, предприятиях и учреждений и т.д.).
Закон – необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями, или другими словами, «закон» – внутренняя существенная и устойчивая связь явлений, обусловливающая их упорядоченное изменение. Известно, что закон всегда выражает связь между предметами, элементами внутри предмета, между свойствами предметов и в рамках данного предмета. Он указывает на определенный порядок, последовательность, тенденцию развития явлений.
Всеобщность означает, что закон охватывает все случаи проявления определенной существенной связи; устойчивость определяет время действия сохранения существенных связей, т.к. связи действуют либо постоянно, либо длительно. Это и определяет устойчивость и длительность существования закона; повторяемость закона означает, что он всегда будет действовать, как только будут созданы условия, при которых он раньше действовал
Закономерность отражает объективные, существенные, необходимые, общие, устойчивые и повторяющиеся при определенных условиях взаимосвязи. Строго зафиксированные закономерности определяются как законы, но только в том случае, когда: 1) четко зафиксированы объекты, между которыми устанавливается связь; 2) исследованы вид, форма и характер этой связи; 3) установлены пределы действия (проявления) связи. В то же время закономерность часто трактуется либо как проявление законов, часто еще не осознанных и четко не сформулированных, либо как общие проявления упорядоченности развития, как совокупное действие многих законов.
Закономерность, как видим, – это некое соответствие с законом, последовательное проявление действия какого-нибудь закона (например,закономерность явлений), а «закономерный» – соответствующий закону, совершаемый по закону, принятый с точки зрения закона (например, закономерное явление).
В философии закономерностью называется объективно существующая, устойчивая, повторяющаяся, необходимая и существенная связь между явлениями и процессами, характеризующая их развитие, тогда как дидактические закономерности – это устойчивые связи между условиями и результатами обучения.
В педагогической науке и практике понятию «закономерность» уделяется достаточно пристальное внимание, так как именно из них вытекают педагогические принципы. Сами же закономерности являются также основами форм, технологий и методов образования.
Выделяют внешние и внутренние закономерности обучения. Закономерности, обусловленные внешними связями – это, например: а) цель, задачи, содержание и методы обучения, обусловленные социально-экономическими потребностями общества; б) задачи, содержание и методы обучения зависят не только от потребностей, но и от возможностей общества, от условий, в которых протекает этот процесс и в) зависимость результатов обучения от особенностей взаимодействия обучающегося с окружающим миром. К внутренним закономерностям процесса обучения относят: а) взаимосвязь воспитания, образования и развития; б) единство преподавания и учения, образования и самообразования; в) определяющую роль деятельности и общения в процессе обучения; г) взаимосвязь задач, содержания, форм и методов обучения; д) подчиненность результативности обучения способам управления процессом последнего и активности самого ученика и др.
Принцип означает руководящую идею, основное правило, основное требование к деятельности, поведению и т.д. В дополнение к этому известное из философии понятие принцип означает и некоторое исходное положение, на которое необходимо опираться в какой-то конкретной деятельности. Интерпретируя сказанное, можно утверждать, что принципы образования – это исходные положения, выполняющие роль требований, на которые опираются при определении: а) содержания образования (обучение, воспитание и целенаправленное развитие; б) методов образования; в) его организационных форм.
Принципы образования по своему содержанию и практической реализации меняются во времени, но только в том случае, если меняется цель образования. Такое изменение обусловлено социальным заказом общества и уровнем изученности и соответствия закономерностей познавательной деятельности
Несмотря на то, что в педагогической науке не существует единого мнения о количестве принципов, можно согласиться с утверждением о том, что понятие «принцип» выполняет двоякую роль: с одной стороны, оно выступает как центральное понятие, представляющее обобщение и распространение какого-либо положения на все явления, процессы той области, из которой данный принцип абстрагирован. С другой стороны, он выступает в смысле принципа действия – норматива, предписания к деятельности.
