Перечень вопросов по дисциплине

Министерство культуры Республики Беларусь.

Учреждение образования «Минский государственный художественный колледж имени А. К. Глебова»

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по учебной работе

_________________Т.В. Алябьева

«___» ___________________2012

Экзаменационные вопросы.

Дисциплина

Методика преподавания специальных дисциплин».

Курс

Специальности: «Живопись (по направлениям)»,

«Дизайн (по направлениям),

«Скульптура»,

«Декоративно – прикладное искусство»

Разработано:

преподаватель высшей категории

________________ Т. А.Степурко

Рассмотрено:

на заседании

цикловой комиссии

социально-гуманитарных дисциплин

УО «МГХК им. А.К. Глебова»

Протокол №___

от « »_____________2012г.

Председатель цикловой комиссии

____________ Е.Г.Захаренко

Минск 2012 г

Пояснительная записка

Государственный экзамен по дисциплине «Методика преподавания спецдисциплин» проводится с целью выявления уровня знаний, умений, навыков, полученных учащимися на протяжении изучения дисциплины «Методика преподавания спецдисциплин», соответствия уровня подготовки выпускников требованиям образовательных стандартов по специальностям 2-15 01 01 «Живопись», 2-15 01 03 «Скульптура», 2-19 01 01 «Дизайн (по направлениям)», 2-15 02 01 «Декоративно-прикладное искусство».

Одной из сфер профессиональной деятельности специалистов являются детские художественные школы, детские школы искусств, общеобразовательные школы и другие образовательные учреждения, объектами труда – художественно – образовательная, художественно – воспитательная и художественно – просветительская деятельность.

Специалист, получивший квалификацию «Художник. Учитель» и «Дизайнер-исполнитель. Учитель» должен свободно владеть такими средствами труда, как современные педагогические технологии в области художественного обучения и развития образного мышления, учебной методической литературой и средствами обучения, знать нормативные правовые акты, определяющие развитие культуры и государственную политику в области художественного образования и художественного воспитания.

Виды профессиональной деятельности специалиста включают художественное образование, художественное воспитание и художественное просвещение. К профессиональным функциям специалиста будут относиться организация и осуществление художественно – педагогической деятельности, планирование и осуществление образовательного процесса, методическая и просветительская деятельность, способствование развитию творческих качеств личности учащегося, тестирование уровня личного мастерства учащегося и результатов его деятельности.

Исходя из квалификационных требований к специалисту по всесторонней образованности, грамотному использованию профессиональной лексики, применению современных технологий в профессиональной деятельности, компетентности специалиста в формах и методах организации образовательной деятельности, методах контроля за эффективностью образовательного процесса в детских художественных школах, детских школах искусств, принципах преемственности воспитания, обучения и развития в семье, ДХШИ, ДШИ, формах и методах психолого – педагогического просвещения родителей, прогрессивных методиках художественного образования и преподавания в сфере культуры и искусства выпускник, в области художественно – педагогической деятельности

должен знать:

- основные дидактические положения методики преподавания специальных дисциплин в системе начального художественного образования;

- различные направления в современной методике преподавания специальных художественных дисциплин;

- основные принципы образовательного процесса в ДХШИ и ДШИ;

- систему различных форм и методов проведения уроков по художественным дисциплинам в ДХШИ и ДШИ, критерии оценки результатов учебной деятельности учеников;

- способы развития у детей образного восприятия, навыков письма и рисования, навыков по композиции;

должен уметь:

- организовывать и планировать образовательный процесс по художественным дисциплинам в ДХШИ и ДШИ;

- использовать различные педагогические технологии и приёмы современной методики преподавания художественных дисциплин;

- прогнозировать развитие и способствовать становлению творческой личности ученика;

- развивать творческие навыки учеников в процессе обучения;

- использовать профессиональную терминологию, современные технические средства обучения.

Высокий уровень образования и соответствие образовательным стандартам обеспечит качество продуктов труда, которыми будут являться знания, умения и навыки обучаемых в области изобразительного искусства, художественного – воспитания и художественного – просвещения, развитие художественного и эстетического вкуса у учащихся различных возрастных групп.

