Объем дисциплины и виды учебной работы. Рекомендуется для направления подготовки
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БАЗОВЫМ ВИДАМ СПОРТА
(ПОДВИЖНЫЕ И СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ)
Рекомендуется для направления подготовки
Физическая культура
Профиль
«Спортивная тренировка в избранном виде спорта»
«Спортивные сооружения и индустрия».
«Физкультурное образование»
«Физкультурно-оздоровительные технологии»,
«Спортивные менеджмент»,
«Двигательная рекреация»,
«Спортивно-оздоровительный туризм»
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Очная
Санкт-Петербург, 2012 г.
1.Цель и задачи дисциплины теория и методика спортивных игр:
Цель дисциплины:создать представление о теоретических основах использования базовых видов физкультурно-спортивной деятельности в процессе обучения и как фактора обеспечения здоровья, организационных и нормативных основах соревновательной деятельности, овладеть технологиями планирования и проведения занятий и спортивно-массовых мероприятий для осуществления профессиональной образовательной и рекреационной деятельности.
Задачи дисциплины:
1.Ознакомить студента с историей возникновения и развития дисциплины, правилами, техникой, тактикой и методикой судейства подвижных и спортивных игр.
2.Сформировать теоретические знания и практические умения выполнения технических приемов в спортивных играх, построения методики начального обучения технико-тактическим действиям в подвижных и спортивных играх.
3.Подготовить студента к педагогической деятельности в области преподавания дисциплины во всех типах образовательных учреждениях, в организациях, на предприятиях различной формы собственности.
4.Подготовить студента к управленческой деятельности с учетом образовательных, оздоровительных, рекреационных задач в физкультурно-спортивных, спортивно-зрелищных, туристских учреждениях любой формы собственности.
2. Место дисциплины теория и методика спортивных игр в структуре ООП:
Теория и методика обучения базовым видам (Подвижные и Спортивные игры) относится к циклу профессиональных дисциплин базовой части. Дисциплина теория и методика спортивных игр изучается в 3,4 семестрах. Форма контроля: зачет в каждом семестре.
Для освоения дисциплины необходимы знания в области естественно-научных основ физической культуры, знания, умения и компетенции, полученные обучающимися в средней общеобразовательной школе.
Дисциплина теория и методика подвижных и спортивных игр готовит студента к педагогической и организационно-управленческой деятельности в области преподавания дисциплины во всех типах образовательных учреждениях, в организациях и на предприятиях.
Место дисциплины в структуре ООП как постреквизиты, междисциплинарные связи всех разделов дисциплины с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами: педагогика ФК; психология ФК; ТиМ ФКиС; педагогическая практика; профессионально-профильная практика
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс освоения дисциплины теории и методики спортивных игр направлен на формировании следующих компетенций: «Умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь» - ОК-4. «Умеет разрабатывать учебные планы и программы конкретных занятий» - ПК-4; «Самостоятельно проводит учебные занятия по физической культуре с детьми дошкольного, школьного возраста и обучающихся в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, внеклассную спортивно-массовую работу с обучающимися» - ПК-5; «Способен проводить профилактику травматизма, оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим в процессе занятий» - ПК-7; «Способен формировать личность занимающихся в процессе рекреативных форм занятий, приобщать занимающихся к общечеловеческим ценностям»- ПК- 14; Самостоятельно проводит рекреационную деятельность в учреждениях различного типа с учетом особенностей занимающихся, а также гигиенических и естественно-средовых факторов - ПК-16; «Умеет выбирать средства и методы рекреационной двигательной деятельности для коррекции состояния занимающихся с учетом их возраста, пола, профессиональной деятельности и психофизиологического состояния на основе данных контроля физических способностей и функционального состояния занимающихся» - ПК-17; «Способен составлять планирующую и отчетную документацию, организовывать и проводить массовые физкультурные мероприятия и спортивные соревнования» - ПК-20; «Способен обеспечивать технику безопасности при проведении занятий» - ПК-24; «Способен анализировать, конструировать и реализовывать современные технологии физкультурного образования с учетом специфики возрастного периода» - ППК-1; «Применяет на практике методики лечебной физической культуры, используемых при основных заболеваниях» - ППК-6.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
- Теоретические и практические основы современного русского и литературного русского языка;
- основы межличностной коммуникации, модели речевого взаимодействия людей в обществе;
- теоретические аспекты ораторского искусства, публичной речи;
- Виды и формы планирования учебно-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы;
- требования к планированию различных видов физкультурной деятельности;
- технологию составления и оформления документов планирования и учета различных форм занятий физическими упражнениями;
- сущность содержания документов планирования в зависимости от направленности педагогических воздействий, особенностей занимающихся и условий педагогического процесса;
- способы определения величины и интенсивности педагогических воздействий в соответствии с закономерностями работоспособности с учетом особенностей занимающихся.
