Двигательная расторможенность
Страхи и навязчивости
Возникновение различных страхов довольно характерно для детского возраста и пубертатного периода. Чаще всего это невротическая боязнь темноты, одиночества, разлуки с родителями и близкими, повышение внимания К своему здоровью. В одних случаях эти страхи кратковременны (10-20 минут), довольно редки и обычно обусловлены какими-либо эмоционально значимыми ситуациями. Они легко проходят после успокаивающей беседы, у ребенка появляется критическое отношение к ним. В других случаях страхи могут иметь форму коротких приступов, возникающих довольно часто и имеющих относительно длительный период времени (1-1,5 месяца). Причиной таких приступов бывают затянувшиеся травмирующие психику ребенка ситуации (тяжелая болезнь родных и близких, трудноразрешимый конфликт в школе или в семье и т.п.). Нередко приступ страха сопровождается неприятными телесными ощущениями («останавливается сердце», «не хватает воздуха», «ком в горле»), двигательной суетливостью, плаксивостью и раздражительностью. При своевременном выявлении и принятии адекватных мер страхи постепенно проходят.
В противном случае они могут принять затяжное течение (от нескольких месяцев до года и более), и тогда даже лечебные мероприятия не всегда дают желаемые результаты. Страхи появляются в форме навязчивостей, навязчивых действий. Среди навязчивостей преобладают страхи перед инфекцией и болезнью, боязнь острых предметов (особенно иголок), закрытых помещений, навязчивый страх речи у заикающихся. С возрастом возникает страх перед вызовом к доске или боязнь устных ответов, сопровождающихся неспособностью связно изложить материал при хорошей подготовленности. Нередко тревожно-навязчивое ожидание и страх приводят к неудаче при попытке выполнить даже привычное действие.
Навязчивые движения и действия также могут быть довольно разнообразными. В школьном и младшем школьном возрасте часто встречаются элементарные навязчивые тики (мигание, наморщивание лба и носа, подергивание плечами, шмыгание носом, хмыкание и т.п.). К навязчивым действиям близко примыкают вредные привычные действия (сосание пальцев, кусание ногтей, выщипывание волос и др.). Они не всегда носят навязчивый характер, и борьба с ними преимущественно сводится к применению мер психолого-педагогического воздействия.
У старших детей и подростков навязчивые страхи усложняются, а действия принимают вид болезненных защитных, порой довольно сложных ритуалов. Навязчивый страх заразиться сопровождается частым мытьем рук, навязчивый страх получить плохую отметку приводит к целому ряду запретов (например, не ходить в кино или не смотреть телевизор по определенным дням, не садиться в автобус или трамвай, у которого в номере имеется определенная цифра). Нередко у подростков появляются ритуалы (на контрольные работы и экзамены ходить в «счастливых» рубашках, носках и т.п.) и ритуальные предметы (тесьма на шее со «счастливой» безделушкой, «счастливый» карандаш или ручка и т.п.). Возможны и навязчивые мысли, навязчивый счет (окон в домах, машин, встреченных на улице мужчин и женщин и др.), навязчивое повторение одних и тех же слов. Как правило, навязчивости возникают на фоне различных тяжелых для ребенка переживаний, а также у детей, имеющих определенные черты характера: боязливость, тревожность, мнительность и т.д.
Дисморфобии
В более зрелом (подростковом) возрасте могут появляться иные страхи дисморфобии. Под этим понимается необоснованная убежденность в наличии у себя физического недостатка, неприятного для окружающих. Этот феномен встречается преимущественно у девочек.
Нередко подросток находит дефекты в лице (крупный или тонкий нос, горбинка, слишком полные губы, некрасивая форма ушей, наличие прыщей и угрей и т.п.). Иногда это недостатки в фигуре (небольшой или слишком высокий рост, полные бедра, узкие плечи, чрезмерная худоба или полнота, тонкие ноги и т.д.).
Мысли о своей воображаемой дефективности занимают центральное место в переживаниях подростка и определяют весь стереотип его поведения. Он часами может рассматривать себя в зеркале, находя все новые и новые недостатки. Подросток начинает уединяться, чтобы не быть предметом обсуждений, сторонится компании сверстников. В школе старается сидеть на задней парте, быть ближе к стене, очень неохотно выходит отвечать к доске, на переменах также стремится уединиться. Иногда, чтобы прикрыть воображаемый дефект в области лица, отращивает длинные волосы, носит рубашки с высоким воротником. На улице закрывает лицо надвинутой на глаза шапкой или шарфом.
Мучительные мысли о своей некрасивости часто приводят подростка к врачу-косметологу с просьбой устранить физический дефект (укоротить нос, ликвидировать горбинку, «исправить» уши и т.п.). Эти школьники должны быть проконсультированы у психиатра.
Двигательная расторможенность
Двигательная расторможенность относится к наиболее распространенным нарушениям поведения в детском и раннем подростковом возрасте. Проявляется она в неусидчивости, обилии недостаточно целенаправленных движений. Буйная резвость, стремление бегать наперегонки, прыгать, затевать различные подвижные игры сочетаются у таких детей с повышенной отвлекаемостью, неспособностью длительно сконцентрировать внимание. Ребенок не может сосредоточиться на объяснениях учителя, легко отвлекается при выполнении домашних заданий, в результате чего серьезно страдает его успеваемость.
Наряду с двигательной расторможенностью нередко встречается эмоциональная неустойчивость, раздражительность, склонность к агрессивным действиям и конфликтам. Такие подростки, как правило, постоянные нарушители дисциплины.
Двигательная расторможенность по мере взросления постепенно сглаживается и может полностью исчезнуть в 15-16 лет.