Способы общей активизации аудитории

(Н.Н. Шуть «Секреты эффективных игр для развития ребенка» С.124-139.)

Способы общей активизации аудитории ещё требуют своего изучения и классификации. Как и значительное большинство игр вообще, эти способы обладают высокой вариативностью.

Приводимые далее способы эффективны преимущественно в детской аудитории. Однако некоторые их вариации, как свидетельствует практика, вполне подходят для любой возрастной группы. При необходимости игромастер может создать для себя необходимые формы по намеченным образцам.

Мы сознательно опускаем самый простой — традиционный — способ: вышел, поприветствовал, начал работать. Арсенал настоящего игромастера заметно обогатится уже при помощи предлагаемых далее способов:

Вступительная песня игромастера

– общеизвестная популярная песня (хит) или песня, хорошо известная именно этой аудитории;

– песня с вопросами и предсказуемыми хоровыми ответами;

– песня, которую легко дополнить жестовым сопровождением (метод: жестовое орнаментирование) или выразительными движениями;

– ритмичная песня, которая легко провоцирует на отбивание сильных долей музыкального такта.

Вступительные стихи или специальные рифмованные строчки

Их возможное назначение — дать определённую информацию про замысел, его цель, эталонное настроение, детские и общие ценности. Стихи должны быть тёплыми, светлыми, зажигательными, энергичными, акцентированными (скорее всего, с ямбическими или хореическими строками). Одобряется введение во вступительный стих двух-трёх слов, которые, понимая логику и почувствовав рифму и ритм, можно всем залом произносить хором (по знаку-команде игромастера). И главное: их не должно быть много (лучше — не более восьми строк!). Это ведь не вечер поэзии!

Блиц-вопросы или блиц-задания, на которые можно получить быструю реакцию или ответ

Феномен эффективности этого способа состоит в том, что каждый человек радуется тому, что он что-то знает, умеет, может — и при малейшей возможности рад это продемонстрировать, этим похвалиться.

– Поднимите, пожалуйста, правую руку те, у кого прекрасное настроение!

– Помашите, будьте добры, кистями рук те, кто меня хорошо слышит!

– Будьте добры, покачайте головой те, кто меня хорошо видит.

– Покажите, пожалуйста, кто может повторить такое сложное движение? (При этом демонстрируем любое движение, простое для всех).

– Будьте добры, хлопните в ладони те, у кого в аудитории есть хотя бы один друг. А три? А пять? А...?

– У кого есть две ладошки — левая и правая — покажите, будьте добры!

– У кого есть две ноги, постучите ими по паркету!

– Кто помнит своё имя, поднимите, пожалуйста, левую руку!

– Кто знает имя своего соседа справа, выкрикните его!

– А соседа слева?

– А кто запомнил имена обоих соседей?

– А кто помнит, как зовут меня?

– Подскажите, пожалуйста, какой сегодня идёт год? А какое число? А месяц?

– А кто помнит, уважаемые, какой сегодня день недели?

– А кто из вас умеет считать до десяти?

– А кто умеет считать до десяти и может показывать соответствующее число пальцев?

– А кто из вас умеет считать до десяти по-английски?

– А кто может назвать первые пять букв азбуки? А десять?

– А кто заметил, что написано на стене у входа в зал?

– А кто может угадать, что у меня в руке?

– Скажите, пожалуйста, кто из вас умеет быть громким? А тихим шуршунчиком? А крикливым топотунчиком?

– А скажите, пожалуйста, кто из вас умеет быть вежливым? А как это? (можно показывать приветствие кивком головы, пожимать друг другу руки, приветливо махать кистями рук и т.д.).

– Скажите, дорогие мои, есть ли в зале Саши? А Светланы? А Серёжи? А Катерины? А Коли? (Обычно называют не более семи-восьми имён девочек и ребят. После каждого хором кричат: «Спасибо, что вы с нами!» — и аплодируют).

– Подскажите, уважаеые, как можно приветствовать друг друга? А ещё как? А ещё? А кто может придумать оригинальное красивое (это слово обязательно!) приветствие?

– Интересно, какая часть зала по моей команде быстрее поднимет правую руку? А левую? А обе? А левое колено? А правую ногу???

– Интересно, а кого в зале больше — мальчиков или девочек? Кого, кого??? А слева? А справа?

Понятно, что приведённые формы — это примеры, модули, по аналогии с которыми можно сочинить множество эффективных форм мгновенной активизации аудитории.

Ритуальное приветствие

Этот способ общей активизации имеет смысл применять в условиях достаточно больших аудиторий, тогда, когда индивидуально поприветствовать участников невозможно. При этом возникает возможность избирательного приветствия с представителями аудитории.

