Примерный ход веселой спартакиады
1. Распределение на команды.
2. Работа по командам: выбор капитана, придумывание названия команды, девиза, гимна, приветствия, изготовление формы (атрибутов) в соответствии с названием.
3. Открытие спартакиады: выход, рапорты, парад команд, представление судей, подъем флага, сообщение порядка состязаний.
4. Тренировка по командам.
5. Состязание команд.
5. Финал: награждение команд (в том числе шуточными призами), выступление команд и судей, спуск флага, общая песня, уход каждой команды с песней.
Тренировку к состязаниям можно проводить и до открытия спартакиады – после оформления команд. В этом случае судейская коллегия объявляет заранее виды соревнований, причем тренировка может продолжаться длительное время, достаточное для отработки каждого задания-упражнения.
Примерные виды состязаний(для всех времен года).
1. Комбинированная эстафета «Руки – ноги – голова» с такими примерно этапами: «тачка» (один ходит на руках, другой держит его за ноги); «страус» (бегут вдвоем в таком положении, что голова одного находится под мышкой у другого); «черепаха» (бег на четвереньках, спиной к земле); «трехножка» (бегут вдвоем так, что правая нога одного связана с левой ногой другого) и т. п.
2. «Слалом». Команды с равным количеством участников выстраиваются у подножия холма в колонну по одному. По сигналу судьи команды взбираются на гору, огибают каждая свой контрольный пост (флажок), сбегают с горы и выстраиваются перед стартовой чертой в колонну так, чтобы пришедший первым оказался сзади, а пришедший последним – впереди колонны с поднятой рукой.
3. «Змейка». Команды выстраиваются перед стартовой чертой в колонну по одному. По команде ведущего участники приседают, кладут руки на плечи друг другу и гусиным шагом проходят между поставленными поленьями (палками или камнями), огибая их, как при слаломе.
Дойдя до противоположной линии, «змейка» поворачивает и снова проходит дистанцию, огибая препятствия. Время прохождения командой всего маршрута определяется по последнему участнику, пересекшему линию старта – финиша.
4. Перетягивание каната. Соревнование команд по перетягиванию каната производится на площадке длиной 15–20 м, разделенной поперек на равные части нейтральной линией.
Команды «противников» выстраиваются в колонны друг против друга, причем участники, возглавляющие колонны, становятся, вплотную к нейтральной линии, не наступая на нее. Команды держат канат так, чтобы его середина, отмеченная красной тесьмой, находилась точно над этой линией, и по сигналу судьи начинают тянуть канат, стремясь к тому, чтобы ближайший к линии участник команды «противника» переступил через нее. Запрещается: подавать сигналы, координирующие действия участников своей команды; перехватывать канат руками за тесьму на стороне противника.
В перетягивании каната, как и во всяком командном соревновании, выигрывают согласованность, одновременность действий, физическое развитие и воля участников команды к победе.
5. Штурм и борьба за флаг. Флаг устанавливают на видном месте, лучше всего на холме. В зависимости от количества участников и пересеченности местности определяется зона защиты флага, обнесенная вокруг чертой. Здесь располагается команда, цель которой в том, чтобы не допустить выноса флага из своей зоны. Команда, расположенная вне черты (например, у подножия холма), по сигналу судьи стремится в наикратчайший отрезок времени вынести флаг за черту зоны защиты.
В этой игре надо суметь наметить наиболее подходящий план действий, организовать четкое и быстрое руководство своей командой, проявить гибкость и оперативность, стремясь предусмотреть и упредить действия «противника», внося изменения в намеченный ранее план действий.
Игра позволяет выявить наиболее инициативных, способных к руководству ребят, подчеркивает значение организованности и умения быстро ориентироваться по обстоятельствам.
6. Стрельба по мишеням. Проводится в любое время года, причем в качестве снарядов могут быть использованы мячи, шишки, снежки и т. п., а мишени лучше делать «злодейскими».
Порядок стрельбы также можно использовать разный: или каждый член команды стреляет по очереди, или команда стреляет залпом, или стреляют выделенные снайперы. Стрельба проводится из положения стоя, лежа, с колена и др.
Советы организаторам.
Взрослые могут быть членами команд (поровну), болельщиками, судьями (вместе с ребятами). Главным судьей лучше быть взрослому.
Смело придумывайте новые варианты и другие виды состязаний.
