Недостаток или избыток хотя бы одного из гормонов вызывает серьезные нарушения в организме

3.Гормоны могут вызывать изменения функций различных органов тремя путями.

1) они выполняют роль переносчиков информации, передавая сигнал от одного органа к другому о произошедших в нем изменениях, которые необходимо устранить.

2) они действуют путем ограничения амплитуды колебаний какого-либо физиологического показателя: один «следит» за верхней, другой - за нижней границей допустимых колебаний этого показателя. Эти гормоны так и называют - регуляторы- ограничители.

3) они действуют по принципу отрицательной обратной связи. Один гормон стимулирует образование и выделение другого.

Железа Местораспо-ложение Краткая характеристика железы Какой гормон выделяет Действие гормона
  1.Шишковидное тело - эпифиз   Над крышей среднего мозга, относится к эпиталамусу   Напоминает по форме еловую шишку. Развивается до 8 лет   мелатонин   Развитие пигментных клеток кожи; оказывает влияние на другие железы, регулируя половое созревание; регулирует суточную и сезонную активность организма. Гипофункция – раннее половое созревание Гиперфункция – позднее половое созревание
2.Гипофиз Расположен в ямке турецкого седла клиновидной кости; связан с гипоталамусом. Образует единую гипоталамо-гипофизарную систему. Овальный по форме, имеет две доли: передняя – аденогипофиз, задняя - нейрогипофиз Аденогипофиз: гонадотропин, тиреотропин, АКТГ (адренокортикотропный гормон), соматотропный гормон СТТГ. Нейрогипофиз: вазопрессин, окситоцин, пролактин. Влияет на: гонадотропин-половые железы, тиреотропин-щитовидная железа,АКТГ- надпочечники,СТТГ- на рост (гиперф. – акромегалия :усиление поступления в кровь гормонов роста у взрослых, гиганизм; гипоф. – карликовость). Вазопрессин-повышает кровяное давление. окситоцин- усиливает сокращение гладкой мускулатуры (матки, мочевого пузыря, кишечника),пролактин- вырабатывает молоко.
3.Щитовидная железа. Непарный орган, расположен в области шеи на передней ее поверхности. Состоит из двух долей, примыкает к трахее, гортани, пищеводу, а спереди покрыта мышцами Тироксин, тиреокальцитонин Повышает обмен веществ. Влияет на формирование костей; гипофункция (при врожденном отсутствии или недоразвитии железы) – задержка роста и психического развития, отечность кожи,микседема, кретинизм. Гиперфункция – базедова болезнь: увеличение железы, пучеглазие, учащение сердечных сокращений.
4.Паращитовид-ные железы. Входят в состав щитовидной железы: по две железы в каждой доле. Развиваются в зародышевом периоде, заканчивают развитие у взрослого человека. Паратирин. Влияет на отложение кальция в костях. Удаление этих желез приводит к сильным судорогам, смерти. Обеспечивает постоянство уровня кальция и фосфора в крови. Гипофункция – заболевание, характеризующиеся судорожным сокращением мышц.
5.Тимус = вилочковая железа = зобная железа Позади рукоятки грудины Состоит из двух долей. Содержит т–лимфоциты. До 20 лет развивается, а после – атрофируется.   Тимозин Угнетает развитие половых желез, усиливает рост организма, задерживает кальций в костях, снижает функции щитовидной железы.
6.Надпочечники Расположены под верхним полюсом почек, на уровне 11-12 грудных позвонков. Парные железы. Состоит каждый надпочечник из мозгового и коркового слоев. Окончательно развивается к 10 – 12 годам Корковый слой – кортикостероиды. Мозговой слой – адреналин, норадреналин Усиливает обменные процессы организма. Оказывает возбуждающие действие на нервную и сердечно-сосудистую системы. Стресс- реакция, приспособительная реакция. При гипофункции – аддисонова болезнь(бронзовая кожа).
7.Поджелудочная железа. Под желудком Железа смешанной секреции: выделяет поджелудочный сок и гормон. Состоит из островков. Инсулин, глюкогон Способствуют отложению углеводов в виде гликогена в печени и мышцах. Стимулируют расщепление гликогена и жиров с выделением энергии. При поражении островков поджелудочной железы развивается диабет.
8.Половые железы     Половые гормоны Рост и развитие половых органов, развитие скелета, жироотложение, развитие вторичных половых признаков. (развитие гортани, молочных желез, волосяного покрова).

