Молодых преподавателей вуза

Разрабатываемые в настоящее время Министерством образования и науки России меры государственной политики направлены, прежде всего, на повышение потенциала образования и науки за счет их взаимного обогащения и высокий уровень подготовки кадров для науки и высокотехнологичных секторов экономики с учетом тенденций и перспектив развития рынка труда; рост качества образовательных программ высшего профессионального образования; приток и закрепление в науке и образовании молодых специалистов.

Не вызывает сомнения, что в условиях модернизации профессионального образования, качество подготовки выпускников во многом зависит от возможности педагога высшей школы реализовать свой профессиональный и личностный потенциал, способности эффективно организовать учебно-воспитательный процесс в русле требований новых образовательных стандартов и запроса работодателей.

Большинством исследователей профессиональный потенциал понимается как совокупность профессиональных и нравственно-личностных возможностей человека, необходимых и достаточных для эффективной работы в той или иной сфере. Профессиональный потенциал педагога высшей школыможет быть определен как база профессиональных знаний, умений в единстве с развитой способностью педагога активно мыслить, творить, действовать, воплощать свои намерения в жизнь, достигать запроектированных результатов [3].

Так как в самом общем виде под потенциалом понимаются имеющиеся возможности (ресурсы), требующие раскрытия и реализации, то возникает задача изучения условий и средств, в которых они могли бы в полной мере проявиться и совершенствоваться. Такие условия, по нашему мнению, могут рассматриваться как факторы развития профессионального потенциала.

Факторы, определяющие развитие профессионального потенциала, ведут к накоплению определенных знаний, совершенствованию умений и способностей педагога в процессе профессиональной деятельности, выработке практических навыков и индивидуального стиля преподавания.

Важным фактором раскрытия и дальнейшего совершенствования профессионального потенциала является успешная профессиональная адаптация начинающих преподавателей, то есть процесс включения и освоения работником условий профессиональной деятельности и норм отношений в профессиональной группе [4].

Молодой педагог, вступая в профессиональную деятельность, попадает в новую для него профессиональную среду, в новые режимы умственных и физических нагрузок, в новую сферу отношений и взаимодействий. К основным факторам, влияющим на процесс адаптации начинающего преподавателя можно отнести: условия профессиональной среды (отношения в трудовом коллективе, организация рабочего места, режим труда и пр.), соответствие базовой профессиональной подготовки выполняемым функциям (в том числе, наличие готовности к преподаванию в высшей школе), мотивация выбора профессии, индивидуальные характерологические особенности педагога и т.п.

Адаптацию можно считать успешной, если в ходе приспособления молодого специалиста достигнуты положительные результаты в профессиональной сфере (в целом освоена педагогическая деятельность, осуществляется творческий подход к методикам преподавания, профессиональное мастерство высоко оценивается коллегами и студентами). В сфере отношений и взаимодействия с коллегами отмечается психологический комфорт, а психофизиологическое состояние не квалифицируется как стрессовое.

Еще одним важным фактором развития профессионального потенциала молодых преподавателей является создание условий для реализации совокупности различных видов ресурсов, необходимых при осуществлении инновационной деятельности, то есть, так называемого, инновационного потенциала. Под инновационным потенциалом педагога понимается совокупность социокультурных и творческих характеристик личности преподавателя, выражающая готовность совершенствовать научно-педагогическую деятельность, и наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность, средств и методов [2].

Актуальность развития инновационного потенциала преподавателя высшей школы подтверждается самим характером научно-педагогического труда. Сегодня востребованным в вузе является преподаватель, готовый к непрерывному образованию и самообразованию, реализации научно-исследовательских проектов, разработке инноваций, использованию в процессе обучения современных методов и технологий, способный к подготовке выпускников, нацеленных на самореализацию и достижение успеха в будущей трудовой деятельности.

Основными факторами, способствующими развитию инновационного потенциала молодых преподавателей в вузе являются: создание условий для непрерывного образования, повышения квалификации и профессионального роста педагога (содействие в подготовке и защите кандидатской диссертации, стажировка в российских и зарубежных вузах, участие в научных конференциях разного уровня); материально-техническое и программное обеспечение инновационной деятельности (создание научных лабораторий и технопарков, оснащение их современным оборудованием); развитие библиотечно-информационной системы, обеспечение доступа преподавателя к ведущим научным библиотекам; создание научных школ и активное вовлечение в их деятельность молодых преподавателей, содействие участию педагогов в выполнении грантов; наличие системы мотивации и стимулирования научно-исследовательской деятельности молодых ученых, аспирантов и соискателей.

Одним из важнейших факторов реализации профессионального потенциала выступает создание в обществе и конкретном вузе условий, обеспечивающих социальную защищенность молодых преподавателей. Как следует из анализа законодательных актов и научных публикаций социальная защищенность – это те правовые условия, которые на базе социально-экономических и культурных реальностей дают возможность для благоприятного индивидуального развития личности, реализации ее творческих и производственных возможностей и способностей.

Подсоциальной защищенностью молодых научно-педагогических работников нами понимается уровень и состояние реализации политических, социально-экономических и личных прав, льгот, а также гарантий со стороны общества, которые обеспечивают им благоприятные условия осуществления преподавательской и научной деятельности.

Результаты исследований показывают, что социальная защищенность молодых преподавателей сегодня может быть охарактеризована как низкая, о чем свидетельствуют следующие признаки: неадекватная современным социально-экономическим условиям оплата труда; нерешенность жилищных проблем; уязвимость правового положения, неполнота и фрагментарность правовой базы в вопросах социально-экономического обеспечения; недостаточная престижность труда и низкое морально-психологическое самочувствие.

Результаты социологического исследования, проведенного в рамках Гранта РГНФ № 12-03-00191а «Профессиональный потенциал молодых преподавателей провинциальных вузов», свидетельствуют о том, что многие молодые преподаватели (20,8%) выделяют «финансовые проблемы (необходимость дополнительной подработки)», «невозможность решения социальных проблем (жилищных, поддержки молодых семей, обеспечение детскими садами и т.п.)» как факторы, оказывающие негативное влияние на творческую/инновационную деятельность научной молодежи. Больше всего в работе молодых преподавателей не устраивает «низкая заработная плата» наряду с высокой загруженностью «бумажной работой», большим объемом дополнительной работы, форм отчетности и ненормированным рабочим днем.

Чтобы улучшить материальное положение молодые педагоги стремятся подрабатывать в разных формах: «исследовательские проекты, работа по грантам» (28,9%); «работа в государственных учреждениях, не связанная с наукой и образованием», (21,1%); «предпринимательская или индивидуальная трудовая деятельность, не связанная с наукой и преподаванием» (17,9%); «репетиторство частные образовательные услуги, частная подготовка к поступлению в вуз, ссуз, школу и т.п.» (21,7%). При этом большинство готовы работать более интенсивно для того, чтобы лучше обеспечить себя и свою семью, а не в целях получения возможности самореализации, проявления своих способностей, достижения признания.

Таким образом, актуальной задачей вуза является создание благоприятных условий осуществления преподавательской и научной деятельности молодых педагогов, содействие их социальной защищенности.

Важнейшим фактором, обеспечивающим развитие профессионального потенциала молодых преподавателей, по нашему мнению, является создание здоровьесберегающей среды образовательного учреждения. То есть, таких условий, которые способствуют сохранению здоровья и обучающихся, и педагогов.

По данным отечественных и зарубежных социологических опросов, среди всех сфер жизнедеятельности трудовая оказывает самое сильное влияние на здоровье, главным образом ухудшая его. Ученые выделяют множество факторов профессиональной деятельности, приводящих к нарушениям здоровья: утомление человека в процессе труда; монотонный характер профессиональной деятельности; психическую напряженность, вызванную трудными условиями деятельности, конфликтами, предвосхищением неблагополучного развития событий и сопровождающуюся ощущением дискомфорта, тревоги, фрустрации; профессиональные кризисы, которые могут происходить неоднократно в течение жизни, обусловленные внешними или внутренними причинами; особенности самой профессиональной деятельности [1].

В упомянутом выше социологическом исследовании 41% опрошенных молодых преподавателей вузов отмечают, что довольно часто испытывают стрессовые ситуации в профессиональной деятельности. При этом к факторам, от которых зависит стрессоустойчивость педагога, чаще всего относят: «создание благоприятного эмоционального климата и условий труда», «оздоровление, правильное питание и своевременный отдых», «материальное обеспечение», «рациональная организация труда».

Таким образом, создание благоприятных условий среды образовательных учреждений (рациональное распределение учебной нагрузки педагогов, выделение достаточного количества времени для ведения научной работы, снижение конфликтности трудового коллектива, обеспечение нормальных гигиенических условий труда, предоставление возможности для эффективного отдыха и оздоровления и т.п.) имеет большое значение для реализации и развития профессионального потенциала молодых преподавателей.

Подводя итог вышесказанному можно утверждать, что на развитие профессионального потенциала молодых преподавателей оказывают воздействие как внешние факторы, не зависящие от вуза и определяемые мерами государственной политики в области науки и образования (поддержка талантливой молодежи, повышение престижности профессии педагога в обществе, увеличение оплаты научно-педагогического труда и пр.), так и внутренние факторы, обусловленные деятельностью самого образовательного учреждения (создание условий для эффективной профессиональной адаптации начинающих преподавателей, содействие реализации творческой активности и инновационного потенциала молодых педагогов, организация здоровьесберегающей среды вуза, совершенствование системы стимулирования и мотивации труда преподавателей и т.д.). Поэтому разработка механизмов развития профессионального потенциала молодых преподавателей, как на уровне региональной социальной политики, так и на уровне вуза, является перспективным направлением дальнейших научных исследований в области данной проблемы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996.

2. Педагогический терминологический словарь. – СПб: Российская национальная библиотека, 2006.

3. Сенашенко, В.С. Индивидуализация учебного процесса как основа обновления характера и видов профессиональной деятельности преподавателя высшей школы [электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.conf.muh.ru/071227/thesis_Senashenko2.htm.

4. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. – М., 2003.

Е.Ю. Леонова

Наши рекомендации