Дидактические игры по развитию речи
Представленные игры по развитию речи направлены на решение следующих основных задач:
· формирование словаря, работа над значениями слов и выражений, активизация словаря в разных видах речевой деятельности;
· формирование разных форм словесной речи: устной, письменной, дактильной;
· развитие связной речи детей, прежде всего разговорной, а также описательно-повествовательной.
Предложенные игры не подразделяются на виды или группы, потому что при проведении каждой из них решается ряд задач. Так, при проведении одной и той же игры педагог может поставить задачу расширения и активизации словаря детей, обучения глобальному чтению, формирования умения понимать вопросы и отвечать на них. В большей степени представлены игры для работы с детьми первых лет обучения, так как на этом этапе особенно важно создать игровую мотивацию овладения речевым материалом.
При проведении данных игр следует учитывать некоторые общие требования и рекомендации:
· при выборе игр необходимо руководствоваться требованиями программ по развитию речи для глухих или слабослышащих дошкольников определенного возраста, в частности, учитывать задачи работы по развитию речи, тематику и содержание занятий;
· при проведении игр выбор форм речи (устная, письменная, дактильная) определяется требованиями программ по развитию речи (СНОСКА: Программы «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста». М.: Просвещение, 1991; «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста». М., 1991);
· при проведении всех игр с целью развития разговорной речи указанный словарный материал должен включаться в состав фраз, структура которых зависит от уровня речевого развития детей. В зависимости от ситуации общения с детьми данный речевой материал необходимо использовать в виде поручений, вопросов, сообщений;
· в процессе проведения игр фронтальная работа должна сочетаться с индивидуальной, особенно по отношению к детям, испытывающим трудности в овладении речью.
· в процессе проведения игр на индивидуальных занятиях в детском саду или в семье необходимо ориентироваться на уровень речевого развития ребенка и его индивидуальные особенности;
· предлагаемая тематика игр, оборудование, речевой материал даны как примерные. Взрослые по своему усмотрению могут изменять тематику, оборудование, увеличивать или уменьшать объем речевого материала в зависимости от уровня умственного и речевого развития детей. Применительно к каждой игре указан только речевой материал, необходимый для усвоения содержания игры. Слова и фразы, которые постоянно используются для организации игр, оценки деятельности детей (будем играть, верно, правильно, да, нет, молодец и т.д.) не повторяются в описании каждой игры. Их используют взрослые по своему усмотрению в зависимости от игровой ситуации.
Данные игры могут быть использованы сурдопедагогами на занятиях по развитию речи, воспитателями на занятиях по различным разделам программы, а также родителями дома.
Поезд
Цели: учить детей глобальному чтению; учить отвечать на вопросы.
Оборудование: игрушечный поезд с пятью-шестью вагонами, игрушки (волк, лиса, заяц, собака, кошка и др.), таблички с названиями игрушек, прикрепленные к вагонам поезда.
Речевой материал: будем играть; поезд едет. Собака, кошка, заяц, лиса, волк едут в гости к кукле. Покажи собаку (кошку...). Где едет лиса (волк, заяц...)? Верно, неверно.
Ход игрыДети полукругом стоят или сидят перед педагогом. Педагог достает из красивой коробки игрушки, вместе с детьми называет их, дает игрушку каждому ребенку. Взрослый показывает детям поезд, к каждому вагончику которого прикреплена табличка с названием животного (СОБАКА, КОШКА, ВОЛК, ЛИСА...). Педагог говорит детям: «Будем играть. Лиса, заяц, волк... едут в гости к кукле. Где едет лиса (волк, заяц и т.д.)?» Ребенок, у которого данная игрушка, подходит к поезду, находит вагон с табличкой ЛИСА, «усаживает» в него игрушку и вместе с педагогом сопряженно-отраженно прочитывает табличку. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не разместят своих животных по вагонам. После этого поезд уезжает
Карусель
Цели: те же.
Оборудование: изображение карусели на картоне, фотографии детей, таблички с именами детей.
Речевой материал: имена детей. Это карусель. Будем играть. Кто это? Это Оля....Где Оля (Катя....)? Оля (Катя...) катается.
Ход игрыДети стоят полукругом около педагога. Педагог закрепляет на столе или на доске изображение карусели, сделанной из картона. Желательно закрепить карусель таким образом, чтобы можно было ее вращать. В каждое «сиденье» карусели вставлена табличка с именем ребенка, а на столе у педагога разложены фотографии детей. Педагог говорит: «Это карусель. Будем играть». Далее он просит одного ребенка взять табличку со своим именем, прочитать ее, подобрать к табличке фотографию и положить ее на «сидение» карусели. Таким же образом дети размещают все фотографии на свои места в карусели. После этого карусель можно запустить.
После остановки карусели игру можно продолжить, только на этот раз педагог раздает детям таблички с именами друг друга, помогает каждому ребенку прочитать имя. Затем ребенок указывает на того, чье имя написано на табличке, и подкладывает табличку к фотографии. Когда ко всем фотографиям будут подобраны таблички, карусель снова запускается.
Нарисуй дорожку
Цели: совершенствовать навык глобального чтения, учить понимать и выполнять поручения, развивать мелкую моторику.
