Технологическая карта по каждой группе обучающихся

Стерж-невые линии Ведущие знания Второсте-пенные знания Сопутствующее повторение Трудно-усваиваемые темы Внутри-предметные связи Межпредметные связи Пути преодо-ления затруднений
               

Составив такую карту, учитель четко и целостно видит все содержание с точки зрения особенностей и сложности его изучения.

• Третий шаг - создание модульной программы, компонентами которой являются дидактическая цель и совокупность модулей модульной программы.

Каждой модульной программе дается название, которое отражает суть выбранной для нее крупной темы или раздела. Затем формулируется комплексная дидактическая цель на трех уровнях : значение этих знаний для духовного развития личности, для жизненной практики и профессионального самоопределения; знания; умения.

• Четвертый шаг связан с выделением в комплексной дидактической цели интегрирующих дидактических целей - также на трех уровнях - для каждого модуля и отбором его содержания, которое представляет собой законченный блок информации, т.е. выстраивается система модулей.

• Пятый шаг - градация интегрирующих дидактических целей на частные дидактические цели и формирование содержания учебных элементов, составляющих модуль.

В результате вырастает дерево целей: комплексная дидактическая цель - интегрирующие дидактические цели - частные цели с подобранным под каждую из них содержанием.

• Шестой шаг - построение самого модуля.

Построение модуля начинается всегда с формулировки интегрирующей цели, которую на схеме обозначим как учебный элемент .

Затем дается задание для входного контроля, цель которого - установить готовность учащихся к работе. Определяются все частные дидактические цели и создаются учебные элементы, включающие в себя целевую установку, алгоритмы действий ученика и проверочное задание для контроля и коррекции усвоения знаний и умений.

· Наполняется содержанием предпоследний элемент модуля - резюме, обобщающее ход выполнения заданий.

· Составляются задания выходного контроля. Их смысл в выявлении степени овладения содержанием модуля.

· Продумываются структурно-логические схемы обобщения материала модуля и возможные ошибки учащихся при их построении.

При разработке модулей следует исходить из известных принципов:

частные дидактические цели учебных элементов в своей совокупности обеспечивают достижение интегрированной цели модуля; реализация интегрированных целей всех модулей, в свою очередь, приводит к комплексной дидактической цели модульной программы; реализованная обратная связь - основа управляемости и контролируемости процесса усвоения знаний. При этом входной и выходной контроль более жесткий, осуществляется учителем, а текущий и промежуточный (на стыке учебных элементов) - мягкий, проходит в виде само- и взаимоконтроля учащихся;

- учебный и дидактический материал излагается доступно, конкретно, выразительно, в диалоговой форме;

- при построении модуля соблюдается логика усвоения учащимися знаний: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение и систематизация;

- структура модуля должна соответствовать логике учебного занятия того или иного типа.

Создание учебных модулей подчиняется системе требований к заданиям, к деятельности учащихся и учителя.

Задания осуществляют непрерывность внутрипредметных и межпредметных связей; дифференцированы по содержанию и уровню познавательной самостоятельности; проблемны, ориентируют на поиск проблем и их решений; отражают механизм усвоения знаний; включают повторение изученного (составление таблиц, сравнительных характеристик и т.д.); интегрируются целью модуля.

Деятельность учащегося проходит в зоне его ближайшего развития; ориентирована на самоуправление и взаимоуправление, формирует навыки общения; дает возможность рационально распределять время; реализует рефлексивные способности ученика на каждом занятии. Изменяется принципиально деятельность учителя. Его главная задача - разработать модульную программу, сами модули, а на занятии он мотивирует, организует, координирует, консультирует, контролирует, т. е., используя потенциал модульного обучения осуществляет рефлексивное управление обучением.

Модульное обучение предполагает жёсткое структурирование учебной информации, содержание обучения и организацию работы учащихся с полными, логически завершёнными учебными блоками. В модуле чётко определены цели, задачи и уровни изучения темы, названы умения и навыки. В нём всё заранее запрограммировано: не только последовательность изучения учебного материала, но и уровень его усвоения.

На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы, разработана модель обучения курсу мыловарения на модульной основе.

