Реализация концептов «богатство», «бедность» в английской авторской сказке

Е.А. Демиденко

Оренбургский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова

Научный руководитель: Т.Г. Нестерова, кандидат педагогических наук, доцент

Студенты, изучающие экономику, сталкиваются с основными понятиями экономической картины мира, и им очень важно адекватно осмыслить различные значения этих понятий и выработать ценностные отношения к ним. Экономическая картина мира – это сформированная в сознании человека система экономических сведений о различных сферах реальности. Концепты являются элементами картины мира, их осознание способствует пониманию сущности экономических явлений, связей, существующих между ними, а это, в свою очередь, помогает постижению профессии экономиста.

Переживаемые нашим обществом сложные экономические, социальные, культурные изменения обусловливают актуальность изучения концептов, связанных с экономической сферой познания. Пониманию этих изменений способствует всесторонне осмысление таких концептов, как «Богатство», «Бедность», поскольку «они включены во многие аспекты человеческого бытия: от дифференциации социальной иерархии общества до выработки системы ценностей индивида» [4, с.111]. Для современного общества характерны стремление к успеху, с одной стороны, и желание избежать бедности, с другой стороны. Успешность и финансовая независимость связывается с понятием богатства, а бедность понимается как состояние нужды, нехватки жизненных средств, не позволяющее удовлетворить потребности жизнедеятельности. Таким образом, отношение к богатству и бедности – сущностное ментальное свойство человека.

Цель данной статьи – проанализировать стилистические средства реализации концептов «Богатство», «Бедность» в английской авторской сказке.

В нашем исследовании концепт понимается как лингвокогнитивное явление, «как глобальная мыслительная единица, представляющая собой квант структурированного знания» [1, с.2358]. Материалом для исследования концептов нами была выбрана авторская сказка.

Авторская сказка – это повествовательный жанр с волшебно-фантастическим сюжетом, с персонажами реальными и (или) вымышленными, с действительностью реальной и (или) сказочной. «В авторской сказке отражается видение мира конкретного писателя» [3, с.153]. Присутствие личности автора наполняет сказочные фантазии актуальным жизненным смыслом, подводит читателя к общественным и познавательным проблемам действительности. «Картина мира конкретного автора отличается от объективного, научного описания свойств, предметов, явлений, отношений. Это субъективный образ мира, созданный через призму восприятия, памяти, мышления, а также таланта и языка писателя» [5].

С этих позиций мы обратились к противоречивой личности английской культуры, писателю Оскару Уайльду, отразившему в своей литературной деятельности кризис буржуазной идеологии. О. Уайльд «был крупнейшим представителем европейского декаданса. Утонченный эстет, образованный и мечтательный, аристократичный и склонный к чудесному и фантастическому, способный очаровать любого человека своим обаянием, остроумием, безупречным стилем и в языке, и в одежде» [2, с.1858]. Рассмотрим биографию О. Уайльда с позиции богатства и бедности. Он прожил интересную, насыщенную событиями жизнь, которые сформировали исследуемые нами концепты.

Оскар Уайльд родился в богатой семье в Дублине 16 октября 1854 года. Его отец был известным ирландским хирургом, а его мать – писательница изящных стихов и прозы. Условия, созданные богатыми родителями, позволили О. Уайльду получить блестящее образование. В школе, а позже в Оксфорде, Оскар проявил большой талант к искусству и гуманитарным наукам. Молодой человек с отличием окончил университет, а после его окончания увлекся писательским трудом и путешествиями. Оскар Уайльд был признан лидером эстетского движения, его называли апостолом красоты, что подтверждает его независимость и достаток. На пике его популярности и успеха случилась трагедия, что показывает, что он познал и другую сторону жизни, такую как нищета, недостаток средств. Он был обвинен в аморальности и приговорен к двум годам тюремного заключения. После выхода из тюрьмы в 1897 году он жил, главным образом, на континенте и умер в 1900 году в полной нищете.

Таким образом, система концептов, сформировавшаяся и изменявшаяся в разные периоды жизни О. Уайльда, отразилась в его произведениях. На наш взгляд, концепты «Богатство», «Бедность» особенно ярко реализуются в сказке «Счастливый принц», что обусловило выбор данной сказки для изучения исследуемых концептов.

Эта сказка небольшая по объёму (12 страниц), но глубокая по содержанию, потому что социально-нравственные проблемы, которые она затрагивает, актуальны как для второй половины 19 века, так и для современности. Сказка раскрывает мысль о социальном неравенстве людей в обществе, о резком контрасте между бедностью и богатством. С этих позиций мы предприняли попытку анализа репрезентации концептов «Богатство», «Бедность» в английской сказке. Выразительные стилистические средства реализации этих концептов были отобраны методом сплошной выборки. Под термином «стилистическое средство» мы понимаемлюбую языковую единицу, которая имеет в речи то или иное стилистическое значение.

