Протокол первичного обследования 5-х летних детей с ЗПР педагогом-дефектологом
V. Логопедическое обследование.
• Общее звучание.
• Строение и подвижность артикуляционного аппарата:
а) подвижность;
б) правильность прикуса;
в) строение неба;
г) строение зубов;
д) язык;
е) строение подъязычной уздечки;
ж) губы и их подвижность.
• Понимание речи
а) понимание инструкции:
§ Возьми зайку.
§ Дай мячик мне.
§ Помаши флажком.
§ Возьми игрушку и дай мне.
§ Возьми кубик и дай кукле.
§ Покажи ручки и топни ножкой.
Б) Знание предметов, действий, частей тела. “Покажи мне”.
в) Узнавание предметов по назначению “покажи”:
§ из чего пьют?
§ чем едят?
§ что мы кушаем?
§ что мы надеваем?
§ чем можно играть?
§ чем мы расчесываем волосы?
§ чем мы вытираемся?
§ чем мы рисуем?
§ чем копаем?
• Состояние словаря:
а) звукоподражание;
б) предметный;
в) глагольный;
г) называние родовых понятий с опорой на картинки:
§ одежда,
§ игрушки,
§ посуда.
• Грамматический строй речи:
а) мн. число существительных
§ карандаш
б) мн. число глаголов:
§ Покажи, где
§ Читает – читают
§ Рисует – рисуют
в) предлоги в, на, под в действии
г) уменьшительно-ласкательная форма существительных:
§ миска
§ подушка
§ коляска
§ стул
д) восприятие слоговой структуры слова.
• Связная речь
Сюжетная картинка “Дождик”.
• Фонематический слух.
а) Повтори:
§ та – да
§ да – та
§ ка – га
§ ка – ха
§ на – ба
§ па – ба
§ ба – па
б) Покажи, где
§ мишка – миска
§ крыша – крыса
§ суп – зуб
§ коза – коса
§ трава – дрова
• Звукопроизношение
• Мелкая моторика
Сделай, как я (пальчиковая гимнастика). Деревья, трава, зайчик и т.д.
Институт коррекционной педагогики РАО
Лаборатория содержания и методов обучения детей с трудностями в обучении
Протокол первичного обследования 5-х летних детей с ЗПР педагогом-дефектологом
Ф.И.О. ребенка ___________________________________________________________________
Дата рождения ___________________________________________________________________
I. Эмоциональная сфера и поведение ребенка.
· Контакт и эмоционального реакция на обследование (легко ли вступает в контакт, волнуется ли, застенчив, весел, неадекватность поведения и т.д.)
· Понимание инструкции и цели задания (выслушивает ли до конца, задает вопросы, необходим ли показ).
· Характер деятельности при выполнении заданий (интерес, работоспособность, использование помощи и т.д.)
II. Запас представлений об окружающем мире и точность этих представлений
· Сведения ребенка о себе и своей семье
§ Как тебя зовут?
§ А фамилия?
§ Ты девочка или мальчик?
§ Сколько тебе лет?
§ Кем ты будешь, когда вырастешь большой?
§ Где ты живешь?
§ С кем ты живешь?
§ Как зовут твою маму?
§ А папу?
§ Какие у тебя есть игрушки?
§ Ты сюда пришел или приехал?
· Представления о труде родителей или взрослых из ближайшего окружения
§ Где и кем работает твоя мама?
§ Где и кем работает папа?
§ Кто водит машину?
§ Кто учит детей?
§ Что делает на работе врач?
§ Парикмахер?
§ Продавец?
· Цвет /палочки красного, желтого, оранжевого, синего, зеленого, белого, черного цвета/.
§ Какого цвета эта палочка?
§ Покажи палочку ___________ цвета.
· Представления о явлениях природы
§ Какое сейчас время года?
§ Как ты догадался?
Предлагаются картинки времен года.
§ Это какое время года? (зима)
§ А это? (лето).
§ Где весна? Где очень?
§ Покажи и назови каждое время года на этих картинках?
