V. Организация работы над проектами.

5.1. Участники проектной деятельности:учителя и учащиеся гимназии.

Учитель:

· консультирует;

· мотивирует;

· фасилитирует;

· наблюдает.

Таким образом, при использовании методов проектов изменяется роль учителя. Он является:

· организатором проектной деятельности (в рамках анализа имеющейся информации, поиска информационных источников, сбора и изучения информации из различных источников).

· руководителем проекта (педагогическое сопровождение проекта);

консультантом и т.п.

Ученик имеет право:

· участвовать в разных проектах и в различных ролях;

· выйти в любой момент из любого проекта;

· в любой момент начать новый проект;

· предложить свою тему проекта.

Особенность подхода к работе над проектами в начальной школе.

Двухкомпонентная организация проектной деятельности: работа над темой и работа над проектами.

Компонент 1. Работа над темой. (Узнаём.) Дети собирают сведения по какому-либо направлению изучения темы. По завершении обмениваются найденными знаниями.

Компонент 2. Работа над проектами. (Делаем.) Дети работают над разными проектами (поделки, мероприятия, исследования), имеющими какое-либо отношение к теме. По завершении представляют готовые проекты. Сочетание общей дисциплины и свободы выбора.

Дисциплина: одна тема на всех, общее время перехода от работы над темой к работе над проектами, общее начало работы над новой темой.

Свобода выбора: свободный выбор своей индивидуальной темы (в рамках общей темы), свободный выбор проектов.

5.2. Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся – это способ построения образовательного процесса, предусматривающий развитие личностных качеств, мыслительных процессов, процессов познания, творчества.

Проект – это прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности.

Проектирование – способ поэтапной организации деятельности, в результате которого будет создан какой-либо продукт.

Метод проекта – способ построения образовательного процесса, описание взаимосогласованных действий педагога и ученика, при которых ученик получает те или иные знания и умения при разработке и реализации того или иного проекта.

Главная идея метода проекта:

• активизация процесса познания;

• развитие креативности мышления;

• умение ориентироваться в информационном пространстве;

• возможность исследований человеческой деятельности в социокультурной среде.

Использование данной технологии развивает умения ребенка, а именно:

• исследовательские;

• информационные;

• коммуникативные;

• оценочные;

• презентационные;

• рефлексивные;

• менеджерские.

Проектная деятельность:

· формирует навыки самостоятельной ориентации в справочной, научно-популярной литературе, то есть учит «добывать» информацию самостоятельно,

· способствует интеллектуальному росту ребенка,

· учит мыслить от абстрактного к конкретному,

· открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром,

· актуализирует субъектную позицию учащегося в педагогическом процессе.

Метод проекта используется всеми учащимися с 1-4 класс по любому предмету, у любого учителя, который освоил данный метод проектирования. Учебный проект может разрабатываться в рамках одного урока, предметной темы или раздела образовательной программы, одного предмета или нескольких предметов.

В течение учебного года каждый ученик должен выполнить 1-2 проекта.

В гимназии должны быть созданы все условия для оформления результатов проектной деятельности и публичных презентаций, предусматривается выделение одного дня (половины дня) для защиты проектов.

5.3. Структура работы и этапы работы над проектом:

1. Подготовка. Определение целей и темы проекта.

2. Планирование. Анализ проблемы, определение источников информации, определение способов сбора и анализа информации, постановка задач и выбор критериев оценки результатов и процесса, распределение ролей и обязанностей в группе, определение способа представления результата.

3. Принятие решений проблемы. Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив, выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности.

4. Выполнение. Анализ информации, выполнение проекта, формулирование выводов.

5. Оценка результатов. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов, анализ достижений поставленной цели.

6. Защита проекта. Школьные проекты обязательно должны завершаться презентацией.

5.4. Перечень критериев оценивания проектов (демонстрационный материал)

1. Постановка цели, планирование путей ее достижения.

2. Постановка и обоснование проблемы проекта.

3. Глубина раскрытия темы проекта.

4. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования.

5. Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта.

6. Анализ хода работы, выводы и перспективы.

7. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе.

8. Соответствие требованиям оформления письменной части.

9. Качество проведения презентации.

10. Качество проектного продукта.

Рекомендуется организовать рейтинговую систему оценивания проектов, когда оценка за проект как среднее арифметическое от самооценки самого ученика, коллегиальной оценки коллектива класса и оценка жюри (в жюри приглашаются представители администрации, учителя, родители и ученики).

VI.

Содержание проектной деятельности и тематическое планирование. Примерный перечень тем по учебным предметам и внеурочной деятельности.

Наши рекомендации