Оборудование: лист белого картона с прорезями с двух сторон для домиков и табличек. С одной стороны в прорези вставлены домики с открывающимися окнами (в каждом окошке изображение игрушки: кукла, кот, рыба, мишка и т.д.), а с другой стороны в случайной последовательности в прорези вставлены таблички с названиями этих игрушек.
Речевой материал. Вот дом. Что там? Открой. Там кукла (рыба, кот, мишка...). Нарисуй дорожку. Покажи куклу (кота ,рыбу и т.д.).
Ход игрыДети стоят около доски. На доске закреплен лист картона, на котором с одной стороны расположены домики с открывающимися окошками, а с другой - в случайной последовательности таблички с названиями игрушек. Педагог говорит: «Будем играть. Вот дом (указывает на один из домиков). Что там? « Педагог просит ребенка подойти к домику и открыть окошко. Ребенок самостоятельно (или отраженно-сопряженно) называет, кто «живет» в домике (например, «Там кукла»). Далее педагог просит ребенка найти соответствующую табличку, при этом он показывает на столбик, где написаны названия игрушек. После того, как ребенок правильно показал табличку, педагог просит его нарисовать дорожку: «Нарисуй дорожку». Ребенок рисует дорожку фломастером от домика до соответствующей таблички. Педагог прочитывает со всеми детьми название данной игрушки. Дальше дети открывают другие окошки и подбирают таблички с названиями обитателей домика, рисуют дорожки.
Семья
Цели: расширять словарь, совершенствовать глобальное чтение детей, учить отвечать на вопросы педагога.
Оборудование: фланелеграф, картонный дом с окошками, под каждым окошком сделаны прорези, в которые можно вставить таблички, картинки с изображением членов семьи.
Речевой материал: Это дом. Тут живет мама (папа, девочка, мальчик, бабушка, дедушка). Кто это? Где живет мама (папа и т.д.)?
Ход игрыНа фланелеграф прикрепляется картонный дом с окошечками. Под каждым окном закреплена табличка с названием члена семьи. Педагог раздает детям картинки с изображением членов семьи, спрашивая: «Кто это?» На картинках изображены бабушка, дедушка, мама, папа, девочка, мальчик. Затем педагог указывает на дом и сообщает: «Будем играть. Это дом. Тут живет мама, папа, бабушка, дедушка, мальчик, девочка. Где живет мама?» Тот ребенок, у которого картинка с изображением мамы, подходит к фланелеграфу и прикрепляет данную картинку в то окошечко, под которым прикреплена соответствующая табличка. Далее педагог вместе с детьми прочитывает эту табличку. Игра продолжается до тех пор, пока все члены семьи не займут свои места в домике.
Мишкин дом
Цели: те же.
Оборудование: игрушечный мишка, игрушечная мебель (стол, стул, шкаф, диван, кровать, буфет), картонный или пластмассовый дом с окнами, дверью, со съемной крышей или раздвигающимися стенами, платок.
Речевой материал. Это дом. Тут живет мишка Что там? Что это? Стол, стул, шкаф, диван, кровать, буфет. Поставь стол (стул...).
Ход игрыДети полукругом располагаются вокруг стола педагога. На столе стоит картонный дом и рядом с ним игрушечный мишка. Педагог показывает на дом и говорит: «Это дом. Тут живет мишка». Дети повторяют фразы за педагогом.
Педагог показывает на игрушечную мебель, накрытую платком: «Что там?» Он снимает платок и называет каждый предмет мебели, дети воспроизводят слова сопряженно-отраженно. Педагог заводит мишку в дом через дверь, указывает на окно: «Смотрите. Что там?» Педагог снимает крышу дома или раздвигает стены: «Смотрите». Каждый ребенок по очереди подходит к дому и заглядывает внутрь. Внутри комнаты располагаются таблички с названиями мебели. Педагог предлагает ребенку взять одну из табличек и подобрать соответствующий предмет мебели. Когда ребенок подберет предмет мебели, название повторяется со всеми детьми. Далее взрослый, показывая рукой внутрь дома, говорит: «Поставь стул (стол, шкаф и т.д.) тут».
Игра продолжается до тех пор, пока дети не поставят всю мебель на свои места в комнате. Педагог сообщает: «Дом красивый. Мишка будет тут жить».
Поле чудес
Цели: те же.
Оборудование: волчок со стрелкой, предметные картинки по числу детей (например, кофта, штаны, шуба, пальто, шапка, шарф), набор табличек с названиями предметов.
Речевой материал. Это юла. Я буду крутить юлу. Что у тебя? Кофта, штаны, шуба... Найди картинку. Покажи кофту (штаны...).
Ход игрыНа столе у каждого ребенка лежит набор предметных картинок. У педагога на столе стоит волчок, к которому прикреплена стрелочка. Вокруг волчка лежат 5-6 табличек с названиями предметов. Педагог говорит детям: «Будем играть. Я буду крутить юлу». После остановки волчка педагог демонстрирует табличку, на которую указала стрелка, и прочитывает табличку вместе с детьми. Педагог спрашивает: «Где такая картинка? Покажите». Дети должны выбрать из набора соответствующую картинку и поднять ее, чтобы педагог мог оценить правильность выбора. Затем педагог закрепляет в наборном полотне картинку и под ней табличку. Далее педагог вызывает одного ребенка, чтобы тот раскрутил волчок. Игра продолжается до тех пор, пока не будут прочитаны все таблички.
