Образец технологии решения педагогической задачи
Задача «Ветеру тебяв голове»
Форма предъявления:описание конфликтной ситуации и рказа возможного диалога учителя с учащимися, ведущего к разрешению конфликта.
Целевая функция:обучение анализу педагогической ситуа-ши и решению воспитательной задачи; формирование умения оказывать и убеждать, а также показ умелого решения соответ-ггвующей задачи через построения диалога.
Место использования: педвуз, курсы.
Ситуации применения:семинары и лекции в педвузе.
Возможности адаптациик обучающимся: широкие, так к задача показывается с решением.
Технология работы с задачей «Ветер у тебя в голове»
Обучающимся предлагается прослушать следующую ситуацию. «Начинается урок литературы. Учительница Мария Петров-
на обращается к Саше Сергееву, который опаздывает сесть на свое
место.
— Сергеев, ты вечно опаздываешь, — с раздражением говорит учительница.
— Любопытно. Вы все замечаете, — язвит подросток.
— Что-то ты сегодня опять очень разговорчивый. Проверим, как ты вьпюлнил домашнее задание. К сегодняшнему дню надо было выучить одно из стихотворений Маяковского. Слушаем тебя. Может быть, ты нас чем-то порадуешь?
— Я не выучил, — признается Саша.
— Почему? — спрашивает Мария Петровна.
— Не выучил и все, — вторит подросток.
— Ветер у тебя в голове гуляет, Сергеев. Безответственный ты человек. На таких, как ты, ни в чем нельзя положиться, -заключает учительница.
— Почему это на меня ни в чем нельзя положиться? -возмущается Саша.
— Потому, что человек проявляется в том, как он относится к своим обязанностям. А ты безответственно относишься к своим учебным обязанностям.
— Подумаешь, одно стихотворение не выучил. Может быть, я Маяковского вообще не люблю.
— Скажи, пожалуйста — критик какой нашелся! Маяковского он не любит. А вообще кому это интересно — любишь ты или не любишь? Маяковский — известный поэт, он в программе.
— Ну и что с того, что он в программе, — парирует Саша.
— Может быть, тебя программа не устраивает? — спрашивает учительница.
— Может быть, и не устраивает, — в ответ.
— В таком случае, может быть, тебя и школа наша не устраивает? Тогда поищи себе другую.
— А что вы меня пугаете. И вообще, чего вы ко мне привязались со своим Маяковским? Вы сами-то, кроме Маяковского, что-нибудь знаете? — расходится подросток.
— Как ты себя ведешь, Сергеев! Выйди из класса! — кричит педагог.
— Ну и выйду...
Конфликт налицо. Что же делать дальше?
Требование задачи: проанализировать ситуацию под углом зрения определения истинных причин конфликта, привлекая психологические знания; выяснить ошибки учительницы и определить в чем ее профессиональная некомпетентность; найти вариант диалога с Сашей Сергеевым, который бы его убедил в неправильном (в известном смысле — недопустимом) поведении при разговоре с учительницей; на данном примере показать, как надо доказывать подросткам их ошибки и как можно и нужно недопускать возникновения конфликтов (а если они возникли, то как их ликвидировать).
Вариант решения задачи
Предположим, что свидетелем этой ситуации был классный
руководитель Виктор Иванович — пожилой опытный педагог.
Большой авторитет для Сергеева Саши.
Классный руководитель (КР) принял решение провести диалог с Сашей (С).
КР.: Саша, произошел конфликт. Мы с тобой должны понять его причины и попытаться разрешить его. А что значит разрешить конфликт? Это значит понять, как должны были вести себя участники конфликта, чтобы он не возник, а уж если возник — чтобы он закончился мирным путем.
С: Мне трудно это сделать.
КР.: Не пугайся. Я помогу. Ничего сверхсложного здесь нет. Кстати, как ты, Саша, полагаешь, чем может закончиться этот конфликт?