Модель решает следующие задачи:

1. Усиление практической ориентации и прикладной направленности процесса овладения предметом путем достижения оптимального сочетания фундаментальных и практических знаний.

2. Направленность образовательного процесса не только на усвоение знаний, но и на развитие способностей мышления.

3. Изменение методов, форм и средств обучения, направленных на формирование познавательной самостоятельности учащихся, а также практических навыков анализа информации, самообучения.

4. Осуществление целенаправленного управления формированием и совершенствованием умений самостоятельной работы.

По данному курсу «мыловарение в домашних условиях», модель состоит из 4 модулей характеризующих собой уровни изучения темы ; сокращенный, полный, углубленный. Что соответствует – модуль№1 основы мыловарения, модуль№2 авторское мыло, модуль№3 специальное мыло, модуль №4 мыло «с нуля».

МОДУЛЬ №1.

ТЕМА: ОСНОВЫ МЫЛОВАРЕНИЯ

При изучении темы учащийся должен:

• Знать теоретические основы изготовления мыла.

• Знать особенности применения компонентов мыла и их свойства.

• Уметь пользоваться инструментом для изготовления мыла.

• Уметь приготовлять мыльную основу, смешивать компоненты, задавать форму бедующего изделия.

Оборудование: точные весы, Большой жаростойкий пластиковый или стеклянный стакан,Кастрюля эмалированная или из нержавеющей стали,Защитные очки, маска на лицо, халат и перчатки,Уксус,Блендер, Два термометра, Пара пластиковых черпаков.

Учебный элемент Методические рекомендации Ко-во часов
УЭ – 1 История появления мыла, развитие мыловарения , современное домашнее мыловарение. Цель: изучение первичной теоретической информации по теме курса, получение представления о непромышленном мыловарении. Теория  
У Э – 2 Приспособления материалы, инструменты для мыловарения. Цель:изучить мат.часть , научиться пользоваться инструментом, знать технику безопасности при работе по изготовлению мыла. 1час Теория 1 час Практика
УЭ – 3 Виды мыла и его элементов.   Цель: узнать о разновидностях мыла, особенностях его изготовления, видах масел и наполнителях для мыла. 1 час Теории 1 час Практика
УЭ – 4 Знакомство с мыловарением.   Цель: научится изготовлять мыло. 2 часа практика

МОДУЛЬ №2

ТЕМЕ: АВТОРСКОЕ МЫЛО.

При изучении темы учащийся должен:

· Знать теоритические основы изготовления мыла в домашних условиях

· Знать особенности взаимодействия различных компонентов мыла

· Уметь составлять композиции ; структурные, цветовые, ароматические

· Уметь изготовлять мыло по собственным «авторским» рецептам

Оборудование: точные весы, Большой жаростойкий пластиковый или стеклянный стакан,Кастрюля эмалированная или из нержавеющей стали,Защитные очки, маска на лицо, халат и перчатки,Уксус,Блендер, Два термометра, Пара пластиковых черпаков. Проф. Мыльные основы, люфа, войлок, набор мыльных красителей и ароматизаторов, натуральные масла и минеральные элементы.

Модуль №2 представляет собой комбинированные уроки обучение на которых происходит на практических занятиях и рассчитан на учеников более старшего возраста владеющих навыками рукоделия.

Учебный Элемент Методические рекомендации. Кол-во часов  
УЭ-1 Приготовление мыльной мозаики, роллы в мыле Цель:научиться изготовлять цветное мыло индивидуального рисунка, создавать композиции и проявлять творческий подход при создании мыла. 2 часа  
УЭ-2 Приготовление мочалок: с люфой и с войлоком Цель:научиться пользоваться различными природными материалами при создании мыла, комбинировать их и обрабатывать 2 часа
УЭ-3 Изготовление мыла со свирлам Цель:научиться создавать многослойное мыло, правильно смешивать его компоненты и добиваться получения красочных цветовых разводов 2 часа  

МОДУЛЬ №3

ТЕМЕ: СПЕЦЫАЛЬНОЕ МЫЛО

При изучении темы учащийся должен:

· Знать основные компоненты применяемые при создании косметического и лечебного мыла, их свойства и характеристики.