Данная игра может быть проведена и на другом тематическом материале, количество табличек может быть увеличено по усмотрению педагога.
Лото
Цели: те же
Оборудование: пять предметных картинок с изображением домашних животных (например, лошадь, корова, коза, свинья, собака), большая карта-лото, на которой написаны названия предметных картинок.
Речевой материал. Кто это? Лошадь, коза, свинья, собака, корова. Собаки нет.
Ход игрыРебенок сидит за столом. Перед ним лежит большая карта-лото, на которой написаны названия домашних животных. Педагог говорит: «Будем играть», показывает картинку и спрашивает: «Кто это?» Ребенок называет картинку самостоятельно либо сопряженно-отраженно. Педагог просит найти название картинки на карте лото: «Где лошадь?» Ребенок должен найти соответствующую табличку и прочитать ее. Педагог отдает ему картинку, которую ребенок подкладывает к табличке.
В середине игры педагог показывает картинку, названия которой на большой карте лото нет. Ребенок должен определить и сказать, что эта картинка лишняя: «Собаки нет». Затем игра продолжается.
Книга куклы
Цели: совершенствовать навык глобального чтения; учить выполнять поручения, отвечать на вопросы педагога.
Оборудование: кукла с сумкой, набор табличек, книжка-самоделка с изображением мальчика (девочки), который выполняет разнообразные действия. Под рисунками приклеена полоска плотной бумаги для того, чтобы можно было вставить табличку.
Речевой материал. Кукла пришла в гости. Кукла будет играть с ребятами. Это книга. Что там? Что делает мальчик? Мальчик бежит (идет, стоит, упал). Иди, беги, прыгай, ползи.
Ход игрыДети стоят полукругом около педагога. Педагог показывает куклу и говорит: «Кукла пришла в гости. Кукла будет играть с ребятами». Затем педагог указывает на сумку, которую «держит» кукла и спрашивает: «Что там?» Дети повторяют данный вопрос за педагогом. Кукла «достает» из сумки таблички с названиями действий (иди, беги...), дает детям поручения. Педагог вместе с детьми прочитывает каждую табличку, закрепляет ее в наборном полотне. Дети выполняют соответствующие действия. Далее педагог еще раз заглядывает в сумку, достает из нее книжку и спрашивает: «Что это?» Дети самостоятельно или вместе с педагогом говорят «Это книга».
Педагог открывает книгу, показывает детям картинку на первой странице и спрашивает детей: «Что делает мальчик?» Ребенок должен ответить (например: «Мальчик бежит»), взять из наборного полотна соответствующую табличку и закрепить ее в книжке. Аналогично проводится работа и с последующими изображениями.
Шкаф с вещами
Цели: те же.
Оборудование: шкаф из набора игрушечной мебели с полками и открывающимися дверьми, набор одежды для куклы, таблички с названиями предметов одежды.
Речевой материал. Кукла неаккуратная. Тут платье, штаны, кофта, майка, шапка. Положи майку... Повесь платье...
Ход игрыНа столе у педагога стоит шкаф, а вокруг него разбросана кукольная одежда. Педагог говорит детям: «Кукла неаккуратная. Одежда разбросана. Одежду нужно положить в шкаф». Педагог открывает дверцы шкафа и показывает детям, что на полках и на вешалках есть таблички с названиями одежды. Затем он просит одного из детей взять, например, платье и повесить в шкаф («Никита, возьми платье. Повесь в шкаф»). Ребенок находит вешалку, к которой прикреплена табличка «ПЛАТЬЕ», и вешает платье куклы на эту вешалку. В случае затруднений можно взять из шкафа вешалку с табличкой и к ней подобрать соответствующий предмет. Затем другие дети точно также вешают или складывают вещи куклы в шкаф на свои места. В процессе игры можно провести уточнение значений слов «положи-повесь» («Положи майку. Повесь платье»).
Аналогичную игру можно провести игру по теме «Посуда»,
Разложи фрукты
Цели: расширять словарь, развивать навык глобального чтения.
Оборудование: картинки с изображениями фруктов (виноград, лимон, яблоко, слива, груша) или мелкие муляжи, поднос, фланелеграф, игрушечные корзинки или вырезанные из картона. К каждой корзинке прикреплена табличка с названием того или иного фрукта.
Речевой материал: яблоко, слива, груша, лимон, виноград. Что это? Что тут? Положи правильно. Возьми грушу... Тут лежит груша (яблоко...).
Ход игрыДети сидят за своими столами. Педагог показывает поднос, на котором лежат муляжи или картинки с изображением фруктов. Взрослый предъявляет детям поочередно все фрукты и о каждом из них спрашивает: «Что это?» Дети называют фрукты.
