Раздел 6. креативные технологии в обучении и воспитании

6.1.Суть арт-технологии в том, что это обучение интеллектуальной деятельности, во всех её проявлениях, осуществляется средствами художественного творчества. Арт-направление выбрано в связи с тем, что не имеет возрастных ограничений, не зависит от культурного опыта и социального положения, отличается особой "мягкостью" по сравнению с другими методами. Арт-технология является ещё и здоровьесберегающей. Смена ролей, мест и времени действий способствует раскрытию личностных качеств учащихся, повышает эмоциональный тонус учебного процесса, улучшает здоровье детей. http://pedsovet.su/load/276-1-0-11042?ljEQZj

Арт-технологии- это технологии, при которых живой, творческий процесс преобразуется в продукт, «угасает» в нем. Но это «угасшее» пламя труда снова возгорается в момент приобщения другого человека к результату творчества, и этот человек вступает в контакт с творцом через созданные им произведения. К арттехнологиям относятся прежде всего художественная и педагогическая. Результат труда и деятельность представителей профессий сферы «человек—художественный образ» называют искусством. В основе всех видов искусства лежит художественный образ как результат мыслительной, познавательно-духовной и практической деятельности человека. Важнейшими сторонами художественной деятельности являются художественное явление и творческая фантазия. Трудно перечислить те сферы нашей жизни, где не присутствует искусство. Можно сказать, что человеческая жизнь немыслима без искусства.

6.1.1 Изобразительное искусство. Создание на плоскости или в пространстве наглядного изображения окружающего мира, воспринимаемого зрением. Произведения изобразительного искусства по своему назначению делятся на две группы: станковые и монументальные. Станковыми называются произведения, имеющие самостоятельное значение, не связанное с архитектурой или каким-нибудь практическим применением. Название это происходит от слова станок (или мольберт). На станке художник в процессе работы укрепляет материал. Монументальными называются произведения, предназначенные для украшения общественных зданий. Разновидности монументального искусства: скульптура, роспись, фреска (роспись на сырой штукатурке), панно, мозаика, витражи.
Живопись — создание художественных образов красками. Гармония цветов в картине называется колоритом. Жанры живописи: исторический, бытовой, батальный (военная тематика), портрет, пейзаж, натюрморт («мертвая натура» — изображение предметов быта, цветов, плодов, овощей), маринизм (изображение моря)..

Графика — это искусство рисунка (греч. grapho — пишу, рисую). Выразительные средства графики — линия, пятно, тон. Орудия творчества — карандаш, перо, кисть. Жанры графики: плакат, иллюстрация, гравюра на линолеуме (ли­ногравюра), на дереве (ксилогравюра), на металле (офорт), на специальном камне (литография), эстамп-оттиск (гравюра на бумаге).

Скульптура (лат. sculptura — вырезание, древнерусское — ваяние) — объемное, пластическое изображение в пространстве. Жанры скульптуры: голова, бюст (погрудное изображение), статуя (изображение во весь рост), многофигурная композиция. Форма: круглая (для обозрения со всех сторон), рельеф — барельеф и горельеф (объемное изображение на плоскости). Материал: мрамор, гранит, бронза, медь, гипс, дерево, бетон.

Декоративно-прикладное искусство (фр. dekorere — украшать) -произведения для украшения быта людей. Этот вид искусства берет свое начало в далекой древности, его истоки — в условиях жизни людей. В нем соединено прекрасное с полезным. Жанры декоративно-прикладного искусства: вязание, ткачество, макраме. Материал: кожа, керамика, глина, стекло, ткань, нитки, дерево, металл. Изделия: ковры, посуда, одежда, игрушки, украшения, предметы быта и интерьера.