Члены совета дела (штаба спартакиады) могут быть не только судьями, но и тренерами команд во время подготовки к состязаниям.
На оформление команд и тренировку времени не жалейте!
Пусть награду, хотя бы и шуточную (но не обидную), получит каждая команда.
Командам до завершения финальной церемонии не выходить из принятых ролей, даже на поражения реагировать соответственно этим ролям.
Закон веселой спартакиады – задор, добрая шутка, взаимное подбадривание.
Как это было
Из коммунарского дневника Тамары Кучеренко: «Веселая спартакиада началась в 16.00. Именно в это время на склоне нашей горы закипела работа. Каждая команда, усевшись тесным кружком, размышляет, спорит, смеется, мастерит. Вот уже выбраны капитаны команд, придуманы названия, гимны, приветствия, изготовлены из природного материала отличительные знаки.
Минут через сорок судьи выстраиваются на зеленом возвышении, возле огромной сосны. Это трибуна. Первой перед трибуной проходит команда «бравых», за ней – «Курочка Ряба». Строгие судьи не могут сдержать улыбок... Но что это? Кто там шагает вразвалочку, да еще в тельняшках? Это команда «пиратов» с бригантины «Черный парус». Впереди – капитан Вырви Глаз, с черной повязкой поперек физиономии (ну и много же хлопот доставила Лиде Шевелевой эта самая повязка во время состязаний!). Звучит речевка:
Капитан. Это кто там?
Все. Мы пираты!
Капитан. Вы пираты?
Все. Тру-ля-ля!
Капитан. Для чего вы здесь, пираты?
Все. Чтоб отметил нас судья!
Выстроившись, пираты исполняют свой гимн:
Нам бы, нам бы, нам бы победить,
Всех бы, всех бы в бою спортивном разгромить.
Плаваем мы смело,
Знаем свое дело,
И нас не утопить!
– Мы, пираты, беспощадны к врагам и неудержимо стремимся к победе. Это ясно выражено и в нашем кровожадном девизе:
Чтоб пиратов победить,
Надо всех их утопить!
Цель достигнута: эффект произведен потрясающий. И соперники, и даже судьи растерялись. Только после того как стихли раскаты хохота, на поле могли появиться участники последней команды – «Зеленый кузнечик», живописно украшенные листьями папоротника. Подпрыгивая, как и полагается кузнечикам, они поют:
На стадионе Бодрости
Спартакиаде каждый очень, очень, очень рад.
Запрыгали кузнечики
Коленками, коленками, коленками назад.
Пришли мы с бодрой песнею
И выстроились, выстроились, выстроились в ряд.
Зеленые кузнечики
Коленками, коленками, коленками назад.
Звучит гимн «бравых»:
Когда идешь на штурм ты эстафеты,
Победа еще, в общем, не видна,
Немного остается до победы,
Ни пуха вам, ребята, ни пера!
Не падай духом, не падай духом,
Ни пуха вам, ребята, ни пера!
Завершается это состязание гимном-песней команды ««Курочка Ряба»:
Ко-ко-ко, ко-ко-ко!
Побеждать нам нелегко.
Мы курочки рябы,
У нас ножки слабы,
Все равно мы в бой идем,
Петушков с собой ведем.
Будем с ними побеждать,
Если нужно – отступать.
Ко-ко-ко, ко-ко-ко!
Теперь наши взоры устремлены на судей. Начались их сюрпризы. Главный судья Игорь Бесов, украшенный самой красивой лентой через плечо, поздравляет нас с открытием 1-й летней спартакиады и представляет каждого из судей. Оказывается, мы будем иметь дело со специалистами «высшей квалификации». Тошка уже не Тошка, а заслуженный мастер – ползун по пересеченной местности товарищ Смирнова А. К. Валя Ночевкина носит звание мастера спорта по кувырканию, а Люда Максимова предстает перед нами как заслуженный тренер юношеских команд. Ну а Игорь, безусловно, судья международной категории.
По приказу главного судьи восьмиклассница Вера Степанова, то бишь Теннисиана Ядровна Футболова, поднимает флаг спартакиады. Флаг не без колебаний скользит вдоль сосны.