Приведём ориентировочные модули ритуального приветствия.

Модуль «Тактильный контакт». Проход игромастера через зал с вариациями тактильных контактов. Игромастер может поглаживать, пожимать (руки, ноги, плечи, головы, колени, спину, бока, живот), дотрагиваться до волос, обнять, быстро перебежать пальцами руки от кисти до плеча, подмигнуть, подарить воздушный поцелуй, потереть щёчку, коснуться носа. Прикосновения должны быть приятными и нежными. Руки — тёплыми и мягкими.

Модуль «Эталон». Проход игромастера через зал с фразой «Добрый день тем, у кого прекрасная улыбка!» Варьировать можно, например, так: «Добрый день тем, кто красиво сидит», «...у кого в одежде есть что-то красненькое, синенькое, жёлтенькое и т.д.)», «...у кого есть пуговки (шнурочки, кроссовки, часы, резиночки для волос и т.д.), «...кто умеет поймать свой нос (сделать «Буратино»: потереть свои уши, щёчки, приподняться для приветствия)» и т.п. При этом игромастер избирательно приветствует участников аудитории и идёт к месту, с которого будет руководить процессом игрового общения. В модуле используется желание ребёнка быть заметным и замеченным. Ребёнок с радостью «найдёт» у себя всё, что называет игромастер, чтобы тот его заметил, чтобы войти в круг тех, на кого обратили внимание.

Модуль «Невнимательный игромастер».Этот модуль вызывает много эмоций у детворы. Поэтому он считается едва ли не главным в арсенале клоунов всего мира. Игромастер идёт через зал с реквизитом. Во время приветствия и поклона, он нарочно что-то теряет, рассыпает, старается поймать и закидывает ещё дальше. Теперь он просит помочь ему собрать вещи. Получая их, он благодарит помощников и заодно здоровается с ними.

Вариант — модуль «Забывчивый игромастер». Проходя через зал, почти добравшись до нужного места, игромастер кидает фразу: «Я где-то там забыл свою сумку (портфель, чемодан, рюкзак и т.п.). Пожалуйста, помоги мне найти! Ура! Теперь передайте её мне. Нет-нет, пожалуйста, не так. Погладьте её, обнимите, подышите на неё (потрите, потрясите...), чтобы она не испугалась (не убежала, не открылась и т.п.). Высоко держите, заботливо передавайте! А теперь только через руки девочек. Теперь — мальчиков (пап, мам, взрослых...)». Такой ход тоже предполагает множество вариаций и импровизаций. Позвольте себе попридумывать! Ощутите игру!

Ещё один вариант — попросить детей помочь донести свои вещи до сцены. Желающих будет достаточно. С ними и здоровается игромастер. Через их реакцию и устанавливается эмоциональный контакт с аудиторией.

Модуль «Домино». Игромастер, проходя через зал, медленно выбирает себе человека для контакта. Коротко приветствуя его каким-то жестовым способом, он просит «передать его приветствие (рукопожатие, похлопывание по плечу, попытку хлопнуть ладонями о ладони, обняться мизинчиками и т.д.) соседу далее по ряду (колонне, диагонали, кто кому захочет...). Тот передаёт другому, тот — следующему и т.д.

Есть вариант такого подхода, в который вводится скрытая конкуренция. «Интересно, какой ряд быстрее (теплее, дружнее, радостнее) передаст мои приветствия друг другу: этот или этот (указать)». А потом — предложить рукопожатие, поочерёдное подмигивание, прикосновение руками к плечам, толкание плечом и т.д. Если вы работаете в кругу, то приветствия посылаются по полукругам, и (что важно!) обязательно нужно дождаться момента передачи приветствия себе обратно с обеих сторон. При этом подготовьте такой момент соответствующими микрофразами, эмоциями («только вообразите, как мне будет приятно...» и т.п.)

Модуль «Колонна». «Мне очень приятно от того, что у нас так много детей в зале. Но жаль, что я не могу поздороваться с каждым из них лично. О! Придумал! Я поздороваюсь сразу со всей колонной! Положите, пожалуйста, все, кто сидит в этом ряду (показать) правую руку на плечо тому, кто сидит перед вами». Далее игромастер, приветствуя, трясёт руку первого, а прочие в ряду трясут плечи друг друга, приговаривая «Добрый день». Следующий шаг — выбор нового ряда для приветствия. И так несколько раз. Если у вас на игре есть несколько рядов, проведите такой способ приветствия по рядам.

