Список методической литературы. 1. Алехин, А. Д. Изобразительное искусство

1. Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа. – М.: Просвещение, 1984. – 160 с.: ил.

2. Бялик, В. Пейзаж. – М.: Белый город, 2004. – 47 с.: ил. – ISBN 7793-0394-0.

3. Власов, В. Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. – СПб.: Лита, 2000. – 848 с.: ил.

4. Воронова, О. П. Искусство скульптуры. – М.: Знание, 1981. – 112 с.

5. Дмитриева, Я. А. Краткая история искусств. – Вып. 2. – М.: Искусство, 1991. – 318 с.: ил. – ISBN 5-210-00246-2.

6. История искусства зарубежных стран. – Т. 3 / под ред. М. В. Доброклонского. – М.: Искусство, 1964. – 672 с.: ил.

7. Любимов, Л. Д. Искусство Древней Руси: книга для чтения. – М.: Просвещение, 1981. – 336 с.: ил.

8. Перепелкина, Г. П. Искусство смотреть и видеть. – М.: Просвещение, 1982. – 223 с.

9. Панорама искусств 12: сборник статей / сост. М. Зиновьев. – М.: Советский художник, 1989. – 416 с.: ил. – ISBN 5-269-00261-2.

10. Ракитин, В. И. Искусство видеть. – М.: Знание, 1972. – 128 с.: ил. – (Серия «Народный университет». Факультет литературы и искусства).

11. Розенвассер, В. Б. Беседы об искусстве. – М.: Просвещение, 1979. – 183 с.: ил.

12. Рисунок. Живопись. Композиция. Хрестоматия / сост. П. П. Ростовцев и др. – М.: Просвещение, 1989. – 207 с. – ISBN 5-09-000956-2.

13. Справочник школьника. История мировой культуры / сост. Ф. С. Капица, Т. М. Колядич. – М.: Филологич. об-во «Слово», центр гуманит. наук при факте журналистики МГУ им. М. В. Ло-моносова, ТКО «ACT», 1996. – 610 с. – ISBN 5-88196-838-7.

14. Туберовская, О. М. В гостях у картин. Рассказы о живописи. – Изд. 2-е. – Л.: Детская литература, 1973. – 160 с.: ил.

15. Художественная галерея: журнал. – 2004. – № 14. – ISBN 0-7489-7465-2 (серия); ISBN 0-7489-7476-8.

16. Щипанов, А. С. Юным любителям кисти и резца. – М.: Просвещение, 1981. – 416 с.: ил.

Развернутый тематический план

К л а с с

№ п/п Тема урока Кол-во часов Тип урока Элементы содержания Требования к уровню подготовки учащихся Вид контроля Дата проведения
план факт
Р а з д е л 1. Изображение фигуры человека и образ человека (10 часов)
Изображение фигуры человека и образ человека в истории искусств Изучение нового материала Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве Знать: – о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития истории искусств; – роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах; – процессе работы художника над картиной, о роли эскизов и этюдов. Уметь: – изображать пропорции человека с натуры и по представлению; – владеть материалами живописи, графики, лепки в соответствии с программными требованиями Изображение древних людей    
Пропорции и строение фигуры человека Изучение нового материала, повторение и закре- пление Зарисовки схем фигуры человека в движении    
Лепка фигуры человека Формирование понимания общественного назначения искусства как средства отражения познания окружающего мира Лепка фигуры человека в движении из пластилина. Наброски с натуры фигуры ученика    
Наброски фигуры человека с натуры    
Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве Изучение нового материала Значение понятий: – пропорции фигуры человека; – строение фигуры человека; – красота движения фигуры человека Портреты литературных героев    
Обобщение темы четверти Обобщение и систематизация знаний Выставка и обсуждение рисунков уча- щихся    

Продолжение табл.

Р а з д е л 2. поэзия повседневности (7 часов)
Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов Изучение нового материала Ознакомление с работой скульптора Знать: – о композиции, особенностях построения произведения искусства; – роли формата; – выразительном значении размера произведения Композиции сюжетов из истории Древней Греции или Древнего Рима. Беседа «Бытовой жанр в искусстве передвижников и импрессионистов»    
Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры Изучение нового материала Ознакомление с выдающимися скульпторами (Мирон, Лисипп, Микеланджело, Роден, Мухина) Знать: – о поэтической красоте повседневности; – роли искусства в жизни человека; – роли художественных образов в понимании вечных тем жизни. Развиватьнавыки наблюдательности, способности образного видения. Уметь: – строить тематические композиции; – осуществлять поиски и способы выражения выбранной темы Композиция по теме «Завтрак» или «На уроке»    
Сюжет и содержание в картине Изучение нового материала, повторение Ознакомление с сюжетной композицией      
Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве Ознакомление с представлением о ценностях жизни в изобразительном искусстве разных народов Рисунок по теме «Продавец цветов»    
Жизнь в моем городе в прошлые века Изучение нового материала Ознакомление с процессом работы над сюжетной композицией Композиция «Жизнь людей в прошлом»    
Праздник и карнавал (тема праздника в бытовом жанре) Коллективные работы на тему любого праздника (техника коллажа)    
Р а з д е л 3. великие темы жизни (10 часов)
Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох Изучение нового материала Ознакомление с монументальной живописью (фреска, мозаика, панно) Знать: – о роли искусства в создании памятников, посвященных историческим событиям; Беседа о развитии навыков восприятия произведений изобразительного искусства    

Продолжение табл.