Правило (педагог.)– это основанное на общих принципах описание педагогической деятельности в определенных условиях для достижения определенной цели Правила обучения предписывают субъекту педагогического процесса выполнять в той или иной ситуации определенные действия, ориентируют его на соблюдение определенных требований; однако их выполнение целиком и полностью зависит уже от самого учителя. Правила не только вытекают из принципов, но и являются обобщением практического опыта многих поколений учителей.
Цель – это результат, который может быть достигнут (и достигается) путем осуществления деятельности. Цель находится вне человека, выполняющего действие; цель объективна. Это может быть предмет, явление или что-то иное. Если цель осознается (предмет отражается сознанием), то мотив – это осознанная цель, ставшая одной из черт (характеристик и т.п.) сознания личности. В этом случае осознанная цель заставляет человека выполнять определенные действия и в определенном направлении.
Парадигма (греч. paradigma – пример, образец) – это совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которая воплощается в научной практике на данном этапе. Парадигма является основанием выработки проблем, а также моделью, образцом для решения исследовательских задач.
Педагогическая парадигма – это устоявшаяся, ставшая привычной точка зрения, модель-стандарт решения определенного класса педагогических задач, которые, однако, продолжают применяться, несмотря на то, что в педагогической науке и передовой педагогической практике уже имеются факты, которые ставят под сомнение общепринятую модель-стандарт, общепринятую точку зрения. Из сказанного вытекает, что педагогическая парадигма играет двойственную роль: с одной стороны, она облегчает общий подход к решению научных проблем в педагогической науке и практике, а с другой – может существенно мешать восприятию идей, сдерживать разработку проблем педагогического творчества.
* * *
8.РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Основная литература
1. Безопасность жизнедеятельности:Учебник для вузов / под ред. Л.А.Михайлова. – СПб 6 Питер, 2007. – 301 с. – Доп. УМО.
2. Безопасность жизнедеятельности:Учебник для вузов / С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая, и др.; Под общей редакцией С.В. Белова.— 8-е издание, стереотипное — М.: Высшая школа, 2009. — 616 с. : ил.
3. Безопасность жизнедеятельности:Учебник для вузов (под ред. Арустамова Э.А.) Изд.13-е, перераб., доп. – М.: Дашков и К, 2007.- 420 с.
4. Емельянов В.М., Коханов В.Н. и др.Защита населения и территорий в ЧС: Учеб. пособия для высш школы/ Под ред. Тарасова. – М.: Академический проект: Трикста, 20065. – 480 с.
5. Безопасность жизнедеятельности.Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: Учебное пособие / В.А. Акимов, Ю.Л. Воробьев, М.И. Фалеев и др. Издание 2-е, переработанное — М.: Высшая школа, 2007. — 592 с: ил.
6. Баринов А.В. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них.Учеб пособие для студ. высш. Учеб. заведений. – М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 496 с.
7. Безопасность деятельности:Энциклопедический словарь / Под ред. Засл. Деят. Науки и техники РФ, д-ра техн. Наук, проф. О.Н. Русака. – Информационно-издательское агентство «ДИК», 2003. – 504 с.
2. Дополнительная литература
8. Экология и безопасность жизнедеятельности:Учеб. Пособие для вузов/ Д.А. Кривошеин, Л.А. Муравей, Н.Н. Розова и др.; Под ред. Л.А. Муровья. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 447 с.
9. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений/С.В.Белов, В.А.Девисилов, А.Ф.Козьяков и др. Под общ. ред. С.В.Белова.- 6-е издание, стереотипное - М.: Высшая школа, 2008.- 423 с.
10. Безопасность жизнедеятельности.Безопасность технологических процессов и производств. Охрана труда: Учебное пособие для вузов / П.П.Кукин, В.Л.Лапин, Н.Л. Пономарев. - Изд. 4-е, перераб. – М.: Высшая школа, 2007. – 335 с.: ил.
11. Безопасность жизнедеятельности:Учебник для вузов / Занько Н.Г, Малаян К.Р., Русак О. Н. - 12 издание, пер. и доп. – СПб.: Лань, 2008 . – 672 с.: ил.
