Актуальность проблемы трудового воспитания подрастающего поколения
Лекция № 1
Раздел 1. Методологические и теоретические основы трудовой деятельности как средства нравственного воспитания
Тема 1.1.Введение с курс дисциплиныМДК.02.02. «Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников»
ПЛАН
1. Введение в курс дисциплины.
2. Связь предмета с циклом психолого-педагогических дисциплин и частными методиками.
3. Нормативная база.
4. Актуальность проблемы трудового воспитания подрастающего поколения.
Вопросы
Задания для самостоятельной работы:
1. Скачать электронные версии учебной литературы
Список литературы
1. Буре Р.С. Дошкольник и труд: Теория и методика трудового воспитания. – М.: «Мозаика Синтез», 2011. – 56с.
1. Введение в курс дисциплины МДК.02.02. «Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников»
Вопросы трудового воспитания дошкольников всегда находились в центре внимания педагогов и были предметом исследований отечественных ученых в 30 – 80-е годы XX века. На их основе создавались учебные пособия для студентов вузов и техникумов, методические пособия для воспитателей, разрабатывались программы воспитания в детском саду. Трудами таких педагогов и психологов, как Е.И. Радина, ТА. Маркова, В.Г. Нечаева, В.И. Логинова, Т. Н. Година, P.C. Буре, Я.3. Неверович, Д.В. Сергеева и других, к настоящему времени создана система трудового воспитания дошкольников, включающая в себя задачи, содержание, средства и методы работы педагогов.
В программе курса раскрывается методика организации системы трудового воспитания дошкольников, включающая в себя задачи, средства и методы руководства детским трудом с учетом постепенного накопления дошкольниками собственного опыта участия в труде, совершенствования навыков, растущего осознания ими значения трудовой деятельности, побуждающего включаться в труд.
Цель –теоретическая и методическая подготовка студентов на основе учета профессиональной направленности их будущей деятельности; формировать умения практической реализации задач организации трудовой деятельности дошкольников.
Задачи:
1) cформировать систему современных знаний об истории, содержании и перспективах дошкольного образования;
2) cформировать систему знаний о теоретических основах организации и управления трудовой деятельностью детей в разных возрастных группах;
3) способствовать формированию профессиональной компетентности и системного профессионального мышления.
4) способствовать освоению студентами инновационных педагогических технологий дошкольного образования, ориентированных на развитие способностей каждого ребенка;
5) познакомить студентов с разнообразием технических средств обучения и информационно-коммуникативных технологий в системе образования и воспитания для расширения возможностей эффективной организации трудовой деятельности.
Связь предмета с циклом психолого-педагогических дисциплин и частными методиками
Учебная дисциплина «Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников» входит в цикл специальных дисциплин. Преподавание учебной дисциплины опирается на знания, полученные студентами в процессе изучения таких учебных дисциплин, как «Детская психология», «Дошкольная педагогика», и тесную взаимосвязь с «Философией» и всеми методиками дошкольного образования.
Важно понимание интегративной, межпредметной сущности игровой деятельности и современных педагогических технологий, творческое использование их в своей работе. Очевидно, что все это требует всесторонней подготовки воспитателя, изучения им таких предметов, как философия, психология, педагогика, анатомия и физиология, а также других предметов естественного и гуманитарного цикла.
НАУКИ
МЕТОДИКИ
m tIXEKU3alX+PObGbn5/13udiM3snJjvELpCG5UKBsFQH01Gj4e34ercGEROSQRfIavixETbl9VWB uQln2tvpkBrBIRRz1NCm1OdSxrq1HuMi9JbY+wiDx8RyaKQZ8Mzh3slMqZX02BE3tNjbqrX112H0 GsZjtZ32Vfb5Pu3Mw271gh7dt9a3N/P2GUSyc/o/hj98RoeSmU5hJBOF08CPJA3ZmvnZvX9a8nDi xaNSIMtCXvKXvwAAAP//AwBQSwECLQAUAAYACAAAACEAtoM4kv4AAADhAQAAEwAAAAAAAAAAAAAA AAAAAAAAW0NvbnRlbnRfVHlwZXNdLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQA4/SH/1gAAAJQBAAALAAAA AAAAAAAAAAAAAC8BAABfcmVscy8ucmVsc1BLAQItABQABgAIAAAAIQA04hLCQAIAAFQEAAAOAAAA AAAAAAAAAAAAAC4CAABkcnMvZTJvRG9jLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQBIWydy2wAAAAcBAAAP AAAAAAAAAAAAAAAAAJoEAABkcnMvZG93bnJldi54bWxQSwUGAAAAAAQABADzAAAAogUAAAAA ">
Методика ИЗО-деятельности |
Методика музыкальной деятельности |
Методика физвоспитания |
Методика природоведения |
Нормативная база
Перечень нормативных документов, лежащих в основе курса:
1. «Базовый стандарт высшего образования» утвержденной МОН Украины № 576 от 22.08.2003г.
2. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование», 2015.
3. Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных дисциплин общеобразовательного и общепрофессионального циклов в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, 2015.
ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» Программа для дошкольных образовательных организаций для детей от 2 до 7 лет.
Актуальность проблемы трудового воспитания подрастающего поколения
Каждому, кто имеет дело с воспитанием дошкольников, известно знаменитое изречение ребенка «Я сам!». Это удивительное заявление говорит о качественном скачке в развитии малыша, ибо этим он заявляет о своей растущей потребности освободиться от опеки взрослого, пробует свои силы в осуществлении желаний.
