Задачи и основные условия реализации педагогической функции

Конкретные педагогические задачи руководителя, раскрывающие его педагогическую функцию, можно подразделить на две группы, условно названные зада­чами «внешнего контура» и задачами «внутреннего контура». К «внеш­нему контуру» в первую очередь относятся социально-педагогические задачи органов внутренних дел. Это:

• формирование объективного представления граждан о дея­тельности органов внутренних дел;

• правовое просвещение и воспитание населения;

• работа по налаживанию позитивных связей с общественно­стью, негосударственными организациями и объединениями, средствами массовой информации.

Значительно больше от руководителя зависит решение профес­сионально-педагогических задач «внешнего контура», которые реа­лизуют его подчиненные в процессе работы с различными группа­ми граждан или отдельными гражданами, а именно:

• обеспечение позитивного отношения граждан к сотрудникам ОВД при их обращении в органы внутренних дел или при их контактах с сотрудниками ОВД, исполняющими профессио­нальные обязанности;

• работа сотрудников ОВД с потерпевшими и свидетелями в процессе оперативно-розыскных или иных профессиональных действий;

• работа сотрудников ОВД с задержанными и подследственными;

• работа сотрудников ОВД с агентурой и доверенными лицами;

• воспитательно-профилактическая работа с «группами риска» (наркоманами, алкоголиками, «трудными» несовершеннолет­ними и т.д.);

• работа с населением или отдельными группами граждан в экс­тремальных ситуациях (стихийные бедствия, техногенные ка­тастрофы и т.д.).

Руководитель в этой работе чаще всего выступает не в качестве непосредственного участника, но как аналитик, эксперт, организа­тор, в том числе соответствующего профессионального обучения и воспитания сотрудников. Здесь его педагогическая деятельность уже напрямую выступает условием эффективного решения задач управ­ленческого обеспечения правоохранительной деятельности.

Задачи «внутреннего контура» в первую очередь связаны с со­вершенствованием организации, коллектива, личности сотрудника ОВД как субъектов правоохранительной деятельности и профес­сиональным развитием самого руководителя как субъекта реализа­ции своей педагогической функции. Здесь можно выделить три ли­нии работы руководителя:

• формирование педагогически целесообразного имиджа руко­водителя;

• создание и совершенствование «педагогической команды»;

• организация профессионально-педагогического процесса в рамках руководимого подразделения.

Существенную роль в реализации руководителем педагогиче­ской функции играет его имидж. Формирование и изменение личности взрослого человека происходят под влиянием той системы его профессионального и жизненного опыта. Этот опыт в значительной степени складывается из опыта собственной деятельности и опыта взаимодействия с другими людьми в промессе деятельно­сти. Поэтому важнейшим здесь является вопрос о том, какую роль в процессе формирования профессионального и, даже шире, жиз­ненного опыта подчиненных играет их руководитель как элемент этого опыта; как подчиненные воспринимают своего руководителя. Вне зависимости от желания руководителя он играет значимую роль в формировании такого опыта. Вопрос лишь в том — осущест­вляется это стихийно, неосознанно, или руководитель сознательно формирует свой педагогически целесообразный образ (имидж) в глазах подчиненных, оптимальный в данных условиях для решения управленческих задач.

Формирование имиджа в значительной мере связано с ожида­ниями самих подчиненных. Они оправдываются, если руководитель:

• выступает как лицо, успешно организующее и обеспечиваю­щее эффективную профессиональную деятельность подчинен­ных и решение вопросов, связанных с этой деятельностью;

• выступает как гарант социальной, правовой, нравственной, психологической защищенности подчиненных;

• является источником информации, необходимой подчинен­ным для решения их профессиональных задач, прохождения службы и личной жизни;

• руководитель (особенно это касается руководителя коллекти­ва, где подчиненные находятся в постоянном контакте с на­чальником) — центр эмоционально-волевых воздействий, оп­тимальных для профессиональной деятельности подчиненных, «регулятор» эмоционально-психологической атмосферы в кол­лективе и «личный эмоциональный образ», психологически соответствующий решаемым профессиональным задачам и конкретным условиям профессиональной деятельности;

• выступает экспертом и арбитром в решении подчиненными профессиональных задач и регулировании их профессиональ­ных отношений;

• способен взять на себя при необходимости всю ответствен­ность, не перекладывая ее на подчиненных;

• служит примером профессиональной деятельности и челове­ческих поступков.

