Виды деятельности, их прогрессивное и регрессивное влияние на личность
Все компоненты деятельности, за исключением собственно дейст- вий, непосредственно и преимущественно влияют на развитие лич- ности, ее свойств (направленности, черт характера, способностей); эмоциональной сферы и профессионально важных качеств (обеспечи- вающих достижение определенного уровня и качества деятельности). Это свидетельствует о том, что влияние указанных компонентов дея- тельности на человека имеет личностный характер. Они, в свою оче- редь, приводят к соответствующим изменениям проявлений человека в деятельности (поведенческим изменениям). Другими словами, лич- ностные изменения под воздействием компонентов деятельности имеют первичный характер, а поведенческие — вторичный.
Собственно действия по ее реализации способствуют определен- ным изменениям в знаниях, умениях и навыках человека. Такие из- менения по своему характеру можно назвать «поведенческими». Они стимулируют развитие качеств личности, обусловливающих неэффек- тивность ее практической деятельности. Первичным влиянием прак- тических действий человека является его поведенческое изменение, а вторичным — личностное.
Изложенное показывает, что всякая деятельность (кроме однооб- разной) меняет личность исполнителя. Спектр таких изменений ис- ключительно широк. Они могут носить прогрессивный (от нем. рго- gressiv — движение вперед, успех — постепенно усиливающийся, воз- растающий) или регрессивный (от нем. regressiv — возвращение, движение назад — упадок в развитии чего-нибудь, движение назад,' противоположное прогрессивному) характер. Прогрессивное изме- нение человека вследствие профессиональной деятельности — это личностное и поведенческое качественное совершенствование, обес- печивающее, его способность эффективно выполнять должностные обязанности, положительно меняться в отношении к себе, объекту де- ятельности, самой профессиональной деятельности, ее результатам, другим людям. Регрессивное — это также личностное и поведенческое качественное изменение специалиста, негативно сказывающееся на его отношении к себе, объекту деятельности, самой профессиональной деятельности, ее результативности, другим людям.
Влияние деятельности на человека, его личностное и поведенчес- кое изменение различно не только по направленности, но и по интен- сивности. Чем больше и интенсивнее человек включен в деятельность, тем большие перемены происходят в его личности и поведении. На определенных этапах это ведет к качественному изменению личности
Глава 6. Деятельность и ее социально-педагогическая характеристика 79
человека. Он становится другим по уровню профессионализма (уме- нию выполнять эту деятельность), отношению к себе, объекту и самой деятельности, другим людям и пр. Характер и интенсивность измене- ний зависит от вида деятельности, отношения и активности в ней.
Выделяются профессиональная, педагогическая, социально-педа- гогическая, социально-реабилитационная и другие виды деятельнос- ти.
Профессиональная — специально организованная и регламентиро- ванная деятельность специалиста с применением определенных средств и направленная на достижение прогнозируемого общественно важного результата.
Педагогическая — особый вид общественно-полезной деятельнос- ти взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрас- тающего поколения к самостоятельным действиям в соответствии с экономическими, политическими, нравственными и эстетическими целями.
Социально-педагогическая — деятельность человека, имеющая свои цели, средства, учитывающая социальные условия и решаемые проблемы, соответствующий результат.
Социальная — это особый вид профессиональной деятельности, направленной на решение социальных проблем объекта (клиента). Социальный работник выступает субъектом; объектом его деятель- ности является человек, имеющий социальные проблемы и нуждаю- щийся в помощи специалиста; средством — экономические, медицин- ские, психологические, социально-педагогические технологии, мето- ды и педагогическая техника.
Таким образом, профессиональная деятельность по сравнению с деятельностью вообще носит более, сложный, целенаправленный, ор- ганизованный, регламентированный характер. В зависимости от на- значения специфики организации, регламентации и прогнозируемос- ти профессиональной деятельности она имеет количественный и качественный характер.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Что понимается под деятельностью?
2. Основные компоненты деятельности и их социально-педагогическая характерис- тика.
3. Компоненты деятельности, преимущественно влияющие на развитие самой лич- ности, ее свойств.
4. Компоненты деятельности, влияние которых носят «поведенческий» характер.
5. В чем проявляется прогрессивный (развивающий) или регрессивный (негативно изменяющийся, разрушающий) характер деятельности?
6. Основные виды деятельности и их социально-педагогический характер.
80 Раздел II. Социальное формирование личности
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Деятельность ребенка и ее влияние па развитие личности.
2. Мотивация и ее влияние на повышение социально-педагогической роли деятель- ности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. М, 1996.
2. Мардахаев Л.В. Профессиональная деятельность и деформация личности. М.,
2001.
3. Подвойский В.П. Профессиональная деформация специалистов социальной рабо- ты // Социальная работа. 1997. № 3.
4. Профессиональная деформация руководителя. М., 1997.
5. Практическая психология для преподавателей. М., 1997.
6. Шепель В.М. Управленческая психология. М., 1984.
Глав а 7
Адаптация, дезадаптация и реадаптация человека
Социальное развитие человека во многом зависит от его состоя- ния, активности в самопроявлении. Активность проявления во многом определяется его ощущением, в какой степени он адаптирован или дезадаптирован в среде, чувствует себя благоприятно или небла- гоприятно. Чем более комфортно (адаптированно) чувствует себя че- ловек в социуме, тем в большей степени он предрасположен к само- проявлению, социальному развитию. Здесь необходимо рассмотреть следующие вопросы:
1) адаптация человека, ее место и роль в социальном развитии, социализации;
2) дезадаптация человека, ее причины, предупреждение и преодо-
ление;
3) взаимосвязь адаптации и социализации, дезадаптации и десоци- ализации, их учет в работе с детьми и подростками.