Развитие эмоций детей 4-5 лет через работу со сказками
Дошкольное детство - период интенсивного психического развития, появления психических новообразований, становления важных черт личности ребенка. Это период активного развития эмоциональной сферы, которая необходима человеку в течении всей последующей жизни, которая определяет общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему.
Развитие и проявления эмоций и чувств детей старшего дошкольного возраста зависит от содержания и структуры детской деятельности, от особенности взаимодействие с окружающими людьми от того, как усваивает ребенок нравственные нормы и правила. Известно, что эмоциональная сфера сама по себе не развивается. Детей нужно учить выражать свои эмоции и чувства, правильно понимать собеседника. Неспособность ребенка правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость затрудняет общение детей между собой и со взрослыми. Это может привести к различным психоэмоциональным нарушениям, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, страхи, тревожность.
Дети очень любят слушать невероятные истории, расширяющие их познания и кругозор. В них защита и надежда, вера в чудеса. Именно через сказки, обращенные к сердцу ребенка, наиболее эффективно развивать его эмоции и чувства. Сказка заставляет детей волноваться, сопереживать персонажам и событиям. Сказка оберегает детскую психику и помогает детям расти, набираться сил, становиться собой.
Эмоции и чувства ребенка сами по себе не развиваются, поэтому необходима работа, организованная по эмоциональному развитию детей. Особо актуальной в современной психологии педагогике является проблема появления большого количества детей с нарушениями в эмоциональном развитии. Этот факт отмечают многие исследователи [Г. М. Бреслав, Ю. М. Миланич и др.]
Наблюдения за поведением детей в группе показали, что в одних случаях дети не способны откликаться на эмоциональное состояние других детей, в других случаях – не способны сопереживать героям литературных произведений. Эмоциональные переживания вызывают у детей и взаимоотношения с другими людьми – взрослыми и детьми. В октябре 2007г. была проведена диагностика по эмоциональному развитию детей группы. Результаты диагностики показали, что дети не умеют изображать литературных героев с помощью мимики, жестов изменить голос в соответствии с каждым героем. Поэтому возникла необходимость научить детей выражать свои эмоции и чувства, правильно понимать собеседника через работу со сказками. Знакомство со сказкой развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову, а также многому учит. Развивает речь детей, формируются нравственные привычки. Ценность работы со сказкой заключается и в том, что с ее помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие.
Мною была разработана Программа «Развитие эмоции детей 4-5 лет через работу со сказками»
Цель: способствовать развитию эмоций у детей через восприятие сказки.
Задачи.
1. Развитие у детей умения эмоционально реагировать на окружающий мир.
2. Развитие у детей свободно входить в контакт со взрослыми и сверстниками.
3. Оказание помощи в осознании ребенка своих эмоций и эмоций окружающих.
Программа состоит из трех блоков:
1 блок – развитие мимики.
Цель: развитие навыков общения, толерантного отношения к себе и сверстникам, умения распознавать эмоциональное состояние по мимике: радость, грусть, страх, злость.
2 блок – развитие пантомимики.
Цель: учить детей характерной передаче образов движениями рук, пальцев развивать фантазию, творчество.
3 блок – развитие интонации голоса.
Цель: совершенствовать интонационную выразительность в передаче образа, продолжать развивать у детей умение различать основные человеческие эмоции и передавать настроение персонажей сказки, используя разнообразные средства выразительности.
В процессе работы по эмоциональному развитию соблюдается постепенность, последовательность перехода к одному этапа работы к другому, дети начинают видеть то, что они не замечали или не хотели замечать прежде. В группе оформлен уголок сказки, который используется детьми в игровой деятельности. Сейчас дети самостоятельно разыгрывают сюжеты по сказкам, используют при этом мимику, жесты, придумывают содержание сказок, рассказов, разыгрывают их. Часть атрибутов дети придумывают в ходе игры. Также важно эффективнее использовать общение с родителями.
Пояснительная записка.
Эмоции – внутреннее психическое состояние человека, душевное переживание, обычно вызванное какими – либо событиями, явлениями, другими эмоциональными переживаниями и обычно проявляемое в поведении, жестах, в физиологическом состоянии человека. ( Большой толковый словарь русских существительных: Идеографическое описание. Синонимы. Антонимы. Под. Ред. Проф. Л. Г. Бабенко – М.; 2005 – 864с.)
Эмоции являются важной составляющей в развитии дошкольников и проходят путь прогрессивного развития, приобретая все более богатое содержание и более сложные формы проявления под влиянием социальных условий жизни и воспитания. Эмоции выполняют оценочную роль, побуждают человека к деятельности, влияют на накопление и актуализацию его опыта. При изучении эмоциональных явлений психологи разделяют их в зависимости оттого, какое место занимают они в регуляции поведения и деятельности, писала Кожевникова В. А. в книге «Формирование эмоциональной сферы личности дошкольника при подготовке к школе» и представила следующую классификацию и определения, что такое настроение, чувства и эмоции.
К первой группе относятся настроения – более или менее длительные эмоциональные состояния образующие исходный фон жизнедеятельности.
Ко второй – чувства: устойчивые эмоциональные отношения к определенному человеку или предмету.
К третьей – собственно эмоции, реализующие психическое отражение и состояние организма. Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Дошкольник не умеет самостоятельно выражать свои чувства, эмоциональные переживания без специального образования, так как способность произвольно управлять своими действиями и эмоциями складывается на протяжении всего дошкольного детства. Значимость проблемы эмоционального развития подтверждается исследованиями многих отечественных и зарубежных психологов: Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, Л. И. Божович, Я. З. Неверович, К. Е. Изарда, В. К. Вилюнаса, Г. М. Юреслава и др. В дошкольном возрасте (3 – 7) эмоции господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им окраску и выразительность. На этом возрастом этапе реакции ребенка достаточно импульсивны, выражение эмоции носит непосредственный характер. В этом возрасте эмоциональный мир ребенка становится разнообразнее. От базовых эмоций ( страха, радости и др. ) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Изменяется и внешнее проявление эмоциональных реакций. В этом возрасте усваивается язык чувств – принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т. д.
Эмоции и чувства ребенка сами по себе не развиваются, поэтому работа по развитию эмоций и чувств актуальна и важна. Одним из самых эффективных методов развития эмоций дошкольников, по мнению Т. Д. Зинкевич - Евстигнеевой является сказка: «Через сказку ребенок учится преодолевать барьеры, находить выходы из трудных эмоций, верить в силу добра, любви и справедливости». Через восприятия сказки наиболее эффективно развивать эмоции и чувства детей дошкольного возраста, ведь они очень любят слушать невероятные истории, расширяющие их познание и кругозор, показывающие, что помимо реального существует волшебный мир приключений и побед. Сказка является одним из элементов культуры, и, прежде всего, её эстетического слагаемого. Она базируется на народно этнической культуре, на фольклорных корнях и обладает богатым социальным, нравственно – педагогическом потенциале. Любая сказка обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Она является одним из важнейших социально – педагогических средств формирования личности.