Значение и место дидактических игр в математическом развитии дошкольников

Игра занимает в жизни ребенка одно из главных мест. В ди­дактической игре, благодаря обучающей задаче, обличенной в игровую форму, ребенок непреднамеренно усваивает новые ма­тематические знания, применяет и закрепляет их.

Виды игр Названия игр Задача математического развития
Строительные «Построим кукле домик», «Чья башня выше?» Закрепить умение сравнивать предметы по ве­личине. Повторить названия и признаки геометрических фигур
Подвижные «Найди свой домик», «Гаражи», «Найди секрет» Закрепить знания о геометрических фигурах. Повторить состав чисел из двух меньших. Закрепить умение ориентироваться в движении
Настольно-пе­чатные «Собери машину», «Кто где живет?», «Придумай задачу» Повторить названия и свойства геометрических фигур. Закрепить умение определять положение пред­метов относительно друг друга. Закрепить умение составлять и решать арифме­тические задачи
Словесные «Продолжи предложение», «Назови соседей» Закрепить умение сравнивать предметы по дли­не, ширине, высоте. Повторить последовательность дней недели (частей суток). Закрепить знание числового ряда
Сюжетные «Магазин», «Ателье», «Угостим кукол чаем» Закрепить знание денежных знаков. Выработать навыки измерительной деятель­ности. Закрепить умение устанавливать взаимно-одно­значные соответствия
Театрализо­ванные «Репка», «Теремок», «Веселый счет» Закрепить знание количественного и порядко­вого счета. Повторить цифры

Дети играют в самые разнообразные игры. Все виды дидактических игр являются эффективным средством математического развития детей, проводятся как на занятиях, так и вне их во всех возрастных группах, используются в индивидуальной работе.

Игровые приемы: сюрпризный момент, правила, соревнование, инициатива, поиск и др.

В процессе дидактических игр и игровых упражнений решаются все виды задач:

* образовательные (дать или повторить математические знания, сформировать или закрепить умения, выработать навыки);

* развивающие (развивать мышление, память, воображение, сенсорные способности, речь и др.);

* воспитательные (вырабатывать личностные качества — са­мостоятельность, аккуратность, трудолюбие, любознатель­ность и др.).

Задание для самостоятельной работы студентов

Лабораторная работа № 2: «Математическое развитие дошкольников вне занятий по математике в детском саду».

ПЛАН

ЛЕКЦИЯ № 3

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ В ДОУ

1. Цель и значение планирования.

2. Виды планирования.

3. Содержание планирования.

4. Условия, помогающие правильно спланировать работу.

5. Требования к двухнедельному планированию работы по математическому развитию дошкольников.

6. Примерное двухнедельное планирование работы по мате­матическому развитию для второй младшей группы детского сада.

7. Планирование конкретного занятия по математике (схе­мы плана и конспекта занятия).

8. Виды учета работы.

9. Вопросы для самоанализа проведенного занятия.

10. Значение самоанализа.

11. Схема анализа показательного занятия.

Цель планирования

Обеспечить выполнение «Программы воспитания и обучения в ДОУ».

Значение планирования работы по математическому развитию

• Дает возможность систематично и последовательно решать программные задачи математического развития-детей.

• Помогает целенаправленно осуществлять работу по мето­дике математического развития.

• Конкретизирует программные задачи с учетом уровня раз­вития детей.

• Помогает всем детям и каждому ребенку в отдельности ус­воить программный материал.

• Обеспечивает комплексное решение образовательных, раз­вивающих, воспитательных и коррекционных задач.

Виды планирования

Перспективное (на месяц, квартал, год).

Календарное (по датам).

Тематическое (по определенной проблеме).

Комплексное (сочетающее разные задачи по различным

направлениям).

Индивидуальное (отражающее работу с одним ребенком).

Содержание планирования работы математическому развитию

• Занятия по математике.

• Работа вне занятий (во время других режимных процессов).

• Связь с занятиями по другим методикам.

• Индивидуальная работа.

Условия, помогающие правильно спланировать работу математическому развитию дошкольников

* Знание программы математического развития в ДОУ.

• Знание дидактических принципов обучения.

• Владение методикой математического развития дошколь­ников.

• Знание особенностей формирования математических пред­ставлений у детей в зависимости от возраста и проблем в развитии.

• Знание возрастных особенностей детей данной группы.

• Знание индивидуальных особенностей детей своей группы.

• Учитывание имеющихся знаний у детей.

• Совместное планирование обоих воспитателей, работаю­щих в одной группе.

• Повышение квалификации воспитателя путем изучения
передового опыта и современных требований к математи­ческому развитию дошкольников.

Требования к двухнедельному планированию работы по математическому развитию в ДОУ

1. Занятия по математике проводятся в середине недели в первой половине дня в сочетании с занятиями, не требующими высокой умственной нагрузки.

2. Количество занятий в неделю определяется программой (по типовой программе: во второй младшей, средней и старшей группах — 1, в подготовительной группе — 2).

3. На одном занятии решается обычно не более одной новой задачи, остальные на повторение и закрепление.

4. В течение двух недель охватываются задачи из всех пяти разделов формирования элементарных математических пред­ставлений (количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени).

5. В других режимных процессах и на других занятиях идет подготовка детей к получению новых знаний по математике, за­крепление и применение изученного материала, индивидуальная
работа.

Замечание. Необходимо правильно формулировать задачи математического развития:

• новые задачи начинаются со слов: «научить», «дать поня­тие», «познакомить», «сформировать умение»;

• старые задачи начинаются со слов: «повторить», «закре­пить», «отработать», «совершенствовать умения».

Наши рекомендации