Классификация образовательных электронных изданий

Существует много подходов к введению терминов и понятий, опи­сывающих такие средства. Во многих научных и учебно-методических изданиях их называют педагогическими программными средствами, компьютерными учебными средствами, педагогическими средствами учебного назначения, учебными компьютерными программами. Этот список терминов можно продолжить.

Электронное издание (ЭИ) представляет собой совокупность графи­ческой, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации. В одном электронном издании могут быть выде­лены информационные (или информационно-справочные) источники, инструменты создания и обработки информации, управляющие струк­туры. Электронное издание может быть исполнено на любом электрон­ном носителе, а также опубликовано в электронной компьютерной сети.

В этом случае образовательным электронным изданием (ОЭИ) явля­ется электронное издание, содержащее систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечива­ющее творческое и активное овладение обучаемыми знаниями, умени­ями и навыками в этой области. Образовательное электронное издание должно отличаться высоким уровнем исполнения и художественного оформления, полнотой информации, качеством методического инстру­ментария, качеством технического исполнения, наглядностью, логично­стью и последовательностью изложения. Образовательное электронное издание не может быть редуцировано к бумажному варианту без поте­ри дидактических свойств.

Исходя из описанных в современной литературе и общероссийских стандартах критериев, электронные средства учебного назначения сле­дует различать:

· по функциональному признаку, определяющему значение и место ОЭИ в учебном процессе;

· по структуре;

· по организации текста;

· по характеру представляемой информации;

· по форме изложения;

· по целевому назначению;

· по наличию печатного эквивалента;

· по природе основной информации;

· по технологии распространения;

· по характеру взаимодействия пользователя и электронного издания.

Учебные электронные издания по организации текста подразделяют­ся на моноиздания и сборники. Моноиздание включает одно произве­дение, а сборник - несколько произведений учебной литературы. Учеб­ник, учебное пособие, курс и конспект лекций могут выходить в свет только в виде моноизданий, а практикум, хрестоматия, книга для чте­ния - в виде сборников. Что касается учебных планов, учебных программ, методических указаний и руководств, заданий для практичес­ких занятий, то их выпускают преимущественно в виде моноизданий. Подобные издания усиливают активность обучаемых, обеспечивают ком­плексность процесса овладения информацией.

25) В современном мире информация, особенно научная, стала таким же ресурсом, необходимым для развития экономики и общества, как и другие ресурсы — сырьевые, финансовые и т.п. Причем для ряда современных технологий этот ресурс является определяющим.

Для современной России, руководство которой заявило о необходимости перехода на инновационный путь развития и придания конкурентоспособности как отдельным отраслям и предприятиям, так и специалистам, вопрос обеспечения научными информационными ресурсами является крайне актуальным.

В 90-е годы из-за преобразований в стране и экономических трудностей расходы на информационное обеспечение снизились многократно. С 1996 года Российский фонд фундаментальных исследований стал выделять средства на приобретение научных журналов для ведущих библиотек страны. В последние годы из-за роста бюджетов вузов, научных организаций и библиотек у них появилась возможность приобретения информационных ресурсов.

Развитие новых технологий привело к появлению новых видов представления, хранения и передачи информации. Сейчас практически все издания выпускаются в электронном виде. А существование Интернета обеспечивает возможность доступа к информации из любой точки земного шара.

Вашему вниманию предлагается концепция программы Национального комитета "Интеллектуальные ресурсы России" "Национальные научные электронные информационные ресурсы (Национальная научная электронная библиотека)". На наш взгляд, реализация этой программы позволит существенно улучшить состояние дел с информационным обеспечением специалистов России.

Цель программы

Цель программы — обеспечение российского интеллектуального сообщества — ученых, инженеров, менеджеров, врачей, преподавателей, студентов — электронными информационными ресурсами для мобилизации национального интеллектуального потенциала, создания благоприятной информационной среды для перехода страны на инновационный путь развития и обеспечения конкурентоспособности науки и производства.

Наши рекомендации