Можно ли установить Фарахову ежемесячную компенсационную выплату?
Ответ:
Компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидами I группы устанавливаются в соответствии с Указом Президента РФ от 26.12.2006 N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" и Постановлением Правительства РФ от 04.06.2007 N 343 "Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет".
Право на ежемесячную компенсационную выплату в соответствии с указанными нормативными правовыми актами имеют неработающие трудоспособные лица, осуществляющие уход за нетрудоспособными гражданами.
Компенсационная выплата устанавливается неработающим трудоспособным лицам в целях частичной компенсации им заработка в указанный период, так как в течение периода осуществления такого ухода трудоспособные граждане, не имея возможности работать, остаются без источника средств к существованию.
Пенсионеры и лица, получающие пособие по безработице, права на компенсационную выплату не имеют, поскольку уже являются получателями социального обеспечения в виде пенсии или пособия по безработице, установленных им в целях компенсации утраченного заработка или иного дохода.
Компенсационная выплата назначается лицу, осуществляющему уход, независимо от родственных отношений и совместного проживания с нетрудоспособным гражданином.
При этом компенсационная выплата устанавливается лицу, осуществляющему уход, в отношении каждого нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним.
Компенсационная выплата производится к назначенной нетрудоспособному гражданину пенсии и осуществляется в течение периода ухода в порядке, установленном для выплаты соответствующей пенсии.
В данном случае, права на установление ежемесячной компенсационной выплаты у Фарахова не возникнет, т.к. Потанин является индивидуальным предпринимателем, следовательно, не может быть признан нетрудоспособным.
Вопрос: Полуторагодовалому ребенку семьи Дмитриенко установили инвалидность. Какие пособия, выплаты и льготы полагаются родителям в связи с данным фактом? В какие государственные органы они должны обратиться для установления данных выплат, пособий, льгот?
Ответ:
Дети до 18 лет в случае инвалидности признаются детьми-инвалидами. Для родителей таких детей предусмотрен ряд социальных гарантий в форме денежных выплат.
В территориальном органе Пенсионного фонда РФ родители могут оформить ежемесячную компенсационную выплату по уходу за ребенком-инвалидом, а также социальную пенсию и ежемесячную денежную выплату.
В соответствии с Указом Президента РФ от 26.02.2013 N 175 с 1 января 2013 г. неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, полагается ежемесячная компенсационная выплата. Она предоставляется на период осуществления ухода за ребенком-инвалидом.
Также в территориальном органе ПФР можно оформить социальную пенсию на ребенка.
Нормативные акты субъектов РФ предусматривают различные денежные выплаты для детей-инвалидов. Перечень мер социальной поддержки можно уточнить в управлении социальной защиты по своему месту жительства (месту пребывания).
За назначением денежных выплат и льгот следует обращаться в районное управление социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания).
Обратиться за выплатами и льготами можно также:
- в многофункциональный центр предоставления государственных или муниципальных услуг;
- через портал государственных или муниципальных услуг.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ для родителей ребенка-инвалида предусмотрено право на ежемесячный налоговый вычет по НДФЛ.
Кроме того, в дальнейшем одному из родителей инвалида с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения общеустановленного возраста согласно статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Вопрос: Студентке Праведниковой на момент смерти ее матери исполнилось 20 лет. В связи с этим Праведникова обратилась в территориальный орган ПФР с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца. Однако, комиссией по назначению пенсии ей было отказано в назначении данного вида пенсии. По каким причинам территориальный орган мог отказать Праведниковой в назначении пенсии?
Ответ:
В соответствии с пп.1, 4 ст.9 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении, а именно дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
При этом иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением детей, объявленных в соответствии с законодательством полностью дееспособными или достигшими возраста 18 лет.
Понятие "содержание на иждивении" раскрывается в пункту 3 статьи 9 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ. Согласно этому пункту члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным источником средств к существованию.
Согласно Перечню документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденному Постановлением Минтруда России и ПФР от 27.02.2002 N 16/19па, факт нахождения на иждивении нетрудоспособных членов семьи подтверждается справками жилищных органов или органов местного самоуправления, справками о доходах всех членов семьи и иными документами, содержащими требуемые сведения, а в необходимых случаях - решениями суда об установлении данного факта.
При раздельном проживании наряду с документами, указанными в пп.1, 3, должны быть представлены документы о доходах членов семьи, квитанции об отчислении денежных сумм и т.д.
При отсутствии документов, факт нахождения на иждивении подтверждается актом обследования на основании показаний свидетелей.
Решение об установлении факта нахождения на иждивении принимается на комиссии по установлению пенсий на основании всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов.
В решении об установлении пенсии делается отметка о том, что факт нахождения на иждивении подтвержден документально (с перечислением документов).
