Государственное управление охраны труда

Под управлением охраной труда понимается процесс организованного воздействия на объекты управления с целью соблюдения нормативных требований безопасности. В соответствии со ст. 11 Федерального Закона «Об основах охраны труда в РФ» государственное управление охраной труда осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами охраны труда (Министерством здравоохранения и социального развития РФ) и другими федеральными органами исполнительной власти.

Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами охраны труда, выполняет следующие функции:

принимает постановления, дает разъяснения по применению нормативных правовых актов в области охраны труда;

координирует научно-исследовательскую работу;

координирует работу служб охраны труда федеральных органов исполнительной власти;

взаимодействует с органами исполнительной власти субъектов федерации;

осуществляет методическое руководство по пропаганде передового опыта;

организует учет потребностей в средствах индивидуальной защиты;

представляет в Правительство РФ ежегодный отчет о состоянии охраны труда и проводимых мероприятиях по охране труда.

Главной целью управления охраной труда является совершенствование организации работы по обеспечению безопасности, снижению травматизма и аварийности путем решения комплекса задач по созданию безопасных и безвредных условий труда, лечебно-профилактическому и санитарно-бытовому обслуживанию работающих.

Система управления охраной труда в РФ имеет три уровня управления: федеральный, уровень субъекта РФ и местный.

Для координации деятельности министерств и ведомств в области охраны труда создается межведомственная комиссия по охране труда, которую возглавляет министр здравоохранения и социального развития. В ее задачи входит:

разработка федеральной программы улучшения условий труда;

анализ законодательных актов;

разработка предложений по международному сотрудничеству.

Главная государственная экспертиза условий труда, которая входит в состав Минздравсоцразвития России, является контролирующим органом, выполняющим следующие функции:

контроль правильности назначения пенсий;

контроль правильности применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях (списков № 1 и № 2);

взаимодействие с органами социального обеспечения; контроль условиями и охраны труда.

Органами государственной экспертизы условий труда в соответствии с конкретными задачами выполняются следующие виды экспертизы:

экспертиза условий труда в проектах строительства новых и реконструируемых предприятий;

экспертиза условий труда на рабочих местах;

экспертиза правильности применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, по которым устанавливаются льготные пенсии и дополнительные отпуска;

экспертиза труда по оценке затрат на льготы и компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда для дифференциации тарифов социального страхования;

экспертиза условий труда для разрешения споров, возникающих между юридическими лицами и гражданами (работниками), по вопросам оценки условий труда, предоставления льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда, а также других споров, подлежащих рассмотрению Государственной экспертизой условий труда;

экспертиза условий труда по предложениям предприятий и организаций в целях изменения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей на льготное пенсионное обеспечение и дополнительный отпуск (осуществляется Главной государственной экспертизой условий труда или государственными экспертизами условий труда республик совместно с их краевыми, областными и окружными органами);

другие виды экспертиз, вытекающие из задач Государственной экспертизы условий труда.

Федеральная инспекция труда осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда и выполняет следующие основные функции:

обеспечивает организационное и методическое руководство деятельностью государственных инспекций труда, их нормативное и материальное обеспечение;

осуществляет контроль соблюдения установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;

анализирует состояние и причины производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и разрабатывает мероприятия по их профилактике;

готовит и публикует ежегодные доклады о деятельности федеральной инспекции труда.

Непосредственное участие в решении задач в сфере охраны труда принимают руководители предприятий, структурных подразделений, функциональных служб, отделов охраны труда, профсоюзные комитеты.

Основными задачами органов управления на предприятии являются:

обеспечение безопасности производственных процессов;

обеспечение безопасности производственного оборудования;

обеспечение безопасности зданий и сооружений;

нормализация санитарно-гигиенических условий труда;

обучение работающих правилам и нормам охраны труда, пропаганда вопросов охраны труда;

обеспечение работников средствами индивидуальной защиты;

обеспечение оптимальных условий труда и отдыха;

организация лечебно-профилактического обслуживания работающих;

профессиональный отбор работников по отдельным специальностям.

Каждая из задач реализовывается посредством функций управления: учета, анализа и оценки, контроля, планирования и прогнозирования, стимулирования, организации, координации и регулирования.

Наши рекомендации