Далее педагог ставит корзинки на стол (или прикрепляет изображения корзинок на фланелеграф). Он раздает детям муляжи или картинки с изображением фруктов: «Маша, возьми грушу». После того, как ребенок правильно выбрал картинку, педагог предлагает положить ее в корзинку с соответствующей надписью. Ребенок читает надписи на корзинках и кладет картинку с изображением фрукта в нужную корзинку. Педагог вместе с детьми прочитывает слово, прикрепленное к корзинке и уточняет: «Тут лежит груша (яблоко)». Таким же образом другие картинки с изображением фруктов раскладываются по корзинкам.
Аналогичная игра может быть проведена по теме «Овощи».
Делай как мы
Цели: совершенствовать навык глобального чтения, учить выполнять поручения, активизировать словарь детей.
Оборудование: маленькие игрушки (зайчик, мишка» волк, собака, ежик), таблички с названием действий.
Речевой материал: заяц, мишка, волк, собака, еж, прыгайте, бегите, стойте, идите, танцуйте, верно, неверно. К нам пришли гости. Кто это?
Ход игрыДети сидят за своими столами. Педагог сообщает детям: «К нам пришли гости. Кто это?» Взрослый показывает каждую игрушку, дети называют ее. Затем педагог ставит игрушку на стол напротив детей. Рядом с каждой игрушкой педагог кладет табличку, на которой написано какое-либо действие. Далее взрослый говорит: «Будем играть. Ребята, встаньте. Идите ко мне». После того, как дети встали полукругом около педагога, взрослый берет игрушку (например, зайчика) и показывает ребятам его табличку. Дети выполняют соответствующее действие.
Нарисуй картинку
Цели: развивать навык глобального чтения, учить детей отвечать на вопросы педагога, развивать связную речь детей.
Оборудование: фланелеграф, изображения объектов (дом, дерево, трава, солнце, девочка, мальчик, мяч), вырезанные из картона и наклеенные на фланель, таблички с названиями этих объектов.
Речевой материал: дом, цветы, трава, мяч, солнце, девочка, мальчик играет. Будем делать картину. Где цветы?... Возьми цветы... Мальчик и девочка играют в мяч.
Ход игрыДети стоят полукругом около фланелеграфа. К фланелеграфу прикреплены таблички с названиями рисунков, а сами рисунки лежат на столе недалеко от фланелеграфа. Педагог говорит детям: «Будем делать картину. Что написано?» Например, педагог указывает на табличку «ЦВЕТЫ», прикрепленную на фланелеграфе. После того как табличка будет прочитана, педагог снимает ее с фланелеграфа и на место этой таблички прикрепляет соответствующий рисунок, т.е. цветы. Далее ребенок читает любую из оставшихся табличек, находит нужное изображение и заменяет табличку рисунком. Так постепенно складывается картина. После того, как картина будет полностью собрана, педагог вместе с детьми еще раз уточняет названия различных объектов, включает слова в состав предложений, демонстрирует их на табличках или записывает их на доске. Предложения прочитываются всеми детьми. В зависимости от уровня развития речи текст может быть больше или меньше. Например. «Наступила весна. Светит солнце. Растут трава, цветы. Мальчик и девочка играют в мяч «. Затем текст прочитывается педагогом вместе с детьми.
На следующем занятии можно предложить детям подобрать предложения из текста к картинке на фланелеграфе (Светит солнце...).
День рождения лисы
Цели; совершенствовать навык глобального чтения, активизировать словарь детей, учить понимать вопросы и отвечать на них.
Оборудование: игрушки (лиса, кошка, волк, медведь, заяц, собака), таблички с названиями животных, игрушечный стол и стулья.
Речевой материал: лиса, медведь, кошка, волк, заяц, собака. У лисы день рождения. К лисе пришли гости. Лиса не умеет читать. Помогите лисе. Кто это?
Ход игрыПеред детьми на столе стоит игрушечный стол и стулья. На каждом стульчике лежит табличка с названием того или иного животного. Появляется лиса. Педагог говорит детям: «У лисы день рождения. К лисе пришли гости».
Далее педагог указывает на стульчики с табличками, говорит: «Лиса не умеет читать. Помогите лисе. Посмотрите, кто тут». Дети рассматривают и читают таблички. За ширмой на другом столе находятся животные, которые пришли к лисе на день рождения. Дети вместе с педагогом называют животных.
Затем педагог предлагает детям: «Давайте посадим животных на свои места». Он предлагает кому-то из детей взять табличку, найти соответствующую игрушку и разместить ее на стуле. Игра продолжается до тех пор, пока дети не посадят за стол всех животных. Затем еще раз уточняется, кто пришел к лисе в гости, что делали гости на дне рождения.
Магазин
Цели: те же.
Оборудование: три полки, натуральные или нарисованные на ватмане, игрушки или картинки с изображением игрушек (могут быть картинки с изображением посуды, одежды и др.), таблички с названиями игрушек.
Речевой материал: матрешка, лопата, машина, кукла, рыба, пирамида. Это магазин. Я буду продавцом. Какую игрушку ты хочешь? Я купил зайку...