В случае невозможности подтвердить факт нахождения на иждивении территориальными органами ПФР данный факт устанавливается в судебном порядке.
Следовательно, отказ комиссии в назначении пенсии мог быть по следующим причинам:
- обучение по заочной форме обучения;
- не подтвержден постоянный доход умершей, что не может быть признано постоянным источником средств к существованию;
- осуществление студенткой трудовой деятельности и наличие собственного постоянного большого дохода и т.д.
Вопрос: Гражданка Ширяева зарегистрировала брак с гражданином Боталовым. В связи с разъездным характером работы мужа семья Боталовых уехали на временное проживание в другой город. Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (СНИЛС) на предыдущем месте работы было получено супругой на фамилию Ширяева. Может ли она получить СНИЛС по месту фактического проживания, а не по месту прописки?
Ответ:
В соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», регистрация застрахованного лица с целью получения страхового номера индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования осуществляется в территориальном органе ПФР как по месту регистрации, так и по месту фактического проживания.
Получить страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, содержащее страховой номер индивидуального лицевого счета, дату регистрации в качестве застрахованного лица и анкетные данные, можно не только самостоятельно, но и через работодателя.
В кадровой службе работодателя заполняется «Анкета застрахованного лица» по форме АДВ_1, которая передается в территориальный орган ПФР,
ПФР в течение трех недель со дня получения анкеты открывает индивидуальный лицевой счет, либо изменяет данные индивидуального лицевого счета и оформляет страховое свидетельство.
В нашем случае, номер индивидуального лицевого счета не изменится. Изменения будут внесены только в графе «Фамилия».
Заявление об обмене страхового свидетельства оформляется на основании данных нового паспорта супруги.
Вопрос: Гражданке Коноваловой установили 2 группу инвалидности. Она обратилась в территориальный орган ПФР за назначением ей трудовой пенсии по инвалидности, ежемесячной денежной выплатой и с заявлением об отказе от предоставления ей социальных услуг. В каком порядке ей будут назначены данные выплаты?
Ответ:Инвалиды и дети-инвалиды имеют право на ежемесячную денежную выплату в размере и порядке, установленном Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату как тнвалид, так и по другому основанию, ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата по выбору гражданина.
Размер ежемесячной денежной выплаты подлежит индексации один раз в год с 1 апреля текущего года исходя из установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период прогнозного уровня инфляции.
Ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации с мосента обращения за этой выплатой.
Часть суммы ежемесячной денежной выплаты может направляться на финансирование предоставления инвалиду социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" («соцпакет»).
В состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги:
1) обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
2) предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации.
3) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения одной из социальных услуг, и отказ от получения двух любых социальных услуг, предусмотренных законом.
Вид пенсии по инвалидности (трудовая или социальная) зависит от имеющегося у инвалида страхового стажа, страховых взносов на его индивидуальном лицевом счете.
Вопрос: Военным комиссариатом гражданину Сезихину, проходившему военную службу в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации и пребывающему в запасе, выдана справка о том, что он имеет льготы как ветеран боевых действий. В какие государственные органы должен обратиться для оформления данных льгот. Прокомментируйте порядок их оформления.
Ответ:
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон N 5-ФЗ) к ветеранам боевых действий относятся: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 23.1 Закона N 5-ФЗ право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в пп. 1 - 4 п. 1 ст. 3 Закона N 5-ФЗ.
Согласно п. 6 ст. 23.1 Закона N 5-ФЗ ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом ПФР с момента обращения за ней с соответствующим пакетом документов.
Согласно перечня документов, рассматриваемых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при обращении граждан за ежемесячной денежной выплатой, принимается удостоверение ветерана боевых действий.
Согласно ст. 28 Закона N 5-ФЗ реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 г. либо Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 3 Приказа Минздравсоцразвития России от 30.11.2004 N 294 "Об утверждении Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации" в качестве документов, подтверждающих категорию лица, имеющего право на ежемесячную денежную выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации, принимаются удостоверение и (или) справки установленного образца, а в необходимых случаях - справки и документы компетентных органов, содержащие требуемые сведения.
Кроме того, согласно закона № 5-ФЗ социальная поддержка ветеранов предусматривает так же :
1) льготы на получение и содержание жилых помещений;
2) оплату коммунальных услуг;
3) оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи.
Данные льготы оформляются в территориальных органах социальной защиты населения.
Вопрос: В трудовой книжке работника имеются записи о периоде с 1992 по 1998 г., заверенные печатью организации с использованием наименования "РСФСР". Территориальный орган ПФР при назначении пенсии отказался включить этот период в общий трудовой стаж работника. Правомерно ли данное решение? Каким образом работник в этой ситуации может защитить свои права?
Ответ: Печать с использованием наименования "РСФСР" с 1993 г. не подлежит применению в официальном делопроизводстве, в том числе и при оформлении трудовых книжек.