12. Мастрюков Б.С.Безопасность в чрезвычайных ситуациях. – Изд. 5-е, перераб.- М.: Академия, 2008.- 334 с.: ил.
13. Мастрюков Б.С.Опасные ситуации техногенного характера и защита от них. Учебник для вузов / Б.С. Мастрюков.- М.: Академия, 2009. – 320 с.: ил.
14. Гафнер В.В. и др. Опасности социального характера и защита от них:учебное пособие / В.В. Гафнер, С.В. Петров, Л.И. Забара; ГОУ ВПО «Урал. Гос. Пед. ун-т. – Екатеринбург, 2010. – 267 с.
15. Гафнер В.В. Информационная безопасность:учебное пособие в 2 ч. / В.В. Гафнер; ГОУ ВПО «Урал. Гос. Пед. ун-т. – Екатеринбург,2009. – Ч. 1 – 155 с., Ч. 2 – 196 с.
16. Гражданская оборона:Учеб. Для студентов пед. ин-тов / Ю.В. Боровский, Г.Н. Жаворонков, Н.Д. Сердюков, Е.П. Шубин; Под ред. Е.П. Шубина. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с.: ил.
17. Сборник «Безопасность дошкольного образовательного учреждения». – М.: МИОО, 2005. – 416 с.
18. С.В. Петров. Обеспечение безопасности образовательного учреждения.– М.:МИОО, 2005. – 224 с.
19. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф:Учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений / С.Б. Варющенко, В.С. Гостев, Н.М. Киршин и др.; Под ред. Н.М. Киршина. – М.6 Издательский центр «Академия», 2005. – 320 с.
20. Бубнов В.Г. Основы медицинских знаний:Учеб.-практ. посробие / В.Г. Бубнов, Н.В. Бубнова. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004. – 252 с., ил.
21. Бубнов В. Г.. Атлас добровольного спасателя : Первая медицинская помощь на месте происшествия:Учеб. Пособие / В.Г. Бубнов, Н.В. Бубнова; Под ред. Г.А. Короткина. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004. – 25279 с., ил.
22. Сухов А.Н. Социальная психология безопасности:Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. заведений. – М.: »: ООО «Издательство Астрель», 2002. – 256 с.
23. Назаретян А.П. Психология массового поведения:Толпа, паника, слухи, политические и рекламные компания: Учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. заведений. – 2-е изд., перераб. /Аком Погосович Назаретян. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 160 с.
24. Безопасность Жизнедеятельности: Словарь-справочник:Около 6000 слов / Л.Н. Горбунов, А.А. Калинин, В.Я. Кондраснко и др.; Под общ. Ред. О.Н. Русака, К.Ню Никитина. Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2003. – 799 с.
25. Якупов А.М. Формирование транспортной культуры школьников:научн.-практ. пособие для учителей общеобразовательных учреждений / А.М. Якупов.– Магнитогорск: МаГУ, 2008. – 366 с.
Программное обеспечение:
Операционные системы Windows, стандартные офисные программы
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
Законодательно-правовая электронно-поисковая база по безопасности жизнедеятельности в поисковиках «Yandex», «Google» и т.д., электронные версии учебников, пособий, методических разработок, указаний и рекомендаций по всем видам учебной работы, предусмотренных вузовской рабочей программой, находящиеся в свободном доступе для студентов
Материально-техническое обеспечение дисциплины:
1. Специально оборудованный кабинет (тренажеры реанимации «MAKSIM», «ANNE» для обучения студентов по оказанию доврачебной медицинской помощи при неотложных состояниях; модели туловища для обучения сердечно-легочной реанимации (5 шт.);
2. «Средства индивидуальной защиты» - демонстрационный, наглядный материал;
3. «Средства пожаротушения» - демонстрационный, наглядный материал;
4. Аудитория с презентационно-мультимедийным оборудованием.
> * * * * * <