Ход игрыНа столе стоят полки с игрушками. В случае их отсутствия можно прикрепить к доске лист бумаги, на котором нарисовано три полки, к которым прикреплены картинки с изображением игрушек. Рядом с полками на столе лежат таблички с названиями игрушек. Взрослый показывает на полки и говорит: «Будем играть. Это магазин. Я буду продавцом. Саша, какую игрушку ты хочешь?» Ребенок подходит к полкам, берет одну из табличек с названием игрушки, которую хочет купить. В зависимости от речевых возможностей одни дети могут ограничиваться только названием игрушки, другие использовать фразу «Я хочу (купить) куклу». Ребенок отдает табличку взрослому. Продавец берет игрушку с полки, просит ребенка сказать, что он купил. Игра продолжается, пока не будут «распроданы» все игрушки.
Разноцветные флажки
Цели: развивать навык глобального чтения, учить понимать и выполнять поручения, развивать восприятие цвета.
Оборудование: по пять флажков разного цвета (красный, синий, зеленый, желтый, черный), таблички с названиями цветов.
Речевой материал: зеленый, синий, красный, желтый, черный. У кого такой флажок? Покажи флажок. У меня синий (зеленый...) флажок. Идите по кругу.
Ход игрыДети сидят за своими столами. У каждого ребенка на столе лежат по два флажка разных цветов. Педагог показывает табличку с названием того или иного цвета, прочитывает ее со всеми детьми и затем спрашивает: «У кого такой флажок? Покажите». Если дети хорошо запомнили обозначения цвета в письменной форме, можно предложить только таблички, а затем, после подбора соответствующего флажка, прочитать их вместе с детьми. Дети должны поднять флажок и сказать, какого он цвета («У меня синий флажок»). В конце игры педагог предлагает взять флажки определенного цвета и с ними пройти по кругу.
Огород
Цели: развитие навыка глобального чтения, расширение представлений об окружающем, развитие внимание.
Оборудование: большая карта с изображением огорода (на каждой «грядке» нарисован пустой кружок, а под ним написано название овоща), маленькие картинки с изображением картофеля, моркови, свеклы, капусты, лука, огурца, помидора.
Речевой материал: картофель, капуста, морковь, свекла, лук, огурец, помидор. Это огород. Тут растет капуста, лук... Что там? Что это? Где растет...?
Ход игрыНа столе у педагога лежит большая картина с изображением огорода. В конверте у педагога маленькие картинки с изображением овощей. Он говорит: «Это огород (показывает на большую картину). Тут растет капуста, свекла...» Далее педагог достает из конверта маленькую картинку с изображением, например, огурца и спрашивает детей: «Что это? Где растет огурец?» Один из детей подходит к большой картине, находит пустой кружок, под которым написано ОГУРЕЦ и кладет изображение огурца на пустой кружок. Затем педагог предлагает кому-то из детей достать из конверта картинку с изображением другого овоща, назвать его, а затем найти грядку, на которой он растет. Детям задаются вопросы: «Что это? Где растет?» Игра продолжается до тех пор, пока не будут закрыты все пустые кружки на картине с изображением огорода.
Найди маску животного
Цели: совершенствовать навыки глобального чтения учить выполнять поручения педагога, отвечать на вопросы.
Оборудование: маски животных (кошки, собаки, белки, лисы, волка), таблички с названиями животных, корзинка.
Речевой материал. Вот корзина. Это кошка, собака, белка, волк. Возьми такую маску. Кто ты? Я - лиса (волк...). Наденьте маски. Будем водить хоровод.
Ход игрыНа столе у взрослого разложены маски. Педагог показывает детям корзину с табличками, которую он держит в руках и говорит: «Будем играть. Вот корзина. Тут таблички. Аня, возьми табличку». Ребенок берет табличку и читает совместно с педагогом. Затем взрослый предлагает: «Возьми такую маску». Ребенок берет маску, называет ее («Это волк») и садится на свой стульчик. В конце игры взрослый задает вопрос каждому ребенку вопрос: «Кто ты? « Ребенок самостоятельно или с помощью педагога произносит: «Я - лиса...», надевает маску животного. Затем дети водят хоровод.
Почтальон
Цели: те же.
Оборудование: конверты по числу детей, костюм почтальона, игрушки (мяч, рыба, кукла, машина, лодка), таблички, на которых написаны поручения.
Речевой материал: рыба. кукла, машина, лодка, иди, дай, возьми, убери, покажи, имена детей. Что там?
Ход игрыДети сидят за своими столами. Входит «почтальон» с сумкой (воспитатель или педагог в костюме почтальона) и говорит: «Привет! Сумка тяжелая. Что там?» «Почтальон» достает из сумки по одной игрушке, спрашивая детей: «Что это?» Затем «почтальон» вынимает из сумки конверты и показывает их детям. Дети, прочитав имя на конверте, указывают на ребенка, которому адресовано письмо. «Почтальон» отдает конверт этому ребенку, тот открывает конверт и достает из него табличку с поручением, например: «Возьми лодку «. Табличка прочитывается, затем ребенок выполняет поручение. Игра продолжается до тех пор, пока «почтальон» не раздаст все «письма» детям.
Найди картинку
Цели: активизировать словарь, совершенствовать навык глобального чтения, развивать внимание.
Оборудование: картинки с изображением посуды (по пять картинок у каждого ребенка), таблички с названием посуды.
