Распространенных творческих мероприятий
Творческий конкурс
В жизни загородного лагеря творческий конкурс (соревнование в каком-либо виде деятельности) – одна из самых распространенных и популярных форм работы.
При организации творческого конкурса всегда необходимо помнить о восьми главных компонентах успеха:
→ интересные задания (должны быть одинаковыми по направленности и сложности);
→ красивое оформление (должно привлекать внимание);
→ музыкальное сопровождение (желательно);
→ находчивость ведущего;
→ компетентность жюри;
→ заинтересованность зрителей (игры с залом);
→ подготовленность команд;
→ призы, грамоты.
Познавательная викторина
Викторина – соревнование по правилам в эрудиции. Для викторины необходимо продумать и составить вопросы, разделив их по темам.
Наиболее популярные викторины в ДОЛ:
→ «Что? Где? Когда?»
→ «Вечер в клубе детективов»
→ «О, везунчик!»
→ «Звездный час».
Тематический день
Тематический день – это мероприятие с заранее заданной тематикой. Обычно на одну лагерную смену приходится 2-3 таких дня.
Тематический день может проводиться как в отдельном отряде, так и во всем лагере. Рекомендуется отступать от общепринятой тематики – «День Именинника», «День Смеха», а проводить еще неизвестные ребятам дела – «День ТВ», «День Святого Валентина», «День Гулливера». Новое всегда вызывает интерес и желание участия.
КТД
КТД состоит из нескольких стадий:
1. предварительная работа вожатого;
2. коллективное планирование;
3. коллективная подготовка дела;
4. проведение КТД;
5. подведение итогов, награждение.
Время проведения – 1,0-1,5 часа. Количество участников – весь отряд.
Технология КТД
Детей в лагере обязательно нужно занимать. Незанятый ребенок - это источник повышенной опасности. Как для самого себя, так и для окружающих. Он в любой момент может выбежать, сломать, залезть, свалиться, поджечь, застрять, порезать, уронить, перепачкаться, заплакать и т. д. .Устранить эти опасности запретами под угрозой наказания еще никому и никогда не удавалось. Поэтому не стоит и пытаться: проверено - ничего не выйдет. Лучше сразу подумать, а чем, собственно, их можно занять? Только важно при этом помнить, что ребенок должен быть занят для того чтобы развиваться!
Как показывает опыт педагогов, чьи дети не ломают ног и не взрывают школ, самый оптимальный выход - это мероприятия, или отрядные дела. В большом количестве и в ассортименте. Правда, мероприятие мероприятию рознь. Так как же организовать и провести такое дело, которое будет интересно и полезно ребятам, а также решало ряд педагогических задач?
Для начала давайте определимся с формами отрядных дел. Они могут различаться:
1. По направленности:
J Патриотические
J Экологические
J Экономические
J Спортивные
J Творческие
J Интеллектуальные
J Коммуникативные
2. По форме проведения:
J Тематический день
J Игры на местности
J Деловые игры
J Дискуссии
J Тематические вечера
J Конкурсные программы
J Экспромт-дела
3. По срокам реализации и способу подготовки:
J Отрядные дела оргпериода
J Отрядные дела основного периода
J Отрядные дела итогового периода.
Организуя дело, нужно иметь в виду, для кого оно проводится, кому принесет радость, и что получат для своего развития ребята. Но для успеха любого дела вожатому необходимо учитывать логику его организации, методы его подготовки. Наиболее эффективным методом является технология Коллективного Творческого Дела. Что же такое КТД?
Понятие «Коллективное Творческое Дело» было введено в обиход И.П. Ивановым, как социальная деятельность детской группы, направленная на создание творческого продукта. При этом не важно, если этот или похожий продукт уже был когда-либо создан, главное, чтобы детская группа, создавала его впервые.
Не всякое коллективное дело является КТД. Отличительными признаками КТД могут стать:
J совместное создание (продумывание, проведение и анализ) дела,
J его социальный характер (для кого это нужно?),
J высокая мотивация создателей.