Парад окончен. Объявляется порядок состязаний. Развертывается подготовка-тренировка. На стадионе Бодрости – столпотворение. Но вот надо и соревноваться! Эстафета. Первая неожиданность (для нас, пиратов): побеждает... «Курочка Ряба»! Мы, конечно, считаем это случайностью. А судьи более объективны: «Не, такие уж слабые ножки у нее оказались!»
Состязания проходят молниеносно. Не успеваем оглянуться, как уже последний номер: схватка капитанов. Ну, вот сейчас-то наш неукротимый Вырви Глаз покажет себя! Недаром так яростно сверкает его командирское око! Сейчас вождь пиратов покажет, как надо кувыркаться в гору! Но что за чертовщина?! Опять «Курочка Ряба» впереди! (Капитан «Курочки Рябы» – девочка-восьмиклассница мгновенно опережает своих соперников и с быстротой молнии оказывается на вершине холма!) А что же с нашим капитаном? Не иначе, какая-то нечистая сила закрутила его у подножия...
Вручение наград. Первое место и «золотую медаль» судьи присуждают «Курочке», «серебро» – «зеленым кузнечикам», «бронзу» – «бравым». А что же получаем мы, пираты? – 4-е место и дырку от медали. Почему же? Точка зрения судей: «Оно и понятно – не в свою стихию попали пираты!» Наша точка зрения несколько иная. Ее тут же, получив дырку, популярно и ко всеобщему удовольствию излагает наш капитан:
– Если бы не мы, кто бы был тогда на последнем месте? Разве мы не молодцы, что берем на себя это тяжкое бремя?»
ВЕСЕЛАЯ ЗИМНЯЯ СПАРТАКИАДА– несколько коротких спортивных состязаний, объединенных в форме веселой творческой игры и проводимых с наилучшим использованием зимних условий.
Возможные виды состязаний.
Комбинированная эстафета «Лыжи – санки». Эстафета может включать следующие этапы: бег с простыми санками (везут и сидят на санках по одному или по двое); бег на лыжах; лыжники (один или двое) везут санки с ездоком; бег с финскими, санями и т. д.
Состязания на лыжах.
1. Спуск с горы на одной паре лыж вдвоем. Участвуют по два представителя от команды. За касание свободной ногой снимается одно очко. Наибольшее количество очков за правильное выполнение.
Если лыж одна пара, состязание проводить последовательно; если по количеству команд – выполнять одновременно.
2. Спуск с горы на одной паре лыж втроем, стоя друг за другом. Участвуют по три представителя от команды. Последовательность та же.
3. Спуск с горы втроем на двух парах лыж. Участвуют три представителя от команды. Третий участник стоит одной ногой на лыже первого лыжника, другой – на лыже второго. За правильное выполнение – 10 очков.
Состязания с санками.
1. Спуск с горы на дальность. Команды выделяют по одному человеку. В зависимости от обстановки (высота горы, количество саней) в соревновании могут участвовать одновременно все представители команд, и тогда очень наглядно выявляется победитель, т. е. тот, кто проехал самое большое расстояние. В ином случае каждый спуск фиксируется, а затем выявляется победитель. В случае спуска на одинаковое расстояние нескольких представителей разных команд дается еще попытка. Победитель этого вида приносит своей команде одно очко.
2. Спуск всей командой. За несколько спусков на санях съехать всей команде с горы до определенного места. За каждого упавшего снимается одно очко. Наибольшее количество очков – 20.
3. Спуск с ленточками. Спускаясь с горы на санях, сорвать (на уровне вытянутых рук) подвешенные ленточки. Команде за каждую сорванную ленточку – одно очко. Команды начинают одновременно.
4. Спуск на санях с попаданием в цель на ходу. Мишень (снеговик) установлена у подножия горы. Чем попадание ближе к шляпе, тем больше прибавляется очков. Участвует вся команда. Команды начинают одновременно.
5. Санный поезд. Два лыжника ведут санный поезд (не более пяти человек). За быстрое и правильное выполнение – 5 очков. Начинают одновременно две команды, затем еще две, победители соревнуются между собой.
6. Гонки «оленьих упряжек». Каждая из команд выделяет для этого состязания одну или несколько пар участников. Заранее отмечается длина беговой дорожки. Она равна 60–70 м. Участники двух команд выходят на старт. Каждая пара получает санки. Один из ребят выполняет роль наездника, другой – оленя. По сигналу судьи начинаются соревнования. Каждая пара должна доехать до конца дорожки и здесь поменяться ролями: «наездник» станет «оленем», а «олень»–«наездником». Пара, пришедшая обратно быстрее, считается победительницей. Затем идут на старт вторые две пары и т. д.