6.1.2. Архитектура. Одно из древнейших искусств. Древнерусское название архитектуры — зодчество. Это — искусство проектировать и строить здания. Архитектура опирается на природу, которая дает людям как строительный материал, так и образцы цветового богатства, пропорциональности, пластичности Строительство ведется из различных материалов: камня, металла, бетона, стекла, кирпича, дере­ва и т.д Выразительные средства архитектуры: характер строительного материала, особенности техники, расположение здания, его связь с окружающим пространством, композиция, единство художественного решения и практического назначения здания.
6.1.3. МузыкаИскусство обобщенного выражения мыслей, чувств, страстей и переживаний с помощью звуков. Недаром говорят, что «музыка начинается там, где кончаются слова». Выразительные средства: мелодия (последовательный ряд звуков разной высоты, организованный ритмически и ладово-интонационно); лад — система взаимосвязей музыкальных звуков, определяемая тяготением неустойчивых звуков к устойчивым (опорным). Наиболее известные лады — мажор (весело) и минор (грустно); ритм — определенное чередование и соотношение протяжных и кратких звуков; размер ритма (двухдольный, трехдольный, четырехдольный); регистр — определенный по высоте участок звуково­го диапазона певческого голоса или музыкального инструмента; тембр — окраска звука (нежная, теплая, мягкая, холодная и т.д.); гармония — закономерно построенные созвучия в их определенной последовательности.
Музыкальные жанры: песня, танец, марш. Музыкальные формы:куплеты, сонаты (музыкальное произведение, состоящее из несколь­ких самостоятельных частей); концерт (произведение для одного-трех инструментов и ор­кестра); симфония (произведение для большого числа инструмен­тов); опера (произведение для солистов и оркестра); оперетта (произведение для оркестра, солистов и танцо­ров); балет (произведение для оркестра и танцоров).

6.1.4. Хореография. Отображение мира с помощью пластических поз, тан­цевальных движений, жестов и мимики артистов. Хореография обычно выступает в синтезе с другими видами искусства: музыкой, литературой (либретто — содержание балета), изобразительным искусством. Жанры: народный танец, бальный танец, классический танец. Выразительные средства: пластика тела танцоров, техника исполнения, композиция танца, музыка, костюмы, декорации.
6.1.5. Театр.Искусство, которое выражается в сценических действиях (игре) актеров перед публикой. Основу театра в смысле содержания составляет драматургия. Жанры драматургии: драма, композиция, трагедия, фарс, водевиль. Основная форма театрального искусства — спектакль, постановщиком которого является режиссер. Сотворцами спектакля становятся зрители, которые «втягиваются» в театральное действие. Выразительные средства театрального искусства: сценическая речь, жесты, мимика, пластика тела, грим, костюм, мыслеобразы. В спектакле соединяются разные искусства: музыка, хореография, изобразительное творчество. Большую роль играет световое оформление спектакля.

Театральная педагогика и артистизм преподавателя как средство создания образовательной среды (или зачем учителю быть актером?) Заговори, чтобы я тебя увидел. (Сократ) Артистизм учителя – не мечта, а насущная потребность, доступная тому, кто действительно желает развивать в себе это качество. (Вигман С.Л.) Учителю, преподающему в современной школе необходимо владеть адекватными природе искусства способами передачи смысла художественного текста. Современный педагог – это яркая индивидуальность, творческая личность, проявляющая эмпатию, умеющая решать проблемные ситуации, умеющая заинтересовать, находить творческие подходы в объяснении материала, увлечь учеников творчеством, процессом саморазвития. Педагогу необходимо знать средства вербальной и невербальной коммуникации, быть раскрепощенным, эмоционально пластичным для объяснения смысла различных фрагментов содержания образования, передачи своих чувств, отношений и понимания реакций учеников. Обезличенность предлагаемых педагогом знаний приводит к утрате эмоционально-ценностного подтекста обучения и непоправимо его обедняет. Задача артистичного педагога заключается в том, чтобы оказать на учеников эмоциональное воздействие, вызвать определенные переживания, впечатления в душах учеников, без которых осложняются восприятие и понимание жизни; утвердить веру в себя в сознании и сердцах ребят, заставить играть воображение. Педагог играет роль фасилитатора, помощника и стимулятора значимого учения, должен создать психологический комфорт и свободу ученику. Главным результатом труда артистичных педагогов является становление учеников, как личностей, в непрерывном, активном процессе творчества. В основе педагогического артистизма лежат знания театральной педагогики об артистизме актеров и режиссеров. Многие элементы методики педагогического артистизма заимствованы из театральной педагогики. Структура педагогического артистизма содержит понимание о внутренней и внешней стороне артистизма, а также включает в себя психофизический, эмоционально-эстетический, художественно-логический компоненты. Характеристики, лежащие в основе педагогического артистизма: общительность, иррациональность, интуиция, эмпатия, воображение, наблюдательность, способность к импровизации, заразительность, самоконтроль и др. Основная идея статьи – формирование экспрессивно-выразительных способностей учителя, педагогического артистизма как качества личности творческого педагога, на основе обращения к резервам театральной педагогики, мыслям и рекомендациям её корифея К. С. Станиславского.