Речевой материал: чашка, ложка, тарелка, блюдце, чайник, кастрюля. Покажите картинку. У кого такая картинка? Иди вперед.
Ход игрыДети встают в шеренгу; у каждого ребенка в руках по пять картинок с изображением посуды. Педагог стоит на расстоянии 1,5-2 м от детей. Взрослый говорит: «Будем играть», показывает детям табличку с названием посуды: «Читайте». Дети читают табличку вместе с педагогом, затем взрослый спрашивает: «У кого такая картинка? Покажите картинку». Если ребенок правильно показал картинку, он делает один шаг вперед. Тот, кто показал неправильно, остается на месте. Побеждает тот, кто первый дойдет до педагога.
Угадай
Цели: развивать мелкую моторику, учить глобальному чтению, учить понимать вопросы и отвечать на них.
Оборудование: схематические (черно-белые) картинки с изображениями животных или пиктограммы, на которых представлены особенности внешнего вида животных (клюв гуся, пасть волка, уши лошади), таблички с названиями животных.
Речевой материал. Смотрите внимательно. Делайте так. На кого похоже? Кто это? Это заяц, волк, лошадь, гусь, птичка.
Ход игрыВ основе игры лежит соотнесение положения пальцев с особенностями внешнего вида некоторых животных (СНОСКА: Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 20). На наборном полотне выставлены картинки или пиктограммы (что предпочтительнее) с изображениями животных. На столах у детей таблички с их названиями. Сначала педагог уточняет названия животных: указывая на ту или иную картинку, он задает вопрос: «Кто это?» Дети находят на столе нужную табличку и вместе с педагогом прочитывают ее. Затем педагог воспроизводит положение пальцев обеих рук, передающее те или иные особенности животного, например, складывает пальцы, изображая клюв гуся, или делает движения двумя пальцами, демонстрируя ушки зайчика. Детям предлагается воспроизвести движения пальцев: «Делайте так», а затем указать на табличку с названием животного: «Кто это?»
Дети по подражанию воспроизводят движения пальцев, указывают на соответствующую табличку и прочитывают ее.
Лото
Цели: учить устно-дактильному чтению, закреплять тематический словарь.
Оборудование: карты лото, на которых представлены четыре изображения знакомых предметов с подписями; картинки с изображениями этих же предметов.
Речевой материал: читай, скажи рукой, говори устно, названия изображенных на картинках предметов, молодец, ошибся, повтори.
Ход игрыПедагог раздает детям карты лото, уточняет, что нарисовано на картинках. Затем показывает детям картинку и просит прочитать устно-дактильно ее название. Дети находят данное изображение на карте лото и прочитывают подпись к нему. Ребенку, первому правильно прочитавшему слово устно-дактильно, выдается маленькая картинка, которой он закрывает соответствующее изображение на карте лото. Когда все подписи к картинкам прочитаны, дети считают, у кого закрыто больше картинок на карте лото.
Покажи
Цели: учить читать с руки, учить выполнять поручения, предъявляемые устно-дактильно.
Оборудование: знакомые ребенку игрушки или предметы другой тематической группы.
Речевой материал: читай, названия предметов, инструкции типа: «дай мяч, покажи куклу, возьми рыбу». Что я сказала?
Ход игрыНа столе разложены игрушки. Педагог дает ребенку поручение в устно-дактильной форме: «Дай куклу». Для того чтобы исключить чтение с губ, поручение может сначала предъявляться дактильно, а затем, при появлении затруднений повторяться устно-дактильно. Когда поручения с игрушками выполнены, можно предложить выполнение поручений с использованием слов, обозначающих части тела: «Покажи нос (руки, ноги, глаза, рот, уши...» Дети, правильное выполнившие поручение, получают фишки или мелкие игрушки. В конце занятия подсчитывается количество фишек или игрушек у каждого ребенка.
Что у тебя?
Цели: те же.
Оборудование: «чудесный мешочек», игрушки или предметы другой тематической группы (овощи, фрукты, посуда, мебель).
Речевой материал: названия игрушек или предметов. Спрячь. Что у тебя? Я угадаю. У тебя мяч? Угадала. Я ошиблась.
Ход игры Педагог показывает ребенку четыре-пять знакомых игрушек и кладет их в нарядный мешочек. Педагог объясняет ребенку, что он должен взять одну игрушку из мешочка и спрятать ее. Взрослый закрывает глаза, а затем, открыв глаза, он должен угадать, какую игрушку спрятал ребенок. Педагог называет игрушку устно-дактильно или, чтобы исключить чтение с губ, первый раз воспроизводит название игрушки только дактильно, а второй - устно-дактильно. Ребенок отвечает «да» или «нет». Педагог называет разные игрушки, долго не может «угадать» спрятанную игрушку, чтобы поупражнять детей в чтении с руки. Угаданную игрушку ребенок отдает педагогу. Игра продолжается, пока все игрушки не будут угаданы педагогом.
В дальнейшем игру можно усложнить, увеличив количество игрушек до восьми-десяти.
Затем игрушки можно заметить на картинки: сначала предметные, а затем с несложным сюжетом (девочка играет, мальчик упал, мама читает и др.).
Соберем куклу на прогулку
Цели: те же.
