Протокол первичного обследования 5-х летних детей с ЗПР педагогом-дефектологом

V. Логопедическое обследование.

• Общее звучание.

• Строение и подвижность артикуляционного аппарата:
а) подвижность;

б) правильность прикуса;

в) строение неба;

г) строение зубов;

д) язык;

е) строение подъязычной уздечки;

ж) губы и их подвижность.

• Понимание речи
а) понимание инструкции:
§ Возьми зайку.
§ Дай мячик мне.
§ Помаши флажком.
§ Возьми игрушку и дай мне.
§ Возьми кубик и дай кукле.
§ Покажи ручки и топни ножкой.

Б) Знание предметов, действий, частей тела. “Покажи мне”.

в) Узнавание предметов по назначению “покажи”:
§ из чего пьют?
§ чем едят?
§ что мы кушаем?
§ что мы надеваем?
§ чем можно играть?
§ чем мы расчесываем волосы?
§ чем мы вытираемся?
§ чем мы рисуем?
§ чем копаем?

• Состояние словаря:
а) звукоподражание;

б) предметный;

в) глагольный;

г) называние родовых понятий с опорой на картинки:
§ одежда,
§ игрушки,
§ посуда.

• Грамматический строй речи:
а) мн. число существительных
§ карандаш

б) мн. число глаголов:
§ Покажи, где
§ Читает – читают
§ Рисует – рисуют

в) предлоги в, на, под в действии

г) уменьшительно-ласкательная форма существительных:
§ миска
§ подушка
§ коляска
§ стул

д) восприятие слоговой структуры слова.

• Связная речь
Сюжетная картинка “Дождик”.

• Фонематический слух.
а) Повтори:
§ та – да
§ да – та
§ ка – га
§ ка – ха
§ на – ба
§ па – ба
§ ба – па

б) Покажи, где
§ мишка – миска
§ крыша – крыса
§ суп – зуб
§ коза – коса
§ трава – дрова

• Звукопроизношение

• Мелкая моторика
Сделай, как я (пальчиковая гимнастика). Деревья, трава, зайчик и т.д.

Институт коррекционной педагогики РАО

Лаборатория содержания и методов обучения детей с трудностями в обучении

Протокол первичного обследования 5-х летних детей с ЗПР педагогом-дефектологом

Ф.И.О. ребенка ___________________________________________________________________

Дата рождения ___________________________________________________________________

I. Эмоциональная сфера и поведение ребенка.

· Контакт и эмоционального реакция на обследование (легко ли вступает в контакт, волнуется ли, застенчив, весел, неадекватность поведения и т.д.)

· Понимание инструкции и цели задания (выслушивает ли до конца, задает вопросы, необходим ли показ).

· Характер деятельности при выполнении заданий (интерес, работоспособность, использование помощи и т.д.)

II. Запас представлений об окружающем мире и точность этих представлений

· Сведения ребенка о себе и своей семье

§ Как тебя зовут?

§ А фамилия?

§ Ты девочка или мальчик?

§ Сколько тебе лет?

§ Кем ты будешь, когда вырастешь большой?

§ Где ты живешь?

§ С кем ты живешь?

§ Как зовут твою маму?

§ А папу?

§ Какие у тебя есть игрушки?

§ Ты сюда пришел или приехал?

· Представления о труде родителей или взрослых из ближайшего окружения

§ Где и кем работает твоя мама?

§ Где и кем работает папа?

§ Кто водит машину?

§ Кто учит детей?

§ Что делает на работе врач?

§ Парикмахер?

§ Продавец?

· Цвет /палочки красного, желтого, оранжевого, синего, зеленого, белого, черного цвета/.

§ Какого цвета эта палочка?

§ Покажи палочку ___________ цвета.

· Представления о явлениях природы

§ Какое сейчас время года?

§ Как ты догадался?

Предлагаются картинки времен года.

§ Это какое время года? (зима)

§ А это? (лето).

§ Где весна? Где очень?

§ Покажи и назови каждое время года на этих картинках?

