Обработка данных тестирования.
1. Подсчитать сумму ответов на вопросы 2, 6, 8, 12, 20 по каждой учебной дисциплине (уроки, предпочитаемые учащимися). Подсчитать сумму ответов на вопросы 3, 7, 9, 15 (уроки, не любимые учениками). Определить рейтинг учебных дисциплин с точки зрения ученика:
-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5
В зависимости от того, где распределяется большая часть учебных предметов (в минусовой или плюсовой части числовой прямой), можно сделать вывод о преимущественном позитивном или негативном эмоциональном и интеллектуальном состоянии учащегося в познавательном процессе.
2. Сделать вывод о самоощущении учащегося на уроках (по одной учебной дисциплине или в целом по всем урокам). Показателями хорошего и удовлетворительного состояния ученика служат трех- и четырехбалльные ответы на вопросы 2, 6, 9, 12, 16, 20. Показателями эмоционально-интеллектуальной напряженности и тревожности учащегося служат трех и четырехбалльные ответы на вопросы 5, 7, 10, 11, 13, 15, 16, 17, 19.
3. Определить ориентацию на учебные и межличностные взаимодействия учителя и учеников (по одному уроку или по учебному процессу в целом): из суммы ответов на вопросы 1, 2, 6, 8, 9, 12, 16, 18; вычесть сумму ответов на вопросы 3, 5, 7, 11, 13, 15, 17, 19. Знак «плюс» или «минус» конечного результата даст представление о позитивной или негативной ориентации учебно-воспитательных взаимодействий в отношениях между учителем и учеником.
Анкета
1. По понедельникам ты просыпаешься с мыслью:
а) «Ура! Сегодня будет история (алгебра, литература ... );
б) «Я забыл(а) приготовить пересказ (подписать тeтpадь, собрать портфель ... )»;
в) «Хоть бы я заболел и не пошел в школу .... ».
2. Ты приходишь в школу для того, чтобы:
а) yзнать что-то новое;
б) увидеть любимого учителя;
в) пообщаться с друзьями;
г) не ругали родители;
д) весело провести время.
3. Как правило, ты готовишь домашние задания:
а) каждый день самостоятельно;
б) каждый день под контролем родителей;
в) от случая к случаю;
г) практически не делаю задания дома.
4. Для того чтобы хорошо учиться, необходимо:
а) внимательно слушать учителя, выполнять домашние задания;
б) иметь хорошие отношения с педaгогом;
в) уметь списать.
5. Когда ты получаешь плохую отметку, то:
а) сообщаешь родителям и стремишься исправить ее в ближайшее время;
б) не ставишь в известность родителей, но исправляешь ее на следующем уроке;
в) не делаешь ничего.
6.Ты считаешь, что успех в учении - это:
а) отличная отметка;
б) одобрение учителя;
в) похвала родителей;
г) чувство заслуженной радости от выполненной задачи.
Анкета «Как ты делаешь уроки?»
Задание: ответь на вопросы и подсчитай полученные баллы.
1.Ты готовишь домашнее задание:
а) сразу придя домой;
б) после короткого отдыха;
в) после длительной прогулки, игр, просмотра телепередач.
2.Обычно ты занимаешься:
а) за столом;
б) на диване или кресле;
в) тебе все равно, где заниматься.
3.Привычка во время занятий:
а) слушать музыку;
б) заниматься в полной тишине;
в) слышать все, что происходит дома, на улице и вокруг.
4.Ты запоминаешь новый материал, если:
а) произносишь его вслух;
б) читаешь про себя;
в) это зависит от материала.
5.Чтобы выучить что-либо наизусть, приходится учить:
а) вечером накануне занятия, целиком;
б) делить материал на части и заучивать постепенно в тeчение дня;
в) учить материал целиком за несколько дней до занятий, потом только повторять его.
6. При выполнении домашних заданий ты:
а) учишь один предмет за другим без пауз;
б) делаешь короткие паузы в зависимости от усталости;
в) сделав один предмет, займешься чем-то другим, и снова за учебу.
7. До начала домашних заданий ты:
а) жалуешься, что много задали, что материал трудный;
б) продумываешь последовательность выполнения заданий, готовишь все учебные принадлежности заранее;
в) планируешь, чем займешься после выполнения заданий.
8. Если не успел выполнить письменное задание, ты:
а) утром встаешь на час раньше и выполняешь его;
б) надеешься, что не спросят;
в) спишешь у друга перед уроком.
Ключ к тесту
Вопрос для размышления | Варианты ответа | Очки |
а б в | 0 5 3 | |
а б в | 5 3 0 | |
а б в | 4 5 0 | |
а б в | 5 3 4 | |
а б в | 3 4 5 | |
а б в | 3 5 4 | |
а б в | 3 5 4 | |
а б в | 5 0 0 | |
Итого: | а б в |
Если в итоге набрано:
- менее 17 очков, то, к сожалению, тебе еще нужно научиться осознанно относиться к домашней работе, в которой ты видишь только нудную обязанность. Но пока не придумали новой методики обучения, поэтому прочти внимательно текст анкеты - там найдешь для себя советы, как работать дома;
- от 18 до 24 очков - выполнение заданий воспринимается тобой как необходимая часть обучения, но на эту работу затрачивается слишком много времени и усилий. Поэтому к вечеру ты часто устаешь. Тот же совет: перечитай текст анкеты, найди рациональные приемы учения;
- свыше 25 очков - ты идеальный ученик. Только ... был ли ты искренним, отвечая на вопросы?
(Основу теста составляет опросник: Левитан К.М. Умеете ли·вы учиться? Знаете ли вы себя? СПб., 1991.)