КТД - форма работы, которая направлена на:
Развитие творческих и интеллектуальных способностей.
Реализацию коммуникационных потребностей.
Обучение правилам и формам совместной работы.
Создание мотивации ребенка для участии в КТД
Ребенок, также как и взрослый, может что-либо делать только в том случае если захочет это сделать. Если у него возникла мотивация к этому. В различных жизненных ситуациях могут возникать самые разнообразные мотивы, но грубо их можно разделить на две части: положительные мотивы и отрицательные мотивы. Безусловно, быстрее и качественнее ребенок сделает то, на что он замотивирован положительно (то есть если он захотел что-то сделать, следуя своим внутренним желаниям и позывам).
Мотивы ребенка для участия в КТД :
Потребность в коммуникации
Выполнение данного КТД, для того что бы принимать участие в других делах
Желание выиграть (дух соревнования)
Интерес в реализации своих способностей (творческих, интеллектуальных, управленческих, организационных)
Осознание развивающей роли КТД
Осознание социальной роли КТД (необходимости данного КТД для других)
Основной акцент при работе следует делать на интерес в реализации своих способностей - так как это наиболее простой в достижении мотив не основанный на отрицательных эмоциях.
Типы КТД
Существует три основных типа КТД:
Представление.
Малое творческое дело.
Большое творческое дело.
БТД требует предварительной подготовки как от организаторов данного дела, так и от его участников. Как правило организаторы дают задание участникам.
МТД не требует предварительной подготовки от участников - все задания, которые дают им организаторы должны быть выполнимы непосредственно при проведении дела.
Представление вообще не подразумевает выдачи участникам заданий. Участников представления правильнее называть зрителями.
Таким образом, при МТД и Представлении дело будет являться КТД только для его организаторов.
Стоит особо подчеркнуть, что представление - это тип КТД, а не его форма.
Примеры типов КТД
Представление
Коллективные песни.
Игры.
Концерт.
Концертные номера + игры с залом.
Беседы с залом (разновидности диспутов, лекции).
Малое Творческое Дело
Телевизионные игры.
Перемещение по станциям.
Конкурсы.
Несценарные ролевые игры.
Большое Творческое Дело
Конкурс или набор постановок.
Сценарные ролевые игры.
Разновидности диспутов.
Алгоритм организации КТД
1. Определение педагогической цели КТД (для педагогов, работающих с детской группой) или Социальной цели (для детской группы).
То есть, необходимо понять какие способности должно развивать это КТД, как должны измениться ребята и что они должны осознать в результате проведения (для педагога).
Что к лучшему измениться в этом мире (на этом сборе, в нашем дворе и так далее) после этого дела. Кому оно вообще нужно (для ребят)?
Цель отвечает на вопрос - чего необходимо достичь.
2. Определение контекста данного дела.
Какие дела проходили до дела, какие будут проходить после.
3. Определение содержания дела.
Если дело большое (состоящие из нескольких мероприятий), то его содержанием являются эти мероприятия. Если дело маленькое, то его содержание это та деятельность которая будет происходить в течении КТД. К примеру: содержание субботника - работа, содержание диспута - его вопросы.
Содержание отвечает на вопрос - что будет происходить.
4. Определение возраста и количества участников и согласование с ними факт проведения КТД.
5. Определение типа и формы дела.
Форма определяет, как будет проходить это дело.
6. Решение организационных проблем.
Определить примерные сроки проведения КТД, от чего, и от кого они могут зависеть.
Определить место проведения КТД, от чего, и от кого оно будет зависеть.
Уточнить место и время КТД, согласовать их с участниками.
Разбить подготовку дела на задачи, определить критические сроки выполнения этих задач и ответственных за них.