Перечень вопросов по дисциплине

«Методика преподавания специальных дисциплин»

(теоретическая часть)

1. Раскройте понятие методики преподавания изобразительного искусства как науки. Охарактеризуйте связь методики преподавания изобразительного искусства с другими науками.

2. Охарактеризуйте основные цели и задачи обучения изобразительному искусству в СШ. Приведите примеры реализации целей и задач применительно к этапам урока.

3. Охарактеризуйте основные цели и задачи преподавания предмета «Рисунок» в ДХШИ, ДШИ. Раскройте содержание и особенности преподавания «Рисунка».

4. Охарактеризуйте основные цели и задачи преподавания предмета «Живопись» в ДХШИ, ДШИ. Раскройте содержание и особенности преподавания «Живописи».

5. Охарактеризуйте основные цели и задачи преподавания предмета «Композиция» в ДХШИ, ДШИ. Раскройте содержание и особенности преподавания «Композиции».

6. Охарактеризуйте основные цели и задачи преподавания предмета «Скульптура». Раскройте содержание и особенности преподавания «Скульптуры» в ДХШИ, ДШИ.

7. Перечислите основные дидактические положения преподавания изобразительного искусства в школе и дайте их краткую характеристику. Обоснуйте применение дидактических принципов в процессе преподавания изобразительного искусства и спецдисциплин.

8. Дайте характеристику основным группам методов обучения по Е.И.Перовскому, Д.О.Лордкипанидзе, применяемым на занятиях по спецдисциплинам. Перечислите основные методы в каждой группе и дайте их краткую характеристику.

9. Дайте характеристику основным группам методов обучения по И.Я. Лернеру, М.Н. Скаткину, применяемым на занятиях по спецдисциплинам. Дайте их краткую характеристику.

10. Перечислите основные методы обучения рисованию в древности: в эпоху неолита, Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме.

11. Перечислите основные особенности обучения рисованию в Средневековье, в эпоху Возрождения. Приведите примеры использования некоторых методов обучения в современной системе преподавания изобразительного искусства.

12. Перечислите основные особенности обучения рисованию

в период становления академической системы художественного образования и эстетического воспитания (зарубежная школа). Раскройте суть педагогических идей Я.А.Коменского, Д. Локка, Ж.Ж. Руссо, Г. Песталоцци.

13. Перечислите основные особенности обучения рисованию в 18- первой половине 19 веке. Раскройте суть педагогических идей Д.Дидро,

Д. Рейнольдса, И.Гёте, братьев Дюпюи.

14. Перечислите основные методы преподавания рисования во второй половине 19 и в 20 веке. Раскройте суть геометрального и натурального метода обучения рисованию.

15. Перечислите основные особенности обучения рисованию в России. Раскройте современные направления в преподавании изобразительного искусства.

16.Раскройте, как проявляются возрастные особенности в изобразительной деятельности детей и восприятии произведений искусства. Охарактеризуйте особенности детского рисунка.

17. Охарактеризуйте основные разделы программы по изобразительному искусству в средней школе. Перечислите учебные задачи, соответствующие разделам программы по изобразительному искусству для общеобразовательной средней школы.

18.Раскройте сущность современных подходов к обучению изобразительному искусству: личностно – ориентированного, развивающего, интегрированного, дифференцированного обучения.

19. Перечислите основные структурные компоненты психолого-педагогической характеристики учащегося. Охарактеризуйте основные способы и приёмы психолого – педагогической диагностики результатов деятельности ученика для составление психолого-педагогической характеристики.

20. Охарактеризуйте известные вам тестовые методики результатов деятельности ученика.

21. Охарактеризуйте этические нормы и правила общения для создания благоприятного морально – психологического климата в коллективе учащихся, способствующие становлению творческой личности ученика.

22. Охарактеризуйте особенности основных групп наглядных пособий, применяющихся при проведении занятий изобразительного искусства. Раскройте основные требования к наглядным пособиям. Приведите примеры применения объёмных наглядных пособий на занятиях по специальным дисциплинам.

23. Перечислите основные особенности рисунка на классной доске. Раскройте основные требования к нему. Приведите примеры применения рисунка на классной доске применительно к этапам урока.

24. Охарактеризуйте средства организации учебного процесса по составу объектов и по субъекту деятельности.

25. Охарактеризуйте педагогические средства организации учебного процесса: оборудование и оформление кабинета ИЗО в школе, организацию рабочего места учащегося.