- технологии осуществления контроля и коррекции педагогического процесса.
- Санитарно-гигиенические требования к занятиям, правила обеспечения безопасности и профилактики травматизма;
-способы повышения эффективности педагогического процесса на уроках физической культуры, физкультурно-массовых и оздоровительных мероприятиях;
- закономерности определения величины и динамики работоспособности с учетом особенностей контингента занимающихся;
- способы взаимодействия педагога с различными субъектами образовательного процесса;
- пути применения сопряженного использования средств и методов физической культуры для обеспечения образовательного, развивающего, оздоровительного и воспитательного эффекта педагогических воздействий с целью достижения всестороннего и гармоничного развития.
- Предмет, методы и систему ключевых понятий гигиены;
- предмет, методы и систему основных понятий основ медицинских знаний (ОМЗ);
- основные разделы гигиенической науки и их содержание;
- разделы ОМЗ, включающие средства и методы оказания первой доврачебной помощи;
- санитарно-гигиенические требования к проведению занятий физкультурой и спортом, а также в процессе тренировок, при подготовке к соревнованиям и в восстановительном периоде;
- нормативную документацию по гигиене в физкультурно-спортивной деятельности;
- факторы микроклимата в спортивных сооружениях, их нормативы и способы достижения благоприятных микроклиматических условий;
- основы личной гигиены, гигиены спортивной одежды и обуви;
- гигиенические средства восстановления в спорте;
-значение пищевых веществ в профилактике спортивного травматизма;
- гигиенические особенности проведения физкультурно-оздоровительных занятий с лицами разных возрастных групп с учётом их анатомо-физиологических особенностей;
- основные причины травматизма и неотложных состояний на занятиях физкультурой и спортом,
- виды травматизма в спорте;
- виды неотложных состояний;
- ручной и аппаратный методы оказания первой доврачебной помощи.
- Понятия средств и методов управления состоянием человека на занятиях по ИВС;
- Основные технологий педагогического контроля и коррекции в тренировочной деятельности в ИВС;
- Теоретические основы управления сложными системами.
- Факторы, определяющие эффективность деятельности в ИВС.
- Особенности адаптации систем организма в процессе занятий ИВС.
- Закономерности развития спортивной формы.
- Технологии этапного, текущего и оперативного педагогического контроля в ИВС.
- Основные методы воспитательной работы с занимающимися;
-место рекреационной деятельности в системе общечеловеческих ценностей;
-особенности развития личности средствами физической культуры.
- Особенности организации рекреационной работы в учреждениях различного типа;
- гигиенические факторы, учитываемые при организации рекреационных занятий;
- естественно-средовые факторы, влияющие на организацию рекреационных занятий;
- средства и методы рекреационной двигательной деятельности для коррекции состояния занимающихся;
- методы контроля физических способностей и функционального состояния занимающихся;
- средства и методы рекреационной двигательной деятельности с учетом возраста, пола, профессиональной деятельности и психофизиологического состояния занимающихся.
- возрастные и гендерные особенности человека;
- влияние различных видов профессиональной деятельности на психофизиологическое состояние и здоровье занимающихся;
- структуру, организационное строение и юридические формы существования ПСК, регламенты соревнований и уставы спортивных федераций, положение об агентской деятельности.