· Знать области применения лечебных элементов мыла .

· Уметь приготовлять мыло с определенными косметическими и лечебными свойствами .

Оборудование: точные весы, Большой жаростойкий пластиковый или стеклянный стакан,Кастрюля эмалированная или из нержавеющей стали,Защитные очки, маска на лицо, халат и перчатки,Уксус,Блендер, Два термометра, Пара пластиковых черпаков. Проф. Мыльные основы, глицерин, косметический крем, эфирные масла.

Учебный Элемент Методические рекомендации. Кол-во часов  
УЭ-1 Изучение косметических и лекарственных свойств природных компонентов мыла. Цель:накопление необходимой информации по видам лечебных средств их свойствам и особенностям применения. 2 часа теория
УЭ-2 Комбинирование компонентов для изготовления особого мыла. Цель:научиться подбирать элементы мыла для достижения определенного косметического эекта, изучить особенности их взаимодействия. 1 час теория 1 час Практика
УЭ-3 Изготовление лечебного мыла. Цель:научиться изготовлять в домашних условиях мыло, с заданными лечебно-косметическими свойствами 2 часа Практика  

МОДУЛЬ №4

ТЕМЕ: МЫЛО «С НУЛЯ»

При изучении темы учащийся должен:

• Знать теоретические основы изготовления мыла.

• Знать особенности взаимодействия хим.элементов мыла и правила работы с ними .

• Уметь пользоваться инструментом для изготовления мыла.

• Уметь изготавливать мыло без применения специальных средств (с нуля).

• Уметь изготавливать упаковку для мыла.

Оборудование: точные весы, Большой жаростойкий пластиковый или стеклянный стакан,Кастрюля эмалированная или из нержавеющей стали,Защитные очки, маска на лицо, халат и перчатки,Уксус,Блендер, Два термометра, Пара пластиковых черпаков. жирные масла, едкий натр, эфирные масла, пищевой краситель.

Учебный Элемент Методические рекомендации. Кол-во часов  
УЭ-1 Изготовление мыла «с нуля»   Цель:научиться изготовлять мыло используя первичные составляющие. 1час теория 1 час практика
УЭ-2 Изучение нюансов изготовления мыла (секреты мастера) Цель:изучить основные и дополнительные вопросы по изготовлению мыла в домашних условиях, перенять знания опытных мыловаров. 1 час теория 1 час практика
УЭ-3 Приготовление упаковки для мыла   Цель : научится изготавливать упаковку для мыла и подбирать материалы для упаковки, под разные виды мыла. 2 часа практика

ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Уточним понятия «проектное обучение», «метод проектов», «учебная проектная деятельность». Проектное обучение может рассматриваться как дидактическая система, а метод проектов – как компонент системы, как педагогическая технология, которая предусматривает не только интеграцию знаний, но и применение актуализированных знаний, приобретение новых. Для комплексного решения задач обучения используются различные методы, в том числе выполнение творческих проектов, целью которых является включение учащихся в процесс преобразовательной деятельности от разработки идеи до ее осуществления. В педагогической практике использование метода проектов может целенаправленно решать задачи индивидуально-ориентированного образования. Действенность этого метода обусловлена тем, что он позволяет ученикам выбрать деятельность по интересам, которая соответствует их способностям, и направлен на формирование у них знаний, умений и навыков. Выполняя проекты, учащиеся осваивают алгоритм инновационной творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, восполнять пробелы, приобретать опыт решения творческих задач. При использовании данного метода существенно изменяются и роли участников педагогического процесса: учитель не является экспертом, он – демократичный руководитель, консультант, помощник; соответственно ученик выполняет роль активного участника процесса проектирования. Развитие субъектности ученика проявляется в целеполагании и планировании учебно-познавательной деятельности, ее организации и обеспечении. Важно, что работа над проектом предполагает обязательную рефлексивную деятельность: оценку того, что каждый приобрел в процессе выполнения учебного задания, что удалось, а что нет, в чем заключались причины неудач и как их можно избежать в будущем. Проектное обучение своим предметом полагает не столько специальные области знания, сколько метазнание (знание о том, как приобретать знания) и познавательные навыки, которые могут быть успешно перенесены на другие сферы деятельности. Действенность этого метода обусловлена тем, что он позволяет учащимся выбрать деятельность по интересам и через дело, которое соответствует их развивающимся способностям, дает знания и умения и способствует устремлению к новым делам . Проекты могут выполняться индивидуально либо в группах. В групповых проектах отдельные разделы выполняются индивидуально. Но и в проектах, выполняемых индивидуально, есть элементы групповой работы, например, при проведении мозгового штурма или взаимной оценки первоначальных идей друг друга. Включение групповой работы в каждый проект помогает развивать навыки сотрудничества и чувство коллективной ответственности. При этом необходимо обеспечить индивидуальный подход к ученикам, давая задания, соответствующие уровню их возможностей, постепенно усложняя содержание работы. При групповой работе учащиеся усваивают материал в совместной инновационной форме его изучения, обсуждения и взаимообучение с выработкой обобщенного, коллективного решения. Учащиеся в группе осваивают элементы организационной деятельности лидера, сотрудника, исполнителя, получая социальный опыт практической деятельности .