§ Когда можно кататься на санках: зимой или летом?
§ Когда можно купаться в реке?
§ Почему?
· Способность ориентироваться в пространстве.
§ Покажи, что находится от тебя слева?
§ Справа?
§ Вверху?
§ Внизу?
§ Впереди?
§ Сзади?
По картинкам:
§ Где мишка идет вверх?
§ Вниз?
§ Куда идет мишка?
§ Где мальчик наклонился вперед?
§ Куда наклонился этот мальчик?
§ Лево – право на себе
§ покажи правый глаз?
§ Левое ухо? и т.д.
· Включение в ряд /матрешка шестиместная/.
§ Убежала матрешка от подружек, найди ее место.
· Конструктивная деятельность:
§ Из 5 – 6 элементов по образцу сделай как у меня
- Сюжетная или предметная разрезная картинка из 4 – 5 частей.
Разрезали картинку, чтобы тебе было интересно ее сложить, как было.
/Отметить представление о конечной цели или действует хаотично, без анализа, как принимает помощь, какую помощь использует, целенаправленность, самостоятельность/
III. Обследование знакомых родовых понятий
· Назови одним словом следующие картинки:
§ Мишка, машина, юла, кукла.
§ Носки, платье варежки, шуба.
§ Сапоги, тапочки, туфли, валенки.
§ Тарелка, ложка, чашка, сковорода.
§ Шкаф, стол, стул, тумбочка.
§ Роза, одуванчик, ромашка, астра.
§ Голубь, ворона, утка, гусь.
§ Автобус, трамвай, самолет.
· Конкретизация понятий:
§ Какие знаешь игрушки?
§ Одежду?
§ Обувь?
§ Посуду?
§ Мебель?
§ Цветы?
§ Транспорт?
IV. Обследование мышления.
· Серия картин из 2 – 3 частей.
§ Разложи картинки по порядку: что было сначала, что потом и чем все закончилось.
§ Отметь правильность установления последовательности картинок (а), умение их объяснять (б).
________________________________________________________________
· Исключение 4-й лишней картинки.
§ Здесь нарисованы 4 предметы, 3 из них подходят друг другу, а один не подходит, какой лишний предмет?
§ Почему?
· Ответь на вопросы по рассказу типа:
§ Папа принес Тане матрешку и сказал: «Вот тебе три игрушки».
§ Почему Тане так сказал папа?
§ Маленький Саша проснулся утром невеселый. Мама дала ему лекарство, вязла зонт и ушла.
§ Почему Саша проснулся невеселый?
§ Какая погода была на улице?
V. Исследование памяти
· Расскажи стихотворение, какое помнишь.
· Посмотри картинки (3 – 5), назови, запомни их порядок, закрой глаза (2 – 3 сек.) Порядок за это время меняется или убирается одна из картинок.
§ Что изменилось?
§ Чего не стало?
- Посмотри картинки. Послушай, какие я назову, и положи их в том порядке (3 – 5).
VI. Исследование элементарных математических представлений.
· Пересчет конкретных предметов, расположенных в ряд или в случайном порядке с названием итога.
§ Посчитай, сколько всего?
· Выделение из множества в пределе 5.
§ Взять пять палочек. Сколько взял?
Обратить внимание на то, отличает ли ребенок процесс от итога.
· Понимание соотношений: меньше - больше.
§ Где грибков больше?
§ Меньше?
§ Чего больше, елочек или грибков?
§ Меньше?
§ Сделай одинаково.
§ Как по-другому можно сделать?
Отметить, владеет ли ребенок обоими способами или одним?
Каким?
· Счетные операции /в пределах 5/.
§ 2 + 1
§ 4 – 1
§ 3 + 1
§ 5 – 1
- Решение задач
§ Было 5 шаров. Один лопнул. Сколько осталось?
§ Гуляли 5 человек. Один из них мальчик. Сколько девочек?
§ На ветке сидели 2 воробья. Потом прилетел еще один.
§ сколько воробьев стало?
§ Их стало больше или меньше?
