Спортивная работоспособность при смене поясно-климатических условий

Характерной особенностью отечественной физиологии и меди­цины является признание тесной взаимосвязи организма с внешней средой. Природные явления подвержены периодическим колебани­ям . В соответствии с ритмическими изменениями явлений природы в организме человека и животных сформировались определенные рит­мы физиологических функций, получившие название биологичес­ких ритмов. Изменения внешней среды неизбежно отражаются на физиологических реакциях организма, обусловливая состояние уравновешенности его с внешней средой, что вытекает из учения И. М. Сеченоваи И. П. Павлова о тесном взаимодействии организма и внешней среды, их единстве. Различают суточные (точнее — око­лосуточные), околомесячные, сезонные (или годичные), многолетние и др. биоритмы.

Среди биологических ритмов человека центральное место зани­мают околосуточные, или циркадные (циркадианные) ритмы, период которых колеблется около 24 часов. Стереотипные, тысячелетиями повторяющиеся суточные колебания среды в виде смены дня и ночи создали в организме прочную систему последовательных изменений функций организма. Суточные колебания обнаруживаются в дея­тельности высших отделов ЦНС, в гемодинамике и дыхании, в сис­теме крови и терморегуляции, в деятельности пищеварительного ап­парата и обмена веществ, в мышечной силе, быстроте и выносливос­ти, физической и умственной работоспособности и в других прояв­лениях жизнедеятельности организма.

В настоящее время известно около 60 разных физиологических функций организма, имеющих четкую суточную периодику, причем фаза максимальной деятельности в большинстве случаев приходится на период бодрствования, а минимум — примерно на 4 часа ночи. Строгое чередование физиологических процессов во времени является одним из выражений биологической целесообразности и физиологичес^ кой целостности организма.

Возможность нарушения суточных биологических ритмов обус­ловлена двумя факторами: 1) сменной работой (ночные смены, вах­ты), 2) быстрым перемещением людей в широтном направлении при пересечении нескольких часовых поясов. Перестройка биоритмов проявляется как субъективными, так и объективными нарушениями (быстрая утомляемость, слабость, бессонница в ночное время и сон­ливость в дневные часы, изменения функций организма и понижен­ная работоспособность). В отечественной литературе подобное состо­яние человека получило наименование «десинхроноза». Выражен­ность десинхроноза, характер и скорость адаптационных перестроек в новых условиях зависят от величины поясно-временных сдвигов, направления перелета, контрастности поясно-климатического ре­жима в пунктах постоянного и временного проживания, характера двигательной деятельности спортсменов. При возвращении в место постоянного жительства реадаптация людей протекает в более корот­кий период, чем адаптация к новым условиям.

В основе формирования суточной периодики лежит условно-реф­лекторный динамический стереотип, образование которого в новых условиях проходит несколько фаз:

2-5-е сутки после перелета характеризуются снижением функций организма и прямых показателей работоспособности;

6-10-е сутки сопровождаются колебаниями названных показателей;

11-14-есутки—характеризуются полным их восстановлением и

после 15 суток иногда отмечается превышение исходного уровня (сверхвосстановление).

Существенное влияние на процессы адаптации к новым поясно-климатическим условиям оказывает специфика двигательной дея­тельности. В частности, десинхроноз больше сказывается на выпол­нении скоростных, скоростно-силовых и сложнокоординационных упражнений; в упражнениях на выносливость его влияние значи­тельно меньше.

Работоспособность спортсменов изменяется также от месяца к месяцу, от сезона к сезону, т. е. зависит от биоритмов с длительными периодами. Однако изучены они недостаточно, поэтому в настоящее время нет убедительных, научно-обоснованных предпосылок для использования их в тренерской практике.

Наши рекомендации