С: Известно чем. Вызовут родителей, отведут к директору. Заставят извиняться. Если упрусь, то могу вылететь из школы. А если извинюсь, то обойдется до следующего раза.
КР.: А ты думаешь, что будет и следующий раз?
С: Обязательно.
КР.: Почему?
С: Да ведь ясно же, что она меня терпеть не может.
КР.: Кто кого?
С: Ну, учительница меня.
КР.: Стало быть, ты считаешь, что во всем виновата учительница?
С: Ясное дело.
КР.: А ты — невинная жертва?
С: Само собой.
КР.: Но ведь участников конфликта двое.
С: И что с того. Она при всех такое говорит, а я ей, понятно, отвечаю. Что же я молчать должен?
КР.: Это, кстати, тоже один из возможных вариантов выхода из положения. Но не будем торопиться, давай во всем разберемся по порядку. Так что же такого Мария Петровна тебе сказала?
С: Как — что? Не выучил стихотворение, с кем не бывает. А она сразу заявляет, что я безответственный человек, что на меня нельзя положиться. Обидно.
КР.: Да, ты прав, обидно. Это ошибка учительницы. Именно с этого возник конфликт. Но почему это так обидно?
С: Ну как же. Знаете, сегодня выучил, завтра не выучил — это же ничего не значит. Может быть, у меня была уважительная причина. А она сразу обобщает.
КР.: К уважительным причинам мы еще вернемся. А пока сделаем очень важный первый вывод: ученик не выучил стихотворение, совершил проступок; учительница дает оценку не проступку, а личности ученика. Вот почему так обидно. Ты согласен со мной?
С: Да.
КР.: Значит, оценено было не то, что следовало оценивать. Здесь и кроется зародыш, из которого так стремительно развился конфликт. Кстати, как ты думаешь, почему человеку обидно, когда отрицательно оценивают его личность?
С: А кому это понравиться?
КР.: Да никому не понравится. Но я спрашиваю — почему? Думай. Это у тебя не первая такая ситуация.
С: Ну я-то не думаю о себе, что я такой уж плохой. А она из-за пустяка ударила по моим представлениям о себе.
КР.: В принципе верно. В деталях разберемся потом. Значит, мы установили, что оценен был не поступок, оценена была личности ученика, твоя личность, Саша, а это больно задевает твое представление о себе, твое самолюбие. Далее. Ты мне сказал, что педагог такое говорит при всех. Это важно?
С: Конечно, важно.
KP.: Почему? С: Потому, что мне мало того, что я о себе думаю хорошо, но хочется, чтобы и ребята обо мне хорошо думали. А получается, что меня при всех дураком выставляют. Если бы один на один, то я мог бы и промолчать. Ну, а когда при всех — тут не ответить просто нельзя. КР.: Ответить тоже можно по-разному. Но это потом. Сейчас давай подытожим то, что ты сказал. Действительно, у каждого человека имеется то, что ты сказал. Действительно, у каждого человека имеется образ Я, определенное представление о себе. И на основе этого представления каждый человек неким образом сам себя оценивает. Это самооценка. Она для человека очень важна. Важно каждому ощущать чувство собственной ценности. С: А можно сказать — собственного достоинства? КР.: Можно. Это одно и тоже. Далее. Эта самооценка, как ты справедливо заметил, тесно связана с оценкой окружающих ребят, вообще окружающих людей. Человек хочет достойно выглядеть не только в собственных, но и в чужих глазах. Вот по этой самооценке и был нанесен удар. Кстати, скажи, мог бы ты избежать этого удара? С: Не знаю. КР.: Вспомни, ты мне только недавно говорил о возможной уважительной причине. Представь себе, если бы ты встал и сказал: Извините, пожалуйста, я не смог выучить стихотворение по такой-то причине. Реакция учительницы была бы другой? С: Возможно. КР.: Но этого сделано не было. В свою очередь, как мы установили, оценка учительницы была дана не на том уровне, на котором бы следовало. Был нанесен удар по самооценке. А так как самооценка для человека очень важна, то ее обычно защищают. С.: Как?