· Геометрические фигуры:
§ Назови
§ Покажи
VII. Исследование речи.
· Общее звучание:
§ Темп
§ Разборчивость
§ Голос
§ Дыхание
Отмечается на основе выполнения предыдущих заданий
· Строение и подвижность артикуляционного аппарата:
________________________________________________________________
· Понимание речи
а) Понимание инструкций их 2-х частей
§ Возьми меня за руку и встань со стула
Инструкций из 3-х частей
§ Похлопай в ладоши, помаши ручкой, возьми карандаш
б) Понимание лексического значения падежных окончаний существительных
§ Покажи рукой картинку
§ Покажи фломастером ручку
§ Покажи картинкой ручку
§ Покажи ручкой фломастер
в) Понимание лексического значения отдельных фраз
§ Собака бежит за мальчиком. Кто бежит впереди?
§ Сад позади дома. Что впереди?
г) Понимание текста.
Спала кошка на крыше, сжала лапки. Села возле кошки птичка. Не сиди близко, птичка, кошки хитры.
§ Где спала кошка?
§ Как она спала?
§ Кто сел возле кошки?
§ Что мы скажем птичке?
VIII. Связная речь
· Составление рассказа по сюжетной картинке:
§ Рассмотри картинку и расскажи:
§ Кто нарисован?
§ Что делают и почему?
IX. Состояние словаря.
· Знание частей тела: шея, лоб, бровь, ресница, ладонь, плечи, колени, локти, ногти.
§ Что это?
§ Покажи, где у тебя?
· Части предметов.
Назвать. Если не может, то показать по слову, указанному взрослым
§ У чайника (дно, крышка, носик, ручка)
§ У стула (спинка, сиденье, ножки)
§ У машины (колеса, кузов, кабинка)
· Детеныши животных
§ Как называют детенышей кошки?
§ собаки?
§ коровы?
§ козы?
§ зайца?
§ лисы?
§ медведя?
§ Покажи.
· Качественный словарь.
Что можно сказать о платье? Какое оно может быть?
§ платье (какое?)
§ лимон (какой?)
§ лиса (какая?)
§ ножницы (какие?)
§ карандаш (какой?)
· Глагольный словарь.
§ Что умеет делать рыба?
§ птица?
§ конь?
§ собака?
§ бабочка?
§ змея?
X. Грамматический строй речи.
· Множественное число существительных
§ Покажи и назови: один – лист, а много – листья
(глаз, ухо, стул, окно, ведро, мост, утенок)
· Предложно-падежная форма: в, из, на, за, под, с
§ Куда я положила карандаш?
§ Откуда я взяла карандаш?
- Уменьшительно-ласкательная форма
Скажи ласково:
§ юбка
§ елка
§ заяц
§ шкаф
§ Лена
§ Женя
§ Саша
§ Володя
XI. Звукопроизношение и различение звуков
· Гласные: А, У, О, И, Ы.
· Согласные:
XII. Фонематическое восприятие
· Хлопни в ладоши, когда услышишь комариную песенку: “Зззззз………”
з, т, с, ш, з, ж, з.
· Хлопни, когда услышишь слог ШО:
шо, ща, со, ши, жи, шо, зо.
· Покажи картинку:
§ шар – шарф
§ зуб – суп
§ уточка – удочка
§ Марина – малина
§ шашки – мышки
§ катушка – подушка
· Раздели картинки со звуками с-з на две группы
(коляска, арбузы, ваза, сосиски, смородина, козлики)
· Повтори:
§ та – да
§ ка – га
§ па – ба
§ та – то – ту
§ та – та – та
§ кот – год – кот
§ том – дом – том
§ удочка – уточка
XIII. Слоговая структура
(портфель, крокодил, черепаха, балалайка)
· Повтори:
§ градусник
§ милиционер
§ клубника
§ телевизор
§ велосипед
XIV. Состояние мелкой моторики.
Институт коррекционной педагогики РАО
Лаборатория содержания и методов обучения детей с трудностями в обучении