Период работы с 1992 по 1998 г., сведения о котором в трудовой книжке в 1998 г. были заверены печатью с использованием наименования "РСФСР", может быть подтвержден иными документами, полученными от работодателя или в соответствующих государственных (муниципальных) органах, а в случае невозможности их получения не по вине работника - свидетельскими показаниями.
В случае несогласия работника с решением, вынесенным территориальным органом ПФР, данное решение может быть обжаловано работником в вышестоящий орган ПФР либо в суд.
Общий трудовой стаж подлежит подтверждению в порядке, определенном Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 N 555.
В силу пункта 6 Правил N 555 основным документом, подтверждающим период работы по трудовому договору до 1 января 2002 г., является трудовая книжка установленного образца. Записи в трудовую книжку, учитываемые при подсчете трудового стажа, должны быть оформлены в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день их внесения в трудовую книжку.
Законом РСФСР от 25.12.1991 N 2094-1 "Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика" наименование государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР) было изменено на Российская Федерация (Россия). При этом в официальном делопроизводстве (бланках, печатях, штампах) использование наименований "Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика" и "РСФСР" допускалось в течение 1992 г. (п. 3 Закона N 2094-1).
Таким образом, печать, которой в рассматриваемой ситуации были заверены записи в трудовой книжке работника за период работы с 1992 по 1998 г., в 1998 г. не подлежала применению в официальном делопроизводстве, в том числе и при оформлении трудовых книжек. Данное обстоятельство, по-видимому, и послужило причиной для отказа территориального органа ПФР учесть указанный период в общем трудовом стаже работника на основании п. 41 Правил N 555.
Согласно п. 6 Правил N 555 трудовая книжка является основным, но не единственным документом для подтверждения периодов работы по трудовому договору. Периоды работы, сведения о которых ненадлежащим образом отражены в трудовой книжке, могут быть подтверждены иными документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, а в случае невозможности их получения не по вине работника - свидетельскими показаниями. Принятое территориальным органом ПФР решение об отказе учесть конкретный период работы по трудовому договору в общий трудовой стаж может быть обжаловано работником в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд (ст. 18 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Вопрос: Организация снимает рекламный ролик. Для участия в ролике необходимо привлечение несовершеннолетних детей. В этих целях организация заключила гражданско-правовые договоры на оказание услуг с родителями несовершеннолетних детей (как с их законными представителями). Нужно ли за детей или их родителей перечислять страховые взносы с выплат и вознаграждений по гражданско-правовому договору на оказание услуг? В какие именно внебюджетные фонды следует перечислять обязательные страховые взносы?
Ответ:
Родители являются лишь законными представителями своих детей, поскольку услуги по договору выполняются непосредственно детьми. Родители выступают в защиту его прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами. С выплат и вознаграждений по гражданско-правовым договорам страховые взносы нужно перечислять за несовершеннолетних детей в ПФР. Если у детей это работа, выполняемая впервые, то для перечисления пенсионных взносов организации потребуется оформить на детей свидетельства обязательного пенсионного страхования.
Объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг. Объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ)).
Застрахованными по обязательному пенсионному страхованию лицами являются, в частности, граждане РФ, работающие по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"). Каких-либо возрастных ограничений в части признания граждан РФ застрахованными лицами не содержится.
Следовательно, за детей, являющихся исполнителями по гражданско-правовым договорам, в ПФР должны перечисляться страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Таким образом, за детей (являющихся застрахованными лицами) в бюджет ПФР организация обязана перечислить страховые взносы.
Вопрос: Вправе ли государственное бюджетное учреждение, оказывающее сверх установленного государственного задания платные услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарных условиях, самостоятельно устанавливать цены (тарифы) на указанные услуги?
Ответ:
В отношении услуг по социальному обслуживанию, оказываемых государственным бюджетным учреждением гражданам пожилого возраста и инвалидам в стационарных условиях, осуществляется государственное регулирование цен (тарифов). В связи с этим установить на данные услуги цены (тарифы) самостоятельно учреждение неправомочно.
В соответствии с п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Согласно п. 3 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.
На основании п. 4 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в п. 1 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 24 Федерального закона от 02.08.1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" порядок и условия предоставления бесплатного надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания, а также на условиях полной или частичной оплаты устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ.
Социальные услуги, предоставляемые населению РФ государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, входят в Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)".
Таким образом, Закон N 7-ФЗ допускает установление цен (тарифов) на оказываемые бюджетным учреждением сверх установленного государственного задания платные услуги самим учреждением, так как соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя (государственным органом или органом местного самоуправления), устанавливается только порядок определения указанной платы. Однако данное правило не распространяется на услуги, в отношении которых введено государственное регулирование цен (тарифов).