Наиболее частотным стилистическим приемом, маркирующим семы богатства и бедности в сказке «Счастливый принц», является эпитет (14 единиц). Писатель широко использует как простые эпитеты, так и развернутые. О. Уайльд использовал для выражения семы богатства 11 единиц: fine gold; the Charity children; silver ripples; golden bedroom; golden cheeks; solid gold; the painted coffin; rare sapphires; beautiful jewels; crystal daggers; marvel ousthings. Сема бедности реализуется 3 единицами: thin face; workface; coarse red hands.

Менее частотным стилистическим средством, выражающим сему богатства, является повтор (7 единиц). В сказке 7 повторений реализуют сему богатство: my poor.. (3); hows habby the Happy prince looks… Hows habby, indeed… (2); little better than a beggar… Little better than a beggar…(2). Этот стилистический прием не маркирует сему бедности.

Оскар Уайльд применяет сравнение (5 единиц) только для выражения богатства:... his lips are red as a pomegranate;…and the sapphire shall be as blue as the great sea; the ruby shall be redder than a red rose;... his lips are red as a pomegranate…; ... eyes like green beryl’s; the streets looked as if they were made of silver; ... long icicles like crystal daggers. Этот стилистический прием не выражает сему бедности.

Оскар Уайльд использует перечисление (5 единиц) только для выражения богатства: …of the Sphinx; of the merchants; of the King; of the great green snake; and of the pygmies.

Оскар Уайльд применяет метонимию (4 единицы). Для выражения семы бедности (2 единицы):… the House of Death; …was filled with pity…;., и для реализации семы богатства 2 единицы: …people went about in furs…; paradise, the city of gold.

Оскар Уайльд использует элятив (3 единицы). Для выражения богатства – 1 единицу:… for the loveliest of the Queen’s maid of honour. Для выражения бедности – 2 единицы: I can see all the ugliness and all the misery of my city; she has no money and far too many relations.

Редко используемое средство выразительности – это метафора (1 единица). Метафора используется только для выражения бедности: ... hunger has made him faint.

Оскар Уайльд использует стилистическую инверсию (1 единица), которая связана с семой богатства: round his neck is a chain of pale green jade.

Проанализировав средства выразительности репрезентации концептов «Богатства» и «Бедности» в сказке Оскара Уайльда «Счастливый принц», мы можем констатировать, что примеров богатства больше в 4 раза, чем примеров бедности, этот факт объясняется тем, что свои сказки О. Уайльд писал в период некоторого спокойствия, гармоничной семейной жизни. Трудности нищеты ещё не были им пережиты и соответственно не занимали большого пространства в его картине мира, а бедность присутствует как контраст богатству, которое связывается с красотой и роскошью. Всего в нашем исследовании было проанализировано 8 средств художественной выразительности, которые были проиллюстрированы 40 примерами. Из них 32 примера маркируют сему богатства, и 8 примеров – сему бедности.

Таким образом, мы определили, что сказка Оскара Уайльда «Счастливый принц» раскрывает социальное неравенство, изображает резкий контраст между богатством и бедностью. Наиболее частотным стилистическим приемом, маркирующим семы богатства и бедности в сказке «Счастливый принц», является эпитет, и редко используемым является метафора и стилистическая инверсия.

Список использованной литературы

1. Нестерова, Т.Г. Концепт как объект исследований современной лингвистики / Т.Г. Нестерова //Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры // Материалы Всероссийской научно-методической конференции; Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2014. С. 2356-2360.

2. Нестерова, Т.Г. Лексические средства выражения концепта «Богатство» в английской авторской сказке / Т.Г. Нестерова // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры // Материалы Всероссийской научно-методической конференции (с международным участием). Оренбург, ОГУ. – 2015. С. 1856-1861.

3. Нестерова, Т.Г. Стилистические средства выражения концепта «Богатство» в английской и русской сказках / Т.Г. Нестерова // Вестник ОГУ №11(186) / ноябрь, 2015. – С. 151-157. – ISBN1814-6457.

4. Путилина, Л.В. Подходы и методы исследования концепта «Богатство» в отечественной лингвистике / Л.В. Путилина, Т.Г. Нестерова. – Вестник ОГУ №11(172) / ноябрь, 2014. – С 111-116.

5. Путилина, Л.В. Лексико-стилистические средства выражения концепта «Богатство» в сказках Оскара Уайльда [Электронный ресурс] / Л.В. Путилина, Т.Г. Нестерова. – [Режим доступа]: http/ www.science-education.ru/pdf/2015/2/387.pdf. 20.05.2016.

Наши рекомендации