4.Половые железы — яички у мужчин и яичники у женщин, как и поджелудочная железа, относятся к железам смешанной секреции. Половые железы выполняют две функции: выделение половых клеток (внешнесекреторная функция) и выделение мужских и женских половых гормонов (эндокринная функция). Половые гормоны, попадая в кровь, оказывают большое влияние на рост и общее развитие ребенка, так как обеспечивают формирование полового аппарата, появление вторичных половых признаков и оказывают воздействие на психику. Под вторичными половыми признаками понимают те внешние различия, которые характерны для мужчин и женщин.

В раннем детском возрасте в организме мальчиков и девочек одновременно образуются оба вида половых гормонов — мужские и женские,— которые влияют друг на друга. Так, в возрасте 6 лет у мальчиков и девочек образуется одинаковое количество мужского полового гормона, а к 12 годам у мальчиков его выделяется в два раза больше, чем у девочек.

Как и железы внешней секреции, яички начинают функционировать у подростков в 14—15 лет, образуя семенную жидкость со сперматозоидами. В качестве эндокринной железы половые железы начинают работать очень рано: на разных стадиях внутриутробного развития они вырабатывают мужской половой гормон, который непосредственно поступает в кровь. Он стимулирует появление вначале первичных, а при половом созревании вторичных половых признаков (рост волос на лице и туловище, разрастание гортани, удлинение и утолщение голосовых связок, развитие мускулатуры). Рост яичек у мальчиков до 5—7 лет очень незначителен и только у ребят более старшего возраста начинается заметное увеличение этих органов.

Женские половые железы, так же как и мужские, начинают внешнесекреторную деятельность только в период полового созревания. В яичнике находится огромное количество фолликулов с недозревшими яйцеклетками, которые в большинстве своем еще до наступления половой зрелости подвергаются перерождению. И только 400—500 яйцеклеток достигают полной зрелости. Стенки фолликулов осуществляют также внутрисекреторную функцию, вырабатывая женские половые гормоны. Нормальное половое развитие у девочек начинается несколько раньше, чем у мальчиков, т. е. в 12—13 лет, а иногда и в 10— 11 лет. Половые гормоны способствуют наступлению менструаций и развитию вторичных половых признаков (рост волос на определенных участках тела, развитие молочных желез, формирование гортани и коротких тонких голосовых связок).

Процесс полового развития у человека имеет несколько стадий, во время которых идет постепенное усиление функций половых желез и одновременное угнетение деятельности вилочковой железы: первая стадия — детская (девочки до 8 лет» мальчики до 10 лет); вторая стадия — препубертатная (девочки от 9 до 11 лет, мальчики от 10 до 14 лет); третья стадия — пубертатная (девочки от 12 до 16 лет, мальчики от 14 до 18 лет).

У юношей 1—2 раза в месяц, а иногда реже бывают непроизвольные семяизвержения — поллюции. Обычно это происходит во сне и является естественным физиологическим процессом организма, освобождающегося от избытка образовавшейся семенной жидкости.

Появление менструаций у девушек и поллюций у юношей — начало качественного перехода детского организма в зрелый, но это еще не значит, что организм подростка уже

готов к половой жизни.

Гражданский брачный возраст в России определен 18 годами, а настоящая физическая зрелость приходит к 19-20 годам.

Половое воспитание —• одна из сторон нравственного воспитания, серьезная социально-гигиеническая проблема.

Половое воспитание начинается задолго до периода полового созревания, с первых дней жизни ребенка. На первых порах оно заключается в уходе за малышом, в соблюдении элементарных правил гигиены, а позже — в половом просвещении и формировании нравственного поведения.

Очень часто родители думают, что неосведомленность ребенка в вопросах пола помогает ему сохранить чистоту детских взглядов. Родители стараются избегать тех вопросов, которые начинают волновать детей, расценивают эти вопросы как «неприличные». Иногда родители не придают должного значения происходящим у детей возрастным изменениям, т. е. проводят «бесполое» воспитание.

Вопросы дошкольников о причинах появления на свет своих братьев и сестер вполне естественны. Такие вопросы не должны пугать родителей, так как являются результатом развития мышления ребенка. Кстати, задавая эти и подобные вопросы, дети не ждут от родителей исчерпывающих ответов. Ответ в таких случаях должен быть правдивым, но' не возбуждающим повышенного интереса к интимным отношениям взрослых.

Сексуально-этическое воспитание детей дошкольного возраста не является исключительно прерогативой только родителей или только воспитателей. Нет сомнения в том, что задачи полового воспитания будут решаться успешнее, если в их осуществлении будут участвовать и родители, и воспитатели, и врачи.