§ Когда можно кататься на санках: зимой или летом?

§ Когда можно купаться в реке?

§ Почему?

· Способность ориентироваться в пространстве.

§ Покажи, что находится от тебя слева?

§ Справа?

§ Вверху?

§ Внизу?

§ Впереди?

§ Сзади?

По картинкам:

§ Где мишка идет вверх?

§ Вниз?

§ Куда идет мишка?

§ Где мальчик наклонился вперед?

§ Куда наклонился этот мальчик?

§ Лево – право на себе

§ покажи правый глаз?

§ Левое ухо? и т.д.

· Включение в ряд /матрешка шестиместная/.

§ Убежала матрешка от подружек, найди ее место.

· Конструктивная деятельность:

§ Из 5 – 6 элементов по образцу сделай как у меня

    • Сюжетная или предметная разрезная картинка из 4 – 5 частей.

Разрезали картинку, чтобы тебе было интересно ее сложить, как было.

/Отметить представление о конечной цели или действует хаотично, без анализа, как принимает помощь, какую помощь использует, целенаправленность, самостоятельность/

III. Обследование знакомых родовых понятий

· Назови одним словом следующие картинки:

§ Мишка, машина, юла, кукла.

§ Носки, платье варежки, шуба.

§ Сапоги, тапочки, туфли, валенки.

§ Тарелка, ложка, чашка, сковорода.

§ Шкаф, стол, стул, тумбочка.

§ Роза, одуванчик, ромашка, астра.

§ Голубь, ворона, утка, гусь.

§ Автобус, трамвай, самолет.

· Конкретизация понятий:

§ Какие знаешь игрушки?

§ Одежду?

§ Обувь?

§ Посуду?

§ Мебель?

§ Цветы?

§ Транспорт?

IV. Обследование мышления.

· Серия картин из 2 – 3 частей.

§ Разложи картинки по порядку: что было сначала, что потом и чем все закончилось.

§ Отметь правильность установления последовательности картинок (а), умение их объяснять (б).

________________________________________________________________

· Исключение 4-й лишней картинки.

§ Здесь нарисованы 4 предметы, 3 из них подходят друг другу, а один не подходит, какой лишний предмет?

§ Почему?

· Ответь на вопросы по рассказу типа:

§ Папа принес Тане матрешку и сказал: «Вот тебе три игрушки».

§ Почему Тане так сказал папа?

§ Маленький Саша проснулся утром невеселый. Мама дала ему лекарство, вязла зонт и ушла.

§ Почему Саша проснулся невеселый?

§ Какая погода была на улице?

V. Исследование памяти

· Расскажи стихотворение, какое помнишь.

· Посмотри картинки (3 – 5), назови, запомни их порядок, закрой глаза (2 – 3 сек.) Порядок за это время меняется или убирается одна из картинок.

§ Что изменилось?

§ Чего не стало?

    • Посмотри картинки. Послушай, какие я назову, и положи их в том порядке (3 – 5).

VI. Исследование элементарных математических представлений.

· Пересчет конкретных предметов, расположенных в ряд или в случайном порядке с названием итога.

§ Посчитай, сколько всего?

· Выделение из множества в пределе 5.

§ Взять пять палочек. Сколько взял?

Обратить внимание на то, отличает ли ребенок процесс от итога.

· Понимание соотношений: меньше - больше.

§ Где грибков больше?

§ Меньше?

§ Чего больше, елочек или грибков?

§ Меньше?

§ Сделай одинаково.

§ Как по-другому можно сделать?

Отметить, владеет ли ребенок обоими способами или одним?

Каким?

· Счетные операции /в пределах 5/.

§ 2 + 1

§ 4 – 1

§ 3 + 1

§ 5 – 1

    • Решение задач

§ Было 5 шаров. Один лопнул. Сколько осталось?

§ Гуляли 5 человек. Один из них мальчик. Сколько девочек?

§ На ветке сидели 2 воробья. Потом прилетел еще один.

§ сколько воробьев стало?

§ Их стало больше или меньше?

