Значение субкультур в формировании личности

Абрамова Диана Сергеевна, Родина Анастасия Андреевна, Шаманов Артём Степанович,

студенты группы ОРМ -31,

научный руководитель Е.Б. Козлова, к. психол.н., доцент кафедры социальной адаптации и организации работы с молодёжью, ФГБОУ ВПО «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского», г. Калуга, Россия,

Проблема значимости субкультур в формировании личности современного человека - одна из волнующих тем двадцать первого века. Формирование личности начинается с первого социального института- семьи. Именно в семье прививаются моральные нормы, закладываются образцы поведения, приобретаются определённые традиции. Однако, семья- важный ,но не единственный институт социализации человека. В определённый возрастной период человек начинает знакомиться с абсолютно разными индивидами и социальными нормами, принятыми в определённом кругу людей. И довольно часто на формирование личности начинает оказывать влияние субкультура.

Актуальность данной проблемы несомненна, так как именно субкультура может нести не только деструктивное, но и конструктивное влияние. Изучениею данной проблемы посвящены исследования В.В. Абраменковой, Е.Ю. Копейкиной, Н.О Ивановой и др.

Строение социальных отношений в любом человеческом обществе предполагает функционирование групп людей - детей, подростков, взрослых - которые объединяются по разным принципам: пол, возраст или по признакам возраста. В нашем обществе, например, это детский сад - дети разного пола, но одного возраста в одной группе; армия - одного пола, одного возраста. Отношение одного человека к другому имеет разный уровень понимания. В сознании представлены собственные сущностные характеристики и аналогичные характеристики друг друга. Это является одним из психологических условий формирования в единой культуре относительно независимых друг от друга субкультур. А.П. Усова и её последователи отмечали, что к 4,5-5 годам в детском саду складываются относительно самостоятельные сообщества детей, у которых есть свои игровые правила, традиции и нормы поведения. Игра рассматривалась как основа функционирования таких сообществ.

Детская субкультура формирует собственную позицию, неповторимость, выполняет начальный процесс усвоения ценностей и норм. Детская субкультура формирует процесс саморазвития и самореализации, в ходе которой создается новый социокультурный опыт. Со временем детская субкультура претерпевает изменения в связи с особенностями действительности: забываются старые формы, появляются новые, характерные для данного времени. Познание, понимание и приятие взрослыми детской субкультуры и ребенка как носителя и автора определенного культурного и субкультурного опыта не только помогут в поиске новых подходов к построению взаимоотношений взрослых и детей, взаимодействия мира детства и мира взрослых, но и помогут социализации ребенка. Социализация – процесс развития и саморазвития человека в ходе усвоения и воспроизводства социокультурного опыта [4,С.216].

Раннее приобщение к миру взрослых: телепередачи, где родители не скрывают от детей дошкольного возраста отрицательные стороны жизни (ссоры, нецензурная брань, распитие спиртных напитков, темы разговоров родителей не всегда приемлемы для детей). В связи со сложившейся обстановкой дети дошкольного возраста меньше бывают во дворах, а из-за занятости родителей это время еще более сокращается, компьютер и телевизор занимают в жизни детей больше места, чем общение со сверстниками. Имущественное расслоение общества также оказывает влияние на общение детей, у детей мало свободного времени (перегрузка организованной деятельностью, посещение детьми всевозможных школ, кружков, клубов, секций). В настоящее время только в дошкольном учреждении ребенок общается с большим количеством сверстников, поэтому именно здесь детская субкультура находит благоприятную почву, а это очень важно.

Детской субкультуре нужно уделять особое внимание. В процессе приобщения к детской субкультуре создаются условия, способствующие накоплению социального опыта ребенком, развитию его умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, т.е. осуществлять процесс социальной адаптации. Вместе с тем познание мира сверстников, взрослых дает возможность приобщаться к ценностям других людей, осознавать свои особенности, предпочтения, интересы, корректировать и формировать собственную систему ценностей.

У ребенка развивается самостоятельность и ответственность (а это основные ценности системы взросления), расширяется и обогащается опыт взаимодействия с окружающими, строятся социальные отношения на основе своего неповторимого личного потенциала, формируемся образ школьника как эмоционально привлекательный и социально желаемый внутренне.

