Объем дисциплины и виды учебной работы. Кафедра земельного и экологического права

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

Кафедра земельного и экологического права

ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО

Учебно-методический комплекс

Для студентов бакалавриата очной формы обучения

Направление подготовки 030900.62 Юриспруденция

(квалификация (степень) «бакалавр»)

МОСКВА

Авторы-составители:

Власенко Валерий Николаевич, к.ю.н., зам. заведующего кафедрой земельного и экологического права Российской академии правосудия;

Сырых Елена Владимировна, к.ю.н., доцент, доцент кафедры земельного и экологического права Российской академии правосудия;

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»).

Данная работа выполнена при информационной поддержке Компании «Консультант-Плюс»

Одобрена на заседании кафедры земельного и экологического права (протокол № 6 от 11 декабря 2012 г.).

Утверждена Ученым советом Российской академии правосудия (протокол № 3 от 11 декабря 2012 г.).

ãРоссийская академия правосудия, 2012

ã Власенко В.Н., Сырых Е.В., 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………….…………3

Объем дисциплины и виды учебной работы……………………….…………8

Тематический план…………………………………………………….………...9

Программа учебного курса……………………………………………………..11

Планы семинарских занятий…………………………………………………...20

Методические рекомендации по изучению дисциплины……………………29

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

Под руководством преподавателя………………………………………….…31

Методические рекомендации для выполнения контрольных

заданий. Примеры контрольных заданий…………………………………….34

Примерные вопросы для подготовки к экзамену…………………………….44

Литература……………………………………………………………………...46

Введение

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») область профессиональной деятельности бакалавров включает разработку и реализацию правовых норм; обеспечение законности и правопорядка; правовое обучение и воспитание.

Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются общественные отношения в сфере реализации правовых норм, обеспечения законности и правопорядка.

Бакалавр по направлению подготовки 030900 Юриспруденция готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

нормотворческая;

правоприменительная;

правоохранительная;

экспертно-консультационная;

педагогическая (преподавание правовых дисциплин в образовательных учреждениях, кроме высших учебных заведений).

Бакалавр по направлению подготовки 030900 Юриспруденция должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

1) нормотворческая деятельность:

- участие в подготовке нормативных правовых актов;

- правоприменительная деятельность:

- обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;

- составление юридических документов;

2) правоохранительная деятельность:

- обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства;

- охрана общественного порядка;

- предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений;

- защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

3) экспертно-консультационная деятельность:

- консультирование по вопросам права;

- осуществление правовой экспертизы документов;

4) педагогическая деятельность:

- преподавание правовых дисциплин;

- осуществление правового воспитания.

При изучении дисциплины решаются следующие задачи:

 ознакомление студентов с основными понятиями, принципами и задачами земельного права; закономерностями становления и развития отрасли земельного права;

 обучение студентов умению ориентироваться в действующем земельном законодательстве;

 привитие навыков самостоятельного применения нормативных правовых актов и положений теории земельного права на практике;

 воспитание у студентов уважения к земельному праву и законодательству как к непреложной социальной ценности, готовности неукоснительно его соблюдать, требовать это от других;

 формирование у обучаемых четкой ориентации на готовность быстрого изменения содержания и форм правового регулирования земельных отношений в условиях динамично развивающегося рынка земли и непредсказуемо меняющегося вследствие глобального потепления климата состояния окружающей среды;

 привитие студентам стремления, внутренней убежденности в необходимости бережного отношения к природе и разумного использования её богатств, формирование активной жизненной позиции в эффективном использовании права как регулятора общественных земельных отношений, в укреплении в стране земельного правопорядка.

Земельное право является одной из весьма динамично развивающихся профессиональных дисциплин современного юридического образования и предполагает необходимость осуществления земельно-правового образования постоянно, поскольку быстротечность, подчас непредвиденность последствий воздействий человека на земельные ресурсы и связанную с ними природную среду, предполагает непрерывное обновление земельно-правовых знаний для правового обеспечения решения новых задач в области правового регулирования использования и охраны земельных ресурсов.

Выпускник по направлению подготовки 030900 Юриспруденция должен обладать:

1) общекультурными компетенциями (ОК):

- осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

- быть способным добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

- владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

- быть способным логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

- обладать культурой поведения, готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

- иметь нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);

- стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

- использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

- анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

- понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);

- владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);

- уметь работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);

- владеть необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке (ОК-13);

2) профессиональными компетенциями (ПК):

а) в нормотворческой деятельности:

- участвовать в разработке нормативных правовых актов в области земельных отношений (ПК-1);

б) в правоприменительной деятельности:

- осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

- обеспечивать соблюдение земельного законодательства субъектами права (ПК-3);

- принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

- применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права (ПК-5);

- юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

- владеть навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

в правоохранительной деятельности:

выполнять должностные обязанности по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);

уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);

осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);

выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);

правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);

в экспертно-консультационной деятельности:

принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);

толковать различные правовые акты (ПК-15);

давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);

в педагогической деятельности:

преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);

управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);

эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы (по учебному плану) Количество часов
Количество зачетных единиц в год
  Общая трудоемкость  
  Аудиторные занятия  
  Лекции  
  Семинары  
  Самостоятельная работа  
  Контрольные задания  
  Форма аттестации   экзамен

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Разделы и темы дисциплины Количество часов
Аудиторные занятия лекции семинары (практи- ческие занятия) С/р
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Тема 1. Предмет, метод, система и история земельного права  
Тема 2.Источники земельного права.
Тема 3. Право собственности и иные права на землю  
Тема 4.Основания возникновения, изменения и прекращения прав на земельные участки  
Тема 5.Правовое обеспечение охраны земель, рационального использования земельных ресурсов  
Тема 6. Организационный механизм (управление) в сфере использования и охраны земель  
Тема 7. Экономический механизм в сфере использования и охраны земель  
Тема 8. Защита прав на землю и рассмотрение земельных споров (в форме модели судебного процесса)  
Тема 9. Ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель (в форме круглого стола)  
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
Тема 10. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения  
Тема 11. Правовой режим земель населенных пунктов  
Тема 12. Правовой режим земель промышленности и иных земель специального назначения  
Тема 13. Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов  
Тема 14. Правовой режим лесов, вод и земель лесного, водного фондов, земель запаса  
СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ    
Тема 15.Международно-правовое и зарубежное регулирование охраны и использования земель  
Всего по дисциплине

ПРОГРАММА КУРСА

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Наши рекомендации