Школьная театральная педагогика — междисциплинарное направление, появление которого обусловлено рядом социокультурных и образовательных факторов. Динамика социально-экономических изменений, развитие процессов демократизации общественного сознания и практики порождают потребность в личности, способной к адекватной культурной самоидентификации, к свободному выбору собственной позиции, к активной самореализации и культуросозидательной деятельности. Именно в школе происходит становление личностного самосознания, формируется культура чувств, способность к общению, овладение собственным телом, голосом, пластической выразительностью движений, воспитывается чувство меры и вкус, необходимые человеку для успеха в любой сфере деятельности. Театрально-эстетическая деятельность, органично включенная в образовательный процесс, — универсальное средство развития личностных способностей человека. Процессы модернизации отечественной системы образования учитывают актуальность перехода от экстенсивного способа простого наращивания количества информации, включенной в образовательные программы, к поиску интенсивных подходов к ее организации.

Школьная театральная педагогика предполагает:

· включение уроков театра в учебный процесс школы;

· подготовку специалистов для проведения уроков театра в школе;

· актерский и режиссерский тренинг студентов педагогических университетов;

· обучение действующих школьных учителей основам режиссерского мастерства.

Каждый из этих блоков, на наш взгляд, представляет собой чрезвычайно благодатную почву для исследователей, теоретиков и практиков: педагогов, психологов, режиссеров, театроведов и др. Школьная театральная педагогика сегодня оказывается предметом пристального интереса, при этом педагогический поиск ведется в различных направлениях и с разной мерой успеха.

Школьный театр предстает как форма художественно-эстетической деятельности, воссоздающая жизненный мир, обживаемый ребенком. И если в ролевой игре, имя которой театр, целью и результатом является художественный образ, то цель школьного театра существенно иная. Она состоит в моделировании образовательного пространства, подлежащего освоению. Опираясь на идею различий образовательного мира на возрастных этапах становления личности, важно определить специфику школьного театра на этих ступенях, соответственно выстраивая методику театрально-педагогической работы.

Начиная эту работу, коллективу школы следует отчетливо понять возможности и место школьного театра в конкретной, этой школе, с ее собственными традициями и способами организации учебного процесса. Тогда предстоит выбрать и выстроить имеющиеся и возможные формы: урок, студия, факультатив. Нам представляется необходимым сочетание этих трех форм.

Включение искусства театра в учебно-воспитательный процесс школы не только благое желание энтузиастов, но действительная потребность развития современной системы образования, которая переходит от эпизодического присутствия театра в школе к системному моделированию его образовательной функции.

Однако надо учесть, что мы предлагаем не «насыщать» систему театрального воспитания в школе всеми возможными формами и методами, а предоставить школе выбор в зависимости от опыта и увлеченности учителя и учеников. Чтобы учитель мог сделать этот выбор, ему необходимо видеть перспективу в театральной работе.
6.1.6. Кино.Произведение театрального искусства, отснятое на кинопленку. По широте охвата зрителей кино является самым массовым видом искусства. Выразительные средства кино: содержание сценария, мастерство режиссера, мастерство актеров, операторское мастерство, костю­мы, грим, музыкальное и художественное оформление, свет, монтаж (чередование и длительность кадров).

