Воздействие тренировочных нагрузок на организм спортсменов.

Аннотация.

Полученные экспериментальные данные могут использоваться при подготовке спортсменов циклических, игровых видов спорта и единоборств, а так же при разработке программ для ДЮСШ и других материалов для более успешной тренировки спортсменов разного возраста и квалификации. Эти данные будут способствовать оптимизации тренировочного процесса спортсменов, при их подготовке в составе сборных команд Российской Федерации, достижению спортсменами рекордных результатов на основе высокого уровня развития физических и морально-волевых качеств.

СОДЕРЖАНИЕ:

Стр.

1. Введение 4

2. Воздействие тренировочных нагрузок на

организм спортсменов 7

3. Методы диагностики, используемые при

тестировании спортсменов 13

4. Особенности адаптации юных спортсменов

к нагрузкам разной интенсивности 14

5. Использование восстановительных процессов

для повышения эффективности тренировки 21

6. Заключение 24

ВВЕДЕНИЕ

При планировании объемов тренировочных нагрузок для юных спортсменов обычно ориентируются на уровень высшего спортивного мастерства. На начальном этапе подготовки рекомендуется выполнять 40-45% объемов тренировочных нагрузок. В учебно-тренировочных группах 70-75% от уровня спортсменов высокой квалификации. В тоже время не учитывается, тот факт, возрастные особенности развития детского организма, различный уровень технической подготовки, координационных способностей обуславливает иные механизмы приспособления к физическим и соревновательным нагрузкам, чем у взрослых спортсменов. Не требует особых доказательств тот факт, что детский и юношеский организм по уровню развития морфофункциональных показателей физических качеств отличается от взрослого. Так возрастные ограничения физических нагрузок связаны со значительным напряжением систем кровообращения и дыхания, их функционального и морфологического развития. Объём сердца юного спортсмена достигает показателей взрослых лишь к 20-21 году. Систолический выброс, сократительная функция, которые обуславливают экономичность работы сердца у детей, существенно уступает таковым показателям взрослых.. У юных спортсменов сердце реагирует на повышение нагрузки прежде всего повышением пульса, а не ударного объема, т.е. работает менее экономично. Указанные особенности, а также меньшая, чем у взрослых величина артериального давления, обуславливает значительную напряженность системы кровообращения детей при мышечной работе. Объем легких, максимальная вентиляция легких, дыхательный объем у детей существенно уступает показателям взрослых при более низкой эффективности дыхания в физических нагрузках (при высокой частоте - низкий дыхательный объем). Это же относится и к более низкой эффективности газообмена, что характеризуется существенно меньшей величиной коэффициента использования кислорода, который у юных спортсменов имеет существенно меньший уровень. Сопоставление величин максимальной легочной вентиляции, соотношения частоты и глубины дыхания, показателей перехода кислорода в кровь даст основание говорить о большей напряженности дыхания и газообмена у детей. Помимо этого передача в кровь О2 у детей значительно слабее, поскольку ниже содержание гемоглобина в крови на килограмм массы. В целом для детского и юношеского организма характерна большая напряженность кардиореспираторной системы и системы крови. Главная причина отсева детей из ДЮСШ - неправильный подбор и дозировка упражнений для подростков и юношей без учета их функциональных и возрастных особенностей. Следствие этого – различной степени перенапряжения организма, чаще всего сердечно-сосудистой системы (юношеская гипертония, нарушение проводимости миокарда и др.). Нагрузка рассматривается как совокупность физиологических, биохимических и психологических сдвигов в организме под влиянием тренировочных и соревновательных воздействий. Рассматривается ее внешняя сторона – оценка величины тренировочных и соревновательных воздействий в условных единицах и внутренняя сторона – суммарные сдвиги внутренней среды организма, нервно-мышечной системы, центральной нервной системы, системы крови, гормонального статуса. Применение больших нагрузок приводит к тому, что наступает 1-я стадия тревоги. При этом в сердечной мышце усиливается белковый обмен, происходит ее гипертрофия. Если при этом интервалы между тренировками не меняются и позволяют восстанавливаться, то умеренно гипертрофированное сердце справляется с возросшими требованиями и увеличивает свою работоспособность (фаза адаптации). Но если предъявляемые требования еще более повышаются или перерыв между нагрузками недостаточен для восстановления работоспособности, наступает 3-я фаза- снижение сердечной производительности гипертрофированного сердца, нарушение его питания, так как на единицу возросшей мышечной массы приходится прежнее количество капилляров, наступает гипертрофия миокарда, нарушение его нервной регуляции. Работоспособность в целом снижается. Следует отметить то, что эти процессы особенно интенсивно происходят у юных спортсменов. Скорость восстановительных процессов после физических нагрузок у них значительно более длительное по сравнению с взрослыми.

