Сочетание различных видов труда как условие успеха в формировании личности

Какому же из описанных видов труда отдать предпочтение как средству воспитания? Или все они в одинаковой мере важны в формировании личности?

Чтобы найти правильный ответ на эти вопросы, примем в качестве аксиомы положение, что человек живет вообще-то ради того, чтобы изменить к лучшему жизнь - собственную и других людей. Вторая аксиома: лишь в деятельности, и прежде всего в трудовой, как высшей форме деятельности человека он совершенствуется, развивается как личность, индивидуальность. И наконец, третья аксиома - люди неодинаковы, неодинаковы и дети с момента рождения. Степень их различия увеличивается по мере взросления, включения в систему жизненно важных отношений.

Исходя из этого, можно сделать несколько выводов, необходимых для формулирования ответов на поставленные вопросы. Первым из этих выводов является тот, что человек не может не трудиться, так как изменить к лучшему условия даже собственной жизни без труда невозможно. Но поскольку люди неодинаковы по своим способностям, интересам, направленности личности, они не могут в одинаковой мере участвовать во всех видах труда. Более того, было бы крайне нерациональным в практическом и нравственном отношениях пытаться привлекать всех к одинаковому участию во всех видах труда. Однако избрать и освоить ту разновидность (или некоторые из них), которая станет делом всей жизни, индивид может, лишь познакомившись со всеми. А на основе их знания и соотнесения со своими возможностями человек может выбрать соответствующую его индивидуальности разновидность труда. В этом сущность второго вывода.

Таким образом, ни одна из охарактеризованных разновидностей труда не может быть признана лучшей или менее важной вообще. Но для каждого отдельного воспитанника, принимающего участие во всех видах труда, одна или некоторая часть из всех его разновидностей должна иметь (а в реальной жизни так всегда и бывает) более важное, а то и определяющее значение.

Только в труде - физическом, интеллектуальном и душевном - воспитанники становятся настоящими гражданами, неповторимыми личностями. Один из видов труда станет, возможно, для школьников делом их жизни в результате осознанного выбора, а все вместе в сугубо индивидуальном сочетании для каждого воспитанника являются необходимым условием гражданского становления, формирования ответственной и самостоятельной личности. Но всякий труд должен быть осмысленным и одухотворенным заботой о людях.

Схема 12

Труд как средство воспитания

Сочетание различных видов труда как условие успеха в формировании личности - student2.ru

Прав был А. де Сент-Экзюпери, утверждая, что «...каторга не там, где работают киркой. Каторга там, где удары кирки лишены смысла, где труд не соединяет человека с людьми». Каторжной может быть и работа за письменным столом, и в художественной мастерской, если она выполняется исключительно ради прибыли. Ведь работая только ради материальных благ, мы сами себе строим тюрьму. И запираемся в одиночестве, и все наши богатства - прах и пепел, они бессильны доставить нам то, ради чего стоит жить» (Маленький принц. Военный летчик. Планета людей. Письмо генералу X. - М., 1992. - С. 318, 226). Подтверждением справедливости этого является трагические финалы жизней тех, даже великих, кто, начав служить искусству, Родине или идее, переходил на службу выгоде, золотому тельцу.

Поэтому в семье и школе нужно привлекать детей не только к простым, «начальным» видам деятельности - учению, игре, но и высшему ее виду - труду, причем самому разнообразному, с учетом способностей и интересов воспитанников. А это значит - готовить активных участников общественного процесса, а не неудачников или тех, кому школа и родители помогли освоить только основы грамоты и счета.

Вопросы и задания

1. Дайте определение труду вообще и труду как средству воспитания.

2. Чем отличается труд от других средств воспитания - игры, учения, общения?

3. Рассмотрите схему 12 «Труд как средство воспитания».

Дайте краткую характеристику каждой из разновидностей умственного, душевного и физического труда.

4. Сформулируйте основные общие условия эффективности использования труда в качестве средства воспитания.

Наши рекомендации