Основные научные труды Фёдора Андреевича Рау

Жизнь и деятельность

Федора Андреевича Рау

Выполнила: студентка I курса 11 группы

Остапенко О.Э

Проверила: ст.пр. Горчакова А.М

г. Самара, 2015г.

Федор Андреевич Pay родился в 1868 г. 26 марта в г. Ульме в Вюртемберге (Германия), в семье рабочего металлиста, служившего на меднолитейном заводе Виланда. Кроме него было еще четверо детей, но все они рано умерли, и Фридрих Вильгельм имя Ф.А.), бывший предпоследним ребенком, остался единственным в семье.

Родители Ф.A. Pay жили в тесной комнатке в башне водокачки. Ф.А., вспоминая эту комнату, говорит, что хотя она была очень тесна, но в ней всегда царили удивительный порядок и чистота, и, несмотря на небогатую обстановку, комната имела очень уютный вид.

Отец Ф.А., уже немолодой, но всегда бодрый и аккуратный, сознательный рабочий, был всеми любим и уважаем, и имел большое значение в среде своих товарищей-рабочих. В воспоминаниях Ф.А. сохранилось, как отец брал его, тогда еще 6-ти летнего мальчика, на собрания к товарищам и там, поставив на столе, среди всеобщего внимания заставлял говорить стихи. Заработок отца был очень небольшой, его не хватало, и поэтому матери Ф.А. приходилось постоянно работать поденно прачкой, судомойкой или сиделкой у больных и тем немного зарабатывать и пополнять более чем скромный бюджет этой трудовой семьи.

Когда Ф.А. было 10 лет, он лишился отца, умершего от воспаления легких. Средства к существованию прекратились, кроме тех, которые добывала мать Ф.А. поденной работой, да небольшого пособия из городского попечительства о бедных. Нужда была до такой степени велика, что они осенью ходили в поле и подбирали оставшийся после выпашки брошенным картофель; пользовались остатками еды из больниц, где мать Ф.А. служила судомойкой, и это поддерживало их существование.

Несмотря на все это, Фриц (Ф.А.) учился в школе и показывал большие успехи, так что учителя обратили на него особое внимание.

С особенной нежностью и уважением Ф.А. всегда вспоминает свою мать. Несмотря на тяжелое материальное положение и горе, в ней ничто не могло убить интереса к жизни. Особенно любила она поэзию и по вечерам читала сыну вслух Шиллера и других немецких поэтов. Они вместе пели некоторые из гимнов, и эти вечера маленький Фриц особенно любил. В Ф.А. рано проявилась любовь к музыке, и он всегда искал случая где-либо послушать ее. И до настоящих дней во всю жизнь Ф.А. остался любителем и глубоким знатоком музыки.

Постепенно, благодаря тому, что учителя школы, где учился Ф.А., и Общество Попечения о бедных обратили внимание на успехи, оказываемые мальчиком и на крайнюю нужду его с матерью, стало несколько улучшаться материальное положение Pay. Особенно один из учителей отличал Фрица, часто навещал и поддерживал своей заботой.

Мать Фрица мечтала о том, чтобы ее сын вышел на учительскую дорогу. Когда ему исполнилось 14 лет, он был принят в учительскую семинарию, и мать Фрица с великой радостью и гордостью объявила это сыну и показала полученную бумагу. Но на другой день Ф.А. ждало неожиданное горе. Проснувшись утром, он увидел свою мать мертвой. Непосильная и долгая борьба с нуждой подорвали силы, а сильное волнение и радость ускорили конец, и она скоропостижно скончалась от паралича сердца, не успев даже проститься с сыном.

Таким образом, 14 лет Ф.А. остался круглым сиротой на свете. Но друзья его не оставили. Учителя, О-во Попечения о бедных, врачи и быв. хозяин его отца, Виланд, с сыном которого при жизни своего отца Ф.А. был дружен, приняли в нем большое участие и поддержали его.

Случайно о смерти матери Ф.А. узнал его дальний родственник, довольно состоятельный человек. Он жил далеко, но принял опеку над Фрицем, помогал ему деньгами и посылал отеческие наставления в письмах. Позднее, когда этому родственнику пришлось свидеться с Фрицем, он говорил: – «Когда я увидел этого ребенка, его чудные глубокие глаза, я решил, что его нужно сделать человеком и не пожалел о своем решении. Я знал, что у этого мальчика будет широкая дорога»...