Состязания без использования подручных средств.
1. Спуск с горы «гусиным» шагом. Участвует вся команда. Взяться друг за друга, присесть на корточки, по общей команде спускаться вниз. За разрыв цепи или упавшего снимается одно очко. Наибольшее количество очков – 6. Команды могут выполнять задание одновременно. Количество судей по количеству команд.
2. Подъем в гору, взявшись друг за друга. Участвует вся команда. За разрыв цепи или упавшего снимается одно очко. Наибольшее количество – 8 очков. Выполняют все команды вместе.
3. «Чехарда». Перепрыгнув через впереди стоящего, присесть на расстоянии 2–3 шагов. Таким путем команда доходит до финиша. За наиболее быстрое выполнение – 8 очков, наименьшее – 3 очка. Участвует вся команда. Команды начинают одновременно.
4. «Парное фигурное катание» (имитация движений на коньках). Команды выставляют любое количество пар. Выступление пар сопровождается музыкой, т. е. напеванием остальными участниками команды выбранных ими мелодий – танцевальных или песенных. Выступающие пары используют элементы танцев и фигур из движений художественной гимнастики. Очки начисляют за каждую новую фигуру. Добавочные баллы приписывают за чистоту и точность фигур, за чувство музыкального ритма, за оригинальное исполнение фигур и музыки.
Состязания со снегом.
1. «Бой стрелков». Каждый участник метает по одному снежку в мишень так, чтобы команда изобразила на мишени «рожу». Количество очков за наиболее удачное выполнение – 10. Участвует вся команда. Все команды начинают одновременно.
2. Вылепить снежную бабу. Три участника из каждой команды лепят части снежной бабы, затем из каждой команды два участника с закрытыми глазами собирают бабу. За правильное выполнение – 10 очков. Начинают команды одновременно.
Как это было
Из коммунарского дневника Аллы Ганабиной и Николая Гнездилова: «Воскресенье! Кимовцы долго ждали и очень готовились к этому дню, ведь веселая спартакиада – это не шутка!
Мы, Фигура Фигуровна Конькова и Подъем Ползунович Свалкин, судим команды «Ух!», «Гром-и-молния» и «Лешие» (ребята 6–7-го классов и их старшие друзья). Уже сами названия говорят за себя – борьба будет жаркая. Команды настроены воинственно: вперед, и никаких гвоздей!
1-е состязание – спуститься «гусиным» шагом с крутой горы. И вот судья командует: «Марш!» Команды шаг за шагом продвигаются к финишу, но что это? «Лешие», «Уховцы», «Гром-и-молния» смешались в одном клубке. Да, бедные судьи, попробуй узнай, кто из какой команды! Но судит кто? Судья наивысшей категории Санина Спусковна Снежкина (Антонина Смирнова) и Дистанция Километровна (Тома Коршакова). Они «не упали в снег лицом» – результаты подсчитаны (попробуй проверь). По лицам ребят, по их улыбкам видим, что 1-й вид удался.
Много смеха было и во время 2-го состязания. Ох, как нелегко проехать вдвоем на лыжах на двух ногах!
Судья объявляет о следующем виде соревнований: «Фигурное катание». Это состязание требует как от «оркестра» (команды), так и от «фигуристов» большого мастерства. Дается 10 минут на подготовку. Все озабочены, что-то кричат, пробуют. А судьи тем временем «заливают каток» (размечают площадку). Все готово, команды вызываются на лед. Оркестр трогательно исполняет «Танец маленьких лебедей» Чайковского, и первая пара выполняет сложнейшие пируэты на льду. Ай да «лешие»! Судьям нравится, скупые улыбки озаряют их «объективные» физиономии.
Но высший балл получают все-таки фигуристы команды «Гром-и-молния». Сколько мягкости, изящества, плавности в их движениях! Да и оркестр трудится на славу: исполняет вальс Штрауса.
Ох, нелегкая эта работа – провезти партнера на санках и не сбить судейские вешки – четвертый вид наших соревнований. Опять «Гром-и-молния» опережает соперников. Отчаянная команда! Ребята болеют за своих, подбадривают, охают при неудачах и, конечно, радуются успехам.