Надо сказать, что вопросы полового воспитания приобретают особую остроту в настоящее время в связи с акцелерацией, т. е. с ускорением полового, физического, психического и интеллектуального развития детей. Более раннее половое созревание придает сексуально-этическому воспитанию еще большую актуальность. Половое воспитание надо рассматривать как часть воспитания личности при социализме, поэтому мы говорим, что сексуально-этическое воспитание — педагогическая проблема.

Дошкольный возраст — это такой возраст, когда дети осознают свой пол. При неправильном воспитании может возникнуть антагонизм, неприязнь между мальчиками и девочками.

Успех полового воспитания дошкольников зависит во многом от педагогического такта, опыта, тонкого и чуткого понимания детей. Очень важно знать не только, о чем говорить с детьми, но и как с ними говорить.

А. С. Макаренко не рекомендовал вопросы полового воспитания рассматривать отдельно от других проблем воспитания и придавать им слишком большое значение. Задача воспитателя — помочь детям установить такие отношения между мальчиками и девочками, в основе которых были бы взаимное уважение, чувство собственного достоинства у девочек и рыцарство у мальчиков (уступить место, помочь справиться с трудной работой, защитить и т. д.) . Детскую дружбу следует поощрять и в то же время держать ее под деликатным, не назойливым, разумным контролем.

Список литературы.

1 Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. - М.: 1993.

2 Банров Г.А., Травматология детского возраста, Л. 1976 г.

3.Брукман М.С.Доврачебная помощь при острых хирургических заболеваниях и несчастных случаях. Медицина. 1980г.

4. Буянов В.М.Первая медицинская помощь Медицина. 1981г.

5.Ведрашко В.Ф., Кисляковская В.Г.,Русева Е.В. Питание в детском саду. - М.: 1973.

6. Голубев В.В., Голубев СВ. Основы педиатрии и гигиены дошкольного возраста. -М.: 1998.

7.Ершова И.Н. Первая домедицинская помощь при острых заболеваниях и несчастных случаях Политехника СПб. 1999г.

8.Змановский Ю.Ф. Будь здоровым. - М.: 1992.

9.Казарин Э.М. и др. Основы индивидуального здоровья: Учебное пособие для вузов -М: ВЛАДОС, 2000г.

10. Кабанов А.Н., Чабовская А.П. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста. Учебник для дошкольных педучилищ. - М.: 1975.

11.Кунин С.К. Дошкольная гигиена. - М.: 1962.

12. Кутушев Ф.А., Атлас бинтовых повязок, Л., 1978 г.

13.Кольцова М.М. О формировании высшей нервной деятельности ребенка. - М.: 1958.

14.Леонтьева Н.Н., Марикова К.В. Анатомия и физиология детского организма. - М.: 1998.

15.Материалы лекций.

16.Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: Учеб. Пособие для студ. Пед.вузов.- М.: Академия, 2001г.

17 Морозов М.А. Медицинская помощь при неотложных состояниях. СПб. 1995г.

18.Маркосян А.А. Нормальная физиология. — М.: 1954.

19.Николаев Л.А. Доврачебная помощь при заболеваниях и отравлениях и уход за больным.- 2-е изд., испр. И доп.- Мн.: Высшая школа, 2000г.

20.Николаев Л.А. Доврачебная помощь при заболеваниях и отравлениях и уход за больным.- 2-е изд., испр. И доп.- Мн.: Высшая школа, 2000г.

21.Орлов Б.Н. и др. Ядовитые растения и животные СССР . 1990г.

22.Празников В.П. Закаливание детей дошкольного возраста. — Л.: 1988.

23.Первая медицинская помощь. Популярная энциклопедия, - М.: Медицина, 1994г.

24.Сапин М.Р., Брискина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. - М.: 2000.

25.Спирикова Е.Т. Гигиенические основы воспитания в детских дошкольных учреждениях.-М.: 1974.

26. Сумин С.А. Неотложное состояние. Уч. для студентов мед. Вузов - М: Мед. Информ. Агентство 2002 г.

27.Спирина В.П. Закаливание детей. - М.: 1978.

28.Тыра Ю. Все о первой медицинской помощи. Харьков 1997г

29.Титова К.Т., Гладышева А.А. Анатомия человека. - М.: 1985

30. Цыбулькин Э.К., Острые отравления у детей М., 1987.

31.Чабовская А.П. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. - М.: 1980.

32.Чабовская А.П. Гигиена детей раннего и дошкольного возраста. Учебник для дошкольных факультетов педагогических институтов. - М.: 1971

33. Шабалов Н.П. Детские болезни, синдром внезапной смерти, М. 1999г.


Наши рекомендации