КР.: Конечно, не кулаками. Вспомни, что ты сказал в ответ на обвинение в безответственности. Смотри, что произошло. Стихотворение не выучено по конкретной причине. На это сказано: Ты не выучил, потому, что ты плохой. В ответ: Я хороший и именно поэтому я не выучил. Конфликт, начавшийся с конкретного поступка, вышел на уровень личностных оценок. Давай двигаться дальше. Что произошло после этого?
С: Было сказано: любишь ты Маяковского или нет» нико\; не интересно.
КР.: Что для тебя значили эти слова?
С: Опять учительница понижает мою самооценку.
КР.: Верно. Попытка защититься не удалась. Нанесен нов
удар по самооценке. Конфликт продолжается на новом! уровне.
С: Дальше учительница меня припугнула, что из школ выгонит. А я ей ляпнул, что она сама ничего не знает.
КР.: Будь посерьезней. Не говори ляпнул. Мы ведь занимаемся делом. Итак, напрашивается следующий вывод: попытка -защитить самооценку не удалась тебе и ты переходишь в Iнаступление, то есть наносишь удар по самооценке учительницы. Теперь защищается Мария Петровна. Свою ] самооценку приходится ей защищать. Как она это делает?
С: Да очень просто, выгоняет меня из класса.
КР.: Как ты думаешь, достигает ли она этим своей цели?
С: Конечно, достигает.
КР.: Не уверен. Учительница просто использует мощный резерв — свою власть и, так сказать, удаляет «соперника с I поля боя». Удар нанесен сильный, но конфликт не разрешен. Он просто будет продолжен в другом месте и в другое время с привлечением новых действующих лиц. И трудно сказать, сколько витков он может еще иметь.
С: Ас какой ерунды все началось.
КР.: Вот именно. Поэтому давай попробуем сформулировать для себя основные правила, которые помогут тебе избежать раздувания подобных конфликтов. Только прошу отнесись к заданию очень серьезно.
С: Ну, во-первых, не надо из-за мелочей кипятиться. Я имею I в виду то, что человек если что-то сделал не так, то об этом и надо говорить, а не выдавать ему сразу, что он такой-сякой.
КР.: Бели позволишь, я тебе помогу. Я бы это так сформулировал: оценить нужно поступок, а не личность.
С: Согласен.
КР.: Мы сформулировали очень важные правила. Теперь, Саша, давай решим задачу: ликвидируем конфликт — разрешим в нашем диалоге его. Думаю, что ты подготовлен к этому проведенным совместным анализом случившегося. Чью роль ты хочешь сыграть: учительницы или ученика?
С: Я хотел бы сыграть роль учительницы. Можно? КР.: Пожалуйста. Начинай разговаривать за учительницу, а я буду учеником того злосчастного урока, породившего конфликт. Саша начинает говорить за учительницу (У). У.: Сергеев, ты стихотворение выучил? Уч.: Нет, не выучил. У.: А почему? Уч.: Не выучил, и все.
У.: Может быть, у тебя была уважительная причина? Уч.: Нет. Просто я Маяковского не люблю. У.: Почему же он тебе не нравится? Уч.: Потому что стихи у него плохие. У.: Так значит тебе не нравится Маяковский? Уч.: Не нравится.
У.: А кто же из поэтов тебе нравится? У ч.: Мандельштам.
У.: Ну что же, в таком случае почитай нам стихи твоего любимого поэта Мандельштама; мы с удовольствием послушаем. А Маяковского все-таки постарайся выучить. Это программный материал. Итак, Саша, ты в роли учителя хорошо решил задачу: конфликт предупрежден в связи с тем, что ни учитель, ни ученик не сделали ошибок в диалоге, в своих взаимодействиях.
На примере содержания и анализа вышеприведенной ситуации можно достаточно полно представить ход реализации дидактической функции диалога в процессе решения педагогической задачи. (Ситуация взята из книги М.Р. Гинзбурга. Путь к себе. М. Педагогика, 1991. )