Примеры детской субкультуры:

- «детский кодекс» - это правила вступления и выхода из различных форм и видов детской деятельности, разнообразные компоненты детского общения, например, примирительные ритуалы, собственные знаки, право старшинства. Специфические способы воспитательных воздействий на сверстников и разрешение конфликтных ситуаций, например, дразнилки, отговорки;

- детский фольклор: колыбельные песни, прибаутки, считалки. Именно они имеют мировоззренческое значение, так как раскрывают принципы жизни, формируют доверие к близким и родственникам, к миру в целом;

- детский юмор: анекдоты, перевертыши, истории-небылицы;

- своеобразные увлечения: детское собирательство (сокровищницы, тайники), детское коллекционирование;

- дразнилки, высмеивающие ябедничество, плаксивость, жадность, выполняющие воспитательную функцию. Они помогают ребенку отстаивать себя при нападках сверстников в форме словесной самозащиты, тренируют эмоциональную устойчивость и самообладание [5, с.33].

Таким образом, мир детства существует как субъективная реальность, для которой характерны отличительные особенности восприятия и познания социального окружения, а также своеобразные способы конструирования культурно-воспитательного пространства жизнедеятельности каждого из ее членов.

Очень устойчивой субкультурой являются подростковые объединения, где подростки создают свой фольклор, вырабатывают новый язык общения. Главной чертой подростковой субкультуры является её стремление к отдаленности от взрослого мира, замкнутости, изолированности от других общностей людей, а также структурированности общими переживаниями, которые создаются специальными средствами.

Подростки являются самым активным психологическим субъектом, их мировоззрение еще не сформировано, легко поддается внешнему влиянию и поэтому социально неприемлемое поведение самым выразительным образом проявляется именно в них. Подростки легко впитывают в себя правила поведения значимой для них группы и руководствуются ими. В так называемого «трудном возрасте» наиболее сложно контролировать зачатки девиантного поведения и проводить его профилактику, поскольку подростки гораздо легче и лучше идентифицируют себя со сверстниками, чем со взрослыми. Это связано с психологической потребностью подростка, с одной стороны, «отделиться» от контроля старших, с другой, принадлежать какой-либо группе или общности. Зачастую, такой общностью может оказаться та или иная субкультура [3, с. 292].

Следующей субкультурой выделяется молодёжная, ее признаком можно считать наличие молодёжной моды, группировок по интересам. Молодёжную субкультуру отличает обособленность от других людей с помощью специальных знаков, символов, которые имеют смысл внутри этой субкультуры. Юношеский возраст отличается созданием конкретных идеалов, кумиров. Молодежные субкультуры в современной России охватывают в основном школьников старших классов. Психологи утверждают, что молодые люди формируют самооценку, им легче самоутвердиться в группировках, чем реальными поступками, свидетельствующими о взрослости. Молодежь же утверждает, что дело не в заниженной самооценке: новые веяния в российском обществе обусловливают смену принятых установок. Как бы то ни было, молодежных течений сегодня достаточно, и их приверженцев объединяет многое, от философии до символики [1, с. 9].

Знаки и символы молодежи — предметы, изображения, жесты, слова (словосочетания) и др. средства коммуникации, закрепляющие в данной социокультурной среде или фиксирующие в отдельной ситуации дифференциацию молодежи от других социальных групп. Знаки и символы такого рода читаются молодыми как «свои», а представителями других групп — как принадлежащие молодежи («чужие»). Знаков и символов, которые бы выступали как постоянные маркеры молодежи, не существует. Значительная их часть возникает как определенная форма протеста молодежи против зависимости от взрослых, ущемления своего социального статуса. В истории многократно (включая и древнюю историю) менялась мода на прическу: то длинные, то короткие волосы были вызовом молодых патерналистскому давлению взрослых .Релятивизм в выборе молодежью знаков и символов для самоотождествления —характерная черта социальной жизни, но в разных обществах и в разных социальных средах (городской или сельской, живущих на равнинах или в горах и т. д.) степень инновационности молодежи в определении своих знаковых меток существенно различается. В традиционных культурах знаки и символы молодежи нередко предписаны установленным обычаем и не являются произвольно присвоенными себе самой молодежью. Общее назначение знаков и символов молодежи — ориентация в отношениях по модели «свои, чужие». Характерными для европейско- американского цивилизационного типа (к нему в определенной мере относится и цивилизационный тип России) являются знаковые отличия молодежи в: 1) одежде и особенностях ее ношения; 2) прическах и макияже;3) украшениях; 4) привычных вещах, предметах обихода; 5) предпочтениях в еде; 6) способах проведения досуга; 7) избирательности публичной информации;8) использовании в межличностной коммуникации определенных языковых и технических средств;9) музыкальных вкусах; 10) сексуальном поведении и др.

По мнению многих авторов, основной фактор, привлекающий молодежь и подростков в субкультуры стремление приобрести внешние, формальные характеристики, позволяющие выделяться из общей обезличенной массы населения мегаполиса [2, с. 125].