Проявившаяся в раннем детстве страсть к музыке не покидала Фрица и впоследствии. Когда один из знакомых – Д-р Плецингер, заботившийся о нем, подарил Фрицу скрипку, это доставило последнему великую радость. Он стал брать уроки на скрипке вместе с сыном Плецингера и быстро опередил своего товарища несмотря на то, что ему иногда приходилось разучивать упражнения где-нибудь на мансарде, где зимой стыли руки от холода. Но любовь к музыке превозмогла все и Фриц оказывал большие успехи в игре на скрипке.

В школьных занятиях Фриц шел одним из первых по всем знаниям и любознательности и настойчивости, с которой он учился. Но, слабый слишком злоупотреблял своими силами, углубляясь в работу и занятия по школе. Его интересовало и захватывало все. Между прочим, он сильно заинтересовался школой глухонемых, которая находилась на одном дворе с семинарией, и дети этой школы часто играли с учениками семинарии.

Глубоко заинтересованный глухонемыми, Ф.A. Pay однажды попросил разрешения присутствовать на уроках, и когда ему это разрешили, он по временам ходил в классы и наблюдал, как учат в школе глухонемых. На последнем курсе семинарии Pay дали возможность практиковаться, замещая иногда отсутствующих учителей. Когда же он окончил семинарию, он получил назначение в том же городе Нюртингене на место одного из учителей нормальной школы, призванного на военную службу.

Таким образом, 19-ти летним юношей Ф.A. Pay сразу сделался учителем 90 чел. детей. Это было 40 лет тому назад – в апреле 1887 г. И с этого года началась педагогическая деятельность Ф.A. Pay, вначале – среди нормальных, слышащих детей. Интерес к глухонемым, однако, у Ф.А. не пропал. Его тянуло к ним, и мысль сделаться специалистом по обучению глухонемых не покидала Ф.А. все время. Он мечтал о том, чтобы попасть в школу знаменитого учителя глухонемых И. Фаттера во Франкфурте.

В июле 1887 г. Ф.A. Pay был переведен в местечко Ильсфельд, заместителем, в начальную школу.

Здесь в конце сентября 1887 года он получил приглашение И. Фаттера поступить к нему в качестве учительского помощника. Это была для Ф.А. великая радость; недолго думая, он послал Фаттеру свое согласие, 1-го ноября 1887 г. приехал во Франкфурт Ф.А. и вступил в исполнение своих обязанностей. Почти полных 4 года он работал под руководством И. Фаттера.

Глубоко интересуясь положением глухонемых, Ф.A. Pay решил посвятить себя работе в той стране, где меньше всего сделано для глухонемых. Статистические данные о количестве глухонемых в России толкнули его на мысль уехать туда из Германии. И так как в это время Меннонитское училище в г. Тиге, Таврической губ., опубликовало в немецком журнале Organ der deutschen Taubstummenanstalten, что нужен учитель, Ф.A. Pay решил взять это место, и в 1891 году выехал в Россию. В Тиге Ф.А. работал не более полугода в школе. Затем принял место в одной частной семье, где воспитывал маленького глухонемого ребенка.

В 1896 году Ф.А. уехал в Москву, где открыл частную школу – пансион для глухонемых, кроме того занимался логопедией (исправлением дефектов речи у слышащих) и состоял Завед. отделом глухонемых в Политехническом музее.

