(по материалам В.И. Селиверстова)
Запинки | Запинки несудорожного характера | Запинки судорожного характера |
Виды запинок | 1. Многократное повторение отдельных звуков, их сочетаний, слов и целых предложений 2. Прерывание речи молчанием (ребенок не может оформить речевое высказывание) | 1. Многократное повторение отдельных звуков или звукосочетаний 2. Прерывание речи молчанием (ребенок из-за судороги в речевом аппарате не может начать или продолжить фразу) |
Причины возникновения запинок | 1. Неравномерное развитие мышления и речевых возможностей ребенка. Запинки – результат возрастной недостаточности в координации мышления и речи или возрастных несовершенств речевого аппарата, словарного запаса, выразительных средств речи ребенка (физиологические запинки) 2. Задержки психофизического развития в результате болезней, травм, неблагоприятной наследственности 3. Недостатки речи: звукопроизношения, слово- и фразообразования 4. Безудержно-быстрая, хаотическая речь 5. Неблагоприятное речевое окружение | 6. Нарушения высшей нервной деятельности у ребенка в результате: · неблагоприятной наследственности · внутриутробных и послеродовых травм · перенесенных болезней · педагогической запущенности (наказания, перегрузка речи, конфликты в семье) · резкой одномоментной травмы (испуг) 2. От запинок несудорожного характера по типу зафиксированного патологического рефлекса |
Место запинок во фразе | 1. Определенного места не имеют 2. Проявляются обычно в сложных по конструкции словах и фразах | 1. Обычно в начале фразы или на определенных звуках и звукосочетаниях (Т, Д, Г, Б, КР, ПЛ и др) |
Влияние окружающих условий | 1. У детей запинки уменьшаются в незнакомой обстановке, с посторонними людьми | 1. Частота и длительность запинок увеличивается в незнакомой обстановке, с посторонними людьми |
Отношение детей к недостаткам своей речи | 1. Не замечают 2. Небрежное | 1. Замечают и серьезно переживают 2. Болезненно фиксируют внимание (возникают логофобии, замкнутость, необщительность) |
Что необходимо для устранения | 1. Воспитательная работа по упорядочению поведения и развития речи ребенка 2. Консультация у невропатолога | 1. Лечебно-педагогический комплекс мероприятий, воздействующих на организм ребенка в целом, на ЦНС, общую и речевую моторику, на речь и личность ребенка 2. Совместная работа логопеда, психоневролога, родителей и воспитателей по коррекции речи ребенка |