- отчетную документацию, виды и принципы организации соревнований;
-формы, содержание и правили оформления планирующей и отчетной документации;
-виды и формы соревнований и массовых физкультурных мероприятий;
-правила соревнований;
-требования к материально-техническому и санитарно-гигиеническому обеспечению технологии организации спортивных соревнований и массовых физкультурных мероприятий с различным контингентом
- Опасные ситуации, возможные при проведении занятий, причины их возникновения, действия по ликвидации;
- правила эксплуатации спортсооружений, инвентаря и оборудования, санитарно-гигиенические требования проведения занятий, правила пожарной безопасности на спортивных объектах;
- формы организации занимающихся;
- правила оказания помощи и страховки при проведении упражнений;
- Структуру и функции системы физкультурного образования;
- историю развития технологий в физкультурном образовании;
- современные тенденции развития системы физкультурного образования в мировой педагогической практике;
- современные тенденции развития нормативной базы в различных структурных элементах системы физкультурного образования;
- содержание современных технологий физкультурного образования;
- особенности профессиональной деятельности преподавателя на разных ступенях физкультурного образования;
- технологические особенности учета в процессе физкультурного образования принципов возрастной адекватности, дифференциации и индивидуализации;
- современные технологии контроля и диагностирования уровня подготовленности и состояния здоровья с учетом возрастных особенностей контингента;
- Клинические данные наиболее распространенных заболеваний;
- механизмы лечебного действия физических упражнений;
- общие основы организации и методики ЛФК;
- методики ЛФК для наиболее распространенных заболеваний и повреждений;
- характеристику двигательных режимов;
- методические особенности занятий ЛФК в учреждениях различного вида общего и профессионального образования;
- особенности организации занятий с использованием методов физической реабилитации для лиц различного возраста.
Уметь:
- Вести диалог и управлять его ходом;
- активно использовать различные формы устной и письменной речи;
- достигать в процессе коммуникации поставленной цели;
- Планировать различные формы занятий с учетом медико-биологических, санитарно-гигиенических, психолого-педагогических основ физкультурной деятельности, климатических, региональных, национальных особенностей в целях совершенствования природных данных, поддержания здоровья и рекреации занимающихся;
-использовать актуальные приемы педагогических воздействий с учетом возрастных, морфофункциональных и психологических особенностей занимающихся, уровня их подготовленности и состояния здоровья;
- разрабатывать и оформлять различные виды документов планирования и учета;
- определять и формулировать актуальные педагогические задачи;
- подбирать средства и методы, адекватные поставленным задачам;
- распределять и дозировать средства физической культуры.
- Применять методы организации учебной деятельности с учетом материально-технических возможностей учебного заведения, возрастных и поведенческих особенностей занимающихся;
- определять причины возникновения у занимающихся ошибок в технике движений, подбирать приемы и средства для их устранения, создавать условия для самоанализа и совершенствования;
- распределять средства с учетом их влияния на организм занимающихся;
- определять объем и интенсивность физической нагрузки с учетом особенности работоспособности контингента занимающихся;
- организовывать и проводить физкультурно-массовые мероприятия, мероприятия в режиме учебного и продленного дня, спортивные соревнования;
- обеспечивать санитарно-гигиенические условия, безопасное выполнение упражнений;
- использовать профессиональную лексику.
- Оценить санитарно-гигиеническое состояние спортивного зала;
- обеспечить технику безопасности на занятиях с учётом гигиенических норм;
- установить тренировочный режим с учётом возрастных гигиенических нормативов по режиму сна, питания, учебных занятий и т.д.;
- проводить мероприятия по санитарно-просветительной работе в спортивных коллективах,
- оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим;
- применять в своей деятельности различный спортивный инвентарь и оборудование, соблюдая требования техники безопасности;
- Пользоваться методами воспитательной работы при проведении занятий;
-проводить диагностику мотивационно-ценностных ориентаций занимающихся;
-использовать средства физической культуры для развития личности занимающихся
-Учитывать гигиенические факторы при организации рекреационных занятий;
- учитывать естественно-средовые факторы при организации рекреационных занятий;
- использовать различные формы организации занимающихся;
- использовать инвентарь и тренажеры;
- находить эффективные способы общения с коллективом и отдельным индивидуумом;
- контролировать реакцию организма на нагрузку;
- корректировать нагрузку в зависимости от состояния занимающихся;
- Выбирать средства и методы рекреационной двигательной деятельности для коррекции состояния занимающихся;
- использовать методы контроля физических способностей и функционального состояния занимающихся;
- использовать средства и методы рекреационной двигательной деятельности с учетом возрастных, гендерных и профессиональных особенностей занимающихся.
- Составлять бюджет и сметы расходов на соревнования, договоры со спонсорами и рекламодателями;
- уметь организовать встречи с болельщиками, пресс-конференции, массовые спортивные праздники и соревнования;
- приобретать спортинвентарь, экипировку, оргтехнику, компьютерное обеспечение;
-составлять положение о соревновании, сценарий физкультурного мероприятия, смету мероприятия;
-организовать работу судейской бригады;
-подготавливать места проведения мероприятий;
-привлекать зрителей и спонсоров;
-обеспечивать безопасность участников и зрителей;
-составлять отчетную документацию;
- Оказывать первую доврачебную помощь при травмах и острых состояниях ;
-организовывать мероприятия по ликвидации опасных ситуаций;
-использовать формы организации занимающихся обеспечивающие безопасность;
- использовать инвентарь и оборудование в соответствии с правилами эксплуатации.