А вот «чехарда» у нас действительно была чехардой, но все равно понравилась ребятам. Хотя у многих болели отдавленные пальцы, но ведь в пылу жарких боёв боли не замечаешь. Судьям уже ясно, кто побеждает, но последнее препятствие тоже не из легких – подъем в гору друг за другом на скорость. И сразу же построение у пьедестала почета. Секунда Секундовна объявляет победителей. Первое место и «золотую медаль» ВЗС завоевала команда «Гром-и-молния». Играем туш. Капитан получает медаль и «лавровый» венок победителя. За второе место «серебряной медалью» ВЗС награждается команда «Лешие». Третье место и дырку для будущей медали получает команда «Ух!». Наши фигуристы-победители не в обиде на судей, их специальный приз – «Золотые пражские коньки». Флаг с эмблемой ВЗС – снеговиком – спущен. Спартакиада окончена...»
ДЕСАНТ-РАКЕТЫ– зимняя ролевая игра на местности; представляет собой сражение десантной дивизии, которая стремится найти и уничтожить военные объекты, с ракетной дивизией, защищающей эти объекты.
Игра дает возможность испытать смелость, выдержку, наблюдательность, находчивость, меткость, выявляет организаторские способности ребят, развивает товарищество, позволяет увидеть поведение каждого в трудных ситуациях.
Участниками игры могут быть как сверстники (например, школьники параллельных классов), так и сводные коллективы старших и младших ребят. Вместе с пионерами и старшеклассниками в игре могут участвовать и октябрята. Игра открывает широкие возможности для сплочения старших и младших, для их взаимопомощи. Взрослые являются членами генерального штаба, посредниками, комиссарами подразделений, могут быть и командирами дивизий (генералами). В любом случае, но особенно в ролях комиссаров и командиров, естественная позиция старшего друга позволяет педагогу незаметно, тактично использовать игровые ситуации в воспитательных целях.
Примерный вариант игры.
Все участники игры делятся на 2 дивизии – десантную (нагрудный значок – круг) и ракетную (нагрудный значок – ромб).
Ракетная дивизия обороняет 3 военных объекта – ракетодром (полк РД), ракетный склад (полк РС) и ракетный завод (полк РЗ). Кроме этих трех полков в составе ракетной дивизии находится ударный (резервный) полк, действующий по особым заданиям штаба дивизии.
Полки десантной дивизии также называются РД, РС и РЗ. Каждый из них должен найти и постараться уничтожить свой заданный военный объект; нападать на другие объекты данному полку не разрешается. Десантная дивизия тоже имеет 4-й ударный (резервный) полк, имеющий право приходить на помощь любому из десантных полков.
Как и у десантников, так и у ракетчиков полки могут быть разделены на 2–3 батальона. "Военные объекты представляют собой 2 концентрических круга, один с радиусом 10 шагов (может быть и больше), другой с радиусом 7 шагов. Круговая полоса шириной 3 шага между этими кругами является нейтральной, ракетный полк находится внутри малого круга и не выходит из него. Десантники, штурмующие объект снежками, не имеют права переходить через границу большого круга.
В середине малого круга ракетный полк устанавливает 4 мишени (картонные круги диаметром 20 см, прилепленные к лыжной палке). Задача десантников – сбить снежками эти мишени. За каждую сбитую мишень десантной дивизии начисляется 10 очков. Задача ракетчиков – оборонять снежками, прикрывать мишени, не касаясь их, не дать десантникам сбить мишень. За каждую сохраненную до момента отбоя мишень ракетной дивизии начисляется 10 очков. За нарушение правил (переход десантниками границы, касание ракетчиками мишени и т. п.) посредник, находящийся на территории объекта, дает соответствующей дивизии штрафное очко.
Во главе каждого подразделения (дивизии, полка, батальона) стоят командир и комиссар. Командиры выбираются из ребят, комиссарами назначаются взрослые или комсомольцы-старшеклассники.