Проектная деятельность включает в себя четыре основных этапа ;

· Поисковый

· Технологический

· Конструкторский

· Аналитический

На каждом из этих этапов учащимися решаются определенные задачи .Так поисковый этап обусловлен , выбором темы проекта, планированием проектной деятельности по этапам, сбор изучение и анализ информации по теме проекта. Технологический этап – это подбор необходимых инструментов, материалов и оборудования, выполнение технологических операций , текущий контроль качества. Конструкторский этап – это экономическая оценка, экологическая экспертиза, исследование вариантов конструкции с учетом требований дизайна. Аналитический этап предполагает анализ процесса и результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения изделия. Изучение возможности использования результатов проектирования.

В качестве примера по данному курсу можно предложить проектную деятельность учащихся, разделенных на две группы по половому признаку, с поставленной задачей на выполнение проектной работы, по созданию подарочного мыла в домашних условиях. По завершению проекта группы готовят презентацию о ходе выполнения проекта и непосредственно сам результат труда – подарочное мыло ручной работы.

· На поисковом этапе ; учащимися составляется план проектной деятельности, производится поиск и сбор всей необходимой информации по теме изготовления мыла в домашних условиях, источниками могут быть научные книги, журналы, методические пособия и интернет ресурсы .

· На конструкторском этапе ; учащиеся разрабатывают дизайн подарочного мыла, его состав, косметические (предназначение, свойства) и качественные характеристики (цвет, запах, структуру) . Разрабатывают упаковку для своего изделия.

· На технологическом этапе ; учащимися производится подготовка (техническое и материальное обеспечение) и выполнение технологических операций необходимых для создания предмета исследования , на основе накопленной информации. Учащиеся на практике применяют знания приобретенные на поисковом этапе. Готовят мыльную основу смешивают эфирные масла и косметические наполнители для своего мыла. Осуществляют контроль технологического процесса и уровня качества приготовляемого мыла.

· Аналитический этап ; может проходить в виде семинара-выставки , на котором группы учащихся представят презентации своих проектов с демонстрацией полученных результатов работы, обсуждением выбранных технологий производства, сложностей возникших во время выполнения проекта и путей их решения.

Выполнение проектов должно базироваться на определенной материально-технической основе, использование которой должно соответствовать экономическим возможностям школы с привлечением образовательных ресурсов дополнительного образования, социума, производственных структур. Важное значение имеют использование природных материалов, рациональное планирование и организация учебного комплекса, информационно-методическое обеспечение, включающее учебную, справочную и научно-популярную литературу, наглядные пособия, образцы проектной конструкторской и технологической документации, планов и отчетов учащихся, выставку лучших изделий.

Мотивационная доминанта

Подбор демонстрационного материала играет огромную роль в развитии познавательного интереса. В качестве демонстрационного материала используются: работы, выполненные педагогом и учениками других групп, старинные работы, иллюстрации в печатных изданиях, фотографии работ, репродукции картин, материалом может служить непосредственный показ выполнения приемов и элементов. Демонстрационный материал должен быть выполнен на высоком качественном уровне.