Следовательно, в настоящее время по вопросу подготовки юных спортсменов существует выраженное противоречие. С одной стороны им рекомендуется копировать тренировку взрослых, используя те же принципы и методы подготовки, с другой стороны у детей и юношей существуют выраженные ограничения работоспособности. К сожалению, ранее разработанные программы подготовки спортсменов разных специализаций для ДЮСШ и СДЮШОР не отвечают современным требованиям тренировки и зачастую дезарентируют тренера при проведении практических занятий. Отсутствие контроля, правильного планирования, как отдельного занятия, так и циклов подготовки, знания особенностей развития детского и юношеского организма очень часто приводит к отрицательным результатам при подготовке спортсменов. В лучшем случае, воздействие тренировочных нагрузок оказывает незначительное или никакого воздействия на организм занимающихся, но при этом не приходит и роста тренированности. Худший вариант, когда форсированная подготовка вызывает перенапряжение одной или нескольких систем организма, а при продолжении занятий возникает и перетренировка, после чего даже талантливые спортсмены уходят из спорта, а если и продолжают занятия, то в значительном количестве случаях не достигают высокого спортивного уровня.

Задача ученых, тренеров, врачей заключается в том, чтобы на базе экспериментальных исследовательских стендов при тестировании спортсменов различного возраста и квалификации определить специфические особенности адаптации к общим и специальным тестам, в том числе и соревновательным. Это позволит разрабатывать такие циклы подготовки, которые будут способствовать оптимальному режиму функционирования организма при выполнении тренировочных нагрузок, постоянному росту всех сторон подготовленности и гармоничному развитию спортсмена.

Воздействие тренировочных нагрузок на организм спортсменов.

При подготовке спортсменов для эффективного управления тренировочным процессом тренер должен иметь четкое представление о воздействии тренировочных нагрузок на организм занимающихся.

Величина направленности физиологических сдвигов при выполнении упражнений зависит от следующих характеристик физической нагрузки:

1. вида применяемых упражнений;

2. интенсивности упражнения;

3. продолжительности упражнения;

4. количества повторения упражнения.

Интенсивность упражнения влияет на характер энергообеспечения и определяет величину и характер физиологических сдвигов. В зависимости от интенсивности физического упражнения выделены 4 зоны мощности.

Первая зона – работа максимальной мощности. Продолжительность от 6-20 сек. преобладают алактатные компоненты энергообеспечения.

Вторая зона – работа субмаксимальной мощности. Продолжительность работы от 20 сек. до 3 мин. Энергообеспечение осуществляется преимущественно за счет анаэробных \ гликоллитических \ процессов.

Третья зона – работа большой мощности. Длительность - от 3 до 30 мин. Работа проходит при смешанном аэробно-анаэробном характере энергообеспечения.

Четвертая зона – работа умеренной мощности. Эта зона характеризуется наличием устойчивого состояния, при котором интенсивность упражнения не превышает лимитов поставки кислорода к тканям. Продолжительность выполнения упражнения – если время работы не превосходит 3 мин., то уменьшение времени выполнения упражнения увеличивает анаэробные процессы. Мышечная работа до 10 сек. происходит за счет алактатных механизмов, более 10 сек. – гликолитических.

Величина интервалов отдыха между упражнениями играет большую роль в определении величины и характера ответных реакций на тренировочную нагрузку. При выполнении нагрузки в субмаксимальном режиме сокращение интервалов отдыха повышает интенсивность анаэробных изменений в организме. Число повторений упражнения определяет величину воздействия нагрузки на организм. При работе в аэробных условиях увеличение числа повторений приводит к исчерпанию энергетических резервов в мышцах и спортсмен вынужден либо снизить интенсивность нагрузки, либо прекратить работу. В практике спорта в зависимости от направленности физиологического воздействия тренировочные нагрузки принято подразделять на 4 группы:

1. преимущественно аэробной направленности;

2. аэробно-анаэробной направленности;

3. гликолитического воздействия;

4. алактатной направленности.

В таблице № 1 приведена классификация нагрузок по направленности в зависимости от соотношений величины компонентов. Такое распределение тренировочных нагрузок отражает специфику энергообеспечения работ разной мощности и продолжительности. Аэробную работу целесообразно разделить на 3 группы интенсивности.

Тренировка в I режиме (лактат 0-2 мМ) носит восстановительный характер после высокоинтенсивных тренировок (режимах IV-V). При этом в мышцах происходит восстановление запасов углеводов. Кроме этого тренировками в режиме I добиваются активирования жирового обмена.

При тренировках в режиме II (лактат 2-4 мМ) выносливость существенно не повышается, скорее всего, этот режим способствует восстановлению после высокоинтенсивных нагрузок, при этом его основной целью является подводка спортсменов к более интенсивным тренировкам в режиме III.

Тренировочный режим III (лактат 4-6 мМ) является наиболее эффективным для развития аэробных возможностей (общей выносливости). С точки зрения энергетики работа в режиме III обеспечивается за счет окисления углеводов. Поэтому такие тренировки не следует планировать в непосредственной близости к тренировкам в режимах IV-V. В процессе развивающихся тренировок в режиме III с ростом аэробных возможностей возрастает доля использования жиров. Это проявляется в снижении лактата с 6 мМ до 4 мМ при тех же спортивных результатах.

Развитие аэробных возможностей хорошо поддается тренировке. При повышении аэробных возможностей можно все больше и больше увеличивать интенсивность работы в экономичном аэробном режиме, не подключая анаэробные ресурсы. Подключение анаэробного окисления, вплоть до максимальной его мобилизации, дает определенный прирост скорости к уже имеющейся. Чем на большей скорости аэробной работы начинает подключаться анаэробное производство энергии, тем более возможно получение более высокого спортивного результата.

Таблица № 1

Наши рекомендации