В развивающейся позиции ребенка «я сам», «я могу», «я научусь», «я умею» заложены зачатки будущих важнейших качеств: самостоятельности, ответственности, активности в познании мира, в деятельности. И потому очень важно не затормозить эти тенденции в поведении и устремлениях ребенка, а всячески поддерживать и развивать их.
Так, уже двухлетний ребенок в первых трудовых действиях может проявить самостоятельность – например, овладеть процессами самообслуживания. Его «я сам» в конце третьего года жизни – результат сформировавшихся ранее умений. А потому трудовое воспитание дошкольника начинается именно в этом возрасте.
Несмотря на то что результаты детского труда не играют большой роли в жизни общества, роль его в воспитании ребенка чрезвычайно велика. Трудовое воспитание детей – это мощное средство воспитания нравственно-волевых качеств, умственной активности, формирования познавательных интересов, уважения к труженикам и результатам их труда, установления доброжелательных взаимоотношений между сверстниками.
Участие в труде всегда обеспечено действием мотивов, побуждающих к активности: овладение новыми навыками, забота о сверстниках, проявление внимания к взрослым, забота о своем внешнем виде и т. д. – это очень ценные мотивы.
Первые трудовые действия ребенка связаны с самообслуживанием. Как трудно малышу справляться с процессом одевания! И как упорно при этом он пытается проявить самостоятельность! Но, к сожалению, под нажимом взрослого, которому некогда ждать, а легче одеть ребенка самому, малыш может смириться с положением пассивного существа, опекаемого взрослыми (мамой, бабушкой, педагогом). И совершается грубая ошибка в воспитании: ребенок все сильнее начинает чувствовать свою беспомощность, и вместе с тем растет его неуверенность, пропадает стимул к самостоятельности. В дальнейшем у него вырабатывается привычка пользоваться услугами взрослых, появляется убежденность в том, что удовлетворение его потребностей – это обязанность взрослых.
Постепенно овладевая трудовыми процессами, связанными с самообслуживанием, ребенок все больше начинает чувствовать, что он уже что-то умеет, благодаря чему достигает успеха. Он отказывается от помощи взрослых, которые спешат его одеть, и все чаще просит: «Я сам…»
Предположим, ребенок овладел навыками одевания. Более того, у него сформировалось понимание об опрятности, и он заботится о своем внешнем виде. А дальше? Постепенно все сопутствующие одеванию действия становятся повседневными делами: поставить обувь на место, аккуратно повесить в шкафчик одежду и т. д. Детское «я сам» наполняется новым содержанием: «Я умею сам и потому буду делать сам!», «Я всегда буду убирать игрушки после игры, ведь я это умею делать, я уже большой!» У ребенка формируется стремление к порядку, желание поддерживать чистоту.
Дети растут, и возможностей выполнять различные трудовые поручения у них становится больше. В детском саду они уже могут накрывать на стол, мыть игрушки, протирать влажной тряпкой полки и т. д.
Педагогу нужно оценить важность детского труда для группы и подчеркнуть, что все это дети уже могут выполнить сами, без помощи взрослых. Так постепенно появляется потребность делать полезное для других. Поручения становятся все более систематическими, разнообразными.
Особая специфика в трудовом воспитании детей появляется при переходе их в среднюю группу. Здесь они впервые встречаются с понятием «вместе», в связи с чем педагогу необходимо правильно распределить одно задание между всеми участниками трудового процесса, учитывая при этом интересы каждого. И именно в этот период детское заявление «Я сам» постепенно перерастает в «Я сам вместе с друзьями». Если в процессе такой деятельности развертывается деловое общение «в связи» и «по поводу» возникающих ситуаций, то нужно объяснить партнеру допущенную им ошибку и посоветовать, как ее исправить, предложить свой вариант распределения работы или поддержать предложение партнера, направленное на улучшение качества будущего результата и пр.
Так, на фоне делового общения развертывается сфера личностных взаимоотношений: симпатии детей друг к другу, доброжелательность, умение уступать и пр. А в заявлении ребенка «Я сам» появляются новые мотивы, понятия «я умею разъяснить сверстнику, в чем он не прав», «я могу научить другого».
В процессе коллективной деятельности возможно возникновение конфликтных ситуаций, если воспитатель не разъяснит детям нравственные нормы взаимоотношений. Позиция ребенка, ведущим мотивом которой станет осознание своих возможностей, будет побуждать его к активному усвоению этих норм, так как они становятся средствами налаживания доброжелательных взаимоотношений со сверстниками. Появляется новая позиция ребенка – «я могу отвечать за результат общего дела». Дошкольник начинает осознавать свое место в обществе сверстников: «я вместе с друзьями», и позже – не «я», а «мы вместе». Ребенок начинает тянуться к обществу сверстников, а чувствуя поддержку с их стороны и испытывая удовлетворение от сделанного им, становится членом этого общества.
Организация труда – дело хлопотное для педагога. Но в труде даже самые непослушные, неуравновешенные дети становятся целеустремленными, активными, организованными, они потому и непослушны, что не умеют реализовать свою потребность в активной деятельности, а труд помогает им в этом. Труд увлекает дошкольников, позволяет им осознать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов, объединяет общими эмоциональными переживаниями. И если педагог постоянно поддерживает трудовую активность каждого ребенка, его уверенность в собственных силах, то трудолюбие становится чертой личности дошкольника.