Участие в конкурсах, выставках, посещение выставок. Интерес в динамике своего развития может превращаться в склонность как проявление потребности в осуществлении деятельности, вызывающей интерес. Различают непосредственный интерес, вызываемый привлекательностью объекта, и опосредованный интерес к объекту как к средству достижения целей деятельности. Здесь можно сказать, что непосредственный интерес возникает при посещении выставок где знакомясь с работами учащихся других учреждений, занимающихся той же деятельностью . интерес вызывается привлекательностью объекта, его оригинальностью, самобытностью. Опосредованный интерес возникает при подготовке к участию в выставке, конкурсе. В данном случае перед учащимися стоит цель выполнить новую, оригинальную, интересную работу. Если речь идет о конкурсе, то еще одной целью будет победа в конкурсе.

Встречи с мастерами. Здесь рассматривается развитие познавательного интереса посредством коммуникации. Учащаяся входит в тот «мир», в котором живет мастер. Соприкасаясь с произведениями искусства и «налаживая» общение с мастером, ученик пользуется вещественно-знаковой коммуникацией. При созерцании работ мастера у учащегося возникает желание научиться делать такие же вещи, это желание развивает интерес к занятиям ремеслом.

7.5 Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы по курсу «мыловарение в домашних условиях»

· Составление альбома лучших работ.

· Проведение выставок работ учащихся:
– в группе,
– в школе(клубе)

· Участие в ежегодной городской выставке , школы(клуба)

Дополнительное образование способствует установлению реального взаимодействия и взаимообогащения культур – русской и культуры народа, на территории которого находиться школа. Это свойство дополнительного образования обеспечивает ему определенное место в региональном компоненте государственного образовательного стандарта. Одной из сущностных характеристик дополнительного образования является взаимодействие полипрофессиональных и поливозрастных общностей. Развивая дополнительное образование общеобразовательное учреждение взаимодействует с организациями и учреждениями иных предметных и творческих сфер и тем самым становится по настоящему открытой системой и субъектом образовательной политики в регионе.

Заключение

Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве. Творческая деятельность поднимает личность со ступени потребителя духовных и материальных ценностей до ступени их создателя.

При отсутствии целенаправленного педагогического воздействия на развитие творческих способностей учащихся происходит их угасание. Чтобы не пополнялась категорию разрушителей, необходимо всех детей, независимо от способностей, приобщать к творческой деятельности.

Декоративно-прикладное творчество является традиционным в любой стране мира. Предметная среда окружает человека постоянно, она влияет на подсознание, позитивно и негативно формируя его чувства и эмоции, манеру поведения и общения. Значит, и декоративно-прикладное творчество вносит свою лепту в духовное развитие человека - через созидательную, эстетически значимую творческую деятельность. Творческий процесс по созданию домашнего мыла, носит не только воспитывающий, но и обучающий характер, позволяет в ходе практического выполнения изделий приобрести обще трудовые, умения и навыки, а так, же специальные навыки в области художественно-практической деятельности.

На наших курсах мы хотели бы познакомить людей с практикой создания мыла в домашних условиях, курс предлагаем обучающимся исключительно натуральные ингредиенты, в которых на первом месте стоит качество. Ученики научатся создавать косметические средства точно зная, из чего они состоят и как они сделаны, потому что сами являетесь их творцами и создателями. Мыло ручной работы - это уникальный продукт натурального происхождения, который может доставить вам удовольствие, при использовании, так и при разработке рецептуры и изготовления. Наши цели достигнуты, когда обучающийся получает от приобретенных знаний умений и навыков, и их использования огромное удовольствие.

В данном проекте разработана учебная программа по курсу «мыловарение в домашних условиях». В работе описана актуальность курса, его значение, цели и задачи. Прописана система ценностей, на которую ориентирован курс. В пункте 5 разработан примерный тематический план курса, который рассчитан на 29 часов. Также в проекте описаны психолого-педагогические аспекты курса, которые помогут при осуществлении обучения данному курсу.