26. Охарактеризуйте педагогические средства организации учебного процесса: учебно – материальную базу учебного заведения, технические средства обучения. Раскройте суть работы с натурным фондом и подбором моделей для постановок.

27. Перечислите формы организации обучения по количеству учащихся и по месту учёбы. Дайте характеристику формам организации учебной деятельности на занятиях по спецдисциплинам.

28. Опишите основные этапы подготовки учителя к занятиям. Охарактеризуйте особенности составления календарно-тематического плана для занятий по спецдисциплинам.

29. Опишите требования к составлению поурочных планов - конспектов для уроков изобразительного искусства. Обоснуйте значение взаимосвязи этапов урока. Приведите примеры решения образовательных, развивающих и воспитательных задач на различных этапах урока.

30. Перечислите типы уроков согласно классификации И. Ф. Харламова. Раскройте структуру урока комбинированного типа. Дайте характеристику этапов урока, их взаимосвязи и особенностей на занятиях по спецдисциплинам.

31. Обоснуйте значение умений и навыков изображения простейших геометрических тел. Опишите последовательность ведения работы при выполнении заданий по рисунку геометрических тел в 1 классе ДХШИ. Предложите вариант задания по закреплению навыков рисунка простых геометрических тел.

32. Обоснуйте значение линейно – конструктивного рисунка в обучении ИЗО. Охарактеризуйте методику проведения анализа формы предметов в постановке при выполнении рисунка натюрморта из предметов быта в ДХШИ. Приведите пример формирования навыков передачи объёма средствами рисунка.

33. Опишите методику работы с учащимися на этапе «Построение» при выполнении рисунка натюрморта из предметов быта. Приведите примеры взаимосвязи точного построения предмета и передачи его формы, объёма, материальности. Опишите методическую последовательность выполнения натюрморта.

34. Обоснуйте значение для учащихся обсуждения учебных задач в начале работы над постановкой. Опишите методику проведения анализа учебной постановки на занятиях рисунка в ДХШИ. Сравните учебные задачи для выполнения рисунка натюрморта из предметов быта в 1 и 4 классах ДХШИ.

35. Опишите этапы изобразительной деятельности при работе над постановкой «Живопись натюрморта из предметов быта». Раскройте методическую последовательность проведения этапов передачи формы и объёма предметов средствами живописи при выполнении натюрморта из предметов быта в ДХШИ. Приведите примеры упражнений по знакомству с понятием «цветовой рефлекс».

36. Охарактеризуйте основные приёмы передачи воздушной перспективы в учебных работах. Раскройте особенности передачи пространства и воздушной среды в рисунке и живописи.

37. Охарактеризуйте понятие колорита в учебных постановках, его значение в тематическом натюрморте. Опишите методику формирования навыков передачи колорита постановки при выполнении живописи натюрморта из предметов быта в ДХШИ.

38. Охарактеризуйте этапы изобразительной деятельности при выполнении учебных заданий по живописи в ДХШИ. Предложите вариант проведения занятия по живописи краткосрочного этюда натюрморта из предметов быта.

39. Дайте характеристику основным композиционным категориям и изобразительным средствам, изучаемым в ДХШИ. Приведите пример ведения занятия декоративной композиции по теме «Геометрический орнамент».

40. Охарактеризуйте этапы изобразительной деятельности при выполнении учебных заданий по станковой композиции в ДХШИ. Приведите примеры, в каких значениях применяется понятие «композиция», при изучении изобразительного искусства в школе. Обоснуйте значение наблюдения, набросков, зарисовок для выполнения сюжетно - тематических композиций по воображению.

41. Дайте характеристику основным учебным задачам изучения раздела «восприятие искусства» и занятий по истории искусства. Опишите систему анализа художественного произведения на занятиях по истории искусства в ДХШИ. Предложите вариант проведения занятия по истории искусства.

42. Обоснуйте значение междисциплинарных связей для занятий по спецпредметам. Приведите примеры применения межпредметных связей в процессе планирования занятий изобразительного искусства. Приведите примеры осуществления межпредметных связей при проведении занятий по живописи и рисунку.

43. Охарактеризуйте особенности организации натурных постановок при проведении занятий по спецдисциплинам. Приведите примеры организации натурных постановок на занятиях рисунка и живописи в зависимости от решаемых учебных задач.

