Психологическая дистанция

Характер оценки тех идей, которые предлагаются другими, за­висит и от степени, в какой они затрагивают данного человека лич­но. В случае, если обсуждаемая проблема имеет к человеку опосре­дованное отношение, он, как правило, оценивает ход дискуссии как бы со стороны: проблема для него любопытна, но ее решение не требует от него немедленных действий и активного «я-включения». Так, чисто теоретическая дискуссия об эффективности раз­личных методов обучения может в той или иной степени интересо­вать преподавателя, но выводы из нее не являются для него прямой директивой к организации собственных действий. Однако в том случае, если предлагаемые идеи и решения преподаватель должен непосредственно реализовать в собственной деятельности, проис­ходит естественное сокращение психологической дистанции этих решений по отношению к «я» педагога, а следовательно, возраста­ние активного включения в обсуждение проблемы. Это прояви­лось, в частности, в довольно быстром внедрении в практику меди­цинских вузов так называемых ситуационных задач, в которых пре­подаватели увидели инструмент формирования клинического мыш­ления студентов. Таким образом, «я-включенность» (психологическая дистан­ция) оказывает прямое влияние на отношение преподавателя к дис­куссионной проблеме. Если дискуссия прямо не затрагивает про­фессиональных интересов личности, она не побуждает человека за­нять строго определенную позицию. Чем ближе проблема к лично­му опыту, тем активнее преподаватель вовлекается в ее обсужде­ние и тем определеннее он формулирует свою позицию. Резкое усиление полемичности в ходе дискуссии, как и недостаточная раз­носторонность аргументации, ведет к поляризации оценок (специа­листов и неспециалистов, студентов и педагогов), а также повыша­ет вероятность возникновения эффектов, противоположных ожи­даемым («эффект бумеранга»).

Психологическая дистанция влияет и на готовность преподава­теля к использованию предлагаемых ему идей и решений. Речь идет о том, что общее согласие личности с решением зависит от возможностей его реализации, как объективных (наличие опреде­ленных материально-технических условий, ресурсов, затрат време­ни и т.д.), так и субъективных (оценка собственных сил, требуемых усилий и т.п.). Если реализация решений, по самооценке препода­вателя, превосходит его возможности, он, вероятнее всего, вынуж­ден будет отказаться от их осуществления, даже высоко ценя их в принципе (пример применения деловых игр).

Что касается самого использования решений, предлагаемых другими, то оно, естественно, имеет разный характер. Использова­ние их может выступить:

а) как непосредственная ассимиляция преподавателем отдель­ных приемов работы, включение их в собственную систему без сколько-нибудь существенного ее изменения;

б) как организация собственного опыта решения достаточно крупной педагогической проблемы по образцу или по анало­гии с решениями, разработанными в опыте других (например, практическая апробация схем 00Д, системы задач и т.д.);

в) как перестройка ранее выработанной личной педагогиче­ской концепции на основе идей и принципов, разработан­ных в опыте других.

Совершенно ясно, что психологическая трудность решения этих задач резко возрастает при переходе от одного уровня исполь­зования к другому.

Свобода выбора.

Определенное решение может стать внутренним достоянием личности (своим) только тогда, когда оно является результатом собственного свободного выбора. Если оно человеку навязано (на­пример, административно-директивным путем), он снимает с себя внутреннюю ответственность за возможные его последствия. То же относится к дискуссиям и обсуждениям. Если в дискуссии человек не является равноправным ее участником, если ему не предоставля­ется возможность свободно высказать и обсудить свое мнение, он скорее будет в этом мнении укрепляться, чем его перестраивать. Если при анализе некоторой важной для личности проблемы отсут­ствует терпимость к критике, если не обсуждаются все «плюсы» и «минусы» предлагаемых решений, у человека, как правило, возни­кает отрицательный эмоциональный барьер по отношению к этим решениям.

Ниже мы предлагаем тест, который поможет вам определить свой стиль преподавания и узнать некоторые особенности своей нервной системы. Отвечая на вопросы, не забывайте, что «непра­вильных» ответов быть не может- могут быть только неискренние. Из трех вариантов ответа выбирайте тот, который точнее всего от­ражает ваши мысли, чувства, реакции, и отмечайте крестиком или значком. Результаты тестирования будут известны только вам, так как обработка теста будет производиться вами самостоятельно.

1. Если кто-то в студенческой группе отвлекается, меня это раздражает на­столько, что я не могу вести занятие:

1) да;

2) в зависимости от настроения;

3) нет.

2. Когда студент на занятии излагает факты, которые мне неизвестны, я ис­пытываю:

1) интерес;

2) смущение;

3) раздражение.

3. Если аудитория не приведена в порядок:

1) я не могу начать занятие;

2) я не обращаю на это внимания;

3) моя реакция зависит от ситуации.

4. Когда я поступаю несправедливо со студентом:

1) мне трудно признать это;

2) я готов признать свою неправоту;

3) таких случаев не было.

5. Для меня важнее:

1) отношения со студентами;

2) с коллегами;

3) не знаю.

6. Некоторые студенты вызывают у меня раздражение, которое бывает трудно скрыть:

1) часто;

2) иногда;

3) никогда не вызывают.

7. Присутствие на занятии посторонних:

1) воодушевляет меня;

2) никак не отражается на моей работе;

3) выбивает меня из колеи.

8. Я считаю своим долгом сделать замечание студенту, если он нарушает порядок в общественном месте:

1) обычно;

2) нет;

3) в зависимости от ситуации.