Оборудование: кукла, предметы кукольной одежды и обуви.
Речевой материал. Кукла пойдет гулять. Оденем куклу. Принеси (дай) пальто (шапку), надень платье (туфли)...
Ход игрыПедагог сообщает детям: «Пойдем гулять с куклой. Будем одевать куклу». Он дает поручения детям в устно-дактильной форме: «Принеси платье (пальто, шарф, шапку, туфли). Надень платье (туфли, пальто...)». В игре у детей закрепляется умение понимать и выполнять поручения. В процессе сборов на прогулку детей им также предъявляется данный речевой материал в устно-дактильной форме.
Могут быть проведены и другие игры такого типа: « Покорми куклу», «Уложим куклу спать», «Будем купать куклу».
Лесенка
Цели: учить послоговому чтению, развивать внимание.
Оборудование: карточки с изображением лестницы, мелкие игрушки, картинки (собака, коза, кошка, белка, корова), таблички с названиями этих животных.
Речевой материал: лестница, собака, корова, коза, кошка, белка. Будем читать.
Ход игрыПеред ребенком лежат карточки с изображением лестницы. На каждой ступеньке лестницы написаны слоги одного слова. Педагог говорит: «Будем читать». Он ставит маленькую игрушку на верхнюю ступеньку и просит ребенка прочитать слог. Постепенно ребенок спускается по лестнице, прочитывая слово. После того как ребенок прочитал слово, он выбирает нужную картинку с табличкой и прочитывает слово с соблюдением орфоэпических норм (на табличке отмечено произнесение безударных гласных). Если к этому времени дети овладели складыванием слов из разрезной азбуки или письмом (списыванием слов с табличек), можно предложить им сложить слово или списать его с таблички, а затем еще раз прочитать.
«Что там?» («Кто это? Кто там?»)(СНОСКА:В основу этой и двух последующих игр положены рекомендации Л.Ю. Никольской из книги «Путь к слову». Иркутск, 1999)
Цели: учить детей задавать вопросы взрослым и детям, развивать диалогическую речь.
Оборудование: игрушки или картинки с изображением знакомых предметов, разрезные картинки с несложной конфигурацией разреза, фотографии членов семей детей и педагогов.
Речевой материал: названия знакомых игрушек, например: машина, самолет, кукла. Что там? Там мяч....? Угадал, не угадал. Я не знаю, что это. Спроси. По усмотрению педагога может быть подобран речевой материал по любой пройденной теме.
Ход игры
1-й вариант. Педагог показывает детям знакомые игрушки и просит назвать их. Например, кукла, мяч, пирамида... Затем указывает на ширму, сообщает: «Там тоже игрушки», предлагает детям: «Спросите, что там?» Педагог показывает, как надо спрашивать, обращает внимание на вопросительную мимику лица. Затем каждый ребенок, пользуясь табличкой «Что там?» и воспроизводя вопрос устно, обращается к педагогу. Педагог отвечает на вопрос: «Там матрешка» и показывает или дает ребенку игрушку.
В следующий раз педагог прячет за ширмой знакомые игрушки, предлагает детям задать вопрос: «Что там?» или «Там мяч?» Если ребенок правильно назвал предмет, педагог отдает ему игрушку. Если никто из детей не может угадать, педагог убирает ширму, и дети называют игрушки.
Игру можно разнообразить за счет введения незнакомых детям игрушек или предметов. В этом случае в ответ на вопрос ребенка: «Что там?» педагог показывает новую игрушку и вводит в речь ребенка новую фразу: «Я не знаю, что это», предлагает: «Спроси. Что это?». Педагог называет игрушку: «Это башня», дети прочитывают слово.
2-й вариант. Детям можно предложить сложить разрезную картинку из трех-четырех частей и закрыть ее листом бумаги, чтобы другие дети не видели. Педагог подходит к каждому ребенку, спрашивает: «Что там?» Ребенок показывает картинку и называет изображенный предмет. Если картинка сложена правильно, ребенок получает фишку, если неправильно - педагог дает картинку-образец. На следующем занятии дети складывают другие разрезные картинки, кто-то из детей задает вопрос: «Что там?» или «Что у тебя?»
3-й вариант. В тонкий мешочек или под салфетку кладутся знакомые детям игрушки. Ребенку предлагается на ощупь определить игрушку и ответить на вопрос: « Кто это? « (если это игрушки-животные) или «Что это?» В следующий раз вопрос задает кто-то из детей. В случае правильного ответа ребенок получает игрушку.
Аналогичным образом могут использоваться вопросы: «Кто это? Кто там?» при рассматривании фотографий детей и членов их семей. Рассматривая их вместе с детьми, педагог задает детям вопрос: «Кто это?» Затем можно рассмотреть фотографии, принесенные педагогом или воспитателем. Дети задают им вопрос: «Кто это?»
Что делает...?
Цели: учить понимать вопросы и отвечать на них, самостоятельно задавать вопрос: «Что делает мальчик (мама)?»; развивать диалогическую речь.
Обрудование: картинки с изображением различных действий, выполняемых одним персонажем и разными (людьми, животными), сюжетные игрушки, фотографии детей группы и членов их семей, на которых они выполняют различные действия.