Около этого времени Ф.А. встретился с Н.А. , она уже тогда вела работу по обучению и воспитанию дошкольников (слышащих). Ею в Москве были созданы ясли для детей работниц фабрик и заводов, и она всей душой отдавалась этому большому делу. Жизнь и время определили выбор и в 1896 г. Ф.А. женился. С этого времени началась его совместная с Н.А. работа, которая приняла определенный уклон в сторону научно-педагогической деятельности по обучению и воспитанию глухонемых. Они вместе стали мечтать о том, чтобы создать что-нибудь большое и полезное для глухонемых и оба вместе работали над проведением в жизнь этой идеи. В 1899 году Ф.А. был назначен директором Арнольдо-Третьяковского Училища Глухонемых (теперь 1-й МИГ) и с этого года широко развернулась деятельность Ф.А. В 1900 году, им совместно с Н.А., был открыт первый в России Детский Сад для глухонемых дошкольников. В 1907 году он организовал сельско-хозяйств. колонию для глухонемых. В 1910 и 1917 гг. организовывал Съезды учителей глухонемых. В период 1913–15 гг. устроил курсы для матерей и воспитательниц глухонемых детей дошкольного возраста. В 1910 г. организовал Отделение для умственно-отсталых глухонемых в колонии Сокольникове; Принимал участие в организации училища глухонемых в г. Туле. В Крыму им в 1920/21 г. были организованы: дом глухонемого ребенка, дом умственно-отсталого ребенка, дом слепого ребенка, колония для морально-дефективных, курсы для взрослых глухонемых и курсы по исправлению речи. В 1919 г. по его инициативе была открыта школа тугоухих. В 1922 г. Ф.А. состоял в институте детской дефективности (основанном В.П. Кащенко) в качестве лектора по сурдопедагогике. Читал лекции по исправлению дефектов речи школьно-санитарным врачам Мосздравотдела и на курсах по дошкольному воспитанию НКП.

Не перечислить всех громадных заслуг Ф.А. в области научно-педагогической деятельности и всех многочисленных обязанностей, которые он исполняет, служа науке и обществу Ф.А. и в семейной жизни, как в общественной работе, оставался верным себе. Все эти годы и в личной жизни Ф.А. и Н.А. не было ни одного дня без заботы о глухонемых и труда для них. Всегда и все было интересно и даже трудные минуты и неудачи не убивали энергии, а, наоборот, крепили мужество и работоспособность и толкали на большее. Сознание, что жизнь отдается полезно, удовлетворяло и помогало переносить неизбежные затруднения. В этом незаметно росло и крепло и личное счастье. Собственные дети Ф.А. сознают и хорошо понимают всю силу и значение этой большой работы для глухонемых и стремятся быть достойными своих родителей. Утром, в день юбилея, один из сыновей Ф.А., поздравляя его, сказал: «Я боюсь, что не смогу быть достойным своего происхождения». На это Ф.А. ему ответил словами Шиллера: «Если ты не сможешь сделать что-нибудь большое, то сумей в маленьком деле быть большим».

В заключение мне хочется сообщить известный мне и глубоко трогательный случай из жизни Ф.А.: – в пору расцвета его деятельности, его друзья из Германии написали Ф.А. письмо, в котором звали его вернуться на родину и работать там, обещая устроить ему хорошее положение и дать место. Ф.А. ответил: «Нет, я Россию никогда не покину». Он остался верным своей цели до конца и вот теперь, спустя 40 лет его непрерывной работы на избранном поприще науки, страна, заменившая ему его родину, справедливо вознаградила его за все его заслуги и труды.

Основные научные труды Фёдора Андреевича Рау

1. Глухонемые Тульской губернии. Тула, 1899.

2. Букварь для глухонемых. М.: Тип. Арнольдо-Третьяковского уч-ща глухонемых (Совм. с Н.А. Pay) , 1903, 1911, 1914,1924, 1926, 1938, 1939, 1940.

3. Музей по воспитанию, обучению и призрению глухонемых. // Вестник попечительства императрицы Марии Феодоровны о глухонемых. 1904-1905. № 13/14.

4. Маленьким друзьям: Глухонемым детям от слышащих детей. М.: Тип. Арнольдо-Третьяковского уч-ща глухонемых, 1906, 1908.

5. Десятилетний юбилей детского сада для глухонемых Ф.А. и Н.А. Рау. // Вестник попечительства императрицы Марии Феодоровны о глухонемых. 1910-1911. №3/4. Сост.: Труды Всероссийского съезда деятелей по воспитанию глухонемых, состоявшегося в Москве с 27 по 31 декабря 1910. М.: Тип. Моск. гор. Арнольдо-Третьяковского уч-ща глухонемых, 1911. (Совм. с А.Д.Дрожжиным).

Наши рекомендации