Представленный учебный проект может оказать немалую помощь при организации подобного курса.

Разработанный курс – коммерческий, является конкурентоспособным, т.к. в Республике Карелия нет подобного курса.

Тезаурус

Глицерин - Глицерин — бесцветная, вязкая, гигроскопичная жидкость, неограниченно растворимая в воде сладкий на вкус, отчего и получил своё название (гликос — сладкий). Хорошо растворяет многие вещества. Область применения глицерина разнообразна: пищевая промышленность, табачное производство, медицинская промышленность, производство моющих и косметических средств, сельское хозяйство, текстильная, бумажная и кожевенная отрасли промышленности, производство пластмасс, лакокрасочная промышленность, электротехника и радиотехника.

Люфа – (лат.luffa) род травянистых лиан семейства тыквенных. Ареал обитания тропические и субтропические регионы Азии иАфрики. Зрелые плоды некоторых видов используются для изготовления мочалок.

Пилинг - или эксфолиация (англ. peel — «ошкуривать» или «сильно скоблить») в косметологии — удаление, отшелушивание верхнего ороговевшего слоя кожи. Цель этой косметологической техники — улучшить внешний вид кожи посредством удаления отмерших клеток с поверхности кожи. Под мёртвыми клетками кожи можно увидеть молодую и здоровую кожу.

Пигмент - Пигмент — специальный термин для широкого класса товарных продуктов, напр. литопон, сурик, массикот, умбра. Слово используется нередко почти как синоним неорганический краситель.

Скраб - косметический крем, содержащий твердые частицы (измельченные семена растений, соль, сахар, очищенный песок и т. п.), используется для очищения кожи от омертвевших клеток. Бывает также мыло-скраб (мыло с твердыми частицами).

Щелок - Щёлок — раствор древесной золы в воде. В основном состоит из карбонатов калия и натрия. Обладает сильнощелочной реакцией. Поэтому. раньше использовался для мытья и стирки вместо мыла, для выделки кож. От этого слова произошло название класса химических соединений щёлочи.

Щелочь - Гидроксиды щелочных металлов (едкие щёлочи) представляют собой твердые, белые, очень гигроскопичные вещества. Щёлочи — сильные основания, очень хорошо растворимые в воде, причём реакция сопровождается значительным тепловыделением. Сила основания и растворимость в воде возрастает с увеличением радиуса катиона в каждой группе периодической системы.

Эфирные масла - пахучая смесь жидких летучих веществ, выделенных из растительных материалов (дистилляцией, экстракцией, прессованием).Большинство эфирных масел хорошо растворимы в бензине, эфире и жирных маслах, восках и других липофильных веществах, и очень плохо растворимы в воде. Растворимость эфирных масел в спирте сильно зависит от его крепости (она заметно уменьшается в присутствии воды).


Основная литература

. Батышев, С.Я. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. - М.: Ассоциация "Профессиональное образование", 2007. - с.219.

. Косминская, В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей: Лаб. практикум: Учебное пособие для студентов пед. Институтов по специальности № 2110 "Педагогика и психология" (дошк.) - М.: Просвещение, 2000.

15. Майорова, И.Г. Трудовое обучение в начальных классах. - М., 1978. - с.147.6 Методические рекомендации к "Программе воспитания и обучения в детском саду" (сост. Л.В. Русскова) - М.: Просвещение, 2006.

16. Неменский, Б.М. Мудрость красоты // О проблемах эстетического воспитания: Книга для учителя. - М., 2001. - с.210.

22. Самородский, П.С. Дидактические основы специальной подготовки учителя технологии и предпринимательства. - Брянск: Издательство БГПУ, 2000. - с.68.

Интернет ресурсы:

- http://eurosoap.ru/naturalnoe_mylo/proizvodstvo

- http://www.originalsoap.ru/

- http://funny-soap.ru/

- http://www.soap-lab.ru/

- http://www.coolsoap.ru/

- http://soap-handmade.ru/

- http://beauty-soap.ru/

- http://mylko.ru/

Наши рекомендации