Таким образом, педагогический имидж руководителя — важная детерминанта формирования профессионального опыта подчинен­ных, которая связана с его деятельностью и личными качествами.

Имидж руководителя — его личный «педагогический инструмент» для реализации педагогической функции.

Однако в одиночку руководитель не может решить необходи­мые педагогические задачи. Нужна «точка опоры» в самом кол­лективе органа внутренних дел. Необходима группа людей, «педаго­гическая команда», способная действовать при лидерстве началь­ника, организуя и непосредственно решая педагогические задачи. Такая «команда» может действовать эффективно, если не одно­родна по составу. Она формируется, прежде всего, из лиц, кото­рые в силу своих должностных обязанностей должны решать во­просы обучения и воспитания сотрудников: заместители началь­ника, начальники структурных подразделений, средний и млад­ший начальствующий состав. Они обязаны быть в «педагогиче­ской команде», хотя сами зачастую выступают для начальника больше как «объект обучения и воспитания», чем как «субъект педагогического процесса» и требуют значительной индивидуаль­ной работы. Хорошо, однако, когда состав «команды» не ограни­чивается ими, а в нее входят и сотрудники, не занимающие руко­водящих должностей, но обладающие личным авторитетом в кол­лективе. Они не обязательно должны быть хорошими организато­рами, но способны эффективно заниматься индивидуально-воспитательной работой, проводить индивидуальные беседы, при необходимости — поддержать своим авторитетом решения руково­дителя. Важным человеком в «команде» может стать сотрудник, обладающий большим, чем у руководителя, опытом работы с людьми, может даже — управленческим опытом. Такой сотрудник будет хорошим помощником в некоторых вопросах такой работы, если, конечно, руководитель сумеет построить с ним правильные служебные и личные отношения. В «команде» желательно также присутствие сотрудников, которым руководитель может в необхо­димой ситуации делегировать полномочия по организации тех или иных педагогических акций или отдельных мероприятий. Весьма желательно, чтобы в «команду» вошел и эмоциональный лидер коллектива (если он есть), т.е. человек, способный тоньше и глубже других чувствовать настроения в коллективе, их динамику и эффективно воздействовать на эмоционально-психологическую атмосферу на уровне неформальных отношений. И наконец, в та­кой «команде» необходимы люди, способные эффективно выпол­нять отдельные педагогические задачи, например, интересно про­вести занятие в системе служебно-боевой подготовки.

«Команда» — неофициальный педагогический актив при ру­ководителе. Это неформальная группа, порой изменяющая свой состав, в которой начальник играет не только официальную роль, но в значительной степени выступает как неформальный лидер. Его неформальный авторитет является необходимым ус­ловием сплочения, эффективной деятельности и надежности «команды».

Важный вопрос — распределение ролей в «педагогической команде». Задачи, решаемые членами команды, требуют определённых педагогических способностей, личного и профессионального опыта и, наконец, желания решать эти задачи. Многие из них выходят за рамки должностных обязанностей данного сотрудника и решаются потому, что он понимает необходимость участия в помощи руково­дителю и части других сотрудников. Распределение ролей необхо­димо осуществлять, ориентируясь на способности и индивидуаль­ные особенности сотрудника.

В то же время вряд ли можно в большинстве коллективов найти сотрудников, на данный момент способных полноценно решать педагогические задачи, хотя бы уже потому, что сами задачи меняется и обновляются. Поэтому нужно обучение и воспитание членов команды, ее сплочение, укрепление позитивных внутригрупповых межличностных связей, развитие способности к совместным действиям на основе единой педагогической позиции. И наконец, никто, кроме руководителя, не может взять на себя управление деятельно­стью «команды».

Обучение и воспитание сотрудников, руководство ими — это всегда взаимодействие и взаимовлияние. Начальник ОВД не только руководит «педагогической командой», делегирует ей реализацию части своей педагогической функции, но и в процессе взаимодействия с ней объективно испытывает ее воздействие на себя, особенно — если это сплоченная и авторитетная команда. Не плохо, когда «свита играет короля», но бывает плохо, когда «свита играет королем». Команда может влиять положительно, невольно заставляя подтягиваться, совершенствовать свою педагогическую подготовленность, вдумчивее относиться к своим поступкам, педагогичнее оценивать свой стиль, взаимоотношения и принимаемые решения. Поэтому никогда нельзя терять «бразды правления» командой, сохранять свою управляющую роль, дистанцируясь от нее, не допускать панибратства; критически оценивать влияние команды на себя.

Наши рекомендации