- Анализировать современные технологии физкультурного образования, определять их оптимальность и адекватность целям и условиям педагогического процесса;
- моделировать и конструировать технологические процессы решения конкретных педагогических задач;
- проводить занятия, различные по формам организации, типам и условиям, характерным для конкретной ступени физкультурного образования.
- Определять задачи ЛФК с учетом клинических данных заболеваний и повреждений;
- определять средства и методы для решения общих и специальных задач ЛФК;
- планировать и организовывать занятия ЛФК с учетом особенностей условий и особенностей контингента занимающихся.
Владеть:
- Коммуникативными навыками в разных сферах употребления русского языка, основными риторическими приемами и навыками, необходимыми для произнесения публичной речи;
- различными стандартами деловых письменных документов; навыками проведения переговоров – письменно и устно;
-профессиональной терминологией;
- Способами совершенствования планирования путем использования возможностей среды учреждения, региона, области, страны;
- навыками составления и оформления документов планирования и учета;
- Техническими элементами базовых видов спорта;
- методами обучения технике физических упражнений, развития способностей, воспитания личности, проверки и оценивания результатов деятельности занимающихся;
- способами нормирования, контроля и коррекции учебных, тренировочных и соревновательных нагрузок;
- навыками рационального использования спортивного оборудования, инвентаря, специальной аппаратуры и современной компьютерной техники.
- Методами измерения основных параметров микроклимата в спортивных сооружениях,
- навыками оказания первой доврачебной помощи пострадавшим;
- функциональными тестами, доступными в условиях учебно-тренировочного занятия для оценки состояния здоровья и работоспособности занимающихся;
-приемами помощи и страховки занимающегося при проведении учебно-тренировочного занятия.
- Методамивоспитательной работы с занимающимися;
-методами диагностики мотивационно-ценностных ориентаций занимающихся;
-технологией использования средств физической культуры для развития личности занимающихся.
- Технологией организации рекреационной работы в учреждениях различного типа;
- технологией учета гигиенических факторов при организации рекреационных занятий;
- технологией учета естественно-средовых факторов при организации рекреационных занятий
-профессиональной терминологией;
- методами обеспечения наглядности.
- Технологией проведения рекреационных занятий для коррекции функционального состояния занимающихся;
- методами контроля физических способностей и функционального состояния занимающихся;
- технологией планирования рекреационных занятий с учетом возраста, пола, профессиональной деятельности и психофизиологического состояния занимающихся.
- Иностранным и литературным русским языком, методами дискуссии, ораторским мастерством;
- правами на вождение автомобиля, методами обеспечения безопасности соревнований
- методами индивидуальной и групповой воспитательной работы со спортсменами, предотвращения конфликтов;
-навыками судейства;
-опытом организации и проведения соревнований;
-Навыками помощи и страховки при проведении упражнений;
-опытом проведения занятий;
современными средствами связи и навыками использования устройств и приборов по ОБЖ;.
- Профессионально значимыми способностями умениями и навыками, обеспечивающими эффективную педагогическую деятельность в системе физкультурного образования;
- опытом моделирования и конструирования технологических процессов в условиях конкретных педагогических ситуаций;
- опытом проведения физкультурных занятий в образовательных учреждениях различных ступеней и видов образования;
- опытом проведения педагогического и оздоровительного мониторинга.
- Навыками составления комплексов упражнений с учетом двигательных режимов, функционального состояния и возраста контингента занимающихся.