Наиболее часто встречающиеся задачи.
a) Реклама дела.
b) Подготовка материалов для участников дела (к примеру: в конкурсе шарад участникам понадобится листок и ручка, для конкурса инсценированной - записи песен ).
c) Подготовка материалов для организаторов дела (к примеру: костюмы для концерта, распечатки пропусков и погон для "Зарницы").
d) Оформление места проведения дела.
e) Подготовка жури, критериев судейства и подручных материалов для жури (к примеру, таблички с оценками на КВН).
f) Подготовка призов победителям.
g) Подготовка формы дела (к примеру: театральная завязка, подготовка ведущих, подготовка станций, продумывание вопросов к диспуту). Как правило подготовку формы дела можно разбить на несколько подзадач, которые не обязательно решать сообща.
h) Согласование с людьми, от которых будет зависеть проведение дела.
i) Организация прессы: фото, видео, статьи.
Определить методы контроля подготовки дела (назначить время следующего сбора, назначить координатора дела, определить способы общения организаторов КТД между собой).
Определить вероятные препятствия, разработать способы их предотвращения и преодоления.
Определить критические факторы успеха организовать их достижение. Критический фактор успеха - то без чего дело пройти не сможет.
Продумать запасные варианты отдельных задач и всего дела в целом.
Какие необходимы материалы, в какие сроки будет проходить дело и т. д.
7. Проведение КТД.
8. Подведение итогов КТД.
Итоги подводятся организаторами КТД с целью накопления опыта. Первым шагом подведения итогов является сбор, обработка и фиксирование ощущений от КТД и его анализа от участников дела.
Особенно важно отметить, что в значительная роль отводится механизму анализа КТД, который содержит вопросы для рефлексии собственной деятельности воспитанником.
Последовательность анализа КТД:
· Первым дает обратную связь участник КТД.
· Затем обратную связь дают участники группы.
· Завершают анализ педагоги.
Примерные вопросы анализа:
1. Что хорошо удалось?
2. Как это меня лично продвинуло?
3. Что получила творческая группа? Каковы основные результаты?
4. Что мне следует изменить?
5. Пожелания всем.
6. Кому отдельное спасибо?
7. Что делать дальше?
МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ
«Быстрее, выше, сильнее»
(спортивное, конкурсная программа)
Цель: пропаганда здорового образа жизни.
Задачи:
- Укреплять здоровье детей.
- Развивать физические способности.
- Развивать личность ребёнка на основе овладения физической культурой.
- Воспитывать чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки, творческого мышления.
Кол-во участников: отряд методом «шишечки, иголочки, палочки» делится на 3 команды
Место проведения мероприятия: футбольное поле
Роли и ответственные за них: 1 ведущий, жюри (вожатый и 2 ребенка из отряда)
Реквизит: 3 столовых ложки, 6 стаканов, 3 мешка.
Время проведения, продолжительность: 25-30 минут
Ход мероприятия:
Конкурсы:
1. конкурс:
Построится по алфавиту имен команды. Конкурс на время.
2. конкурс:
Перетаскать воду ложкой за 5 минут из одного стакана в другой (первый стакан стоит около команды, второй на определенном расстоянии), у какой команды по истечению времени перетасканной воды окажется больше, та и победила.
3. конкурс:
На определенном расстоянии, напротив каждой команды, встает по представителю жюри. Задача ребят по очереди подбегать к ним и говорить название русской сказки, не повторяясь.
4. конкурс:
Прыжки-мешки. Каждый участник команды должен допрыгать в мешке до определенного места, испытание на скорость.
5. конкурс:
Необходимо за 5 минут каждой команде, исходя из своего названия, собрать соответствующие природные материалы (шишечки, иголочки, палочки). Далее на скорость выложить из них изображение слона.
Провести награждение всех участников соревнования, а также поблагодарить членов жюри.
Итог:
СТАРШИЙ ВОЗРАСТ
«Деть ТV»
(познавательное, тематический день)
Цель:организовать досуговую деятельность отряда.
Задачи:
· развитие двигательной активности, познавательной деятельности ребенка.
· развитие художественно-творческих способностей ребенка.
· развитие коммуникабельности ребят в отряде.