Молодежная субкультура, по мнению немецкого ученого Л. Хаузера, это «форма выражения процесса поиска и овладения мировоззрением». Другими словами, молодежная культура - это явление временное, это особая форма жизненного поиска. Как говорят: «Все пройдет, пройдет и это». Или: «Молодость - это такой недостаток, который быстро проходит». Часто молодежи свойственна категоричность суждений, максимализм, неприятие советов, их тяготит подчинение существующим моделям общественного развития, они негативно относятся ко всему нормативно-регламентированному, для них характерны динамичность, открытость миру, ранимость, повышенная эмоциональная реакция, оптимизм, романтические устремления, идеализация новизны.

Молодежная субкультура рождается и существует в связи с определенными потребностями молодых людей социализироваться и при этом активно заявить о себе. Принято считать, что молодым «свойственен дух противоречия, что для них нет пророков в своем отечестве», другими словами, они по сути своей во многом слывут нигилистами, оппозиционерами по отношению к традиционно-консервативным ценностям и процессам. Им тесно в рамках тех жизненным норм и правил, которые исповедовали их отцы и деды.

Виды молодежной субкультуры.

Хиппи (англ. hippy или hippie; от разг. hip или hep, — «понимающий, знающий»;) молодежная субкультура, возникшая в середине 1960-х годах в США. Поскольку хиппи часто вплетали цветы в волосы, раздавали цветы прохожим и вставляли их в оружейные дула полицейских и солдат, а также использовали лозунг «Flower Power» («сила», или «власть цветов»), их стали называть «детьми цветов». Такая вроде бы незатейливая пиар-акция имела ошеломляющий успех, так как активировала у наблюдавших эту сцену людей любимые воспоминания детства, с их волшебным миром сказок. Это мир добрых фей и их верных слуг – эльфов. Вместе с тем, следует напомнить, что в скандинавской мифологии духи и дети цветов – это эльфы. Они нам знакомы по сказке Г.Х. Андерсена «Дюймовочка». Внешний вид хиппи по современным меркам достаточно традиционен: длинные распущенные волосы, джинсы, зачастую потертые, или джинсовая куртка, иногда балахон неопределенного цвета, на шее – «ксивник» (небольшая кожаная сумочка), украшенная бисером или вышивкой. На руках – «феньки» или «фенечки», т.е. самодельные браслеты или бусы, чаще всего из бисера, дерева или кожи. Но, став модным «брендом», он вышел за субкультурные рамки, распространившись среди молодежи: «феньки» могут украшать руки и школьницы, и преподавательницы вуза. От «классических» хиппи «третью волну» отличают такие атрибуты, как рюкзак и три-четыре колечка в ушах, реже в носу (пирсинг). Но если посмотреть на это глазами 60-х годов, то можно увидеть, что с модой не все так просто и она идеологически выдержана и тщательно продумана. Стиль одежды хиппи называется унисекс и он символизирует равенство мужчин и женщин, уничтожая в женщине индивидуальность стиля одежды, ее личного вкуса, как будто их всех клонировали в одной пробирке. Одежда мужчин тождественна одежде женщин и это внешний, но верный признак потери архетипа Героя. А длинные распущенные волосы мужчин – это признак их феминизации. Служба в армии — такому не по плечу. Поэтому вместо патриотизма остается голый пацифизм и якобы — борьба за мир. Бывший «ребенок цветов», то есть бывший хиппи и пацифист президент США Билл Клинтон в 1999 году отдаст приказ авиации НАТО бомбить православные церкви и монастыри в Косово и Сербии во имя прав и свобод человека. Итог такой борьбы за мир — разрушено 22 церкви и монастыря, занесенных в реестр памятников мировой культуры [1,с.7].