Модуль «Интересное приветствие». Игромастер предлагает участникам поздороваться привычным для нас способом, скорее всего — рукопожатием. Потом предложит поприветствовать друг друга как баскетболисты (хлопнуть открытыми ладонями двух рук наверху), как моряки («дают краба», то есть разводят пальцы правой руки, будто держат большое яблоко; объединяются «крабами», быстро бегут пальцами по рукам до плеча и одновременно ударяют по нему), как англичане (выкрикиваем «хай»!), как вежливые юноши (стать перед девушкой и кивнуть), как воспитанные девушки (аналогично, держась за край юбки), как аборигены (трутся носами), как японцы (низко кланяются друг другу, держа сложенные ладонями руки перед собой), как любящие папа с мамой (объятия), как кошечки (трутся и мурлычат), как пёсики (кряхтят и громко говорят «гав!») и т.д. Вариантов подобных приветствий можно создать сколько угодно. Творите и наслаждайтесь чудесным общением с детьми!

Коллективное дело

Этот способ формируют многие игромодули, которые используют для объединения, активизации эмпатии, чувства радости от соучастия, сотрудничества. Они изложены в большом ряде книг, методических рекомендаций по проведению тренингов. Рекомендуем выбрать из этого «моря» наиболее близкие для вашей техники и компетенции, более «греющие» вашу душу игровые упражнения, внести их в свой «банк» и использовать по мере необходимости. А необходимость в таких играх особенно велика!

Задачей подобных игр может быть установление быстрого контакта с игроками. Например, через быстрое сцепление рук или других частей тела. Интересный момент: объединяя в игре части тела, которые называет игромастер, участники аудитории неизбежно «ищут» глаза коллег, устанавливая значительно более глубокий контакт, чем кажется на первый взгляд. Таким образом, аудитория быстро тонизируется и становится ближе друг к другу и, понятно, заметно более готовая к делу. Предлагаем вашему вниманию несколько подобных игровых модулей.

Модуль «Гирлянды». Игромастер предлагает аудитории «гирлянду настроения». «Мы все — лампочки. Поморгайте, пожалуйста, я проверю, все ли они работают. Как только я назову цифру «три» — пойдёт ток, вы ухватитесь руками (показывает жестом, как это сделать) и наши гирлянды засияют разными огоньками». Соединяя руки, моргают, мотают головой; проговаривают звук «У!» («С, «Ш») и т.д. Далее игромастер называет цифры, среди которых встречается «три», и аудитория исполняет задания по принципу «кто быстрее», «кто точнее», «кто дружнее»...

Модуль «Ток». На команду игромастера «ток» все замыкают цепочки разными способами соединений: кистями рук, мизинчиками, указательными пальцами, локтями, кулачками. Для поддержания интриги игры игромастер может называть некоторые слова, которые также начинаются с условленной буквы, но исполнять задания нужно только на указанное слово-сигнал.

Модуль «Цепочка». Игромастер подаёт серию команд, даёт время на выполнение задания, вносит поправки, привлекательно анализирует результаты выполнения дела, указывает на красивые решения и предлагает новое задние. Среди них: спина к спине, локоть к локтю, нога к ноге, живот к животу, плечо к плечу, щёчка к щёчке, колено к колену, носик к носику, пятка к пятке, бедро к бедру, ухо к уху, мизинчик к мизинчику, лоб ко лбу.

Интересным вариантом игры служит выполнение таких заданий с закрытыми глазами. Конечно, дети есть дети и будут стараться подсмотреть или в момент выполнения раскроют глаза рефлексивно. Но обращать на это внимание игромастеру не следует. Главное, сосредоточиться на результатах игры. А среди них могут быть: поймать колено соседа, локти, указательный палец. В конце игры игромастер провозглашает, что игроки прекрасно чувствуют друг друга. Итак, у нас превосходный контакт настроений, улыбок, сердец, душ. Присмотримся хорошо друг к другу, поблагодарим за игру сперва глазами, теперь кивком головы, далее руками (пожатие), а теперь и объятиями. Благодаря вам, мы — прекрасная команда (группа, аудитория).

Если у вас немного исполнителей и достаточно пространства, можно сыграть в схожую игру «Тын». Для неё достаточно поделить детей на две или три группы (команды). Теперь можно создавать разновидности тына. Способ объединения выбирает команда. Возможные способы: взяться руками внизу, вверху, крест-накрест, соединиться плечами, коленями т.д.; стать спиною к центру круга, присесть, сцепиться локтями, стоя к центру круга лицом, и наоборот. После объединения игромастер здоровается с каждым «сооружением» отдельно.

Наши рекомендации