Ведущая педагогическая идея опыта

Раздел I. Информация об опыте

Условия возникновения, становления опыта

Автор опыта работает в МБОУ «СОШ № 4 г.Нарьян-Мара», которая открыта в 1939 году как неполная средняя школа (семилетка). В 2011 учебном году школа начала работу в новом здании. Ее посещают дети из разных микрорайонов – Центрального, поселка Городецкого, поселка Качгорт, а также рабочего поселка Искателей. Социальный состав микрорайонов неоднороден: служащие, интеллигенция, рабочие, частные предприниматели и другие представители социальных групп. Средний возраст родителей обучающихся начальных классов 30-35 лет, многие из них имеют высшее или средне-специальное образование. Родители заинтересованы в получении детьми качественного образования. В МБОУ «СОШ № 4» созданы все условия для этого: современные классы, оборудование, преподавание по методикам развивающего обучения, индивидуальный подход к каждому ребенку.

Автора опыта заинтересовала проблема активизации познавательной активности младших школьников через использование интерактивной технологии развития критического мышления, поскольку преподавание по традиционной программе УМК «Школа России» не удовлетворяло и не соответствовало ожидаемым результатам.

Для изучения исходного состояния познавательной сферы первоклассников была использована методика Н.Г.Лускановой «Тест «Школьная мотивация», анкета «Определение мотивации по предметам», тест «Удовлетворенность школьной жизнью». По результатам диагностики высокий уровень школьной мотивации имели только 26% обучающихся, норму – 9%, близкий к норме – 48%, низкий – 17%. Тест «Удовлетворенность школьной жизнью» показал высокую степень удовлетворения – 74% обучающихся, средняя – 22 %, низкая – 0%. Данные психологических исследований подтвердило обеспокоенность учителя.

Актуальность опыта

В настоящее время произошли серьезные изменения в сфере образования. Внедрение нового стандарта не только повлекло за собой пересмотр давно сложившейся системы образования, но и позволило педагогам по-новому выстраивать школьное образовательное пространство.

Оформляется новый социальный заказ на выпускника школы, отражающий тенденции развития современного общества. Сущность образования уже не сводится к усвоению знаний, умений и навыков. Для открытого образования приоритетной является цель, которая заключается в том, чтобы, как минимум, дать опыт самоопределения в некоторой сфере, осмысленный ответ человека на вопрос, чему и зачем он намерен учиться. А как максимум – передать ученику техники самоопределения, дать возможность увидеть потенциальные возможности, научить мыслить над выбором и помочь воспитать волю к самоопределению.

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократического гражданского общества. Чтобы решать эти задачи, каждому педагогу важно понять, что, зачем и каким образом изменить в своей деятельности.

Реализация собственной учебной деятельности выдвигает школьника на позицию субъекта ее. Ученик действует по принципу «я учусь».

Обеспечение субъектной позиции ученика и системно-деятельностного подхода возможно при переходе с традиционного на технологии активного обучения.

Таким образом, работая над темой, автор опыта выявил следующие противоречия:

- между большим потоком учебной и социальной информации для обучающихся и потребностью в дифференциации необходимого объема учебного материала;

- между недостаточной наглядной обеспеченностью уроков в начальной школе и необходимостью совершенствования организации познавательной активности с применением современных технологий;

- между предлагаемыми методами и приемами для применения на уроках в начальной школе и жизненной необходимостью внедрения активных технологий обучения, развивающих критическое мышление младших школьников.

Использование на уроках технологии РКМЧП как раз и позволяет решить поставленные перед учителем задачи. Она соответствует приоритетам современной жизни: не простое знание фактов, не умения как таковые, а способность пользоваться приобретённым, не объём информации, а умение получать её и моделировать.

С 2012 года эта тема стала темой моего самообразования. На первом этапе (2012-2013 учебный год) был изучен имеющийся теоретический материал по этой технологии. На втором этапе (2013-2015 учебный год) – активное использование данной технологии на своих уроках. Считаю, что технология доступна всем заинтересованным и творческим педагогам.

Ведущая педагогическая идея опыта

Анализ программы и учебников, используемых в начальной школе, показал, что рост интенсивности обучения достиг в настоящее время пограничной величины. Здоровьесберегающее значение имеет определение необходимого для обучающегося объема знаний по предмету, что определяется, в том числе, умением критически оценивать учебную информацию, осмысливать ее и применять на практике. Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении методики организации познавательной деятельности обучающихся в процессе обучения посредством использования технологии развития критического мышления.

Технология является личностно-ориентированной и открыта для решения широкого спектра задач в образовательной сфере: развития качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие, воспитания базовых навыков человека открытого информационного пространства.

Основополагающими принципами данного опыта являются:

- научность;

- системность;

- эффективность;

- учет индивидуальных способностей и запросов учащихся;

- перспективность,

- технологичность.

Теоретическая база опыта

Технология «Развитие критического мышления» является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет:

- добиваться таких образовательных результатов как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;

- умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

- умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

- умение решать проблемы;

- способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);

- умение сотрудничать и работать в группе;

- способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

Поскольку в настоящее время школа призвана воспитать свободную, развитую и образованную личность, владеющую определенным субъективным опытом, способную ориентироваться в условиях постоянно меняющегося мира.

Формирование критического мышления в период расширения информационного пространства приобретает особую актуальность. Под критическим мышлением в обучающей деятельности понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры студента и преподавателя, а также «мышление оценочное, рефлексивное», для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах[1].

В основе технологии формирования критического мышления через чтение и письмо лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского «…всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим[2]». Также используются идеи Д. Дьюи, Ж. Пиаже и Л.С. Выготского о творческом сотрудничестве ученика и учителя, о необходимости развития в учениках аналитически-творческого подхода к любому материалу.

Однако на уроках в начальной школе нередко приходилось видеть скучающие лица учеников, сталкиваться с низкой активностью на уроке, с отсутствием интереса к предмету и культуры выполнения домашнего задания, да и с нежеланием учиться вообще. Порой казалось, что такое пассивное отношение к предмету может быть вследствие недопонимания заданий, неумения ориентироваться в учебнике, работать самостоятельно с различными источниками, находить и систематизировать информацию.

В качестве целей при изучении при изучении предметов начальной школы (чтение, русский язык, математика, окружающий мир) выступает не обучение как таковое, при котором содержанием будут лишь практические знания, навыки и умения, а образование личности. При этом важно сформировать у учащихся комплекс медиа образовательных умений, включающих:

- находить требующуюся информацию в различных источниках;

- критически осмысливать информацию, интерпретировать ее, понимать суть, адресную направленность, цель информирования;

- систематизировать информацию по заданным признакам;

- переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему и обратно;

- видоизменять объем, форму, знаковую систему информации;

- находить ошибки в информации, воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы;

- устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями;

- уметь длительное время (четверть, учебное полугодие, учебный год или другой отрезок времени) собирать и систематизировать тематическую информацию;

- уметь вычленять главное в информационном сообщении.

Суть медиа образования ясно отражена в высказываниях Я.А. Коменского о том, что «учитель должен думать о том, чтобы сначала сделать ученика пригодным для восприятия образования. Учитель, прежде чем образовывать ученика своими наставлениями, сначала должен пробуждать в ученике стремление к образованию, делать ученика, по крайней мере, годным к образованию». Не объем знаний или количество информации, уложенное в голову ученика, является целью образования, а то, как умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни. Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.

Наши рекомендации