Планируемые уровни сформированности компетенции
Результаты обучения | Рекомендуемые признаки уровней сформированности компетенции | |
Пороговый | Повышенный | |
ОК-4. Использует профессиональную терминологию в деятельности. | Владеет отдельными терминами и понятиями профессиональной деятельности | Описывает различные двигательные действия согласно общепринятой профессиональной терминологии |
ПК-4. Формулирует задачи педагогического процесса, определяет оптимальные средства и методы их решения | Применяет типичные формулировки задач, традиционные средства и методы | Конкретизирует задачи, применяет разнообразные и современные средства и методы |
ПК-5. Реализует правила обеспечения безопасности и профилактики травматизма на занятиях различных форм организации | Применяет типичные средства и способы обеспечения безопасности и профилактики травматизма | Владеет приемами обеспечения безопасности и профилактики травматизма адекватными способам организации и условиям занятий |
ПК-5. Демонстрирует техническое мастерство владения базовыми видами спорта | Владеет техникой выполнения основных упражнений из базовых видов спорта и избранного вида спорта | Уверенно владеет широким арсеналом двигательных умений на высоком техническом уровне |
ПК-5. Применяет методы обучения, развития, воспитания, проверки, оценивания и организации учебной деятельности с учетом возрастных особенностей занимающихся и целей образовательного процесса | Применяет традиционные методы и методические приемы | Применяет методы и методические приемы, педагогические и информационные технологии с учетом конкретных условий образовательного учреждения |
ПК-7. Способен обеспечить проведение учебно-тренировочного занятия с соблюдением правил техники безопасности | Проводит учебно-тренировочные занятия в стандартных условиях согласно требованиям профилактики травматизма | Проводит учебно-тренировочные занятия в нестандартных условиях согласно требованиям профилактики травматизма. Обладает способностью обучить занимающихся основным методам профилактики травматизма. Демонстрирует готовность оказать первую доврачебную помощь. |
ПК-14. Воздействует на мотивацию занимающихся, приобщает их к общечеловеческим ценностям | Использует технологию формирования ценностных ориентаций занимающихся | Использует и постоянно совершенствует технологию формирования ценностных ориентаций занимающихся |
ПК-16. Разрабатывает планы рекреационных занятий в образовательных учреждениях | Воспроизводит стандартные планы рекреационных занятий в образовательных учреждениях | Разрабатывает новые планы рекреационных занятий в образовательных учреждениях |
ПК-17. Осуществляет контроль физических способностей и функционального состояния занимающихся | Применяет методики контроля физических способностей и функционального состояния занимающихся | Самостоятельно разрабатывает и применяет программы контроля физических способностей и функционального состояния занимающихся |
ПК-20. Способен участвовать в судействе соревнований | Участвует в судействе соревнований в качестве судьи | Участвует в судействе соревнований в качестве главного судьи |
ПК-24. Демонстрирует знания санитарно-гигиенических требований проведения занятий | Называет санитарно-гигиенические требования проведения занятий в закрытых помещениях и на открытом воздухе | Характеризует санитарно-гигиенические требования, методы определения условий, возможные последствия их несоблюдения |
ПК-24. Оказывает доврачебную помощь при травмах и острых состояниях | Проводит мероприятия первой доврачебной помощи при конкретны состояниях | Проводит мероприятия первой доврачебной помощи при сочетанных травмах и состояниях |
ПК-24. Обеспечивает безопасность при проведении занятий | Использует формы организации занимающихся, инвентарь и оборудование в соответствии с применяемыми методами и средствами, оказывает помощь и страховку | Корректирует свою деятельность на занятии по обеспечению безопасности в зависимости от возникающих ситуаций |
ППК-1. Проводит физкультурные занятия в учреждениях различных ступеней и видов образования | Воспроизводит занятия по внедренной технологии | Воспроизводит занятия на основе самостоятельно разработанной технологии |
ППК-6. Формирует и решает общие и специальные задачи ЛФК для наиболее распространенных заболеваний | Применять типичные формулировки задач, общие основы организации и методики ЛФК при нарушениях осанки и для специальной медицинской группы | Определять объем и интенсивность нагрузок для решения специальных задач на всех этапах реабилитации |
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры | |
семестр | 4 семестр | ||
Аудиторные занятия (всего) | |||
В том числе: | - | - | - |
Лекции | |||
Практические занятия (ПЗ) | |||
Семинары (С) | - | - | - |
Лабораторные работы (ЛР) | - | - | - |
Самостоятельная работа (всего) | |||
В том числе: | - | - | - |
Составить фрагмент конспекта по обучению техническим приемам игры (подбор средств обучения с формулировкой частных задач). | - | ||
Составить конспект проведения подвижной игры по заданию (с формулировкой частных задач). | - | ||
Подготовка к промежуточной аттестации | |||
Вид промежуточной аттестации (зачет) | + | + (диффер) | |
Общая трудоемкость часы зачетные единицы | |||
2,3 | 2,7 |
Содержание дисциплины
Перечень разделов и их краткое содержание