Заранее подготавливается следующий реквизит (для примера приводим расчет на полки двухбатальонного состава):
1) погоны генералов (4 пары) – для командиров и комиссаров дивизий; полковников (16 пар) – для командиров и комиссаров полков; майоров (32 пары) – для командиров и комиссаров батальонов (если в полках по 2 батальона);
2) значки нагрудные четырех цветов – для РЗ, РС, РД и ударных полков; для десантной дивизии – круги: желтые, зеленые, голубые, белые; для ракетной дивизии– ромбы: желтые, зеленые, голубые, белые;
3) катушки с нитками и иголки для того, чтобы пришить эти значки и погоны;
4) мишени (круги, папки, кнопки или маленькие гвоздики): РД (голубого цвета) – 4, РС (зеленого цвета) – 4, РЗ (желтого цвета) – 4;
5) анилиновые краски для обозначения на снегу границ военных объектов (голубого, зеленого и желтого цвета);
6) карты-схемы местности для комсостава;
7) эмблемы (или повязки) для 3 (и больше) посредников и свистки для них.
Этапы игры:
10.30–11.30 – формирование дивизий, полков и батальонов (в помещении школы);
11.30–12.00 – выход полков ракетной дивизии на местность и строительство военных объектов;
12.00 – начало военных действий (выход полков десантной дивизии);
12.00–13.00 – военные действия;
13.00 – отбой, затем возвращение полков к школе и подведение итогов операции.
Советы организаторам.
Количество полков, батальонов, военных объектов и мишеней может быть иным, чем указано в примерном варианте. Но для того чтобы ребята-командиры могли успешно возглавлять действия своих подразделений, количество бойцов в батальоне (или в полку, если он не делится на батальоны) не должно превышать 10–15 человек.
Всей игрой и подготовкой к ней руководит генеральный штаб, в состав которого входят взрослые и старшие ребята (назначаются или выбираются). Генштаб разрабатывает план и график хода игры, комплектует подразделения, назначает комиссаров и посредников, выбирает территорию боевых действий, руководит выбором командиров, инструктирует командование обеих дивизий, заботится об изготовлении реквизита, а во время самой игры обеспечивает своевременное выполнение всех этапов игры и – с помощью посредников – выполнение правил игры, а также служит консультационным пунктом для командиров и комиссаров дивизий и полков. По окончании игры генштаб подводит и сообщает итоги игры, может устроить затем ее обсуждение всеми участниками.
Для комиссаров и командиров игра должна быть школой совместных инициативных действий, организаторского творчества, дружеского сотрудничества. Комиссарам брать пример с Фурманова, а командирам – с Чапаева!
Располагать военные объекты следует не очень далеко друг от друга, особенно в лесу (не более 100–200 м), не прятать их. Расположение генштаба (ставки) должно быть помечено на картах-схемах у командования обеих дивизий. Размер кругов и мишеней, высота палок – оснований мишеней, способ прикрепления зависят от возраста участников и от погоды.
Границы военных объектов (круги внешний и внутренний) должны быть четко обозначены – красками, или флажками, или мелко нарезанной цветной бумагой и т. п.
Игру можно усложнить (особенно при ее повторном проведении): устанавливать мишени выше среднего роста ребят и делать их в виде ракет; часть бойцов ставить на лыжи; выделять разведчиков, артиллеристов, санитаров, связных; разрешить ракетчикам выдвигать засады и батареи; дать право ракетчикам, находящимся в засадах, разведке на батареях и десантникам срывать погоны с комсостава, захватывать флаг, находящийся в штабе дивизии (за это тоже начислять определенное количество очков), применять дымовые шашки и т. д. Комиссары разведчиков не допускают бездеятельности своих полков во время ожидания атаки: после того как заготовлены боеприпасы – снежки – и разработана тактика, можно петь или разучивать песни, провести концерт-«молнию».
Как это было
Из коммунарского дневника Лидии Гродской: «От кого зависит успех в битве? Конечно, от ударного полка, который сидит в засаде и в нужный момент наносит сокрушительный удар. Итак, мы будем в засаде! Мы – это Валя Ночевкина и я (комиссар), Валера (командир полка) и наши славные бойцы. Все понимают важность задания. Необходимы оперативность, находчивость, смекалка. Самое главное – не упустить из виду ни одного объекта. Для этого нужны связные. Трое самых бойких ребят взялись за эту нелегкую работу.
Ну вот, кажется, ничего не упустили, все подготовлено, все на своем месте. Завтра игра!