44. Охарактеризуйте этапы изобразительной деятельности при выполнении учебных заданий по ДПИ в ДХШИ. Предложите вариант проведения занятия по теме «Закон стилизации в декоративном искусстве. Декоративная композиция в технике вырезания из бумаги (вытинанка)».

45. Дайте характеристику основным учебным задачам изучения подраздела «Эстетическое восприятие действительности» учебной программы для общеобразовательных школ. Предложите вариант проведения занятия по данному подразделу.

46. Дайте характеристику основным учебным задачам изучения раздела учебной программы для общеобразовательных школ «Практическая художественно – творческая деятельность». Предложите вариант проведения занятия по данному разделу.

47. Дайте характеристику основным учебным задачам изучения подраздела «Изображение на плоскости» учебной программы для общеобразовательных школ. Предложите вариант проведения занятия по данному подразделу.

48. Дайте характеристику основным учебным задачам изучения подраздела «Лепка» учебной программы для общеобразовательных школ. Предложите вариант проведения занятия по данному подразделу.

49. Дайте характеристику основным учебным задачам изучения подраздела «Декоративно – прикладная деятельность и дизайн» учебной программы для общеобразовательных школ. Предложите вариант проведения занятия по данному подразделу.

50. Перечислите виды учёта знаний и обоснуйте их применение на занятиях по спецдисциплинам. Расскажите об уровнях и критериях оценки работы учащегося. Раскройте суть безотметочного обучения изобразительному искусству в 1-4 классах общеобразовательной школы.

51. Раскройте значение внеклассной и внешкольной работы в системе воспитания и развития школьников. Перечислите и охарактеризуйте формы внеклассной и внешкольной работы по изобразительному искусству. Предложите вариант проведения внеклассного мероприятия для учащихся 4-5 классов средней школы.

52. Раскройте значение экскурсий для уроков по истории искусства и спецдисциплин. Дайте характеристику методики проведения экскурсий, посещения художественных выставок. Приведите примеры взаимосвязи тематики, изучаемой на занятиях по истории искусства, спецдисциплин и темы экскурсии для повышения эффективности усвоения учебного материала.

53. Раскройте значение работы в объединениях по интересам для эстетического воспитания и профориентации школьников. Опишите направления деятельности объединений по интересам. Охарактеризуйте требования к составлению программы работы объединения по интересам.

54. Дайте характеристику основным задачам проведения пленэрной практики. Опишите методическую последовательность выполнения заданий в процессе проведения пленэрной практики. Раскройте значение натурных материалов пленэрной практики для выполнения учебных и творческих заданий по живописи, рисунку, композиции, скульптуре.

55. Обоснуйте значение обучения изобразительному искусству. Приведите примеры систематического развития художественно – творческих навыков работы в различных видах художественной деятельности, материалах и художественных техниках.

Список рекомендуемой литературы

1. Авсиян О.А. «Натура и рисование по представлению»

2. Алёхин А.Д. «Когда начинается художник» Москва, Просвещение, 1994

3. Беда Г.В. «Основы изобразительной грамоты» Москва, Просвещение, 1989

4. Борев Ю .«Эстетика» Москва, Политическая литература, 1988

5. Дормаш С.В. «Технологии учебного процесса» Минск, Красико – принт, 2004

6. Зязюн И.А. «Основы педагогического мастерства» Москва, Просвещение, 1989

7. Капранова В.А. «История педагогики» Москва, Новое знание, 2005

8. Кирцер Ю. М. «Рисунок и живопись» М. Высшая школа 2000

9. Кузин В. «Наброски и зарисовки» Москва, Просвещение, 1980

10. Кулебакин Г.И. «Рисунок и основы композиции» Высшая школа, 1988

11. Лобачевская О.А. «Возьми простую соломку» Минск, Полымя, 1988

12. Медведев Л.Г. «Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку» М. 1986

13. Миронова Л.Н. «Цвет в изобразительном искусстве» Минск, Беларусь, 2002

14. Миронова Л.Н. «Цветоведение» Минск, Вышэйшая школа, 1984

15. Мартынов Е.Ф. «Мировая художественная культура» Минск, Тетрасистемс, 1999

16. Ростовцев Н.Н. «Методика преподавания изобразительного искусства в школе» Москва, Агар, 1998

