Педагогическая антропология и история ее возникновения
Развитие педагогической антропологии за рубежом (Аристотель, Ян Амос Каменский, Джон Локк, Жан Жак Руссо, Иммануил Кант, Иоганн Генрих Песталоцци и др.)
Развитие антропологических идей в России XIX века. Н.И.Пирогов и его статья «Вопросы жизни». К.Д.Ушинский и его труд «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».
Педагогическая антропология как методология педагогики.
Основы социальной работы
Традиционные и инновационные методы социальной работы.
Методы социальной работы: социально-экономические, организационно-распорядительные, психолого-педагогические. Методы социальной работы с позиции взаимодействия клиента и специалиста: индивидуальная, групповая и общинная социальная работа. Инновационные методы социальной работы: индивидуальный менеджмент, сети индивидуальной поддержки.
Понятие и сущность технологий социальной работы.
Сущность социальных технологий и их классификация. Основные цели, принципы и этапы технологий социальной работы: социальная диагностика, социальная адаптация, социальная защита, технология консультирования.
Социальная работа с различными категориями населения.
Специфика проблем и технологии социальной работы с различными категориями населения: дети, подростки, молодежь, пожилые люди, инвалиды, мигранты и др.
Управление социальными системами
Основные нормативно-правовые акты в области социальной защиты граждан.
Характеристика международных нормативно–правовых документов в области социальной защиты граждан. Характеристика нормативно–правовых документов в области социальной защиты граждан на федеральном, региональном и местном уровнях.
Современная система социальной защиты населения.
Сущность и содержание современной системы социальной защиты населения. Органы социальной защиты населения Российской Федерации: федеральный, региональный и местный уровни. Управление системой социальной защиты и социального воспитания. Роль и функции Министерства социальной защиты населения РМЭ.
Основы теории управления социальными системами.
Организация как социальная система. Управленческий цикл. Функции и методы управления. Управленческая культура руководителя. Управление персоналом и социально-трудовыми конфликтами.
Методика и технологии работы социального педагога
Методика и технологии социально-педагогической деятельности.
Методика социально-педагогической работы как система принципов, форм, способов и средств организации социально-педагогической деятельности с разным контингентом детей.
Понятие «технология», применение социально-педагогических технологий. Этапы технологического цикла социально-педагогической деятельности.
Методы изучения личности обучающегося.
Диагностическая функция в деятельности социального педагога. Алгоритм проведения диагностики (цель – диагноз – прогноз – программа – внедрение – анализ). Разнообразные методы изучения личности учащегося: наблюдение, беседа, анкетирование, интервью, социометрия, тестирование, биографический метод, метод анализа документов, и др. Необходимость комплексного использования методов диагностики в работе социального педагога.
Организация и методика проведения социально-педагогических тренингов.
Понятие социально-педагогического тренинга. История развития тренинга. Классификация и характеристика общих тренинговых методов. Особенности проведения тренинга, правила и принципы. Характеристики социально-педагогического тренинга.
Возможности применения тренинга в работе социального педагога.