Методика обучения. Сначала знакомим с каждым параметром в отдельности, затем возвращаемся к общей величине как обобщению полученных сведений
Сначала знакомим с каждым параметром в отдельности, затем возвращаемся к общей величине как обобщению полученных сведений.
Вначале рассматриваем два предмета контрастные по размеру и вводим новый термин. Потом учим сравнивать два предмета по конкретному параметру, сначала неравные, затем равные по величине.
Последовательность ознакомления:
- длина, ширина, высота, толщина, величина (размер)
* знакомство с параметром: «длинный – короткий»;
* сравнение контрастных по величине параметров: «длиннее – короче»;
* сравнение одинаковых по величине параметров: «одинаковые по длине».
Фрагмент 1:
Программная задача: дать понятия «длинный — короткий».
Наглядный материал: две ленты одного цвета, одинаковой ширины, контрастность длины примерно в 3 раза.
Организация: подгруппа детей вокруг стола.
Ход:
—Что это?
—Какого цвета ленты?
—Чем ленты отличаются?
—Посмотрите, эта лента длинная, эта лента короткая.
Воспитатель проводит рукой вдоль лент. Дети следят глазами, Затем проводят рукой сами и проговаривают новые термины.
—Какая эта лента?
—А эта?
—Покажи длинную ленту.
—Покажи короткую ленту.
Фрагмент 2:
Программные задачи: дать понятия «длиннее — короче». Повторить понятия «один — много».
Наглядный материал:
демонстрационный: две полоски разного цвета и длины, одинаковой ширины на фланелеграфе;
раздаточный: у детей на столах по две разные полоски и грибы (игрушечные или нарисованные).
Организация: дети за партами.
Ход:
I. Работа с демонстрационным материалом.
—Что это?
—Какие? Чем отличаются?
—Когда сравнивают, говорят: «красная полоска длиннее синей».
—Повторите.
—Про это можно сказать по-другому: «синяя полоска короче красной».
—Повторите.
Замечание: на вопрос «какой по длине?» дети отвечают «длинный, короткий». При сравнении говорят «длиннее, короче», не проглатывая окончания предложения. Взаимно обратные отношения «длиннее — короче» даются одновременно. Проговаривание терминов сопровождается проведением пальчиком или рукой вдоль протяженности.
//. Работа с раздаточным материалом
—Покажите длинную полоску.
—Покажите короткую полоску.
—Сравните их по длине. Скажите, какая длиннее, какая короче.
—На короткую полоску поставьте один гриб, а на длинную полоску — много грибов.
—Расскажите, сколько грибов куда поставили.
Фрагмент 3:
Программная задача: дать понятие «одинаковые по длине».
Наглядный материал: две полоски разной длины на фланелеграфе и много полосок двух таких же размеров на столе (по количеству детей).
Организация: подгруппа детей вокруг стола.
Ход:
—Что это?
—Какие?
—Какая полоска длинная?
Воспитатель выделяет длинную полоску.
—Найдите на столе длинные полоски, прикрепите их на фланелеграф под длинной полоской.
—Эта полоска длинная, эта полоска длинная. Они все одинаковые по длине. Повторите.
— Покажи длинную полоску. Еще одну. Сравни их по длине.
Воспитатель выделяет короткую полоску.
— Какая это полоска?
—Найдите короткие полоски на столе, прикрепите под короткой полоской.
—Эта полоска короткая, эта полоска короткая. Они тоже одинаковые по... длине. Повторите.
Замечание: дети могут предложить свои формулировки «по корочине». Надо объяснить им, что так говорить не принято, и тренировать в использовании правильных терминов.