Утро. Выходим на улицу – мороз! Следовательно, снежки не лепятся. Что делать? Будь что будет. Идем на место сражения. Получилось так, что все три наших объекта расположились очень далеко друг от друга. Правда, рядом с нами ребята сооружали ракетный завод. Где же склад и ракетодром? Посылаем связных. Те, проваливаясь до пояса в снег, «побежали». Передвигаться было трудно, поэтому мы устроили себе постоянное место и притаились – стали ждать связных. Но вот уже показались первые полки «неприятеля», а наших связных все нет и нет! Но, к нашему удивлению, десантники прошли мимо, а мы все сидим...
Наконец, на ракетном заводе разгорелась битва. Мы немедленно двинулись туда, на помощь. Все смешалось. Неприятель – десантники – был силен, так как им на помощь тоже пришел их ударный полк. В нас летели комья, снежки, снежная пыль. Не обошлось без «раненых». В самой гуще защитников стояла их комиссар Люда Мартынова и воинственными криками воодушевляла своих бойцов. Больше всего досталось, конечно, героям-малышам, стоявшим перед мишенями и храбро принимавшим на себя все удары противника.
Ура! Мы выиграли: ни одна мишень не сбита. В это время прибегают наши связные.
– Скорее на ракетодром и ракетный склад!
Ползем по глубокому снегу. Ай-ей, труднее передвигаться, нежели биться с противником.
Но вот наконец заветная цель! И разочарование... На ракетодроме и защитникам-то делать нечего, не то что нам. Десантники нехотя швыряют снег. Их боевой дух явно сломлен: снежки почти не лепятся. Мои бойцы начинают ворчать: «Только зря бежали!» Половина уходит на ракетный склад. Но вот слышны звуки горна, игра закончена. Усталые, но довольные идем домой!»
КОСМОНАВТЫ И МЕТЕОРЫ– ролевая игра на местности, развивающая находчивость, ловкость, товарищество.
Правила игры.
1. Все играющие делятся на две партии: космонавты двух дружественных планет и метеоры. Метеоры должны иметь численное преимущество. Задача космонавтов каждой из планет – доставить пакеты с важными сообщениями на дружественную планету. Задача метеоров – перехватить как можно больше этих пакетов.
На каждой планете имеются 5 пакетов, из них 3 ценных (разной ценности: 50 очков, 25 очков и 10 очков) и 2 ложных (ценность – 0). По внешнему виду ценные и ложные пакеты ничем не отличаются, пакеты каждой планеты имеют свой цвет.
2. Перед сигналом к началу игры космонавты занимают место на территории своих планет, а метеоры – на границах межпланетной трассы. По сигналу космонавты выходят с пакетами на трассу, а метеоры начинают перехват.
Космонавт должен отдать пакет метеорам в том случае, если трое или больше метеоров, взявшись за руки, сомкнут вокруг него кольцо (но не вдвоем). Отнимать пакет метеоры не должны. Космонавт, у которого отобрали пакет, возвращается на свою планету и продолжает участвовать в игре. Прятать и складывать пакет космонавтам нельзя.
3. На межпланетной трассе находятся 2 космические станции. Передвигаясь с пакетами, космонавты могут использовать эти станции в качестве временного убежища, метеоры не имеют права окружать кольцом станцию.
4. По сигналу об окончании игры метеоры должны выйти за преданы трассы, а космонавты – вернуться на планеты. Затем происходит подсчет очков: космонавты подсчитывают число очков в доставленных на другую планету пакетах, а метеоры – число очков в захваченных ими пакетах.
5. Руководят игрой посредники. Они действуют вблизи планет и космических станций. Каждый посредник имеет право удалить любого нарушителя правил в специально отведенное место (на необитаемую планету). Там нарушители-невольники «завоевывают свободу», например готовят концерт для победителей (в награду) и побежденных (в утешение)...
СПАРТАКИАДА НАРОДНЫХ ИГР. Участвуют октябрятские коллективы (звездочки и группы), пионерские звенья и отряды, старшие классы, а также сводные коллективы – сверстников или разновозрастные (например, объединения пионеров и октябрят). Взрослые принимают участие как члены и руководители оргкомитета (совета дела), судьи, тренеры, болельщики, а в некоторых случаях и как рядовые члены команд или капитаны. Примерные типы спартакиад.
1. Спартакиада русских народных игр с такими, например, видами состязаний, как лапта, городки, бег на ходулях и т. п.