17. Ростовцев Н. Н. «Академический рисунок» М. Просвещение 1995

18. Смирнов Г. Б. «Живопись» М. Просвещение 1975

19. Стасевич В.Н. «Пейзаж. Картина и действительность» Москва, Просвещение, 1978

20. Словарь «Эстетика» Москва, Политическая литература, 1989

21. Унковский А. А. «Живопись. Вопросы колорита» М. Просвещение 1980

22. Шешко И.Б. «Построение и перспектива рисунка» Минск, Вышэйшая школа, 1981

23. Шорохов Е.В. «Методика преподавания композиции на уроках изо в школе» Москва, Просвещение, 1977

24. Шорохов Е.В. «Основы композиции» Москва, Просвещение, 1979

25. Шорохов Е. В. «Композиция» М. 1986

ИНТЕГРАЛЬНАЯ ДЕСЯТИБАЛЬНАЯ ШКАЛА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Методика преподавания специальных дисциплин»

(теоретическая часть)

Отметка в баллах Показатели оценки
1 (один) Узнавание отдельных терминов, понятий, категорий, предъявленных в готовом виде. Задание самостоятельно не выполняется.  
2 (два) Различение отдельных терминов, понятий, категорий, предъявленных в готовом виде. Частичное перечисление требуемого в вопросе с множественными существенными ошибками.  
3 (три) Воспроизведение части материала вопроса, фрагментарное перечисление содержания задания, выполнение задания без пояснения, описания особенностей, аргументации, наличие существенных ошибок.  
4 (четыре) Воспроизведение большей части материала вопроса, перечисление и краткое описание требуемого в ответе с частичным пояснением, неспособность привести примеры, обосновать, дать характеристику; наличие единичных существенных ошибок.  
5 (пять) Осознанное воспроизведение большей части материала вопроса, описание терминов, понятий, категорий, особенностей с объяснением, неспособность привести примеры, обосновать, дать характеристику раскрыть сущность, обосновать и доказать вариант ответа, наличие несущественных ошибок.  
6 (шесть) Полное знание и осознанное воспроизведение всего материала вопроса, владение терминами, понятиями, категориями, описание и объяснение материала вопроса, неумение раскрыть сущность, обосновать и доказать вариант ответа, затрудненния при формулировании выводов, недостаточно полное выполнение задания, неумение самостоятельно привести примеры, предложить вариант ответа и аргументировать его, наличие несущественных ошибок.  
7 (семь) Полное, прочное знание и воспроизведение материала вопроса, владение терминами, понятиями, категориями, развёрнутое описание и объяснение материала вопроса, раскрытие сущности, обоснование и доказательство, формулирование выводов, недостаточно полное выполнение задания, неумение самостоятельно привести примеры, предложить вариант ответа и аргументировать его, наличие единичных несущественных ошибок.  
8 (восемь) Полное, прочное, глубокое знание и воспроизведение материала вопроса, затруднения при самостоятельном предложении вариантов ответов, требующих частично творческого подхода, развёрнутое описание и объяснение материала вопроса, раскрытие сущности понятий и категорий, обоснование и доказательство, подтверждённое примерами, формулирование выводов, полное, самостоятельное выполнение заданий, наличие единичных несущественных ошибок.  
9 (девять) Полное, прочное, глубокое системное знание материала вопроса, умение предложить вариант ответа при самостоятельном приведении примеров, требующих частично творческого подхода, трактовка ответа как на основе изученного, так и поиск нестандартных вариантов ответа, умение привести примеры из личной практики , самостоятельно сформулировать выводы, полное, самостоятельное раскрытие вопросов задания с применением творческих элементов в ответах.  
10 (десять) Свободное оперирование материалом вопроса, умение предложить вариант ответа при самостоятельном приведении примеров, требующих творческого подхода, трактовка ответа как на основе изученного, так и поиск нестандартных вариантов ответа, применение знаний и умений в незнакомой ситуации, самостоятельные действия по описанию, объяснению материалов вопроса, творческий подход к формулированию ответов, выводов и закономерностей, умение привести примеры из личной практики, выполнение творческих заданий.  

Наши рекомендации