Место проведения мероприятия: вся территория лагеря
Время проведения, продолжительность: весь день
Кол-во участников: весь отряд, а также приглашаемые гости
Ход мероприятия:
На утреннем сборе ребятам рассказывается история российского телевидения и объясняются правила игры:
1. Игра ведется с 8 утра до 8 вечера
2. Кто вступил на тропу игры, обратного пути не имеет
3. Ты в игре, у тебя – эмблема (каждый участник должен иметь опознавательный знак)
4. Честность и взаимопомощь – основные качества дня
Основное действие:
Отряд методом жеребьевки делится на 3 творческих коллектива:
— снимающие 1 серию сериала о лагере,
— снимающие 3 рекламы,
— снимающие специальный выпуск новостей.
В коллективе ребята сами выбирают тему репортажа, состав съемочной группы: режиссеров, сценаристов, гримеров (костюмеров), репортеров и т.д. Также приветствуется приглашение гостей (например, старшей вожатой, физрука: взять у них интервью в «прямом эфире»).
Далее ребятам раздаются эмблемы с названием их новой должности и именем.
В продолжение дня вожатым осуществляется контроль за деятельностью ребят, даются полезные советы.
В 8 вечера в заранее отведенном месте назначается сбор отряда, приглашаются зрители. Вожатый ведет вечер, заполняя заминки играми, смешными рассказами, конкурсами.
Итог:
СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ
«Поход»
(экологическое, на местности)
Цель: расширение экологических знаний
Задачи:
· Развитие гуманного отношения к окружающей среде
· Знакомство детей с флорой и фауной, экологической обстановкой данного региона.
· Формирование благоприятного отношения личности к миру природы.
· Развитие навыков укрепления и сохранения здоровья, укрепления и развития силы воли и духа (система спортивных мероприятий, занятия и лекции, беседы и обсуждения).
Участники игры: 2 команды (метод деления: «атомы – молекулы»)
Место проведения: на территории лагеря
Время проведения, продолжительность: 20-30 минут
Рекомендации к проведению: за каждое выполненное командой задание присваивать ей по 1 баллу (1 балл – 1 шишка), присвоение и подсчет баллов производит жюри
Ход мероприятия:
Конкурсы:
1 конкурс:
Как называются звуки, которые издают следующие животные:
корова – мычит, конь – ржет, куропатка – чирикает, утка – крякает, филин – ухает, лань – охает, муфлон – свистит, орел – клекочет, голубь – воркует, олень – трубит, ревет, лиса – лает, глухарь – токует, медведь – ревет, кабан – скрежет зубами, фазан – токует.
2 конкурс:
В течение 5 минут записать на выданном листе песни, в которых поется о лесе. Далее спеть любимую из них.
3 конкурс:
На деревьях в беспорядочном порядке прикрепить листы с цифрами от 0 – 10, каждый член команды должен быстро обежать все деревья, но так чтобы касаться цифр строго по порядку, т. е. от 1 до 10.
4 конкурс:
В течение 5 минут команды ищут самую большую шишку.
5 конкурс:
Не оценивается баллами. Насобирать множество природных материалов, которые затем использовать для оформления отрядного уголка (отрядного места).
6 конкурс:
Приглашаются капитаны, которые должны встать на значительном расстоянии от своих команд. Задача капитанов – выполнять различные движения (чистить зубы, танцевать…), а задача команд – записывать на листочек действия командиров в той же последовательности, в какой эти действия происходят.
7 конкурс:
Не оценивается баллами. Все ребята ложатся и слушают лес: птиц, насекомых, лесной ручей… Далее идет рассказ каждого о том, что он слышал в лесу.
8 конкурс:
Выбирается из 2 команд один желающий, которому завязывают глаза, он – «слепой сторож». Его ставят в 2-3 шагах от пня, на котором лежат конфеты. Задача ребят по очереди незаметно взять себе конфету с пня. Тот, кто выдаст себя шумом, отходит в сторону. Далее жюри подсчитывает в какой команде больше «шумных воришек», та и проиграла.
Наградить команды. А также провести награждение отдельных ребят по категориям:
— знаток птиц,
— знаток зверей,
— лучший сторож,
— лесной певец.
Итог: