Дополнительные формы организации педагогического процесса

Урок как основная форма органично дополняется другими формами организации учебно-воспитательного процесса. Часть из них развивалась параллельно с уроком, т.е. в рамках классно-урочной системы (экскурсии, консультации, домашняя работа, учебные конференции, дополнительные занятия), другие заим­ствованы из лекционно-семинарской системы и адаптированы с учетом возраста учащихся (лекции, семинары, практикумы, за­четы, экзамены).

Экскурсии

Экскурсия — это специфическое учебно-воспитательное заня­тие, перенесенное в соответствии с определенной образователь­ной или воспитательной целью на предприятие, в музей, на вы­ставку, в поле, на ферму и т.п. Как и урок, она предполагает особую организацию взаимодействия педагога и учащихся. На эк­скурсии наряду с наблюдениями учащихся используются рассказ, беседа, демонстрация и другие методы.

Образовательно-воспитательное значение экскурсий состоит в том, что они служат накоплению наглядных представлений и жизненных фактов, обогащению чувственного опыта воспитан­ников; помогают установлению связи теории с практикой, обу­чения и воспитания с жизнью; способствуют решению задач эс­тетического воспитания, развитию чувства любви к родному краю.

В зависимости от объектов наблюдения экскурсии можно клас­сифицировать как производственные, природоведческие, крае­ведческие, литературные, географические и т.п. По образователь­но-воспитательным целям они могут быть обзорными и тема­тическими. По месту и структуре педагогического процесса — вводными, или предваряющими, текущими (сопровождающими) и итоговыми.

Любой из видов экскурсий не является самоцелью, а входит в общую систему учебно-воспитательной работы, применяется в связи с уроками и другими организационными формами. ЭкскуР" сия — важное звено в целостном педагогическом процессе, по-этому педагог должен заранее определять, при изучении

тем, рассмотрении каких вопросов она наиболее целесообразна, заранее намечать задачи, план и методы проведения.

При подготовке к экскурсии педагог определяет ее содержание Л конкретизирует задачи, выбирает объект, тщательно знакомит­ся с ним сам и решает вопрос о руководстве экскурсией. Экскур­сию может проводить сам педагог или экскурсовод (инженер, бри­гадир и др.), получивший инструктаж. При этом педагог остается организатором и руководителем познавательной деятельности де­тей на протяжении всей экскурсии.

В плане проведения экскурсии должны отмечаться этапы ра­боты (беседа, наблюдения, обобщения учителя, обработка ма­териала), перечень объектов наблюдения и материалов, которые должны быть собраны, необходимое оснащение и оборудование, распределение времени по этапам, форма организации учащих­ся (фронтальная, групповая или индивидуальная). Продолжитель­ность экскурсии зависит от ее характера. Она может занимать от 40—50 мин до 2—2,5 ч. Заключительным этапом экскурсии явля­ется подведение ее итогов в ходе беседы с целью приведения по­лученных знаний в систему.

I Дополнительные занятия и консультации

Дополнительные занятия проводятся с отдельными учащими-я или группой учащихся с целью восполнения пробелов в зна­ниях, выработки умений и навыков, удовлетворения повышен­ного интереса к учебному предмету.

При отставании в учебе прежде всего необходимо вскрыть его причины, что и будет определять конкретные формы, методы и приемы работы с учащимися. Это могут быть несформированность умений и навыков учебной работы, утрата интереса к учебному предмету или общее замедленное развитие. На дополнительных занятиях опытные учителя практикуют различные виды помощи: разъяснение отдельных вопросов, прикрепление слабых учеников к сильным, повторное объяснение темы. При этом в одних случа­ях требуется большее использование наглядности, а в других — словесной конкретизации.

Для удовлетворения познавательного интереса и более глубо­кого изучения отдельных предметов с отдельными учащимися Проводятся занятия, на которых решаются задачи повышенной Нудности, обсуждаются научные проблемы, которые выходят за Рамки обязательных программ, даются рекомендации по само­стоятельному освоению интересующих проблем.

С дополнительными занятиями тесно связаны консультации. " отличие от первых они, как правило, эпизодические, поскольку °Рганизуются по мере необходимости. Различают текущие, тема­тические и обобщающие (например, при подготовке к экзаменам ^ зачетам) консультации. Консультации в школе обычно груп-

повые, что не исключает, конечно, и индивидуальных консуль­таций. Нередко практикуется выделение специального дня кон­сультаций, хотя часто в этом нет особой необходимости, поскольку педагоги и учащиеся находятся в постоянном общении и имеют возможность оговорить время проведения консультаций по мере необходимости.

Домашняя работа

Необходимость домашней работы учащихся обусловлена не столько решением чисто дидактических задач (закрепления зна­ний, совершенствования умений и навыков и т.п.), сколько зада­чами формирования навыков самостоятельной работы и подго­товки школьников к самообразованию. Поэтому утверждения, что в домашних заданиях нет необходимости, поскольку основное должно быть изучено на уроке, несостоятельны. Домашняя работа имеет не только образовательное, но и большое воспитательное значение, формируя чувство ответственности за порученное дело, вырабатывая аккуратность, усидчивость и другие социально цен­ные качества.

Домашняя учебная работа учащихся принципиально отличает­ся от классной прежде всего тем, что протекает без непосред­ственного руководства учителя, хотя и по его указаниям. Ученик сам определяет время выполнения задания, выбирает наиболее приемлемый для него ритм и темп работы. Работая самостоятель­но в домашних условиях, которые значительно отличаются от классных, ученик лишен тех средств, которые может использо­вать учитель, чтобы сделать работу более увлекательной; дома нет коллектива, который благотворно влияет на создание рабочего настроения, стимулирует здоровое соперничество.

Исходя из дидактических целей, можно выделить три вида до­машних заданий: подготавливающие к восприятию нового мате­риала, изучению новой темы; направленные на закрепление зна­ний, выработку умений и навыков; требующие применения по­лученных знаний на практике. Особым видом являются задания творческого характера (написание изложений, сочинений, вы­полнение рисунков, изготовление поделок, наглядных пособии и т.п.). Могут быть индивидуальные домашние задания и задания отдельным группам учащихся.

Методика организации домашней работы — одно из слабых мест в деятельности школы и семьи. Часто задавание уроков на дом вообще не выделяется как самостоятельный этап урока. Меж­ду тем задавание уроков на дом должно помогать учащимся само­стоятельно учиться. Домашние задания должны даваться с ето^ возможностей их выполнения школьником в следующих ^Д_ лах: I класс — до 1 ч; II— до 1,5 ч; III— IV — до 2 ч; V — ™ до 2,5 ч; VII- до 3 ч; VIII- XI - до 4 ч. Чтобы не перегрУ#а1

учащихся домашними заданиями, их целесообразно строить по принципу «минимум—максимум». Задания-минимум обязатель-jjbi для всех. Задания-максимум не обязательны, рассчитаны на учеников, интересующихся предметом, имеющих к нему склон­ность.

В практике работы школы сложились следующие виды инст­руктажа при задавании уроков на дом: предложение выполнить таким же способом, каким выполнялись аналогичные работы в классе; объяснение способа выполнения задания на двух-трех при­мерах; разбор наиболее трудных элементов домашнего задания.

Наши рекомендации