6.1.7. Литература. Искусство, в котором художественный образ создается не путем прямого воспроизведения жизни, а опосредованно, с помощью слова. Художественная литература — искусство слова. Произведения литературы обладают длительностью, их образы развиваются во времени. Поэтому литературу относят к долговременному виду искусства. Читая произведения литературы, мы с помощью воображения представляем действующих лиц и картины из их жизни. В этом за­ключается сотворчество читателя с автором (писателем). Выразительные средства литературы: сравнения, эпитеты, метафоры, аллегории и др.

Художественная литература является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи у учащихся и уникальным средством воспитания. Она помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи. Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой занимает большое место в общей системе работы с детьми. С другой стороны, воздействие художественной литературы на ребенка определяется не только содержанием и формой произведения, но и уровнем его речевого развития.

Анализ научных исследований позволил установить, что целями и задачами ознакомления с художественной литературой являются:

- воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;

- формировать представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке;

- воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух.

Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы, формирования личности, его художественного развития существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности. В основе отбора – педагогические принципы, разработанные на основе общих положений эстетики. При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, то есть оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Л.Н. Толстой (1828-1910) выражал твердое убеждение в том, что искусство и литература имеют назначение высокое, что они призваны утверждать на земле добро. Он считает необходимым, чтобы в каждом истинном произведении искусства присутствовала четкая нравственная оценка, чтобы писатели и художники умели «различать хорошее и дурное».

Так, сказка, в силу своих специфических особенностей, должна выступать в качестве содержательной основы воспитания. Сказка – это, прежде всего, поэтический вымысел. Однако этот основной принцип художественного метода сказки отнюдь не отрица­ет ее связи с действительностью, определяющей идейное содержание сказки, характер ее сюжета, образов, деталей повествования, ее язык. Вымысел в сказке строится, как правило, на совершенно определен­ной, основанной на действительности, почве. Каждая сказка, каким бы фантастическим содержанием она ни наполнялась, рисует реалистич­ные картины народной жизни. За приключениями сказочных героев встают человеческие судьбы, сказочные конфликты передают слож­ные бытовые и социальные отношения. Сказка является прекрасным материалом для решения раз­вивающих задач. Американский психолог Б. Баттельхайм, отмечая по­тенциальные возможности сказки при решении развивающих задач, пишет, что детям нужны сказки, ибо они являются необходимой пи­щей для развития личности. Сказка обладает огромными воспита­тельными возможностями. Более того, сказка - это всегда ненавязчи­вое воспитание. В лучших своих образах она открывает ребенку мир, суть человеческих отношений, нюансы человеческих чувств: доброты, уважения, сочувствия, товарищества, справедливости, отзывчивости, взаимопонимания, - и тем самым несет в себе богатый нравственный потенциал. Важная роль сказки в развитии человеческой души, конечно же, не исчерпывается прямыми научениями. Сказка дает юным читате­лям на редкость яркий, широкий, многообразный образ мира.

Таким образом, связь художественного творчества с глубинными пластами психики обусловлена уникальной способностью искусства активизировать и направлять процесс духовного становления личности. Художественная литература придает знаниям о мире и человеке, его надеждам, стремлениям, желаниям и идеалам эмоционально – выразительный, нравственно-эстетический характер, делает его важным средством становления духовной культуры личности. Это и есть процесс превращения эстетического в нравственное, когда постигнутая человеком красота мира не только обогащает его духовно, но и направляет его поступки, действия на достижение гармонии, совершенства, красоты. Ибо, как писал К.Д. Паустовский: «внутреннее совершенство накладывает неизгладимый отпечаток на внешность, на жест, манеру говорить, на одежду – на весь облик человека»[18].

Наши рекомендации