Тематическая картина в русском искусстве XIX века Изучение нового материала, повторение и закрепление Ознакомление с истори- ческими батальными жанрами – роли конструктивного изобразительного и декоративного начал в живописи, графике, скульптуре; – о поэтическом претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства. Уметь: – чутко, активно и эмоционально воспринимать реальность; – соотносить собственные переживания с содержанием произведений изобразительного искусства, сравнивать произведения, делать выводы Композиционные, поисковые эскизы    
Процесс работы над тематической картиной Ознакомление с творчеством художников бытового и исторического жанров (Репин, Суриков, Брюллов) Исполнение выбранной исторической композиции    
Библейские темы в изобразительном искусстве Изучение нового материала, повторение и обобщение Ознакомление с русской иконописью, композици-ями на библейские темы Композиции на библейские темы    
Монументальная скульптура и образ истории народа Ознакомление с творчеством художников-мону-менталистов (Э. Фальконе, И. П. Мартос) Эскиз памятника, посвященного выбранному историческому событию    
Место и роль картины в искусстве XX века Изучение нового материала Творчество выдающихся живописцев XX века (по выбору учителя) Знать творчество выдающихся художников XX века. Уметь различать картины художников данной эпохи Выражение в рисунках своих переживаний. Выставка работ, выполненных в III четверти    
Р а з д е л 4. реальность жизни и художественный образ (8 часов)
Художественно-творческие проекты Изучение нового материала Искусство оформления книги Знать: – о роли художественной иллюстрации; – выдающиеся произведения изобразительного искусства; – о роли русской тематической картины XIX–XX столетий. Исполнение иллюстраций к выбранному литературному произведению    
Искусство иллюстрации. Слово и изображение    

Окончание табл.

Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве Изучение нового материала Представление о работе художника в различных отраслях производства Иметь представление: – об историческом художественном процессе; – о роли творческой индивидуальности художника; – сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в XX веке. Уметь: – иллюстрировать литературные произведения; – показать в работе навыки дизайна; – анализировать разные по стилю предметы быта, создавать их эскизы; – представить реферат (сообщение и т. п.) о любимом художнике, произведении Конструкции и декор предметов быта    
Зрительские умения и их значение для современного человека Изучение нового материала Представление о зрительских умениях Дизайн моды    
История искусств и история человечества Изучение нового материала Связь искусства с жизнью; взаимопроникновение; взаимодействие; отражение истории человечества в искусстве Анализ и эскизы предметов быта (принадлежность их стилю)    
Стиль и направление в изобразительном искусстве (импрессионизм и реализм) Изучение нового материала Представление о стилях и направлениях в искусстве Изображение предметов быта в импрессионизме и реализме    
Личность художника и мир его времени Изучение нового материала Ознакомление с творчеством выдающихся художников, отражающих эпоху, мир своего времени Произведения, выбранные для беседы о художниках    
Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре Урок-выставка Ознакомление с хранилищами мирового искусства Путешествие в музеи мира    

Пояснительная записка

к тематическому плану уроков по учебной программе

«Изобразительное искусство и художественный труд»

Развернутый тематический план по изобразительному искусству составлен в соответствии с программой Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» (М.: Просвещение, 2005) и рассчитано на 35 часов в учебный год (1 час в неделю).

Основной целью разработанного тематического плана является формирование художественной культуры учащихся через творческий подход к познанию искусства разных исторических эпох. Этому способствует активная поисковая и практическая деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время: подготовка сообщений и видеоэкскурсий, изображение архитектурных форм на плоскости и в объеме, организация экспресс-выставок и защита коллективных художественных проектов.

Целью преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.

В задачи преподавателя изобразительного искусства входит:

– формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве;

– формирование художественно-творческой активности школьников;

– овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.

Программный материал построен так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Программой предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, живых примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдений и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков школьников.

Учащиеся от природы любознательны, творчески активны, изначально талантливы. Очень важно организовать их художественно-творческую деятельность таким образом, чтобы каждый смог пройти «путь творца» от художественного восприятия действительности, рождения художественного замысла, поиска средств и путей его воплощения к созданию художественного образа в материале, самооценке и оценке результатов другими людьми.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме; демонстративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; поисковая работа по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений.

Задания на дом вводятся для расширения представлений об искусстве в реальной, окружающей ребенка жизни.

Обсуждение работ чрезвычайно активизирует внимание учащихся, они с готовностью в нем участвуют. Полезно обсуждать и достоинства, и недостатки работ. Учащиеся сами находят слова (образы) для выражения своего эмоционального отношения.

Опираясь на эмоциональную активность учащихся, необходимо направлять обсуждение в нужное русло.

Многие декоративные и конструктивные работы выполняются на уроках в процессе коллективного творчества. Выполненные коллективно декоративные панно и конструктивные задания могут стать хорошим украшением интерьера школы.

В результате изучения архитектуры и монументальных видов искусства (в курсе 8 класса именно эта тема занимает значительное место) у учащихся формируется конкретно-историческое понимание эпохи; сознательное отношение к таким проблемам сегодняшнего дня, как охрана памятников культуры; развивается творческий подход к познанию культуры прошлого, а также созданию, совершенствованию и оформлению архитектурной и природной среды.

Наши рекомендации