9. Я с одинаковой теплотой отношусь ко всем своим студентам:

1) не уверен;

2) нет;

3) да.

10. Во время перерыва я предпочитаю общаться:

1) со студентами;

2) с коллегами;

3) лучше побыть в одиночестве.

11. Я почти всегда иду на занятие в приподнятом настроении:

1) нет;

2) не всегда;

3) да.

12. У меня есть такие качества, по которым я превосхожу других:

1) да;

2) не уверен;

3) нет.

13. Я предпочитаю работать под руководством человека, который:

1) дает четкие указания;

2) не вмешивается в мою работу;

3) предлагает простор для творчества.

14. Мне приходилось высказывать суждения о вещах, в которых я плохо раз­бираюсь:

1) да;

2) нет;

3) не помню.

15. Случайные встречи со студентами за пределами университета (института):

1) доставляют мне удовольствие:

2) вызывают у меня чувство неловкости;

3) не вызывают у меня особых эмоций.

16. Бывает, что без видимых причин я чувствую себя счастливым или несча­стным:

1) часто;

2) редко;

3) никогда.

17. Замечания со стороны коллег и администрации:

1) меня мало волнуют;

2) иногда задевают меня;

3) часто задевают меня.

18. Во время занятия я придерживаюсь намеченного плана:

1) всегда;

2) предпочитаю импровизацию;

3) зависит от ситуации.

19. Мне случалось нелестно отзываться о своих коллегах:

1) да;

2) пет;

3) не помню.

20. С мнением, что каждого студента нужно принимать таким, каков он есть:

1) я согласен;

2) не согласен:

3) что-то в этом есть.

21. Мне не хватает теплоты и поддержки со стороны близких и коллег:

1) да;

2) иногда:

3) пег.

22. Мысль о предстоящей встрече со студентами и коллегами:

1) доставляет мне удовольствие:

2) особых эмоций не вызывает;

3) в тягость.

23. Когда я вижу, что студент ведет себя вызывающе по отношению ко мне:

1) я плачу ему той же монетой;

2) игнорирую этот факт;

3) предпочитаю выяснить отношения.

24. Я добросовестно готовлюськ занятиям:

1) обычно;

2) иногда;

3) всегда.

25. В работедля меня важнее всего:

1) привязанность студентов;

2) привязанность коллег;

3) чувство собственной необходимости.

26. Успех занятия зависит от моего физического и душевного состояния:

1) часто;

2) иногда;

3) не зависит.

27. В дружелюбном отношении со стороны коллег:

1) я не сомневаюсь;

2) уверенности нет;

3) затрудняюсь ответить.

28. Если студент высказывает точку зрения, которую я не могу принять:

1) я стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку;

2) перевожу разговор на другую тему;

3) затрудняюсь ответить.

29. Я опаздываю на работу:

1) регулярно;

2) изредка;

3) никогда не опаздываю.

30. Если при мне незаслуженно наказывают студента:

1) я тут же заступлюсь за него;

2) один на один сделаю замечание коллеге;

3) сочту некорректным вмешиваться.

31. Работа дается мне ценой большого напряжения:

1) обычно;

2) иногда;

3) никогда.

32. У меня нет сомнений в своем профессионализме:

1) конечно;

2) есть сомнения;

3) не приходилось задумываться.

33. По-моему, в студенческом коллективе важнее всего:

1) трудовая дисциплина;

2) отсутствие конфликтов;

3) возможность работать творчески.

34. Я откладываю на завтра то, что необходимо сделать сегодня:

1) часто;

2) иногда;

3) никогда.

35. С высказыванием «Я ничему никогда не могу научить этого студента, по­тому что он меня не любит»:

1) согласен полностью;

2) не согласен;

3) что-то в этом есть.

36. Мысли о работе мешают мне уснуть:

1) часто;

2) редко;

3) никогда не мешают.

37. На заседаниях кафедры я выступаю по волнующим меня вопросам:

1) часто;

2) иногда;

3) предпочитаю слушать других.

38. Я считаю, что преподаватель может повысить голос на студента:

1) если студент этого заслуживает;

2) затрудняюсь ответить;

3) это недопустимо.

39. Правильный выход из конфликтной ситуации я нахожу:

1) не всегда;

2) не знаю;

3) всегда.

40. Я нахожу в себе достаточно сил, чтобы справиться с трудностями:

1) редко;

2) обычно;

3) всегда.

41. Мне приходилось выполнять приказы людей не вполне компетентных:

1) да;

2) не помню;

3) нет.

42. Непредвиденные ситуации на занятиях:

1) только мешают учебному процессу;

2) лучше игнорировать;

3) можно эффективно использовать.

43. Мне случалось быть не совсем искренним с людьми:

1)да;

2) нет;

3) не помню.

44) В конфликте между преподавателем и студентом я в душе встаю на сто­рону:

1) студента;

2) преподавателя;

3) сохраняю нейтралитет.

45. В начале или конце учебного года у меня проблемы со здоровьем:

1) как правило;

2) не обязательно;

3) проблем со здоровьем нет.

46. Мои студенты относятся ко мне с симпатией:

1) да;

2) не все;

3) не знаю.

47. Требования начальства не вызывают у меня протеста, даже когда кажут­ся не вполне обоснованными:

1) не вызывают;

2) не знаю;

3) вызывают.

48. Ответы на некоторые вопросы давались мне с трудом:

1) да;

2) нет;

3) не помню.

Ключ к тесту «Психологический портрет преподавателя: опыт самодиагностики» приводится ниже.

Бланк ответов

Наши рекомендации