· Геометрические фигуры:

§ Назови

§ Покажи

VII. Исследование речи.

· Общее звучание:

§ Темп

§ Разборчивость

§ Голос

§ Дыхание

Отмечается на основе выполнения предыдущих заданий

· Строение и подвижность артикуляционного аппарата:

________________________________________________________________

· Понимание речи

а) Понимание инструкций их 2-х частей

§ Возьми меня за руку и встань со стула

Инструкций из 3-х частей

§ Похлопай в ладоши, помаши ручкой, возьми карандаш

б) Понимание лексического значения падежных окончаний существительных

§ Покажи рукой картинку

§ Покажи фломастером ручку

§ Покажи картинкой ручку

§ Покажи ручкой фломастер

в) Понимание лексического значения отдельных фраз

§ Собака бежит за мальчиком. Кто бежит впереди?

§ Сад позади дома. Что впереди?

г) Понимание текста.

Спала кошка на крыше, сжала лапки. Села возле кошки птичка. Не сиди близко, птичка, кошки хитры.

§ Где спала кошка?

§ Как она спала?

§ Кто сел возле кошки?

§ Что мы скажем птичке?

VIII. Связная речь

· Составление рассказа по сюжетной картинке:

§ Рассмотри картинку и расскажи:

§ Кто нарисован?

§ Что делают и почему?

IX. Состояние словаря.

· Знание частей тела: шея, лоб, бровь, ресница, ладонь, плечи, колени, локти, ногти.

§ Что это?

§ Покажи, где у тебя?

· Части предметов.

Назвать. Если не может, то показать по слову, указанному взрослым

§ У чайника (дно, крышка, носик, ручка)

§ У стула (спинка, сиденье, ножки)

§ У машины (колеса, кузов, кабинка)

· Детеныши животных

§ Как называют детенышей кошки?

§ собаки?

§ коровы?

§ козы?

§ зайца?

§ лисы?

§ медведя?

§ Покажи.

· Качественный словарь.

Что можно сказать о платье? Какое оно может быть?

§ платье (какое?)

§ лимон (какой?)

§ лиса (какая?)

§ ножницы (какие?)

§ карандаш (какой?)

· Глагольный словарь.

§ Что умеет делать рыба?

§ птица?

§ конь?

§ собака?

§ бабочка?

§ змея?

X. Грамматический строй речи.

· Множественное число существительных

§ Покажи и назови: один – лист, а много – листья

(глаз, ухо, стул, окно, ведро, мост, утенок)

· Предложно-падежная форма: в, из, на, за, под, с

§ Куда я положила карандаш?

§ Откуда я взяла карандаш?

    • Уменьшительно-ласкательная форма

Скажи ласково:

§ юбка

§ елка

§ заяц

§ шкаф

§ Лена

§ Женя

§ Саша

§ Володя

XI. Звукопроизношение и различение звуков

· Гласные: А, У, О, И, Ы.

· Согласные:

XII. Фонематическое восприятие

· Хлопни в ладоши, когда услышишь комариную песенку: “Зззззз………”

з, т, с, ш, з, ж, з.

· Хлопни, когда услышишь слог ШО:

шо, ща, со, ши, жи, шо, зо.

· Покажи картинку:

§ шар – шарф

§ зуб – суп

§ уточка – удочка

§ Марина – малина

§ шашки – мышки

§ катушка – подушка

· Раздели картинки со звуками с-з на две группы

(коляска, арбузы, ваза, сосиски, смородина, козлики)

· Повтори:

§ та – да

§ ка – га

§ па – ба

§ та – то – ту

§ та – та – та

§ кот – год – кот

§ том – дом – том

§ удочка – уточка

XIII. Слоговая структура

(портфель, крокодил, черепаха, балалайка)

· Повтори:

§ градусник

§ милиционер

§ клубника

§ телевизор

§ велосипед

XIV. Состояние мелкой моторики.

Институт коррекционной педагогики РАО

Лаборатория содержания и методов обучения детей с трудностями в обучении

Наши рекомендации