Речевой материал. Что делает мишка (зайка)? Что делает Оля (Ваня...)? Что делает мальчик? Что делает мама (папа, бабушка, дедушка...). Мальчик идет, бежит, спит, ест, играет, рисует, лепит и др. Покажи, как...
Ход игры
1-й вариант. Педагог предлагает детям рассмотреть картинки, на которых изображен мальчик, выполняющий различные действия (идет, бежит, упал, рисует, читает..). Он использует вопрос «Что делает?», предлагает кому-то из детей воспроизвести действие («Покажи, что делает мальчик «). Во время демонстрации действия спрашивает у детей: «Что делает Саша?», ответ фиксируется на табличке и прочитывается: «Саша бежит». Таким же образом демонстрируются и уточняются другие действия.
2 вариант. Педагог предлагает детям поиграть в «семью», распределяет роли, спрашивает у участников игры об их действиях: «Ты будешь бабушкой. Что делает бабушка? Бабушка готовит обед. Ты будешь мамой. Что делает мама? Мама моет пол».
3 вариант. На доску обратной стороной прикрепляются картинки, на которых изображены действия одного животного: например, собака спит, сидит, ест, лает, прыгает. Взрослый сообщает: «Там собака. Спросите, что делает собака». Дети задают вопрос: «Что делает собака?» или «Собака спит?» Если ребенок правильно задал вопрос, взрослый называет действие, снимает и отдает ему картинку. Когда все картинки отданы детям, можно еще раз рассмотреть их, задать каждому ребенку вопрос: «Что делает собака?» В случае затруднений взрослый помогает ребенку прочитать ответ на вопрос.
4-й вариант. Педагог предлагает детям угадывать, что он будет делать: «Я покажу, вы угадайте». Он воспроизводит разные движения (бежит, прыгает, ест, моет руки и т.д.). Дети называют действия: «Тетя Лена бежит, прыгает...»
5-й вариант. Можно организовать игру «Что мы делали не скажем, а что видели - покажем». Дети изображают разные действия, педагог их угадывает и называет или записывает. Если он не угадал выполняемое действие, дети должны назвать его сами.
Кроссворды
Цели: учить детей звуко-буквенному анализу знакомых слов, учить читать, уточнять названия предметов по разным темам.
Оборудование: картинки, схемы кроссвордов
Речевой материал: какое это слово? Что это? Заполни клеточки. Напиши слово. Названия предметов по теме, отраженной при составлении кроссворда.
Ход игрыПедагог указывает детям на кроссворд и сообщает: «Будем заполнять клеточки. Тут разные слова». Сначала он предлагает детям рассмотреть и назвать картинки. Затем он объясняет, как вписать слово по клеточкам в схему кроссворда. Если дети не знакомы с данной игрой, педагог может на примере одного слова показать, как нужно записывать слово в кроссворд. Дальше дети называют следующие картинки и вписывают слова в соответствующие части кроссворда. Если данная игра используется редко, в качестве помощи педагог может вписать в кроссворд первые буквы слов.
Усложнение. Если данная игра используется часто, можно предложить старшим дошкольникам вспомнить слова по какой-то теме (например, цветы) и вписать их в кроссворд. Если дети не могут вспомнить названия предметов, им предлагаются картинки, которые дети называют, а затем вписывают слова в соответствующие части кроссворда. Если дети неточно воспроизводят структуру слов, можно сначала предложить прочитать слова или написать их, а затем заполнить кроссворд.
Кукла едет отдыхать
Цели: расширять тематический словарь детей, учить понимать видо-родовые отношения, правильно пользоваться обобщающими словами; обучать аналитическому чтению.
Оборудование: кукла, два игрушечных чемодана или сумки, кукольная одежда, наборы игрушечных продуктов питания.
Речевой материал: Кукла устала. Кукла поедет отдыхать. Помогите кукле собраться (собрать вещи). В этой сумке одежда. В этой сумке продукты. Положите одежду в сумку. Положите продукты в сумку. Что ты положил? Я положил кофту. Кофта - это одежда....
Ход игрыПедагог приводит в класс куклу и сообщает детям: «Кукла устала. Кукла поедет отдыхать. Помогите кукле собрать вещи. У куклы две сумки. В этой сумке одежда (На сумке прикреплена табличка «одежда»). В этой сумке продукты (табличка «продукты»)». На столе педагога в случайном порядке лежат предметы кукольной одежды, продукты. «Что положим в эту сумку?» Педагог предлагает детям взять продукты (не уточняя конкретные названия) и положить в соответствующую сумку. Он задает детям вопрос: «Что ты положил?», помогает дать ответ: «Я положил печенье». При необходимости ответ записывается и прочитывается всеми детьми. Затем таким же образом заполняется вторая сумка. Когда обе сумки заполнены, педагог уточняет: «Что лежит в этой сумке? Продукты. Назовите продукты». Таким же образом уточняется содержимое второй сумки.
Кукла «благодарит» детей, ставит свои сумки в машину, прощается с детьми и уезжает.
Игру можно усложнить, предложив несколько групп предметов. Например, в одной сумке одежда и обувь, в другой - продукты и фрукты.