2. Спартакиада игр братских народов нашей страны, например Средней Азии, Прибалтики, Закавказья или северных народов.
3. Спартакиада народных игр наших зарубежных друзей, например, Чехословакии, Венгрии, Болгарии.
4. Спартакиада народных игр какого-либо континента, например Африки.
Подготовка к спартакиаде начинается коллективным поиском народных игр. Ребята и взрослые знакомятся с литературой, встречаются с представителями данного народа или страны, завязывают переписку и т. д.; между коллективами – участниками будущей спартакиады – сможет проводиться конкурс на лучшие находки. В ходе этой работы развивается интерес ребят и взрослых к жизни разных народов, к их обычаям, традициям, опыту, крепнет уважение к людям других национальностей. Совет дела, составленный из представителей коллективов – участников спартакиады, собирает материалы и предложения и разрабатывает на этой основе программу состязаний (см. рекомендации о проведении веселой спартакиады).
Как это было
Из коммунарского дневника Юрия Афанасьева: «Работа началась с того, что был объявлен поиск национальных хантыйских игр. Оказывается, некоторые из них были забыты, и среди них такие игры-состязания: поймать кольцо шестом, попасть копьями в катящееся кольцо, стрельба из лука, национальная борьба.
Нетрудно понять, что эти игры идут с древних времен и у многих поколений хантов-охотников развивали ловкость, смекалку, сноровку, глазомер. Эти игры могут оказаться полезными и сейчас.
Надо было видеть, с каким энтузиазмом взялись ребята за подготовку к спартакиаде! Сколько советов они получили от дедов и отцов: как лучше сделать кольцо, лук, стрелы, копье! Подготовка продолжалась целый месяц.
И вот спартакиада! Пожалуй, это было первое в истории школы «мероприятие», когда все ребята и их родственники-взрослые буквально хлынули на стадион. Все оказались отчаянными болельщиками. Во время спартакиады были проведены следующие игры-состязания: метание аркана, перетягивание, национальная борьба, стрельба из лука, набрасывание кольца на шест, попадание копьями в катящееся кольцо.
Уже по тому, что ребята в течение недели жили впечатлениями от спартакиады, ответ на вопрос «Стоило ли это делать?» может быть один: «Безусловно!»
СЮИТА ТУРИСТСКИХ ИГР– комплекс коротких состязаний, цель которых – усвоение и закрепление основных туристских умений, развитие наблюдательности, глазомера, ловкости, находчивости, волевых качеств, коллективизма, интереса к походам и путешествиям [*].
[*] При разработке этого творческого дела в КиМе использовались рекомендации кафедры физического воспитания ЛГПИ им. А. И. Герцена.
Туристская сюита может использоваться и в период подготовки к походу, и во время похода, и по его окончании. В любом случае, но особенно в первом, она должна иметь обучающий характер, строиться на основе целенаправленного накопления собственного опыта и открытого обмена опытом. Соревнование является вспомогательным средством для решения этих задач и ни в коем случае не должно переходить в конкуренцию и взаимную вражду.
Подготовка к состязаниям.
На общем сборе коллектива избирается совет дела. В него обязательно должно войти не менее двух опытных туристов, остальные же члены совета могут быть новичками. Совет составляет программу сюиты, распределяет своих членов по отдельным ее номерам и выбирает место для проведения игр.
Место надо выбирать так, чтобы на близком расстоянии друг от друга можно было разместить дистанции и площадки для всех видов состязаний, включенных в сюиту туристских игр.
Совет тщательно готовит каждый вид состязаний, причем готовит коллективно – так, чтобы каждый член совета мог быть и участником, и организатором любой туристской игры, входящей в программу.
В назначенное заранее время члены совета приводят на место состязаний всех участников, делят коллектив на несколько команд, примерно равных по силам (если решено участвовать сводными, а не постоянными коллективами), кратко рассказывают о программе игр и затем проводят тренировку.
Во время тренировки команды под руководством выбранных капитанов переходят с одной дистанции (площадки) на другую, а члены совета, ответственные за ту или иную игру, действуют как тренеры, пропуская по очереди каждую команду.
По сигналу председателя совета все команды выстраиваются на линейку, капитаны рапортуют о готовности команд к состязаниям, председатель представляет членов совета теперь уже как судей отдельных номеров сюиты, еще раз оглашает порядок ее проведения.