Слово «рокеры» изначально служило для определения британской молодежи в Британии в шестидесятых годах прошлого века, которая позволяла себе весьма непочтительно рассекать по дорогам на мотоциклах. Рокеры стали понятием, противопоставляемым модам – их же ровесникам, только использующим в виде транспорта скутеры. Рокеры появились как субкультура в пятидесятых – начале шестидесятых годов в эпоху рок-н-ролла, представителями музыки и стиля которой стали Чак Бэрри, ранний Элвис Прэсли, Джин Винсент и другие. Однако первых рокеров объединял только один принцип – манера езды на мотоцикле, а уж потом появилось такое понятие как стиль. Эти ребята могли разъезжать со скоростью до 160 километров в час по окружным дорогам Лондона. Стиль рокера породили необходимость и практичность. Рокеры носят кожаные мотоциклетные куртки, в изобилии украшенные кнопками, заплатками, нашивками и булавками. На головах у них нередко довольно модные кожаные кепки. Обычно они ездят на мотоцикле в шлеме с открытым лицом, в авиационных очках, и белом шелковом шарфе, который защищает их рот от переохлаждения. В гардеробе каждого рокера присутствуют джинсы «Levi's», кожаные брюки, высокие мотоциклетные ботинки от «Lewis Leathers» или военные ботинки и футболки. Также популярна символика, которая говорит о причастности человека к «59 Club of England» – молодежной церковной организации, которая потом трансформировалась в клуб любителей мотоциклов по всему миру. Прическа рокеров может, в принципе, зависеть от личных предпочтений, но нередко о ней говорят как о сглаженной или, наоборот, усиленной прическе в стиле помпадур, которая характеризует представителей рок-н-ролла пятидесятых годов. Интересно, что несмотря на то, что возникли рокеры уже в пятидесятых годах, ассоциироваться с субкультурой, а соответственно, и музыкой рок-н-ролла они стали только в шестидесятых. Их основными чертами стала привязанность к рок-н-роллу и езде на мотоцикл, что помогло создать образ английского уличного хулигана. У нас, как водится, привязанность к рок-н-роллу приобрела более ненавязчивые формы. Мотоцикл «того класса» для советских студентов был несбыточной мечтой, поэтому хранился дома только в виде изображения на плакатах. Главным сегментом рокерской субкультуры в СССР стала именно музыка [5,с.84].

Среди множества других субкультурных форм, основанных на музыкальных стилях, в России широкий размах получил рэп (англ. rap - легкий удар, стук). Манера исполнения («чтение»), внешний вид исполнителей, их действия идут в рэпе от уличной жизни подростков в негритянских кварталах Америки. На российской почве этот стиль носит подражательный характер и в последнее время все больше входит составной частью в субкультурное полистилистическое образование, получившее название хип-хоп культура. Ее приоритеты, кроме рэпа: брейк-данс как форма танца и пластики тела, граффити как вид особого настенного рисунка, экстремальные виды спорта, стритбол (уличный баскетбол) и т. д. Она достаточно демократична, не теряет прямой связи с «молодежью улицы», хотя очевидно, что ее идентичность поддерживается извне. В крупных городах довольно много молодежи в одежде, стилистически связанной с рэпом. Но фанаты рэпа относятся к «крутым парням в широких штанах», изображающих из себя рэперов, с презрением. На то обстоятельство, что рэперская одежда встречается достаточно часто в Москве и в некоторых других российских городах, в большей мере влияет экономический фактор: такая одежда продается на оптовых вещевых рынках и относительно недорога. Но, разумеется, определенная часть молодежи вполне сознательно ориентирована на хип-хоп культуру. Носят широкую, на несколько размеров больше одежду, предпочитают спортивную обувь. Любимый вид спорта - баскетбол. Из украшений носят значки и серьги. Волосы коротко стрижены. Многие рэперы не пьют спиртных напитков, даже пива, но предпочитают сильные наркотики. Рэперы - не только те, кто слушает музыку в стиле «рэп», но и люди, пишущие рэп, проникнутые его идеей. В основной массе рэперы не агрессивны, кроме тех, кто причисляет себя к течению «Гангста» [5,с.88].

Таким образом, субкультура формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или ме­стожительство. Ценности субкультуры не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, они обнаруживают лишь неко­торые отклонения от нее. Молодежные субкультуры — феномен городской культуры западного типа. В нем отразились разнообразные процессы, протекающие в религиозной, идеологической, политической сферах, сфере экономики и моды. При организации воспитательно-образовательного процесса родителями, педагогами, психологами обязательно должны учитывать позитивные и негативные факторы субрультур, их влияние на формирование личности.

Библиографический список:

1. Головина Г.В. Культура досуга как условие адекватного развития личности // Аналитика Культурологии № 19, 2011.- С. 32-36. // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://cyberleninka.ru

2. Евсюкова А. Молодёжные субкультуры и их влияние на российское общество // Территория науки № 4, 2013.- С.9 // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru

3. Маккадей Л.И. Влияние молодёжной субкультуры на формирование ценностно- мативационной сферы личности // Международный журнал фундаментальных и прикладных исследований № 9, 2010.- С. 125// [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru

4. М.В. Осорина Секретный мир детей в пространстве мира взрослых / Учебник по психологии.- Сб.- 2008.-С.304 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://rutracker.org

5. Моисеенко, Л.В. Молодежная субкультура: категория и реальность [текст] / Л.В. Моисеенко // Воспитание и дополнительное образование. – Оренбург, 2012. – С. 85-89.

6. Чухрова М.Г. Девиантное поведение в некоторых молодёжных субкультурах // Мир науки, культуры, образования № 6, 2011.-С.292 // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru

Наши рекомендации